мини-проект "Моя особенная группа"
проект (подготовительная группа) на тему
Проек направлен на развитие связной речи, логического мышления дошкольников 6-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_gruppa.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Проект на тему: "Моя особенная группа"
Красноселькуп 2014 год
Паспорт проекта
Название проекта: «Готовимся к школе».
Автор проекта: Е.Г.Кузьминых.
Исполнители проекта: Е.Г.Кузьминых.
Тип проекта:
по методу: информационно – практико – ориентированный
по содержанию: групповой
по времени проведения: долгосрочный
Сроки действия проекта: с 01.09.2014 по 31.05.2015
Актуальность темы
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Таким образом, актуальность темы определяется уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Одним из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению является уровень развития математических способностей. Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Математика для детей имеет важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Актуальность данного вопроса позволила включить в проект работу с логико-математической игрой «Блоки Дьениша».
Проблема
Проект «Готовимся к школе» разработан в связи с наличием у многих детей отклонений от нормы в речевом развитии: нарушение логико - временных связей в повествовании, неточное употребление многих обиходных слов, преобладание в активном словаре существительных и глаголов, недостаточная сформированность грамматических форм языка, неумение строить распространённые предложения. В процессе освоения логико - математических игр возникают следующие проблемы, дети не всегда способны включаться в мыслительную деятельность, имеют недостаточный опыт самостоятельного познания. Не всегда осознанно ищут способы достижения результата.
Объект исследования: речевое и математическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие связной речи через овладение навыками связного высказывания, математическое развитие через логико-математические игры с «Блоками Дьениша».
Цель: Развитие навыков связного высказывания в процессе обучения рассказыванию по картине. Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений и способов познания.
Задачи:
- Самостоятельное составление детьми логических задач на классификацию по совместимым свойствам;
- Предвосхищение результата решения логической задачи на разбиение по совместимым свойствам и проверку его в ходе практического разбиения блоков;
- Определение места числа в числовом ряду;
- Называние вариантов состава чисел;
- Выявление зависимостей в процессе измерения, деления целого на части и формулирование результатов с помощью дополнительных вопросов.
- Создание условий для формирования у дошкольников устойчивого желания говорить, выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, вступать в речевое общение;
- Уточнение словарного запаса детей и его расширение;
- Обучение практического усвоения детьми грамматических категорий;
- Обучение детей использованию в речи сложных предложений и их грамматического оформления.
- Содействие развитию навыков связного речевого высказывания.
Гипотеза: Развитие навыков связного высказывания способствует развитию связной речи.
Освоение логико-математических игр с «Блоками Дьениша» способствует математическому развитию детей.
Новизна проекта Ведущей задачей педагога в развитии речи детей 7 года жизни является развитие монологической речи, в частности самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности. Речевые умения позволяют детям в процессе коммуникации со сверстниками обмениваться информацией, вместе планировать игровую деятельность, договариваться о распределении ролей и координации действий в игре. В связи с этим в рамках проекта «Готовимся к школе» планируется работа по формированию навыков связного высказывания и, как следствие, развитию речи. В данном проекте предполагается использовать высказывание, как единицу речи для формирования у детей речевых умений и навыков. Подход к высказыванию как е единице речи открывает – переход от простого высказывания к связному развернутому высказыванию. Немаловажным условием для развития детей 7 года является активизация практической и умственной деятельности. В рамках проекта использование логико-математической игры «Блоки Дьениша» позволяет эффективно воздействовать на познавательную и личностную сферу ребенка. Блоки Дьениша стимулируют стремление ребенка получить результат, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Развивают внимание, память, речь, воображение, мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности преобразовании игровой ситуации. В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия.
Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, и материал по формированию навыков связного высказывания.
- Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов:
1) аналитические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта по данной проблеме.
2) словесные методы: (беседы индивидуальные и групповые, чтение художественной литературы)
3) наглядные методы (схемы, сюжетные картины для рассказывания).
4)проблемно – игровые методы (логические и математические игры, проблемные ситуации, творческие ситуации, сюжетные логико-математические игры).
Технология внедрения инновационного проекта
Материалы развивающей среды | Совместная деятельность с взрослым | Самостоятельная деятельность |
- Блоки Дьенеша (5-6 наборов). - Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем» (9-10 набор). - Альбом «На золотом крыльце сидели» - Альбом «Спасатели приходят на помощь» - Альбом «Поиски затонувшего клада» - Альбом «Праздник в стране блоков» - Альбом «Посудная лавка» -Макеты, экспозиции, схемы к проведению игр. | - Анализ и сравнение объектов по 2-3-4 свойствам, нахождение одинаковых и разных блоков. Игра в домино. - Разбиение и группировка по трем признакам. - Ориентация на знаки – символы, шифрование и расшифровывание информации. - «Читаем» схемы, действуем по правилам и сами их составляем: создание новых конструкций. - Разбиение блоков по двум совместимым свойствам на 4 группы. - Ориентация по знакам на плоскости листа: игры-лабиринты «Доставка продовольствия в затопленные районы», «Гонцы передают важные сообщения». - Измерение в уме свойства блоков игра «Доставка грузов». - Придумываем свои логические игры на классификацию по совместимым свойствам. - Составление альбома придуманных игр «Логическая копилка». | - Составление картинок, преобразование, придумывание своих картинок с использованием Блоков Дьенеша. - Мы – архитекторы, строительство сказочного города, сооружение башен, арок, дворцов, мостов. - Мы – художники, рисуем картины по эскизам. - Работаем волшебниками: создаём фабрику волшебных блоков и запускаем её. - Придумывание разных логических игр. |
Игрушки (подборка персонажей по темам) - дикие животные - домашние животные - набор детской посуды - муляжи овощей и фруктов - - настольный театр: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Смоляной бочок». Наглядно-демонстрационный и раздаточный материал: серии картинок по сюжетам Н. Радалова: «Тигр и зайчики», «Зайчики и уточки», «Зонтик» и др. - сюжетные картины О.Р. Гофман: «Мы дежурим», «Мы играем в магазин», «Мы строим дом», «Семья», «Семья на прогулке», «Вечер в семье». - времена года – «Река замерзла», «Ранняя осень», «Поздняя осень», «В зимнем парке». - картина В.М. Васнецова «Богатыри» - карточки с изображением птиц, собак, диких и домашних животных, времен года. - карточки для работы с предлогами. - маски для инсценировок | - беседы по картинно-графическому плану - рассматривание картин и беседы по содержанию -пальчиковая гимнастика: «Осень», «Листопад», «Яблонька», «Птички прыгают, летают», «Зайка беленький сидит», «Машина каша», «Посуда». - дидактические упражнения «Собери предложение», «Угадай по признаку, действию», «Кто такой?», «Где живут продукты?», «Дополни предложение», «Скажи какой?». - игры: «Будь внимательным», «Сосчитай», «Сосчитай листочки», «Кто, где живет?», «Чье это?», «Скажи наоборот», «Кто кем приходится?». - рассказ детьми по картине: по частям, цельно. - коллективное составление плана -беседа по содержанию текста с опорой на иллюстрации - повторение чтения текста с установкой на запоминание - рассказывание текста по цепочке - отгадывание загадок -размещение серии картинок в нужной последовательности на доске, комментирование своих действий - составление детьми высказываний по отдельным картинкам - фрагментам (по цепочке) - составление рассказов - составление рассказов по серии картинок - составление рассказов описаний - языковой (лексический) разбор текста с использованием иллюстраций - воспроизведение содержания неоконченного рассказа по вопросам - самостоятельное рассказывание с элементами творчества (дети придумывают свои варианты развития сюжета рассказа) - составление завязки рассказа | -Разыгрывание сказок с использованием настольного театра. -Разыгрывание сценок с использованием масок. -Рассматривание и самостоятельное составление рассказов по сюжетным картинкам. |
Макет "Школа" для организации сюжетно-ролевой игры | Сюжетно-ролевая игра "Школа" | Принятие ролей, умение взаимодействовать согласно заданной теме |
План реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответственные |
Констатирующий (подготовительный) (с 01.09.14 по 30.09.14) | 1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с новыми требованиями. 2. Постановка цели проекта, определение задач, составление модели предметно-развивающей среды группы. | сентябрь 2014 года | Е.Г.Кузьминых. |
Формирующий (основной) (с 01.10.14 по 30.04.15) | 1.Пополнение предметно-развивающей среды центр речевого развития наглядным и демонстрационным материалом для рассказывания, центр «Занимательной математики» схемами для игр с блоками Дьениша, карточками символов. 2.Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды для развития мотивации к обучению в школе («Уголок школьника»).
| октябрь - апрель 2015г. | Е.Г.Кузьминых |
Заключительный (контрольный) (с 01.05.15по 31.05.15) | 1.Мониторинг результативности проекта, степени достижения поставленной цели. 2.Систематизация материалов работы по теме проекта. | май 2015г. |
Предполагаемый результат: Повышение уровня связного высказывания и общего уровня речевого развития. Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.
Продукт проектной деятельности: пополнение предметно-развивающей среды группы макетами, схемами работы с блоками Дьенеша, игрушками (специальная подборка персонажей по темам), настольный театр «Заюшкина избушка», «Теремок», «Смоляной бочок», маски для инсценировок (дед, баба, внучка, медведь, мышка, лягушка, волк, лиса, колобок, овощи и фрукты), альбом придуманных игр «Логическая копилка», макет «Школа».
Перспективы
- развитие интеллектуально-творческих способностей детей, через освоение логико-математических представлений и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).
- повышение уровня связного высказывания и, следовательно, повышение общего уровня речевого развития детей
- пополнение предметно – развивающей среды материалами по речевому и математическому развитию;
- систематизация дидактического материала по теме проекта.
Список литературы.
- Детство: образовательная программа дошкольного образования СПб.: ООО «Издательство» Детство-Пресс», Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2014
- Гарифулина Г.А. Формирование навыков связнеого высказывания.- Волгоград: Учитель, 2014
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
- Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
- Носова Е.А, Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. - СПб. Акцидент, 1996, 1998; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: Особенности группы кратковременного пребывания
В данном материале представлена консультация для родителей на тему: Особенности группы кратковременного пребывания...
Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы. ...
На тему: "Особенности групп кратковременного пребывания".
Режим и адаптация детей в группе кратковременного пребывания....
особенности работы в маскулинно-ориентированных группах, особенности работы в фемининно-ориентированных группах
Мускулинность – мужественность - комплекс характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола - то, чем...
Особенности группы кратковременного пребывания
В чёс заключаются особенности ГКП? Для чего она нужна? Чем отличается группа кратковременного пребывания? Об этом вы узнаете в этой статье....