Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям
материал ( группа) на тему
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям
Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие»,
«Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Динамику детского развития оцениваю по пятибалльной системе и пяти уровням развития:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки c частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняю дважды в год: в начале и конце учебного года, Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляю баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считаю итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы складываю (по строке) и делю на количество параметров, округляю до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитыю итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы складываю (по столбцу) и делю на количество параметров, округляю до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Сводная диаграмма освоения основной общеобразовательной программы по образовательным областям
Из диаграммы на конец 2014 -2015 уч. года видно, что высокий уровень развития составил 57%, уровень развития выше среднего понизился на 7 % (с 34% до 27%) и средний уровень развития понизился на 31 % за счёт того , что дети перешли в группу детей с высоким и выше среднего уровня развития. На конец года 1 ребёнку требуется корректирующая работа педагога. В течение всего учебного года велась работа по всем областям программы. Результаты мониторинга показывают, что большинство воспитанников усваивают программу в полном объёме. Тем самым обеспечивается реализация требований стандарта дошкольного образования.
Особенностью индивидуально-дифференцированного подхода является наличие определенных условий, без которых невозможна его реализация, а именно, мониторинга индивидуального развития способностей детей. В начале учебного года провожу мониторинг , по результатам мониторинга определяю зону образовательных потребностей каждого воспитанника. Соответственно осуществляю планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации. Индивидуально-дифференцированный подход позволяет мне использовать различные виды деятельности.
На примере Познавательное развитие – математика хочу рассказать о дифференцированном подходе в работе с детьми моей подготовительной группы.
Применение дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников начинаю с выявления уровня математического развития детей, в основу которого легли следующие показатели:
* объем математических знаний и умений в соответствии с действующей программой в детском саду;
* качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать в самостоятельной деятельности;
* уровень умений и навыков учебной деятельности;
* степень развития познавательных интересов и способностей;
* особенности развития речи (усвоение математической терминологии);
* уровень познавательной активности .
В соответствии с результатами диагностики и индивидуальными особенностями детей моей группы я условно разделила их на несколько подгрупп. К первой подгруппе я отнесла детей, у которых замечалась большая активность и интерес к занятиям по математике, а также творческий характер применения полученных знаний и умений в практической деятельности.
Во вторую подгруппу включила тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи.
Третью подгруппу составили дети, у которых не проявлялся интерес к занятиям по математике, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей на занятиях по математике вызывается, прежде всего, пробелами в их знаниях, трудностями, которые они испытывают в процессе обучения, иногда причиной были длительные пропуски по болезни.
Четвертая группа - группа риска, дети, которые испытывают трудности в процессе обучения математике. Я продумала систему коррекционно-развивающей работы в процессе фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно на этих занятиях я имеют возможность дифференцированно поработать с детьми, доступно объяснив материал, соотнеся темп занятия с возможностями учебной деятельности и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Продумала и составила индивидуальный план работы с каждым ребенком, направленный на развитие математических (количественных, геометрических, временных, пространственных, величинных) представлений, логической сферы, познавательной активности и интереса и др.
В ходе занятия предлагаю варианты дифференциации заданий:
– по уровню сложности, например, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй – из 4 палочек; третьей – из 6 палочек. Это упражнение вызывает интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим, и наоборот.
– по уровню творчества, например, задания с геометрическими фигурами (счетными палочками) на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо” и др.
При подборе игр математического содержания соблюдаю определённую последовательность, учитываю, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм “Что изменилось?”, “Который по счету?”, “Чудесный мешочек” и др.. Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия я показываю, например, фигуру и говорю ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия еще раз напоминаю, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии. Выполнение небольшого задания вселяет уверенность, активизирует ребенка на выполнение более сложных заданий. Детям, успешно овладевающим математическими знаниями и умениями, даю в игре более сложное задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре.
С отстающими детьми кроме фронтальных занятий провожу дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки, модели чисел и геометрических фигур и др.), а также предлагаю тетради для индивидуальной работы. Если какое-то задание не дается сегодня, не пытаюсь добиться от ребенка немедленного результата, идём дальше, не заостряя на этом внимания. Затем через некоторое время вворачиваемся к этому “трудному” заданию и попытаемся снова выполнить его. Важно помнить, что пользу приносит только та деятельность, с которой ребенок справился самостоятельно. Привлекаю к работе с детьми и родителей, которые получают консультативную помощь по вопросам математического развития дошкольников или узких специалистов, если в этом есть необходимость.
Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения элементарной математике в моей группе даёт возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить интерес к математике. Я, считаю, что на современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Придерживаюсь следующего
Алгоритма работы при дифференцированном подходе:
1. Подбор диагностического инструментария
2. Проведение диагностики
3. Определение зоны образовательных потребностей каждого воспитанника
4. Формирование малых подгрупп по сходным показателям
5. Планирование образовательного процесса
6. Ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально)
7. Отслеживание результатов работы, в виде контрольных срезов, по проблемным показателям
8. Корректировка или продолжение работы с детьми по выбранному направлению.
9. Итоговая диагностика
10. Оформление результатов мониторинга и оценивание результатов работы педагогического коллектива.
Дифференцированный подход - это способность научить всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.
Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....
Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми с нарушением зрения
Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения...
«Реализация дифференцированного подхода в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
В данной работе обобщен опыт работы воспитателя в адаптационный период при поступлении ребенка в детский сад и раскрыта сущность дифференцированного подхода , а так же освящены такие...
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...
Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи....
Реализация дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников.
Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.Реализ...
Реализация дифференцированного подхода образования с дошкольниками
Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить ...