Интеграция образовательных областей в совместной и самостоятельной деятельности детей.
материал на тему

Этот доклад был зачитан на педагогическом совете. Будет полезен для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ob_integratsii_o.o.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы. Основополагающим принципом развития современного дошкольного образования, является интеграция.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся совместная со взрослым и самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность взрослого и детей подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения, и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей. Это явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т.е.  предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А также – это организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей ( эмоциональное благополучие других людей, помощь в быту и др.).

В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей планируется  с учетом интеграции образовательных областей.

Интеграция  - означает объединение. Следовательно, интеграция в образовательном процессе подразумевает подбор таких форм работы и видов деятельности педагогов с детьми, которые затрагивают развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно: представления детей развиваются в направлении целостного познания предметов и явлений окружающего мира. Интеграция в образовательной деятельности позволяет решать важную практическую задачу: рационально организовать образовательный процесс. Мы все уже для себя уяснили, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Выделяют определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа,  ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсии

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Осуществляя планирование на неделю на основе принципа интеграции, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выделить и сформулировать педагогические цели и задачи.
  2. Следующий шаг – отбор педагогического содержания из разных образовательных областей и форм работы с детьми.
  3. Выделить событие недели и основную форму итогового мероприятия.
  4. Практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели.

Для того чтобы максимально придерживаться интеграционного подхода в организации образовательного процесса, необходимо владеть программным содержанием каждой образовательной области и  ее комбинаторными возможностями. Осуществляя планирование образовательного процесса важно помнить, что освоение ребенком содержания каждой темы происходит поэтапно.

Вначале воспитателю необходимо выяснить имеющиеся представления и опыт детей по данной теме. Затем следует этап расширения и обогащения имеющихся представлений детей. Воспитатель подбирает наиболее адекватные формы работы и виды деятельности, позволяющие детям получить новые знания или самим «открыть» их.  Это могут быть наблюдения и экскурсии, совместное исследование проблемы, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеофильмов, совместный со взрослыми поиск новой информации в книгах, интернете. Таким образом, детям предоставляется возможность по-разному «проживать» (осваивать) полученную информацию, видеть ее с разных сторон, дополняя и обогащая новыми впечатлениями, ассоциациями, и с помощью разных средств передавать свое отношение к ней. На завершающем этапе происходит обобщение, закрепление и систематизация полученных представлений. Для детей это интересное итоговое событие, в котором все принимают активное участие, демонстрируя то, чему научились, что узнали. По форме организации это может быть праздник, викторина, конкурс, тематический досуг, соревнование, игра-драматизация, приготовление угощения, подарков, выставка детских работ и пр. Движение к такому событию мотивирует детскую деятельность, позволяет удерживать внимание и интерес детей к теме, делает процесс обучения незаметным и ненавязчивым, легким и увлекательным.

Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе планирования образовательного процесса  по многим показателям повышает его результативность:

1. Интегрированный образовательный процесс способствуют формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста, так как предмет или явление рассматривается с разных сторон.

2. Соответствует психофизиологическим особенностям ребенка дошкольника, то есть не идет в разрез с самой природой ребенка.

3. У детей формируется познавательный интерес, так как в интегрированный образовательный процесс включены представления из различных образовательных областей.

4. Переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

5. Интеграция способствует формированию таких качеств дошкольника, как любознательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, целенаправленность, которые  обеспечат ему успешное освоение учебных предметов в начальной школе.

6. Интегрированный образовательный процесс объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствует формированию коллективных взаимоотношений (умение договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд).

7. Интеграция способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

 «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов и явлений, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»                

                                                                                           К.Д.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ПО ТЕМЕ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»

Пути реализации годовой задачи и результаты тематического контроля по развитию у детей-дошкольников творческого поненциала и коррекция личности. (План проведения педагогического совета, предварительна...

Интеграция образовательных областей в совместной деятельности с детьми для развития звуковой культуры речи.

Работа по речевому развитию для детей 2-3 лет ведется воспитателем постоянно. Важно не только разговаривать с детьми, читать с ними, имитировать звуки окружающего мира , но и стремиться к ответной реа...

Интеграция образовательных областей как способ развития творчества деятельности детей.

Принцип интеграции образовательных областей - основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом. Данный принци...

Методическая разработка совместной деятельности детей и взрослых по социализации дошкольников с учётом интеграции образовательных областей"Хорошо,когда мы вместе!" для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка содержит педагогические ситуации на основе игр, игровых упражнений, художественного слова, музыкальных игр для социально-коммуникативного  развития ребёнка.  Педагоги...