«Использование технологий мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности детей.»
статья на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Клюквинская СОШИ»
Воспитатель 1квалификационной категории
Сметанина Марина Васильевна
2016год
«Использование технологий мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности детей.»
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания.
Одним из актуальных , эффективных и инновационных методов развития памяти у детей дошкольного возраста является мнемотехника.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» - запоминание цветов радуги.)
Как применять мнемотехнику в детском саду?
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, или простое предложение. Затем воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх – четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение) ; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Но что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть!
Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки.
Можно использовать мнемотаблицу в компьютерном варианте , она ничем не отличается – картинка помещается на слайд, в таблицу. А если мнемотаблицы оживить? Возможность использования в них двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев даёт возможность запоминать ещё в более увлекательной для детей форме.
Для самостоятельной деятельности детей, технологии мнемотехники целесообразно использовать в центрах активности.
- Центр воды и песка – рисование по песку, разделённому на квадраты.
- Творческий – зарисовка сказки в мнемотаблицу
--Манипулятивный центр - дети закрепляют цвет и форму, просматривают живую линейку (цвета радуги) и тд.
- Литературный – ребёнок прослушивая стихотворения складывает мнемотаблицы, а работая с мнемоквадратами, дети заучивают звуки.
- Музыкальный –Оказывается метод заучивания песен и танцев мнемотаблицами считается очень эффективным, так как помогает сократить количество занятий.
Итак мы сможем сделать вывод:
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
В дальнейшем этот прием поможет учиться детям в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов), а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и нам самим. Нужно только попробовать, и вы увидите результат!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ
Работа по самообразованию...
Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.
«Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...
Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе, в совместной и самостоятельной деятельности детей
Мнемотехника - как эффективное средство для всестороннего развития детейй...
Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год
Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....
Самообразование на 2023 - 2024 уч. год тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Самообразование на 2023 - 2024 уч.год. Тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
Презентация:«Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста»
Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника – это систе...