Программа дополнительного образования «Творенье детских рук» для детей 5-7 лет.
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа «Творенье детских рук» имеет художественно-эстетическую направленность, разработана с учётом методических рекомендаций авторской Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, с учетом интеграции образовательных областей: «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района –
детский сад «Алёнушка»
Утверждаю:
Заведующий ДОУ «Алёнушка»
_______________ Л.А. Абросимова
Программа дополнительного образования
«Творенье детских рук»
Составитель: Шкредова Е.В., воспитатель,
первая квалификационная категория
г. Куйбышев, 2012
Актуальность.
Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования. Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла. Одной из задач художественно - эстетического воспитания детей в детском саду является развитие воображения. Воображение способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Дошкольный возраст многие определяют, как самый сензетивный для педагогического воздействия в период: когда у ребёнка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «впитывания» окружающих впечатлений чрезвычайно высока.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники изобразительной деятельности, позволяющие развивать творческие способности детей. Применяя и комбинируя разные способы изображения, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники изобразительной деятельности в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Дополнительная образовательная программа «Творенье детских рук» (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана с учётом методических рекомендаций авторской Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, с учетом интеграции образовательных областей: «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».
Цель программы:
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи программы:
- Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Научить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы изобразительной деятельности;
- Развить мелкую моторику рук у дошкольников, используя нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- Формировать навыки сотрудничества.
Задачи для детей 5-6 лет.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Задачи для детей 6-7 лет.
- Научить различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного искусства и переносить это понимание в собственную художественную деятельность.
- Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
- Учить ребёнка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
Организация образовательного процесса
Дополнительная образовательная программа «Творенье детских рук» разработана для детей дошкольного возраста (с 5 - 7 лет). Совместная деятельность проводится в двух возрастных группах старшая и подготовительная группа. Предполагается проведение совместной деятельности по подгруппам.
Количество учебных часов в году 18 – в каждой возрастной группе (одно занятие в 2 недели).
Возраст детей | Продолжит. занятия | Периодичность | Кол-во часов в год |
Старшая гр. | 20- 25 мин. | 1 раз в 2 недели | 18 часов |
Подготов. гр. | 20-25 мин. | 1 раз в 2 недели | 18 часов |
Ожидаемые результаты .
Освоение программы дополнительного образования «Творенье детских рук» у детей дошкольного возраста будет способствовать:
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию интегративных качеств, таких как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость;
- умению планировать свои действия;
- повышению уровня развития творческих способностей и воображения.
Дети научатся работать с разнообразным материалом, применять полученные знания о нетрадиционной технике рисования в практических работах.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Контроль за эффективностью реализации Программы ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, открытых просмотров НОД, как для родителей, так и педагогов. А так же участие в творческих конкурсах различного уровня. В конце года проводится диагностика для выявления уровня развития мелкой моторики. В основу диагностики положены задания, предложенные в следующих изданиях:
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008.
- Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).
Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Мячики»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры по клеточкам»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Фигуры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 2 и более ошибки.
0 баллов – не смог скопировать фразу.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Календарно-тематический план
программы «Творенье детских рук»
для детей дошкольного возраста
Старшая группа
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЗАДАЧИ | ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
СЕНТЯБРЬ | «Растения в нашей группе» | Учить прижимать поролон и наносить оттиск на бумагу. | Рисование (оттиск поролоном) |
«Мячик» | Учить рисованию ватной палочкой методом тычка; | Рисование ватной палочкой | |
ОКТЯБРЬ | «Дары осени» | Работа с техникой зеркально симметричных изображений акварельными красками. | Рисование (монотипия) |
«Мое любимое дерево осенью» | Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. | Рисование (кляксография) | |
НОЯБРЬ | «Завтрак куклы» | Освоение способа обрывной аппликации (мозаики); планирование работы, осуществление замысла. | Аппликация (обрывная) |
«Платок для бабушки» | Учить выполнять несложный орнамент с помощью печати | Рисование (оттиск печатками) | |
ДЕКАБРЬ | «Первый снег» | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | Рисование (монотипия, пальцами) |
«Елочка нарядная» | Закрепить умение изображать елочные игрушки. | Рисование пальцами | |
ЯНВАРЬ | «Морозный узор» | Знакомить детей с новой техникой рисования | Рисование (восковые мелки+акварель) |
«Зимний лес» | Научить рисовать ладошками | Рисование ладонью | |
ФЕВРАЛЬ | «Зимние напевы» | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». | Рисование (набрызг) |
«Галстук для папы» | Аппликация (обрывная) | Аппликация (обрывная) | |
МАРТ | «Открытка для мамы» | Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы. | Аппликация (мятая салфетки) |
«Разные дома» | Упражнять в расположении изображения на листе | Рисование (тиснение) | |
АПРЕЛЬ | «Ранняя весна» | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. | Рисование (монотипия) |
«Космический пейзаж» | Знакомство с новой техникой, приемами графического изображения. | Рисование (граттаж) | |
МАЙ | «Салют» | Закреплять свойства разных материалов | Рисование (мелки+ акварель) |
«Веселое солнышко» | Аппликация (обрывная) | Аппликация (обрывная) |
Подготовительная к школе группа.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЗАДАЧИ | ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
СЕНТЯБРЬ | «Кораблик» | Продолжать формировать практические навыки работы с природным материалом. | Аппликация (природный материал) |
«Осенний пейзаж» | Ознакомление детей с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений. | Рисование (монотипия) | |
ОКТЯБРЬ | «Строим дом» | Освоение способа обрывной аппликации (мозаики); планирование работы, осуществление замысла. | Аппликация (обрывная) |
«Радуга» | Освоение способа соединения акварельной краски и влажного листа бумаги. | Рисование по мокрому | |
НОЯБРЬ | «Лягушка-царевна» | Продолжать знакомить детей с техникой оригами, учить совмещать с традиционной аппликацией. | Аппликация (оригами) |
«Кудрявый барашек» | Освоение нового способа рисование, передача характерных особенностей внешнего вида. | Рисование (оттиск поролоном) | |
ДЕКАБРЬ | «Игрушки на елку» | Знакомство с новой техникой, воспитание аккуратности. | Аппликация (квиллинг ) |
«Вьюга» | Ознакомление с новой волшебной техникой рисования. | Рисование свечой | |
ЯНВАРЬ | «Снеговик» | Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы. | Аппликация (мятые салфетки) |
«Зоопарк» | Познакомить детей с техникой рисования ладонью, учить самостоятельно придумывать композицию рисунка. | Рисование ладошками | |
ФЕВРАЛЬ | «Ночь и горы» | Создание композиции в техники бумажной пластики. Применение обрывной аппликации. | Аппликация (мятая бумага) |
«Звездное небо» | Продолжать знакомить с техникой, приемами графического изображения. | Рисование (граттаж) | |
МАРТ | «Ветка мимозы» | Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы. | Аппликация из поролона |
«Небылицы» | Ознакомление детей с новой техникой рисования воздухом. | Рисование (кляксография) | |
АПРЕЛЬ | «Веселые зверюшки» | Знакомство с новой техникой, учить последовательности выполнения работы. | Аппликация из отпечатков ладоней |
«Ночной пейзаж» | Работа с техникой зеркально симметричных изображений акварельными красками. | Рисование (монотипия) | |
МАЙ | «Ваза с цветами» | Ознакомление с новой техникой выкладывания контурных изображений с помощью нити. | Аппликация (ниткография) |
«Салют» | Закрепление приемов графического изображения. | Рисование (граттаж) |
Список используемой литературы:
- Аллаярова И.Е. “Симфония красок” М.:”Издательство ГНОМ и Д”, 2007.
- Вдовиченко.С. “Дети светлой краской красят мир”, М.: Чистые пруды, 2009 г.
- Журнал”Справочник старшего воспитателя ДОУ ”,№2 2012. Стр.52. статья “Использование нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с детьми” , автор: Лобурец Т.А.
- Журнал “Детский сад от А до Я”, №4 2009. Стр.144. Статья “Нетрадиционный способ рисования как способ приобщения дошкольников к искусству”, авторы: Романюк В.В., Мельник Л.А.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №11/95, стр.14 статья “Рисуйте в нетрадиционной технике”, автор: Шклярова М.
- Ковалицкая Л.М. “Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ”,М.: Аркти, 2008.
- Казакова Р.Г. “Занятия по рисованию с дошкольниками ”, М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Крылова Н.О., Самсонова Л.Ю. “Развитие творческих способностей” М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
- Лыкова И.А. “Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа”, М.: Карапуз-Дидактика, 2009.
- Никологорская О.А. “Волшебные краски”, М.: АСТ-Пресс, 1997 г.
- Субботина Л.Ю.”Детские фантазии: Развитие воображения детей”, Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- Топалова Е.П “Художники с пеленок”, М.: Айрис пресс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628209-1430134409.jpg)
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628209-1430134409.jpg)
Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.
1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365160-1386697632.jpg)
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-286682-1377742207.jpg)
Детская ритмика Программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности детей 4-7 лет в соответствии с ФГОС ДО
В настоящее время ритмическое воспитание приобретает все большее значение, так как является массовым и доступным для всех. За последние годы созданы и изданы многочисленные методические пособия по муз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840280-1477922001.jpg)
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/18/picture-1488613-1708264679.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Картинная галерея в детском саду» Для детей 4 – 7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Картинная галерея в детском саду»Для детей 4 – 7 лет...