Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Примерная программа по музыкальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_guselki.docx | 55.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»
----------------------------------- (МАОУ ДОД детский сад «Сказка») ------------------------
Тюменская область, село Омутинское, ул. Зятькова 36
Утверждаю:
Заведующая МАОУ ДОД д/с «Сказка»
___________ Иванова Н.А.
Приказ № 32/15 от 01.09.2017 года
Принята на педагогическом совете
протокол № 1 от 08.09.2017 года
Программа дополнительного образования
По музыкальному развитию
(обучение детей игре на детских музыкальных инструментах)
«Гусельки»
для детей старшего дошкольного возраста
5-7 лет
Составитель программы:
Музыкальный руководитель
МАОУ ДОД детский сад «Сказка»
Квардицкая Ирина Степановна
c. Омутинское – 2017 г.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
- Введение
- Направленность программы
- Новизна программы
- Актуальность программы
-Педагогическая целесообразность
- Цели и задачи программы
- Отличительные особенности программы
- Формы организации обучения
- Ожидаемые результаты
2. Способы проверки освоения программы
* Организация образовательного процесса в разных видах
непосредственно образовательной деятельности с учётом интеграции
образовательных областей (подготовительная к школе группа)
* Мониторинг образовательного процесса с учётом интеграции
образовательных областей (подготовительная к школе группа)
3. Учебно-тематические планы.
4. Комплексно-тематические планы.
5. Используемая литература.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Введение
Рабочая Программа для обучения детей игре на детских музыкальных
инструментах составлена в условиях введения ФГОС ДО.
В Программе раскрываются практические подходы организации воспитательно-
образовательного процесса в художественно-эстетической области.
Дошкольный возраст — самый благоприятный этап для формирования у детей
основ музыкальной культуры путём развития музыкальных и творческих
способностей. Большие возможности открываются у детей с раннего возраста,
вовлечённых в групповые формы музицирования.
Одним из самых эффективных методов музыкального воспитания дошкольников
является такая форма коллективной музыкальной деятельности, как игра в детском
оркестре. Она формирует у ребёнка чувство коллективизма, целеустремлённость,
помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, повышает ответственность за своё участие в общем деле.
Музыка для ребёнка — мир радостных переживаний , включает в себя, не только
восприятие, но и посильное исполнительство, основанное на опыте восприятия. Игра на детских музыкальных инструментах это практическая (исполнительская)
деятельность детей.
Направленность рабочей программы дополнительного образования «Весёлые
нотки».
* данная программа по содержанию является художественно-эстетической;
* по функциональному предназначению — учебно-познавательной;
* по форме организации — подгрупповой;
* по возрастному составу программа - рассчитана на детей дошкольного
возраста;
* по времени реализации: одногодичная;
* по структуре - блочная;
* по способу передачи информации - творческая.
Новизна программы.
В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном
воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах
известных педагогов-музыкантов (Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворских, Н.М. Гольденберга,
Карла Орфа, Пьер Ван Хуаве, М.А. Ветлугиной, И.Г. Лаптева,
В.Н. Кунцевич, Е.Р. Ремизовской, Т.Э. Тютюнниковой и др.) В особенности
плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на
детских музыкальных инструментов Карла Орфа. Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских музыкальных элементарных инструментов до сих пор остаётся в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров, отсутствием соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагогов к работе в данной области.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизировано излагается процесс обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, всесторонне учитываются не только возможности детей, но и ставится на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений, что является той психологической базой, на которой возможна организация различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющая ребёнку найти своё место в проявлении музыкальных способностей. У детей открываются большие
возможности для вовлечения с младшего возраста в групповые формы
музицирования, в частности, в детский оркестр.
Программа может применяться в ДОУ, как узкоспециализированная, а также
как дополнительная для использования в работе студий.
Актуальность программы.
Совершенствование системы музыкального образования в соответствии с ФГОС
ДО — не только задача педагогов — практиков, но и актуальная проблема
фундаментальной педагогической науки динамично меняющейся в условиях
современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих
говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой
формируется личность будущего музыканта и слушателя.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна
роль становления слуха и формирования ритмических особенностей. Установлено, что снижение слуха и, как следствие этого плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольник говорит примитивно, используя краткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, - тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Включение дошкольника в исполнение музыкальных произведений на детских музыкальных инструментах, особенно классических, даёт ему много возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность.
Педагогическая целесообразность.
Предлагаемые в программе средства, репертуар, наиболее действенны для детей
старшего дошкольного возраста. Для того, чтобы игра носила творческий характер и развивала самостоятельность, нельзя ограничиваться только разучиванием
упражнений, пьес и партий в ансамблях. Необходимо всячески культивировать
различные формы работы, способствующие творческим проявлениям детей: от
подбора на слух до совместных оркестровок-импровизаций.
Цель - развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребность
детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в
воплощении художественного замысла.
Помочь детям войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней,
ощутить и пережить её эмоционально, как радость и удовольствие.
Задачи :*развивать природную музыкальность детей, первоначальные навыки
музицирования;
* музыкальный слух: звуковысотный, тембровый, динамический;
*музыкальные способности: ладовое чувство, способность к слуховому
представлению, музыкально-ритмическое чувство;
* исполнительские возможности.
Чтобы организационно — методический аспект музыкальной деятельности был более целенаправленным, эффективным при составлении программы дополнительного образования учитывала:
* уровень знаний детей;
* подбор репертуара;
*возрастные особенности и особенности психического и физического
индивидуального развития детей;
При работе с детьми поддерживаю постоянно связь с воспитателями и родителями
детей, приглашаю родителей на занятия и концертные выступления.
План составлен на 2 года, периодичность занятий- 4 занятия в месяц.
Длительность одного занятия: 30 минут.
Отличительные особенности программы.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы С Бублей
«Детский оркестр», пособия А.В.Орловой «Русское народное творчество в детском
саду», Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах», программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умением игры на шумовых ударных инструментах, т.к. знакомство с музыкальными инструментами на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. Тем не менее, чтобы выявить способности детей, в начале учебного года проводится индивидуальная диагностика, по результатам которой можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. На основании диагностических исследований составляется перспективный план работы на год и соответственно ему разрабатывается календарное планирование занятий.
Формы организации обучения:
*по количеству детей — фронтальная, групповая, работа по партиям,
дуэтами, трио, соло, коллективная;
* по особенностям коммуникативного взаимодействия — практикум,
конкурсы, утренники, фестивали, концерты;
* по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению
знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обогащению
знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения данной программы дети овладевают способами игры на детских
музыкальных инструментах, исполняют произведения детского репертуара,
программные произведения, пьесы русских и зарубежных композиторов-классиков.
Развивается мелодический, динамический и гармонический слух, чувство ритма,
умение исполнить произведение в заданном характере.
Дети уверенно играют в оркестре на шумовых музыкальных инструментах и
инструментах Карла Орфа. При этом происходит погружение обучающихся в стихию русской народной и классической музыки, прививается любовь к активным формам музицирования. Дети с большим удовольствием играют на открытых занятиях, выступают на вечерах развлечения, утренниках, успешно участвуют в конкурсах и концертах.
Способы проверки результатов освоения программы.
Смотры, конкурсы, фестивали, отчётные концерты, диагностика.
Данная Программа составлена в соответствии с:
* в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
* Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
* Уставом ДОУ;
* планом работы ДОУ;
* Годовым планом работы.
Практическая значимость.
Игра на детских музыкальных инструментах — это один из видов детской
музыкальной деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Она
способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,
настойчивость , целеустремлённость, усидчивость, развивается память и умение
сконцентрировать внимание. В процессе игры на музыкальных инструментах
совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка, фантазия, творческие и музыкальные способности, музыкальный вкус, умение ценить и понимать музыку.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных
инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.
У детей развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук, координация
музыкального мышления и двигательных функций организма.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя
удивительный мир музыкальных звуков, осознанно различают красоту звучания
различных музыкальных инструментов, улучшается качество пения и музыкально-
ритмических движений.
Программа расчитана на 2 года обучения.
План составлен на год, периодичность занятий- 4 занятия в месяц.
Продолжительность занятия 30 минут.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Количество часов | |
1-й год обучения | 2-й год обучения | ||
1 | Знакомство с музыкальными инструментами | 2 | 1 |
2 | Музыкальная грамота | 12 | 11 |
3 | Обучение на музыкальных инструментах | 22 | 24 |
Учебный план.
№ | Раздел, тема | Количество часов. Всего | Количество часов. Теоретические зан. | Количество часов. Практические зан. |
1 | Организационное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Детские шумовые инструменты | 3 | 1 | 2 |
3 | Музыкальные и шумовые звуки | 3 | 1 | 2 |
4 | Металлофоны и глёкеншпили | 4 | 2 | 2 |
5 | Ударные детские музыкальные инструменты | 3 | 1 | 2 |
6 | Ксилофоны | 3 | 1 | 2 |
7 | Разучивание рус. нар. мелодий | 4 | 1 | 3 |
8 | Жанры музыки | 2 | 1 | 1 |
9 | Средства музыкальной выразительности | 4 | 2 | 2 |
10 | Разучивание произведений классической музыки. | 7 | 1 | 6 |
Комплексно-тематический план
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Где живут звуки? Звуки металлические, стеклянные, деревянные. Музыкально — дидактическая игра «Отгадай, где гуляет медвежонок Гоша?» Музыкально-игровая гимнастика «Дождик кап, кап, кап». Пальчиковая игра «Киска». | Знакомство детей с окружающими звуками природы, улицы, дома. Закреплять умение распознавать звуки деревянные, металлические и стеклянные. Развивать у детей воображение, тембровый слух. Развивать мелкую моторику пальцев рук |
2-ая | Тема: «Звук живёт в любом предмете». Музыкально-игровая гимнастика «Дождик, дождик перестань». Музыкально-дидактическая игра «Барабан грохочет больно сильный гром». Элементарное музицирование: «Мы в лесу гуляем» - игра со звучащими жестами. Игра «Ты катись, весёлый бубен». Опыт «Где живёт эхо?» | Развивать элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром. Расширять у детей понятие о немузыкальных звуках окружающей среды. Добиваться правильного исполнению динамических оттенков: тихо, громко. Развивать умение согласовывать свои движения с ритмизованной речью. Подвести к пониманию процесса возникновения эха. |
3-ья | Тема: «Звук-волшебник». Звуки музыкальные и шумовые. Привести примеры шумовых и музыкальных звуков. Музыкально — дидактическая игра «Повтори звук». Игра «Колокольчик звонкий — голосочек тонкий». | Уметь находить шумовые звуки в природе, быту, на улице. Вспомнить название музыкальных инструментов, запомнить их звучание. Воспроизводить на металлофоне ритмический рисунок на одном звуке. Овладеть приёмами игры на колокольчике. Расширять у детей представление о шумовых и музыкальных звуках. |
4-ая | Тема:«Музыкальные инструменты» Музыкальноо-дидактическая игра «Осенний дождик». Музыкально игровая гимнастика «Зайчики». «Часы», муз. Тиличеевой, «Часы», муз. Жилинского Опыт «Как появляется песенка?» Игра на металлофонах «Мы идём», муз. Тиличеевой. | Продолжать знакомить детей со звуками музыки. Показать детям приёмы отрывистого исполнения звуков на металлофонах. Выявить причины возникновения высоких и низких звуков. Сравнить, как композиторы посредством музыки изобразили ход часов в музыкальных пьесах. Обратить внимание детей на изобразительный характер музыки в пьесе Жилинского «Часы». Совершенствовать умение детей в исполнении на металлофонах мелодии на одном звуке. |
Октябрь
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Звуки низкие и высокие». Музыкально — дидактическая игра «Почему Мишутка пищал?» Элементарное музицирование «Дождик, дождик, перестань». Музыкально-игровая гимнастика «Смешные человечки». Исполнение мелодии «Птенчики», муз. Тиличеевой на металлофоне. Игра на металлофоне:«Небо синее», «часы», муз. Тиличеевой. | Определять высоту звуков при игре на ф-но и металлофоне. Развивать у детей воображение, тембровый и звуковысотный слух. Стараться вызвать у детей эмоции соответствующие характеру и тексту музыки. Добиваться уверенного исполнения мелодии на металлофоне одном и двух звуках. |
2-ая | Тема: «Лесной оркестр». Слушаем и вспоминаем звуки леса. Музыкально-игровая гимнастика «Мы на цыпочках идём». Игра на детских музыкальных инструментах: «Небо синее», муз. Тиличеевой, «Ах, вы сени», муз. рус. нар. «Лесная песенка», муз. Витлина | Развивать элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром. Следить за осанкой при ходьбе на цыпочках, двигаться в ритме стиха.. Совершенствовать чувство ритма при игре в лесном оркестре на шишках, орешках, жёлудях. Чувствовать конец фразы, отмечать её ударами в бубен. |
3-ья | Тема: «Симфония дождя». Музыкально-игровая гимнастика «Хлынул ливень». «Тучка», закличка, исполнение попевки со звучащими жестами. Игра на детских музыкальных инструментах: «Дождь по улице идёт, песню звонкую поёт», муз. Бокач. «Дождь», муз. Брука. | Закреплять у детей знания о звуках природы, и изобразительных возможностях музыки. Развивать творческое воображение, умение иллюстрировать текст песни игрой на детских музыкальных инструментах. |
4-ая | Тема: «Утром мы во двор идём — листья сыплются дождём». Музыкально-игровая гимнастика «Листопад». Музыкально-дидактическая игры: «Угадай, что звучит?», «Повтори звук», «Птица и птенчики», муз. Тиличеевой. «Прогулка в осеннем лесу», иллюстрированный рассказ. Игра на детских музыкальных инструментах «Музыка осеннего леса». | Осваивать навыки исполнения имитационных движений. Развивать у детей тембровый слух, музыкальную память, умение различать звуки по высоте и повторять услышанные звуки на металлофоне. Помогать детям в подборе музыкальных инструментов для изображении обитателей леса и лесных звуков. |
Ноябрь
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Озвучивание стихов и сказок». Элементарное музицирование «Ветер и эхо». Музыкально-игровая гимнастика «Сшили кошке к празднику сапожки».». Русская народная сказка «Гуси- лебеди». | Ощущать ритм заключённый в стихах и переносить его на шумовые инструменты. Стараться вызывать у детей эмоции соответствующие содержанию стихотворения, развивать умение подбирать жесты к тексту. Совершенствовать опыт детей в подборе музыкальных инструментах для озвучивания стихов и сказок. |
2-ая | Тема: «Вверх по лесенке идём». Музыкально-игровая гимнастика «Весёлые строители». Попевка «Вверх по лесенке иду». Игра на детских музыкальных инструментах «Птица и птенчики», муз. Тиличеевой «Комаринская», муз. Чайковского | Познакомить детей со звучанием 1-го тетрахорда 1 октавы в восходящем порядке. Помогать детям осваивать навыки игры на металлофонах и глёкеншпилях. Определять на слух и играть на металлофонах «до» 1 октавы и «до» 2 октавы. Отмечать сильную долю такта игрой на деревянных ложках. |
3-ья | Тема: «Ритм». Элементарное музицирование «Шесть мышей». Игра на детских музыкальных инструментах: ««Пик, пак, пок», «В бубен бей», «Небо синее», «Комаринская», муз. Чайковского. «Треугольник». | Закреплять у детей умение применять правильные приёмы игры на металлофонах. При речевом музицировании прививать детям навыки импровизации. Развивать у детей чувство ритма, быстроту реакции. Добиваться точной передачи ритмического рисунка на ударных инструментах. Осваивать приёмы игры на треугольнике. |
4-ая | Тема: «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». Элементарное музицирование «Ветер и эхо». Попевка «Лесенка», муз. Тиличеевой. Игра на детских музыкальных инструментах «Лесенка», «Дождь по улице идёт, песню звонкую поёт» | Прививать детям навыки исполнения поступенного движения мелодии до 5 степени звукоряда вверх и вниз. Совершенствовать у детей умение подбирать соответствующие тексту движения рук и ног. При исполнении попевки движением руки показывать направление движения мелодии. Определять на слух направление движения мелодии |
Декабрь
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Звуки зимы в природе». Музыкально — дидактическая игра «Снеговик». Элементарное музицирование «Снежинки, летайте, летайте». Музыкально-игровая гимнастика «Ходят часики природы». Игра на детских музыкальных инструментах: «Лесенка», муз. Тиличеевой, «Новогодняя полька», муз.А.Гедике | Знакомство детей с окружающими звуками природы на улице, в зимнем лесу. Развивать у детей воображение, тембровый слух. Совершенствовать чувство ритма: сыграть на металлофоне попевку на двух звуках , сохраняя ритмический рисунок. Осваивать правильные приёмы звукоизвлечения при игре на металлофоне и глёкеншпиле, учить детей исполнять «глиссандо». |
2-ая | Тема: «Зимние звуки леса ». Музыкально — дидактическая игра «Ёлочка в гости к нам спешит». Элементарное музицирование «Снежинки, летайте, летайте». Музыкально-игровая гимнастика «Ходят часики природы». Игра на детских музыкальных инструментах: «Лесенка», муз. Тиличеевой, «Новогодняя полька», муз.А.Гедике | Продолжать развивать у детей элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром. Добиваться согласованности жестов с характером музыки и литературным текстом. По звучанию определять направление мелодии вверх и вниз в поступенном движении. Во время вступать каждой группе инструментов при исполнении оркестрового произведения. |
3-ья | Тема: «Зимний наряд земли». Ритмизованная игра «Как на горке снег». Музыкально-дидактическая игра «Волшебный колокольчик». Музыкально-дидактические игры с использованием мнемотаблиц: «Снеговик», «Снег, снег кружится». Игра на детских музыкальных: «Ты, красавица-Зима», «Я по ступенькам поднимусь», «Часы», муз, Тиличеевой | Чувствовать конец музыкальной фразы, отмечать его остановкой в движении и паузой в звучании музыкальных инструментов. Помогать детям подбирать соответствующие звучащие жесты для передачи ритмического рисунка попевок. Развивать у детей звуковысотный музыкальный слух, уметь определять направление движения мелодии вверх и вниз. |
4-ая | Тема: «В гости к ёлочке идем». Музыкально-дидактические игры с использованием мнемотаблиц: «Снеговик», «Снег, снег кружится». Игра на детских музыкальных инструментах: «Птенчики», «Лесенка», «Часы», «Новогодняя полька», муз.А.Гедике | Уметь имитировать игрой на детских музыкальных инструментах звуки, которые мы слышим зимой на улице и в природе. Добиваться слаженности и согласованности с аккомпанементом и друг с другом при игре в оркестре. |
Январь
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Сказки сами сочиняем». Сказка «Два колокольчика». Элементарное музицирование «Как на горке — снег, снег». Музыкально-игровая гимнастика «Утром рано я встаю». Игра на детских музыкальных инструментах: «Лесенка», «Часы», муз. Тиличеевой,«Вальс петушков», муз.Г.Стрибогг. | Побуждать детей творчески передавать эмоционально-образное содержание музыки посредством импровизации. Развивать у детей воображение, тембровый слух. Согласовать движения с текстом стиха. Помогать детям подбирать музыкальные инструменты для характеристики сказочных героев. |
2-ая | Тема: «Игра звуков». Музыкально-игровая гимнастика «Мы на цыпочках идём». Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму». Игра на детских музыкальных инструментах: «Небо синее», муз. Тиличеевой, «Вальс петушков», муз.Г.Стрибогг. | Способствовать развитию фантазии, воображения, через осмысливание таких средств музыкальной выразительности, как ритм, метр, интонация. Связывать навыки музыкального восприятия с коммуникативным и речевым жизненным опытом. |
3-ья | Тема: «Слушаем и играем». Музыкально-игровая гимнастика «Утром рано я встаю». Музыкально-дидактическая игра»Где же наша песенка?». Элементарное музицирование «Путаница», немецкий фольклор. Игра на детских музыкальных инструментах; «Эхо», «Часы» муз. Тиличеевой, «Вальс петушков», муз.Г.Стрибогг. | Развивать художественно-музыкальное восприятие детей. Воспитывать ансамблевую слаженность, необходимую для развития музыкальности у детей. При игре в оркестре слышать каждую фразу и соблюдать паузы при игре на бубенцах. В партии глёкеншпилей совершенствовать исполнение приёма «глиссандо». Накапливать впечатления и двигательные умения для будущего художественного воплощения. |
4-ая | Тема: «Продолжаем сказки сочинять». Пальчиковая азбука «Раз, два, три, четыре, пять — вышли пальцы танцевать». Элементарное музицирование «Путаница», немецкий фольклор. Игра на детских музыкальных инструментах: сказка «Ветер- ветерок- ветрище» . | Рассказывая сказку детям, объяснить все правила игры в оркестре «громко — тихо», по сигналу дирижёра. Создавать детям условия для совершенствования речи как средство общения. Помогать детям развивать сюжет сказки, используя разные варианты. Построение разных ассоциативных связей на основе целостного объединения чувственного опыта детей. |
Февраль
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Синтез движения — речи — музыки». Элементарное музицирование «Ледяное эхо». Музыкально-литературная зарисовка «Проказы матушки- Зимы». Музыкально-двигательная разминка «Белая гамма», муз. Тютюнниковой. Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова. | Способствовать развитию у детей умения объединять пение, движения, ритмизованную речь и игру на детских музыкальных инструментах. Развивать у детей воображение, тембровый слух. Помогать детям приобретать навыки превращать речевую пьесу в театрализованную игру. Прослушать новую пьесу для игры в оркестре, определить её жанр и характер музыки. |
2-ая | Тема: «Урок в ритме вальса». Элементарное музицирование: «Снежинки кружатся», «Ледяное эхо», «Снег так искрится зимой и блестит». Музыкально-игровая гимнастика «Кружимся парами». Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова | Развивать навыки взаимосвязи речи и движения. Стимулировать развитие ловкости, точности реакции. Совершенствовать у детей язык жестов, телесно-пластическую деятельность. Интуитивно-телесное изучение трёхдольной пульсации в практическом музицировании детей. Определить, какие музыкальные инструменты должны звучать в каждой части вальса |
3-ья | Тема: «Кружится вальс». Элементарное музицирование: «Снежинки кружатся», «Ледяное эхо», «Снег так искрится зимой и блестит». Музыкально-игровая гимнастика «Кружимся парами». Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова | Помогать детям формировать движения при помощи речи, а речь при участии движений. Способствовать эмоциональному и творческому раскрепощению детей. Создавать условия для получения детьми удовольствия от общения и совместного музицирования. Показать детям начальный (рисуночный) способ графической записи трёхдольного размера. |
4-ая | Тема «Зима-художница». Элементарное музицирование «Ледяное эхо», «Снег так искрится зимой и блестит». Музыкально-игровая гимнастика «Юные фигуристы». Игра на детских музыкальных инструментах «Шла лисица», муз. рус нар., «Вальс», муз. Гречанинова | Помогать детям проявлять творческую инициативу в поиске средств художественной выразительности, для передачи настроения в музыке. Приближать речевое музицирование к импровизированному театру. Добиваться комплексного развития музыкальности у детей. Развивать способность детей к различным формам музицирования. |
Март
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Первые капели». Музыкально — дидактическая игра «Передай ритм.» Элементарное музицирование «Звонко капают капели»». Музыкально-игровая гимнастика: «Ронять руки», «Музыкальные стульчики»». Игра на детских музыкальных инструментах : «Вальс-шутка», муз. Шостаковича, «Ты, скажи мне реченька», муз. Вихаревой. | Продолжать знакомство детей с окружающими звуками природы, улицы, дома. Развивать у детей воображение, ритмический и тембровый слух. Использовать при передачи ритма несложный ритмический рисунок. Помогать детям подбирать музыкальные инструменты для сопровождения пения песни. |
2-ая | Тема: «Снова капают капели». Музыкально-двигательная разминка «Чиж». «Ронять руки», «Музыкальные стульчики»». Элементарное музицирование: «Звонко капают капели»». «Кап , кап, динь, динь». Музыкально-игровая гимнастика «Мы на цыпочках идём». Игра на детских музыкальных инструментах : «Ты, скажи мне реченька», муз. Вихаревой. | Развивать элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром. Попевки петь медленно, плавно переключаясь со звука на звук, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи. Совершенствовать у детей память и музыкальный вкус. Помогать детям объединять мелодию и ритм в единое целое. Добиваться качественного исполнения музыки. |
3-ья | Тема: «Слушаем и играем». Музыкально-игровая гимнастика «Игра с бубнами», «Ронять руки». Элементарное музицирование: «Кап , кап, динь, динь», «Еду, еду». Пальчиковый аккомпанемент «Пять обезьянок». Игра на детских музыкальных инструментах : «Ты, скажи мне реченька», муз. Вихаревой. | Способствовать развитию у детей художественно-музыкального восприятия. Вызывать у ребёнка интерес к игре на детских музыкальных инструментах, желание участвовать. Развивать у детей чувство лада и темпа. Помогать детям придумать несложный импровизированный танец с бубнами. |
4-ая | Тема: «Весне навстречу». Элементарное музицирование: «Кап , кап, динь, динь», «Весна». Музыкально-двигательная разминка: «Чиж», «Кулачки- кисти». Пальчиковый аккомпанемент «Пять обезьянок» Игра на детских музыкальных инструментах : «Ты, скажи мне реченька», муз. Вихаревой. | Развивать необходимые навыки музыкальной деятельности: звуковысотное восприятие, чувство ритма, гармонический слух. Развивать у детей мышечный тонус, готовность к выполнению упражнений. уметь анализировать своё исполнени Создавать условия для развития творческой деятельности каждого ребёнка |
Апрель
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Каждый звук имеет своё имя». Пение «Песенка про ноты», обработка Металлиди. Музыкально — дидактическая игра «Вверх — вниз». Элементарное музицирование «Тишина», муз. Медынь. Игра на детских музыкальных инструментах: «Колобок», муз. Боромыкиной (песня-игра), «Вербы», муз. Кошминой. | Продолжать знакомить детей с нотами и звуками. Развивать у детей звуковысотный слух, закреплять знания детей о движении мелодии вверх и вниз. При сопровождении пения песни музыкальными инструментами обращать внимание детей на соблюдение ритмического рисунка. Правильно исполнять «глиссандо», слегка касаясь молоточком пластинок. Помогать детям в подборе музыкальных инструментов в озвучивании сказок. |
2-ая | Тема: «Звуки весны в природе и в музыке». Музыкально-игровая гимнастика «Игра с бубнами». Элементарное музицирование «Тишина», муз. Медынь. Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весна», «Вербы», муз. Кошминой. | Продолжать развивать у детей элементарные представления о взаимоотношениях с окружающим миром. При озвучивании стихотворения разбирать с детьми характер и каждого героя, способствовать индивидуальной интерпретации образа, эмоциональному самовыражению. |
3-ья | Тема: «Весна в природе и в музыке». Элементарное музицирование «Тишина», муз. Медынь. Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весна», «Вербы», муз. Кошминой. Пение «Песенка про ноты», обработка Металлиди. | Обращать внимание детей на качество исполнения оркестром музыкального произведения. Помогать детям превращать речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную приближая речевое музицирование к импровизированному театру. |
4-ая | Тема: «Приглашаю вас в страну мелодий». Элементарное музицирование «Лягушачья песенка», «Утро», муз. Тютюнниковой. Пение «Пой за мной», детский канон. Игра на детских музыкальных инструментах: «Я на горку шла», муз рус. нар. | Закреплять знания детей о мелодии. При пении помогать детям подстраиваться к звучащему голосу педагога. Дать детям представление о каноне. Прививать детям любовь к мелодичной русской народной музыке, учиться её исполнять |
Май
Неделя | Репертуар | Задачи |
1-ая | Тема: «Звуки низкие и высокие». Музыкально — дидактическая игра «Почему Мишутка пищал?» Элементарное музицирование «Дождик, дождик, перестань». Музыкально-игровая гимнастика. Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весенние цветы», муз. Куликовой, «Колобок», муз. Боромыкиной (песня-игра), | звуками природы, улицы, дома. Развивать у детей воображение, тембровый слух. Добиваться общности выразительных средств речи, движения и музыки. Делать доступной и лёгкой речевую импровизацию для творческих действий детей. |
2-ая | Тема: «Звук и тишина». Музыкально-игровая гимнастика «Весело шагаем, тихо — отдыхаем». Музыкально-дидактическая игра «Танцуем в тишине». | Расширить у детей понятие о паузе. Пауза — знак молчания, перерыв в звучании. Пояснить детям, что во время паузы звуки не звучат. |
3-ья | Элементарное музицирование «На травке», муз. Тютюнниковой. Игра на детских музыкальных инструментах: музыкальная зарисовка «Весна», «Вербы», муз. Кошминой | Помогать детям превращать речевую пьесу в театрализованную игру, вплотную превращая речевое музицирование к импровизированному театру. |
Форма подведения итогов.
Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение
года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном
концерте, на конкурсах и фестивалях.
Этапы работы
1 этап. Развивать способность детей к подражанию, которое ярко
выражено в дошкольном возрасте.
2 этап. Развивать у детей умение самостоятельно исполнять
выученные ритмы, упражнения, отдельные движения и т.д.
3 этап. Развивать у детей творческие способности к импровизации
в различных видах деятельности, способности к самовыражению.
Целевые ориентиры.
1.Называть музыкальные инструменты, особенности их хранения и звучания;
Жанровое разнообразие музыки;
Приемы игры на инструментах.
Строение музыкальных инструментов, их разнообразие
2.Выполнять несложные композиции;
Понимать жесты дирижера в оркестре при исполнении произведения.
Различать на слух различный ритм музыкального произведения, регистр
Выполнять простейшие приемы игры на музыкальных инструментах.
Уметь по характеру музыки подбирать необходимые инструменты для исполнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М., Мозаика синтез ,2005 г
2. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. М.,
2002г.
3. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994 г.
4. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования
эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М.,
1999 г.
5. С. Бублей. «Детский оркестр», Москва «Просвещение», 2998 г.
6. Кононова Н. «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»,
Москва «Просвещение», 1990 г.
7. Журнал «Музыкальный руководитель», ООО Издательский дом, «Воспитание
дошкольника», Москва, (2004 — 2015) г.г.
8. Журнал «Музыкальная палитра». Санкт -Петербург, Ленинградский областной
институт развития образования.
Диагностические показатели освоения курса программы
по музицированию «Гусельки» на 2017-2018 учебный год.
№ | Фамилия, имя ребенка | Знание музыкальных инструментов | Приемы игры на музыкальных инструментах | Навыки ансамблевого исполнения | Жанровое разнообразие музыки | Строение музыкальных инструментов | |||||
сг | кг | сг | кг | сг | кг | сг | кг | сг | кг | ||
1 | Мицых Соня | ||||||||||
2 | Рыжова Аня | ||||||||||
3 | Сергеева Настя | ||||||||||
4 | Беккер Маша | ||||||||||
5 | Авдюкова Ксюша | ||||||||||
6 | Мартынов Женя | ||||||||||
7 | Брызгалов Артем | ||||||||||
8 | Алабугин Максим | ||||||||||
9 | Осипов Дима | ||||||||||
10 | Татурин Игорь | ||||||||||
11 | Сироткин Слава | ||||||||||
12 | Пермякова Полина | ||||||||||
13 | Кондрат Даша | ||||||||||
14 | Мюллер Ира | ||||||||||
15 | Чирятьева Рита | ||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
Показатели качества диагностики:
Высокий уровень-3 балла; средний уровень-2 балла; низкий уровень-1 балл.
Составила: Квардицкая И.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах
123...
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР» для детей 6-7 лет
Программа дополнительного образования по обучению детей игре на детских музыкальныхинструментах « ВЕСЁЛЫЙ ОРКЕСТР»для детей 6-7 лет...
дополнительное образование по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в рамках кружка «Весёлый оркестр»
Программа, консультации для родителей, опыты, дидактические игры....