перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой.
книга (старшая группа) на тему

станицкая наталья викторовна

«Поговорим о наших книгах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_po_oznakomleniyu.docx57.28 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по ознакомлению

с художественной литературой в старшой группе

«Поговорим о наших книгах».

Дать детям понятие о том, что книга состоит из обложки и листов, листы сшиты. Книга рассказывает много интересного, она учит, советует. Книга – друг человека, их  нужно беречь и любить. Закрепить у детей навык правильного перелистывания листов в книге, путем беседы развивать у детей мышление и речь. Начать чтение любимых книг детей.

Сентябрь

«Книги – мои друзья».

«Как правильно рассматривать книгу».

Знакомство детей с русским писателем Чёрного С.  13 октября – 130 лет  со дня рождения (1880 – 1932)

Познакомить детей с тем, что листы в книге прикрепляются к корешку книги, что у листа есть страницы. В книге есть начало и конец, на страницах книги есть картинки, которые соответствуют тому, что написано на листах книги.

Учить детей последовательно с начало книги рассматривать картины и передавать их содержание или словами, или если текст книги хорошо знаком, словами произведения.

Продолжать воспитание навыков бережного перелистывания книги. В повседневной работе продолжать воспитывать у детей умение рассматривать иллюстрации и рассказывать об их содержании, подклеивать, ремонтировать старые книги.

Октябрь

«Кто пишет книги».

Познакомить детей с тем, как книжка становиться книжкой, воспитывать уважение к труду людей, печатающих книгу. Сказать детям о том, что печатаные машины делают в нашем городе на заводе полиграфических машин.

Познакомить детей что, 11 ноября - 110 лет со дня рождения Е. И. Чарушина (1901–1965), русского детского писателя, художника - иллюстратора.

Начать знакомство детей с историей возникновения книги по теме: «Откуда к нам приходят книги». Воспитывать у детей любовь и уважение к писателям и художникам, рисующим иллюстрации для детских книг. В повседневной работе показывать детям книги с иллюстрациями Васенцова, Рачева и др.

Выборочное чтение из книги С. Я. Маршака                       «Как печатают вашу книгу» и рассматривание иллюстраций из книги.

Ноябрь

«У нас новая книга».

Прочитать детям содержание одной из купленных в книжном магазине книг.

Заинтересовать детей содержанием новой книги, обратить внимание на её красивый внешний вид.

Декабрь.

«Рассматривание книг».

Продолжать учить детей правилам рассматривания книги, учить отличать, где левая и где правая сторона листа, где верх и где низ листа книжки.

Январь

«Откуда к нам приходит книжка».

Познакомить детей с русским поэтом - сказочником Ершовым П.П. 22 февраля – 195 лет со дня рождения (1815 – 1869).

Восстановить в памяти у детей представления, полученные в процессе занятий, наблюдений. Привести эти занятия в систему и помочь детям понять, какой большой путь пройдет книга, прежде чем она станет книжкой. Учить детей уважать труд тех, кто составил книжку, и кто работает с ней. Подвести детей к выводу: книга дорогая и полезная вещь, её нужно любить и беречь.

Чтение стихов, Агнии Львовны Барто познакомить детей, что  со дня рождения русского детского поэта прошло 105 лет (1906- 1944)

Февраль.

«Наши любимые книжки»

 «Книжкина неделя».

Чтение стихов С. В. Михалкова

Подготовить книги для выставки на витрину «Наши любимые книжки». Подобрать портреты знакомых детских писателей.

продолжать воспитание любви и интереса к книге. Широко использовать слово книги в условиях природы

По приглашению работников библиотеки сходить с детьми в библиотеку на «Книжкины именины». К этому дню с детьми нужно повторить стихи из любимых книжек.

Март.

«Угадай из какой сказки»

Восстановить в памяти детей содержание знакомых сказок, учить их узнавать сказки по иллюстрациям и наиболее характерным словам из текста сказок. Продолжать воспитание любви и интереса к книгам. Развивать у детей память, мышление и речь.

Апрель

«Моя любимая книга».

Продолжить воспитывать у детей любовь и интерес к книге, выяснить вкусы, влечения и интересы детей. Определить читательские интересы детей группы. Побуждать детей свободно высказывать мысли, откровенно обосновывать выбор любимых книг.

Май

 Перспективное планирование по ознакомлению

с художественной литературой в подготовительной группе

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная  деятельность в ходе режимных моментов

сентябрь

Задачи: способствовать повышению интереса детей к книгам, уточнить знания детей о книгах разных жанров.

Чтение любимых книг, рассматривание иллюстраций, сравнение книг с разными иллюстрациями.

Октябрь.

Задачи: Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям запомнить стихотворения и упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов.

Занятия         Совместная деятельность.

Рассказ воспитателя о А. С. Пушкине.

Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

Интересно ли слушать рассказы о животных?

Заучивание стихотворений Д. Хармса по выбору детей («Удивительная кошка», «Очень страшная история», «Что это было?»)

Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина. Чтение сказок Андерсена.

Чтение детям стихотворений об осени (по выбору воспитателя). Чтение стихотворений Д. Хармса.

Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»

Расскажем стихи руками.

Заучивание стихотворений об осени.

Ноябрь.

Задачи: Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла. Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения этого поэта. Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи.

«Что за прелесть эти сказки!»

Заучивание наизусть стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

Сказки А. С. Пушкина.

В этот вечер у нас в гостях ...

Познакомить детей что, 11 ноября - 110 лет со дня рождения Е. И. Чарушина (1901–1965), русского детского писателя, художника - иллюстратора.

Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная».

Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима и др.

Чтение рассказов о жизни и повадках различных птиц: К. Снегирёв «Про пингвинов», В. Вересаев «Братишка», В. Бианки «Подкидыш», Н. Романова «Умная ворона».

Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».

Декабрь.

Задачи: Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на зимнюю тематику.

Беседа «Зачем нужны стихи».

Знакомимся с новыми стихотворениями. Заучиваем понравившиеся.

Сказки и повести К. Паустовского.

В этот вечер у нас в гостях ...

Чтение произведений К. Паустовского «Тёплый хлеб», «Квакша», «Дремучий медведь».

Чтение сказок Э. Топелиуса «Три ржаных колоска»

Чтение стихотворений о зиме Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина и др.

Чтение в лицах «Песни воли», С. Маршака «Драматизация сказки», Д. Хармса «Лиса и заяц».

Чтение детям колядок - обрядовых песен русского народа, стихотворение «Коляда» В. Брюсова.

Январь

Задачи: Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками - иллюстраторами. Помочь детям разобраться, почему сказку Л. Ремизова «Хлебный голос» называют мудрой сказкой. Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми. Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной речи детей.

Беседа «Знаем ли мы сказки».

Саша Чёрный и его поэзия.

Мой любимый весёлый рассказ.

Час загадок, скороговорок и считалок.

Чтение новогодних сказок: «Двенадцать месяцев», сказки Н. Телешова «Крупеничка», и русской народной сказки «Рифмы».

Чтение стихотворений о зиме: С. Есенина, М. Пожарова и др. Чтение стихотворений С. Чёрного «Волшебник», «Перед сном», «На коньках», «Жеребёнок» и др. Чтение произведений С. Маршака «Почта», «Пудель», «Багаж».

Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.

Чтение глав из книги Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».

«Викторина по сказкам К. Чуковского»
Задачи: продолжать воспитывать у детей интерес к творчеству К.Чуковского, желание узнавать новые сказки. Активизировать речь детей, воспитывать интонационную выразительность речи. Развивать память. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим.

Февраль.

Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова, «Никита-Кожемяка» из сборника А. Афанасьева. Помочь детям вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с новыми сказками. Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Великий Сказочник X. К. Андерсен.

Знакомство со стихами Р. Сефа, Ю. Тувима, М. Карема.

Любимые толстые книжки.

Инсценирование «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа.

Чтение стихов, Агнии Львовны Барто познакомить детей, что  со дня рождения 17 февраля 2011 русского детского поэта прошло 105 лет (1906- 1944)

Чтение детям «докучных сказок» («Сивка-бурка», «Никита-Кожемяка»). Чтение сказок X. К. Андерсена.

Чтение стихотворений Р. Софа «Приятель», «Совет», «Апчхи!», «Бесконечные стихи», «Враньё», «Чудо», «Лиловое стихотворение». Чтение и инсценировка произведений Ю. Тувима «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про пана Турлялинского». Чтение стихотворений А. Милна: «Баллада о королевском бутерброде», «Непослушная мама», «Воспаление хитрости», «Мы с Пухом».

Чтение рассказов Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе.

Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга».

Литературная игра «Там на неведомых дорожках»

сформировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке;

 развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память;

через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества;

Март.

Задачи: Познакомить детей с писателем Д. Маминым-Сибиряком и его сказками. Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. Развивать иинтерес к ттеатрализованной деятельности.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».

Знакомство со стихами Е. Благининой, Э. Успенского, В. Берестова, Э. Мошковской.

Инсценирование сказки Г. Сапгира «Смеянцы».

Рассказы о животных.

Вспомнить с детьми писателя, поэта, переводчика Корнея Ивановиче Чуковским (1882-1969)  Познакомить детей что 1 марта – 130 лет со дня его рождения

Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост», «Серая шейка», «Зелёная волна».

Чтение стихов, посвященных весне, мамам и бабушкам. 3. Чтение детям рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Чтение глав из повести Э. Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».

Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все».

Апрель.

Задачи: Уточнить и систематизировать имеющиеся у дошкольников представления о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям вспомнить сказки Пушкина, познакомить детей с новыми произведениями поэта. Формировать чувство причастности к культурному наследию России.  Всесторонне познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

Познакомить детей с фактами биографии поэта -ввести детей интерес к личности … Рассказать что, 6 июня вся страна отмечает Пушкинский день России.  

 Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.

 Рассказать детям о международном дне детской книги. Ежегодно с 1967 года 2 апреля во всем мире отмечают день детской книги. Этот день выбрали не случайно, ведь именно 2 апреля 1805 года родился великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

2 апреля – 205 лет со дня рождения Андерсена Х.К. (1805 –1875)

Сказки А. С. Пушкина. 2. Выставка знакомых и любимых книг.

Знакомство со стихами П. Левина, К. Чуковского, И. Бунина, Д. Ривза.

Театр открывается - инсценировка сказки «Аленький цветочек».

Чтение книги А. Н. Толстого «Сорочьи сказки». Чтение сказок И. Соколова-Микитова («Соль земли», «Листопадничек»)

Чтение стихотворений о весне.

Чтение произведений М. Зощенко. Чтение рассказов о животных и птицах (С. Романовский, Б. Бианки, Е. Носов).

Чтение глав из книги Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».

май

Интеллектуальный марафон «Мы дружим с книгой»

Цели марафона:

Способствовать повышению интереса детей к книгам;

Уточнить знания детей о книгах разных жанров;

Формировать у дошкольников умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям, отрывкам из книг;

Воспитывать у дошкольников уважение к труду писателей и поэтов.

КВН «В гостях у сказки»

1. Расширить кругозор и эрудицию детей.

2. Закрепить знания детей о русских народных сказках.

3. Совершенствовать зрительную и слуховую память.

4. Формировать связную речь, обогащать словарь.

5. воспитывать умение играть коллективно.

итоговое развлечение.

Интеллектуальная викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе...

перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой

ознакомление детей с художественной литературой...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

В перспективном планировании содержится материал по ознокомлению схудожественной литературой в средней группе. В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деятельность п...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе.

В перспективном плане подробно описаны  занятия (тема, цели, материал для занятия и подготовительная работа) на каждый месяц....

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе

Детям 3-4 лет необходимо читать знакомые, любимые детьми художественные произведения. Необходимо воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать г...