Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

Детям 3-4 лет необходимо читать знакомые, любимые детьми художественные произведения. Необходимо воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонаж и последствия этих поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud._lit-ra_2-ya_ml.docx76.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с художественной литературой.

 П.п.

Тема занятия

Целевые ориентиры

Сентябрь

1.

Поэзия

В. Орлов. «Жёлтые мышки»

Учить слушать стихотворение, запоминать, выразительно читать, перевоплощаясь в «жёлтых мышек».

2.

Поэзия

Саша Черный «Приставалка».

(В.В. Гербова. Занятие №1 сентябрь)

Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя; помочь малышам поверить в то, что каждый из них - замечательный ребенок и взрослые их любят.

3.

Проза

Ч. Янчаровский

«В магазине игрушек»

Учить детей слушать произведение, понимать содержание, видеть действия героев.

4.

Поэзия Заучивание наизусть

А. Плещеева «Осень наступила»

(В.В. Гербова. Занятие №4 октябрь)

Приобщать к поэзии; развивать поэтический слух. Учить понимать произведение, отвечать на вопросы. Помочь детям запомнить стихотворение.

5.

Русский фольклор

Заучивание наизусть

«Пальчик – мальчик…»

Учить следить за внятным произношением, воспитывать интонационную выразительность; помочь запомнить потешку. Активизировать речь детей.

6.

Проза

К. Ушинский.

«Петушок с семьёй»

Воспитывать умение слушать рассказы, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание.

7.

Сказка 

«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской. (В.В. Гербова. Занятие №2 сентябрь)

Познакомить со сказкой «Кот, петух и лиса»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказок; развивать слуховое восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.

8.

Русский фольклор

«Заинька, попляши…».

Познакомить с потешкой, вызвать радость от услышанного.

9.

Проза

М. Пришвин, «Листопад»

Воспитывать умение слушать рассказ, следить за развитием действия.

10.

Поэзия

К. Бальмонд. «Осень»

Учить детей понимать произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

11.

Проза

Ч. Янчарский. «Игры»

(из книги «Приключения Мишки -  Ушастика»), пер. с польск. В Приходько.

Учить детей внимательно слушать произведение, понимать смысл, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание.

12.

Проза

Ч. Янчарский. «Самокат»

(из книги «Приключения Мишки -  Ушастика»), пер. с польск. В Приходько.

Продолжать знакомить детей с рассказами Ч. Янчарского из книги «Приключения Мишки -  Ушастика». Воспитывать интерес к художественной литературе.

13.

Поэзия

А. Кольцов. «Дуют ветры…» (из стихотворения «Русская песня»)

Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за развитием действия.

14.

Сказка 

«Колобок», обр. К. Ушинского.

(В.В. Гербова. Занятие №2 октябрь)

Познакомить со сказкой «Колобок»; учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по его содержанию.

15.

Поэзия 

А. Барто из цикла «Игрушки».

Познакомить детей со стихотворениями А. Барто; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции; учить слушать, воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия.

16.

Поэзия Заучивание наизусть

А. Барто «Мишка»

Продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто; учить внимательно слушать, запоминать, самостоятельно декламировать стихотворение.

17.

Фольклор народов мира

«Кораблик»,

анг., обр. С.Маршака

Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества. Выучить с детьми потешку, помочь понять содержание.

18.

Сказка

«Два жадных медвежонка»,

венг., обр. А. Краснова и

В. Важдаева

Учить понимать содержание сказки; воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

19.

Поэзия Заучивание наизусть

А. Барто «Мячик»

Учить детей выразительно декламировать стихотворение наизусть.

20.

Поэзия

П. Воронько. «Хитрый ёжик»,

пер. с укр. С. Маршака.

Помочь понять смысл стихотворения, воспроизвести смысл стихотворения с помощью вопросов воспитателя.

21.

Поэзия Заучивание наизусть

А. Барто «Кораблик»

Продолжать учить детей запоминать и выразительно декламировать стихотворения.

22.

Проза

К. Ушинский.

«Уточки»

Учить детей слушать рассказ, следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы воспитателя.

Октябрь

1.

Русский фольклор

 «Кисонька-мурысенька», «Пошел котик на Торжок».

Познакомить детей с русскими народными песенками-потешками, помочь им понять содержание потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям; воспитывать умение слушать потешки, воспроизводить слова из текста, интонацию (ласковая интонация в обращениях к кисоньке и укоризненная в словах «Не ешь одна!»).

2.

Сказка

«Упрямые козы»,

узб., обр. Ш. Сагдуллы.

Учить детей слушать сказку, понимать смысл, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание.

3.

Поэзия

А. Майков.

«Колыбельная песня»

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; развивать речь детей.

4.

Русский фольклор

Заучивание наизусть

«Как у нашего кота…»

Познакомить с фольклорным произведением о коте. Эмоционально обогатить детей теплотой поэзии. Воспитывать добрые отношения. Помочь запомнить потешку; следить за внятным произношением, воспитывать интонационную выразительность.

5.

Проза

Т. Александрова.

«Медвежонок Бурик»

Учить детей слушать рассказ, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. Развивать диалогическую речь детей.

6.

Поэзия

С. Чёрный. «Про Катюшу»

Прививать любовь к художественной литературе. Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка.

7.

Сказка

 «Три медведя».

Познакомить со сказкой «Три медведя»; воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу.

8.

Русский фольклор

«Ночь пришла…».

Познакомить детей с фольклорным произведением о ночи. Обогащать эмоциональное восприятие детей.

9.

Проза

Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад»

Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

10.

Проза

Б. Житков. «Как мы в зоосад приехали».

Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

11.

Проза

Б. Житков. «Зебра».

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни диких животных. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе.

12.

Проза

Б. Житков. «Слоны».

Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни диких животных. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе.

13.

Проза

Б. Житков. «Как слон купался».

Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

14.

Поэзия

А. Блок «Зайчик».

(В.В. Гербова. Занятие №4 октябрь)

Продолжать приобщать детей к поэзии; развивать поэтический слух.

15.

Фольклор народов мира

«Храбрецы»,

 анг., обр. С.Маршака

Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества

16.

Поэзия

Е. Виеру. «Ёжик и барабан»,

пер. с молд. Я. Акима

Воспитывать любовь к художественной литературе. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.

17.

Проза

«Умная птичка»

Формировать у детей эмоциональное отношение к произведению, интерес к литературным произведениям.

18.

Сказка 

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Довести до сознания детей замысел сказки: любовь и преданность помогают преодолеть любые испытания; помочь в оценке персонажей; воспитывать у детей добрые чувства к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.

19.

Поэзия

Л. Милева. «Быстоножка и Серая Одёжка», пер. с болг.

М. Маринова

Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; передавать их эмоции.

20.

Проза

Д. Биссет.

«Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской

Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость

21.

Русский фольклор

«Сорока, сорока…».

Учить детей слушать потешку, проговаривая отдельные фразы. Активизировать речь детей.

22.

Поэзия

А. Милн. «Три лисички»,

пер. с англ. Н. Слепаковой»

Познакомить детей со стихотворением, учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Ноябрь

1.

Поэзия

С. Маршака из цикла «Детки в клетке»: «Зоосад», «Жираф».

(В.В. Гербова. Занятие №4 ноябрь)

Познакомить с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке»; развивать поэтический слух, память, внимание, восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе

2.

Поэзия

С. Маршака из цикла «Детки в клетке»: «Зебры», «Белые медведи».

Продолжать знакомить детей с яркими образами животных в стихотворениях С. Я. Маршака из цикла «Детки в клетке».

3.

Поэзия

С. Маршака из цикла «Детки в клетке»: «Страусёнок», «Пингвин».

Продолжать развивать у детей поэтический слух, память, внимание, восприятие; воспитывать интерес к художественной литературе.

4.

Поэзия

С. Маршака из цикла «Детки в клетке»: «Верблюд»,

«Где обедал воробей».

Продолжать знакомит детей с творчеством С.Я. Маршака; воспитывать интерес к художественной литературе.

5.

Русский фольклор

Заучивание наизусть

«Огуречик, огуречик…»

Познакомить детей с песенкой, помочь запомнить, вызвать радость у детей и желание рассказать другому. Активизировать речь детей.

6.

Русский фольклор

«Еду-еду к бабе, к деду…».

Познакомить детей с русской народной потешкой, учить отчётливо произносить слова, приобщать к устному народному творчеству.

7.

Сказка

 «Маша и медведь».

Познакомить с русской народной сказкой «Маша и медведь»; помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести ее к бабушке с дедушкой).

8.

Фольклор народов мира

«Помогите»,

пер. с чеш. С.Маршака

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

9.

Проза

Г. Цыферов.

«Про друзей»

Учить детей пересказывать произведение, добиваться последовательностив изложении рассказа.

10.

Проза

Г. Цыферов.

«Когда не хватает игрушек»

Учить слушать рассказ, развивать желание побеседовать по содержанию, отвечая на вопросы воспитателя.

11.

Поэзия

А.С. Пушкин.

«Ветер, ветер! Ты могуч!..» (из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Познакомить детей с произведением; помочь понять содержание; воспитывать поэтический слух.

12.

Русский фольклор

«Тили-бом! Тили-бом!…».

Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь.  

13.

Проза

Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой

Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения.

14.

Сказка 

«Репка».

Познакомить с русской народной сказкой «Репка»; учить детей с помощью воспитателя инсценировать сказку.

15.

Проза

Г. Балл.

«Новичок на прогулке».

Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы по содержанию.

16.

Русский фольклор

«Ты, собачка, не лай»

Познакомить детей с потешкой, вызвать радость от услышанного.

17.

Сказка

 «Лиса и волк».

Познакомить с русской народной сказкой, с образами лисы и волка.

18.

Русский фольклор

«Улитка, улитка»

Познакомить детей с малым фольклорным произведением об улитке. Эмоционально обогатить их поэзией. Воспитывать добрые отношения.

19.

Проза

А.Каралийчев.

«Маленький утёнок»

Учить детей понимать смысл произведения, воспитывать умение слушать рассказ.

20.

Русский фольклор

«Кот на печку пошёл»

Познакомить детей с русской народной потешкой, учить произносить отчётливо слова, приобщать к устному народному творчеству.

Декабрь

1.

Русский фольклор

Заучивание наизусть

«Мыши водят хоровод…»

Познакомить детей с малым фольклорным жанром, помочь запомнить, следить за внятным произношением, воспитывать интонационную выразительность. Активизировать речь детей.

2.

Сказка

«У солнышка в гостях»,

пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной

Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы воспитателя; развивать диалогическую речь; предложить детям графически изобразить героев сказки.

3.

Поэзия

С. Я. Маршак.

«Сказки про глупого мышонка»

Познакомить со «Сказкой про глупого мышонка» С. Я. Маршака; вызвать желание дослушать ее еще раз; показать образы героев.

4.

Поэзия

С. Я. Маршак.

«Сказка об умном мышонке»

Познакомить со «Сказкой об умном мышонке» С. Я. Маршака; предложить детям вспомнить «Сказку про глупого мышонка», найти различия в поведении главного героя.

5.

Русский фольклор

«Как у нашего кота…».

Воспитывать желание слушать потешку, следить за развитием действия; развивать интерес к русскому фольклору.

6.

Поэзия

А. Босев «Трое»,

пер. с болг. В. Викторова.

(В.В. Гербова. Занятие №3 декабрь)

Познакомить со стихотворением, оживить в памяти детей их собственные впечатления от катания на санках; формировать диалогическую речь; помочь запомнить стихотворение.

7.

Фольклор народов мира

«Маленькие феи»,

 анг., обр. С.Маршака

Познакомить детей с малым фольклорным жанром песенки, учить выразительно читать песенку.

8.

Проза

Е. Бехлерова.

«Капустный лист»,

пер, с польск. Г. Лукина.

Учить детей понимать смысл произведения, воспитывать умение слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию, развивать диалогическую речь.

9.

Поэзия

В. Берестов.

«Курица с цыплятами»

Воспитывать любовь к художественной литературе, развивать способность мыслить.

10.

Поэзия

В. Берестов. «Бычок»

Продолжать знакомить детей с творчеством В. Берестова. Вызывать интерес к художественной литературе.

11.

Проза

Л. Воронковой «Снег идет».

(В.В. Гербова. Занятие №3 декабрь)

Познакомить с художественным произведением, оживить в памяти детей их собственные впечатления от снегопада. Прививать любовь к художественной литературе.

12.

Русский фольклор

«Сидит белка на тележке…».

Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста.

13.

Поэзия

А.С. Пушкин.

«Свет наш, солнышко!...» (из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Познакомить детей с отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Учить детей понимать смысл произведения, развивать способность мыслить.

14.

Проза

Н. Носов. «Ступеньки»

Воспитывать умение слушать рассказ, осмысливать услышанное, отвечать на вопросы по содержанию.

15.

Поэзия Заучивание наизусть

Е. Ильина  «Наша ёлка» (в сокр.)

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста; учить запоминать текст произведения; развивать речь детей.

16.

Сказка

 «Снегурочка и лиса»,

 обр. М. Булатова.

(В.В. Гербова. Занятие №1 декабрь)

Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы, отличным от образа лисиц из других сказок; учить слушать художественное произведение, отвечать на вопросы.

17.

Беседа о русской народной сказке «Снегурочка и лиса».

Чтение стихов Новом годе («Улицей гуляет Дедушка Мороз...» С. Дрожжина, Елочка»

3. Александровой, «Дед Мороз несет мешок» П. Воронько.

Помочь вспомнить сказку, прочитанную ранее; формировать диалогическую речь, навыки пения; воспитывать интерес к поэзии; развивать поэтический вкус; учить детей выразительно читать стихи.

18.

Фольклор народов мира

«Что за грохот»,

 Пер. с латыш. С.Маршака

Увить внимательно слушать произведение, воспитывать любовь  к устному народному творчеству.

19.

Поэзия Заучивание наизусть

К. Чуковский «Ёлка» (в сокр.).

Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать его.

20.

Поэзия

Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой.

Учить внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл.

21.

Поэзия

С. Гродецкий. «Кто это?»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

22.

Сказка

«Лисонька-нянька»,

Пер. с финск. Е Сойни.

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно – выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

23.

Поэзия

С. Капутикян.

«Кто скорее допьёт»,

 пер. с арм. Т. Спендиаровой

Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, отличать стихотворение от других литературных жанров.

        Январь

1.

Сказка

 «Гуси-лебеди»,

обр. М. Булатова.(В.В. Гербова. Занятие №1 январь)

Познакомить со сказкой; вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку способствовать воспитанию послушания; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

2.

Поэзия Заучивание наизусть

Н Саконская

«Где мой пальчик?»

Развивать связную речь, её выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь.

3.

Русский фольклор

«Ай, качи-качи-качи…».

Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста.

4.

Поэзия

С. Маршак. «Тихая сказка»

Помочь детям понять содержание произведения, учить чувствовать ритм, выделять средства выразительности.

5.

Проза

Л. Воронкова.

«Маша-растеряша»

Продолжать воспитывать у детей умение слушать рассказы, учить понимать смысл произведения.

6.

Проза

Д. Мамин-Сибиряк.

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Учить детей слушать большое художественное произведение, пересказывать его с помощью вопросов воспитателя.

7.

Поэзия

3. Александровой «Мой мишка».

Познакомить со стихотворением 3. Александровой «Мой мишка»; воспитывать добрые чувства, положительные эмоции.

8.

Русский фольклор

«Жили у бабуси…».

 Продолжать знакомить детей с малым фольклорным жанром. Учить детей слушать песенку, понимать её смысл.

9.

Поэзия

Н. Заболоцкий.

«Как мыши с котом воевали»

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов; побуждать выражать свои впечатления.

10.

Фольклор народов мира

«Купите лук…»,

 пер. с шотл. И Токмаковай

Продолжать знакомить детей фольклором народов мира; развивать образное мышление, воображение.

11.

Проза

В. Бианки «Лис и мышонок».

Дать детям представление о лисе и мышонке, образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека; воспитывать любовь к животным, сочувствие к детенышам, попавшим в беду

12.

Проза

Е. Чарушина «Волчишко».

Продолжать знакомить детей с произведениями о животных, образе их жизни, поведении и состоянии дикого животного в доме человека; воспитывать любовь к животным, сочувствие к детенышам, попавшим в беду.

13.

 Поэзия

А.С. Пушкин. «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

Продолжать знакомить детей с произведениями А.С. Пушкина. Учить внимательно,  слушать стихотворение. Воспитывать любовь к поэзии.

14.

Проза

Б. Поттер. «Ухти-Тухти»,

пер. с англ. О. Образцовой

Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы  воспитателя по прочитанному тексту.        

15.

Сказка

 «Волк и козлята»,

обр. А.Н. Толстого.

Познакомить со сказкой; вызвать желание послушать произведение еще раз и запомнить песенку козы; воспитывать любовь к животным, сочувствие к детенышам, попавшим в беду

Февраль

1.

Русский фольклор

«Чики-чики-чикалочки…».

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

2.

Сказка

«Храбрец-молодец»,

Пер. с болг. Л. Грибовой.

Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к художественной литературе.

3.

Проза

Д. Хармс. «Храбрый ёж»

Учить детей слушать рассказ, понимать смысл, воспроизводить с помощью  вопросов воспитателя содержание.

4.

 Сказка

«Лиса и заяц», обр. В. Даля.

(В.В. Гербова. Занятие №1 февраль)

Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец);

5.

Русский фольклор

«Заря-заряница…».

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

6.

Проза

А.Н. Толстой. «Петушки»

Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, понимать смысл поступков героев.

7.

Поэзия Заучивание наизусть

В. Берестов.

«Петушки распетушились»

(В.В. Гербова. Занятие №3 февраль)

Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить выразительно читать его.

8.

Сказка 

«Петушок и бобовое зернышко».

Познакомить с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зернышко»; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя  по содержанию сказки.

9.

Проза

Й. Чапек. «Трудный день» (из книги «Приключения пёсика и кошечки»),

пер. с чешск. Г. Лукина

Формировать у детей эмоциональное отношение к произведению; развивать  интерес к литературным произведениям.

10.

Проза

Й. Чапек. «В лесу» (из книги «Приключения пёсика и кошечки»),

пер. с чешск. Г. Лукина

Продолжать знакомить детей с творчеством Й. Чапека. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать характеры и мотивы поведения персонажей.

11.

Проза

Й. Чапек. «Кукла Яринка» (из книги «Приключения пёсика и кошечки»),

пер. с чешск. Г. Лукина

Продолжать знакомить детей с произведениями Й. Чапека. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

12.

Сказка

 «Рукавичка», укр., обр.

Е. Благининой

Познакомить с украинской народной сказкой «Рукавичка», вызвать желание поиграть с героями сказки, предложить детям восстановить события сказки.

13.

Поэзия Заучивание наизусть

 В. Берестова «Петушки».

Познакомить детей с произведением В. Берестова «Петушки», помочь запомнить стихотворение; учить выразительно рассказывать стихи наизусть.

14.

Проза

О. Альфаро. «Козлик-герой»,

пер. с исп. Т. Давитьянц

Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять; продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

15.

Сказка

«Коза-дереза»,

 укр. обр. Е. Благининой.

Познакомить с русской народной сказкой «Коза-дереза»; вызвать желание запомнить песенки козы и петушка, помочь понять смысл произведения (раскрытие обмана: мал удалец, да храбрец).

16.

Проза

О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева

Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей.

17.

Проза

О. Панку-Яшь. «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой

Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев.

18.

Сказка

«У страха глаза велики»,

 обр. М. Серовой.

 (В.В. Гербова. Занятие №3 март)

Напомнить известные народные сказки и познакомить с новой; учить понимать произведение, развивать память, связную речь; помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

19.

Поэзия

И. Токмакова. «Где спит рыбка»

Познакомить со стихотворением, учить отвечать на вопросы воспитателя.

20.

Русский фольклор

«Котик, коток…».

Познакомить детей с фольклорным произведением о котике. Эмоционально обогатить детей теплотой поэзии. Воспитывать добрые отношения.

21.

 Поэзия

И. Никитин.

«Зашумела, разгулялась…»

Познакомить детей с творчеством И. Никитина, закрепить знания о временах года.

Март

1.

Проза

Л. Толстой. «Пришла весна…»

Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию; развивать диалогическую речь.

2.

Поэзия

Чтение стихотворений о маме.

(Я. Аким «Мама», Т. Виеру «Мамин портрет»).

Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический вкус; учить слушать взрослых, воспитывать любовь к маме.

3.

Поэзия

Е. Благининой

«Вот какая мама!».

Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама!»; воспитывать у детей добрые чувства, любовь к маме.

4.

Поэзия

И. Косяков «Все она».

(В.В. Гербова. Занятие №1 март)

Познакомить с новым стихотворением; совершенствовать диалогическую речь; формировать доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное.

5.

Поэзия

К. Чуковский «Айболит».

Воспитывать желание внимательно слушать рассказ воспитателя, следить за раскрытием событий. Отвечать на вопросы полным ответом.

6.

Поэзия

К. Чуковский «Чудо - дерево».

Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение.

7.

Поэзия

К. Чуковский «Черепаха».

Познакомить и заинтересовать детей творчеством К.И. Чуковского.

8.

Поэзия

К. Чуковский «Муха - цокотуха».

Учить детей воспринимать поэтические произведения, осознавать истину содержания; вызывать желание запоминать и выразительно произносить четверостишия.

9.

Поэзия

К. Чуковский «Путаница».

Учить детей воспринимать художественные особенности поэтического текста. Развивать интерес к творчеству К.И. Чуковского.

10.

Поэзия

К. Чуковский «Краденое солнце».

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского, учить слушать большое по объёму произведение. Воспитывать интерес к художественной литературе.

11.

Поэзия

К. Чуковский «Мойдодыр».

Приучать детей слушать внимательно большое по объёму и сложное по содержанию произведение.

12.

Поэзия

К. Чуковский «Ежики смеются».

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского; учить внимательно слушать, воспитывать эмоциональное восприятие.  

13.

Проза

К. Чуковский «Цыпленок».

Познакомить с рассказом К. Чуковского «Цыпленок»; расширить знания детей о жизни животных; учить детей сопровождать чтение (слушание) рассказа жестами, вызывая желание обыграть рассказ

14.

Проза

К. Чуковский «Так и не так».

Продолжать знакомить детей с творчеством К.И. Чуковского; учить внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию.

15.

Русский фольклор

«Травка-муравка…».

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

16.

Фольклор народов мира

«Разговор лягушек»,

пер. с чеш. С.Маршака

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами разных народов мира, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи.

17.

Поэзия

С. Капутикян.

«Маша не плачет»,

 пер. с арм. Т. Спендиаровой

18.

Сказка

«Пых», белорус., обр. Н. Мялика

Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира. Познакомить с белорусской сказкой «Пых». Учить детей слушать сказку, понимать смысл, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание.

19.

Русский фольклор

«На улице три курицы…».

Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста.

20.

Поэзия

С. Маршака

«Усатый - полосатый».

Довести до сознания детей замысел автора: котенок - живое существо, он не игрушка, у него свои потребности и привычки; учить выразительно читать отдельные строки, доставляя детям удовольствие от звонких, игровых, веселых стихов, передавать в движениях повадки животных, создавать игровые образы; прививать коммуникативные качества.

21.

Сказка

«Теремок», обр. Е. Чарушина.

Познакомить с русской народной сказкой «Теремок»; вызвать желание поиграть, запомнить слова персонажей сказки; воспитывать на примере героев произведения готовность вместе трудиться.

22.

Проза

Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж».

Довести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду; в неволе птицы не поют); помочь запомнить рассказы; воспитывать доброе отношение ко всему живому.

Апрель

1.

Проза

Л. Толстой.

«Птица свила гнездо…»

Прививать у детей любовь к художественной литературе, учить грамотно, отвечать на вопросы. Развивать речь детей.

2.

Поэзия. Заучивание наизусть

С. И. Белоусова

«Весенняя гостья».

(В.В. Гербова. Занятие №3 май)

Помочь детям вспомнить стихи, которые они разучивали в течение года, запомнить новое стихотворение.

3.

Поэзия

А. Плещеева «Весна».

(В.В. Гербова. Занятие №1 апрель)

Познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны; развивать поэтический слух; воспитывать интерес к художественной литературе.

4.

Поэзия Заучивание наизусть

А. Плещеева «Сельская песня».

Учить детей читать наизусть небольшое стихотворение, воспитывать любовь к поэзии.

5.

Проза

Я. Тайца «Праздник».

Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»; создать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

6.

Русский фольклор

«Тень, тень, потетень…».

Воспитывать умение слушать, заучивать наизусть потешки, осмысливать услышанное, отвечать на вопросы.

7.

Поэзия

И. Токмакова. «Медведь»

Познакомить детей со стихотворением, учить внимательно слушать,  развивать поэтический слух, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

8.

Сказка

«Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю Ванга, пер. Л.Воронковой

Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира. Учить внимательно слушать сказку, понимать содержание, отвечать на вопросы.

9.

Фольклор народов мира

«Несговорчивый удот»,

пер. с чеш. С.Маршака

Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества. Воспитывать умение слушать потешку, следить за развитием событий.

10.

Поэзия

А. Майков.

«Ласточка примчалась»

Учить внимательно слушать стихотворение и запоминать его, воспитывать любовь к поэзии.

11.

Проза

К. Ушинский.

«Лиса Патрикеевна»

Учить детей внимательно слушать рассказ, пересказывать его с помощью наводящих вопросов.

12.

Поэзия

А. Майков.

«Ласточка примчалась…»

Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

13.

Сказка

«Петух и лиса»,  пер. с шотл.

М. Клягиной-Кондратьевой

Познакомить с шотландской сказкой, учить сравнивать со знакомой русской сказкой.

14.

Поэзия

Э. Мошковская.

«Жадина»

Учить внимательно слушать стихотворение. Воспитывать у детей щедрость, внимание, доброту.

15.

Проза

Л.Толстой.

«Таня знала буквы…»

Познакомить детей с произведением Л. Толстого. Учить детей понимать смысл произведения.

16.

Поэзия

В. Маяковский.

«Что ни страница – то слон, то львица»

Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.

17.

Русский фольклор

«Курочка-рябушечка…».

(В.В. Гербова. Занятие №3 апрель)

Познакомить детей с фольклорным произведением о курочке. Эмоционально обогатить детей теплотой поэзии, воспитать добрые отношения.

18.

Проза

В. Бианки. «Купание медвежат»

Формировать у детей эмоциональное отношение к рассказу, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей.

19.

Поэзия

К. Бальмонт.

«Комарики-макарики»

Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

20.

Проза

Ю. Дмитриев.

«Синий шалашик»

Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения.

21.

Поэзия

А. Барто. «Стали девочки в кружок»

Продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто; учить внимательно слушать стихотворение, прививать любовь к литературным произведениям, поэзии.

Май

1.

 Поэзия. Заучивание наизусть

В. Берестова «Котенок».

Познакомить детей со стихотворением В. Берестова «Котёнок», помочь запомнить стихотворение; учить выразительно читать стихотворение наизусть.

2.

Сказка

 «Бычок - черный бочок,

белые копытца».

(В.В. Гербова. Занятие №1 май)

Познакомить с русской народной сказкой; воспитывать чувство сопереживания героям сказки.

3.

Поэзия

В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

(В.В. Гербова. Занятие №4 февраль)

Познакомить со стихотворением В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», учить различать хорошие и плохие поступки.

4.

Русский фольклор

«Дождик, дождик, пуще…».

Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Вызвать у детей эмоциональный отклик.

5.

Фольклор народов мира

«Три зверолова»,

 анг., обр. С.Маршака

Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества разных народов мира.

6.

Поэзия

М. Карем. «Мой кот»,

пер. с франц. М. Кудиновой

Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально.

7.

Сказка

«Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Продолжать знакомить детей фольклором народов мира; помочь детям усвоить последовательность действий и персонажей.

8.

Проза

В. Сутеев. «Три котёнка»

Познакомить с художественным произведением, умение слушать, беседовать по содержанию. Учить детей эмоционально воспринимать произведение.

9.

Русский фольклор

«Божья коровка…».

Учить внимательно слушать потешку, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

10.

Поэзия. Заучивание наизусть

С. Михалков.

«Песенка друзей»

Познакомить с художественным произведением С. Михалкова. Учить детей интонационно – выразительно рассказывать наизусть «Песенку друзей».

11.

Проза

К. Ушинский. «Васька»

Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение.

12.

Проза

С. Прокофьева. «Маша и Ойка»

Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений.

13.

Проза

С. Прокофьева.

«Когда можно плакать?»

Учить детей понимать смысл произведения, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание.

14.

Проза

С. Прокофьева.

«Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки)

Познакомить детей с рассказом. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы (например, «Почему рассказ называется «Сказка о невоспитанном мышонке»), рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать своё эмоциональное отношение к содержанию рассказа.

15.

Поэзия

А. Барто, П. Барто.

«Девочка чумазая»

Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально воспринимать их, отвечать на вопросы по содержанию.

16.

Проза

А.Н. Толстой. «Ёж»

Познакомить с художественным произведением, умение слушать, беседовать по содержанию.

17.

Проза

А.Н. Толстой. «Лиса»

Продолжать знакомить детей с литературными произведениями А.Н. Толстого. Развивать у детей интерес к книгам.

18.

Поэзия

А. Босев. «Дождь»,

пер. с болг. И. Мазнина

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения.

19.

Поэзия

А. Босев. «Поёт зяблик»,

Пер. с болг. И. Токмаковой

Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения.

20.

Русский фольклор

«Радука-дуга…».

Вызвать у детей способность к заучиванию потешки. Поощрять попытки детей повторять текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

В перспективном планировании содержится материал по ознокомлению схудожественной литературой в средней группе. В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деятельность п...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»

Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эс...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»

Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге,художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эст...