"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений"
статья (средняя группа) на тему

опыт работы по данной теме с возможными рекомендациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_opyt.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений ,в конечном счете есть лишь средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание - функция его личности. Оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность, уверенность в себе, своих способностях и силах.

Я работаю на группе с детьми 4-5 лет. Этот возраст получил название «Почемучки». Дети 4 лет способны мысленно представить себе то, что они не видели никогда: пустыни, океаны, львов, китов. Дети любят слушать рассказы взрослых и задают множество вопросов. Мышление делает качественный скачок. Появление в интеллектуальном арсенале ребенка таких понятий, как «сегодня», «вчера», «сначала», «потом» позволяет перейти от разрозненных впечатлений к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира.

И если прежде ребенка интересовали отдельные предметы, то теперь он начинает интересоваться процессами, как упорядоченными системами событий. Организовать в сознании ребенка поступающие впечатления дают возможность категории: время, пространство и мера, выражаемые с помощью числа.

Я считаю: очень важно, чтобы знакомство с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на предметах обычных, чтоб ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.

И поэтому для работы с детьми по формированию элементарных математических представлений помимо занятий используются и прогулки, и подвижные, и сюжетные игры и продуктивная деятельность.

Например: на прогулке  предлагаю собрать большие и маленькие камешки, листья; из песка сделать 5 маленьких и 5 больших куличиков; на песке для игр чертим разные геометрические фигуры, длинные и короткие, узкие и широкие дорожки.

Во время одевания:  сравниваем шарфы - у кого длиннее, короче, шире, уже; сравниваем сапоги - у кого больше, меньше, выше, ниже и т.д.                                                                                Не менее важно развивать у ребенка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.

Мышление ребенка - дошкольника в целом еще является наглядно -образным, он мыслит образами, представлениями.

Но у ребенка 5-6 лет могут быть развиты и элементы словесно - логического мышления. Какой бы предмет ребенок не изучал, он использует в своей познавательной деятельности логические приемы мышления. Именно умение мыслить поможет ребенку усвоить любой учебный предмет в школе.

Дети любят отгадывать и загадывать загадки, решать сложные задачи и головоломки, играть в игры, в которых необходимы ум и смекалка и мы должны поддерживать их в этом, каждый раз придумывая все новые и новые приемы.

Мне очень понравилась книга М.В. Кралиной «ЛОГИКА», где в доступной для наших детей форме представлены признаки предметов (продемонстрировать). Мы вместе с детьми познакомились с обозначением признаков предметов, зарисовали их, запомнили и уже самостоятельно стали придумывать загадки.

(Демонстрация игр и математических заданий, сделанных детьми и родителями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»

Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе физической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Выступление на педагогическом совете«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО»по теме: Познавательное развитие детей дошко...

Самообразование «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»

laquo;Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).

На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...

Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР. Формирование элементарных математических представлений.

Данная консультация познакомит родителей с тем, что формирование элементарных математических представлений на третьей ступени обучения детей с ТНР осуществляется комплексно в разнообразных видах деяте...