Перспективное планирование
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по формированию у дошкольников
элементарных математических
представлений
Краснослободцевой Анжелики Анатольевны
Перспективное планирование
на тему:
«Формирование у дошкольников элементарных математических представлений»
Группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет.
«Количество и счёт».
Сентябрь, (занятия №1 и №2)
Изучить тему: «Один и много».
Цель: учить сравнивать совокупности предметов, различать, где 1 предмет, а где много.
Работа с детьми в рабочей тетради по математике Е.В. Колесниковой. Рассматривание предметов в своей группе и сравнение их количества. Проведение подвижных игр на тему: «Один и много»:
1) «Медведь и пчёлки», стр.5 В.П. Новикова «Математика в д/саду» 3 4 года;
2) «Поезд», стр. 15 В.П. Новиковой.
Изучить тему: «Число 1».
Познакомить детей с числом 1 на примере предметов, картинок. Чтение стихотворения М. Мышковской и игра «Назови правильно», стр.14 Е.В. Колесниковой.
Октябрь. (№3 и №4)
Закрепление темы «Один и много». Закрепление игр «Медведь и пчёлки» и «Поезд». Закрепление темы «Число 1» (работа в рабочей тетради). Закрепить с детьми, каких игрушек много, каких по 1-й в группе, на улице.
Ноябрь. (№5 и №6)
Изучить тему: «Число 2» и её закрепление. Познакомить детей с числом 2.
Разучить стихотворение С. Маршака (стр.19 Е.В. Колесникова). Чтение стихотворения «Упрямые козлы» М. Мышковской, «Число 2», стр.21 Е.В. Колесниковой.
Учить детей показывать 2 предмета.
Работа в рабочей тетради.
Учить соотносить количество 2-х видов предметов между собой.
Математическая игра «Сбор грибов», стр.39 Т.М. Бондаренко.
Математическая игра «Сбор урожая», стр.50 Т.М. Бондаренко.
Декабрь. (№7 и №8)
«Число 3. Закрепление числа 3». Познакомить детей с числом 3.
Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов.
Загадывание детям загадки о светофоре (о числе 3).
Изучить физкультминутку «Три медведя», стр.24, Е.В. Колесниковой.
Чтение стихотворений С. Маршака и А. Босева «Трое», стр.25, Е.В. Колесникова.
Работа в рабочей тетради Е.В. Колесниковой.
Учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты в речи: поровну, столько же, сколько.
Игры: «Бабочки и цветы», «Воробушки и автомобиль», стр.26, В.П.Новикова.
При рассматривании книжных иллюстраций спрашивать детей, каких предметов 1, 2 или 3.
Заучивание физкультминутки «Грибы» (стр.258, Бондаренко), «Буратино» (стр. 259, Бондаренко):
Январь. (№9 и №10)
«Сравнение чисел 2 и 3. Число 4».
Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи.
Игра: «Хватит ли белочкам шишек?» (стр.27, Е.В Колесникова).
Игры: «Кот и мыши», «Птички» (стр.28, В.П. Новикова).
Учить детей сравнивать 2 группы предметов в повседневной жизни, обращать их внимание на это.
Познакомить с числом 4. Учить называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
Игра: «Хватит ли слону туфелек?» (рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой).
Стихотворение М. Мышковской (о числе 4), стр. 31, Е.В. Колесникова.
Февраль. (№11 и №112)
«Закрепление числа 4. Сравнение чисел 3 и 4».
Продолжать знакомить с числом 4, учить называть числительные по порядку, указывая на предметы.
Игра: «Сколько?» (рабочая тетрадь Е.В. Колесникова).
Игра: «Слушай, смотри, считай» (стр.33 рабочая тетрадь Колесникова).
Учить различать равенство и неравенство групп предметов.
Игра: «Хватит ли снеговикам шапок?».
Игра: «Считай, закрашивай» (стр.34, рабочая тетрадь Колесникова).
Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Скорый поезд» (стр.63 В.П. Бондаренко).
Заучивание физкультминутки (стр.257 Бондаренко).
Март. (№13 и №14)
«Число 5. закрепление числа 5».
Познакомить детей с числом 5. Продолжить учить называть числительные по порядку, указывая на предметы. Продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.
Игра: «Считай, закрашивай» (рабочая тетрадь Колесниковой, стр.35).
Закреплять навыки счёта в пределах 5.
Игра: «Слушай, считай, делай» (рабочая тетрадь Колесниковой).
Игра: «Угостим мишек чаем» (Метлина).
Заучивание физкультминутки «Зайка» (стр.269 Бондаренко).
Апрель. (№15 и №16)
«Сравнение чисел 4 и 5».
Учить различать равенство и неравенство групп предметов по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.
Игра: «Хватит ли медведям бочонков с мёдом?» (рабочая тетрадь Колесниковой).
Разучивание физкультминутки «Один, два, три, четыре, пять» (стр.39, Колесникова).
Игры: «Кто найдёт цветок для мотылька?», «Зайчики и волк» (стр.69, В.П. Новикова).
Подвижные игры на сравнение 2-х групп предметов: «Солнышко и дождик» (стр.72, В.П. Новикова).
Май.
Повторение всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток.
Заучивание с детьми считалок на количество и счёт (стр.42, Колесникова).
Используемая литература.
1. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 3-4 лет» и рабочая тетрадь.
2. Л.С. Метлина «Занятия по математике в д/саду» 3-7 лет.
3. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия во 2-й младшей группе д/сада».
4. В.П. Новикова «Математика в д/саду» 3-4 года.
Цели и задачи на год:
• Учить сравнивать количество предметов, различать, где 1 предмет, где
много;
• Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
• Учить понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, по-
ровну, больше, меньше;
• Учить понимать значение вопроса «сколько?»;
• Учить называть числительные по порядку в пределах 5, относить по-
следнее числительное ко всей пересчитанной группе;
• Учить согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существи-
тельным;
• Познакомить со стихами, загадками, сказками;
• Учить решать логические задачи.
Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.
«Геометрические фигуры».
Сентябрь.
1) Изучить с детьми тему «Круг».
Цель: закреплять знания о геометрической фигуре КРУГ (находить среди других геометрических фигур). Обратить внимание детей на то, что круг может быть разного размера.
2) Изучить тему «Квадрат».
Цель: учить детей находить квадрат среди множества фигур, формировать представление у детей, что квадрат может быть разного размера, развивать зрительное внимание.
Игры: 1) «Найди и закрась» (работа в рабочей тетради Е.В. Колесниковой, стр.22);
2) «Кто больше принесёт?» (В.П. Новикова «Математика в д/саду», стр.7).
Октябрь.
1) Закрепление знаний о круге, квадрате.
Цель: учить понимать последовательность расположения геометрических фигур.
Игра: «Продолжи ряд» (Колесникова, рабочая тетрадь, стр.26).
2) «Треугольник».
Цель: находить треугольники среди множества других фигур, формировать представление, что треугольники могут быть разного размера.
Игра: «Найди и закрась» (рабочая тетрадь Колесниковой, стр.28), «Тан-грам» (стр.71, Новикова).
3) «Овал».
Цель: находить овал среди множества фигур, формировать представление, что овалы могут быть разного размера.
Игра: «Найди и раскрась».
Игры: 1) «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей обследовать геометрические фигуры, не глядя на них (на ощупь), (стр.22, Новикова).
2) «Сделай домик».
Цель: учить составлять на столе домики из 4-х треугольников (стр.23, Новикова).
Ноябрь.
1) «Прямоугольник».
Цель: учить находить прямоугольник среди множества фигур; формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера. Игра: «Найди и закрась» (стр.38, рабочая тетрадь Колесниковой).
2) «Круг. Овал».
Цель: закрепить геометрические фигуры - круг и овал. Игры: «Закрась и нарисуй» (стр.38, рабочая тетрадь Колесниковой). Игры: «Назови предмет», «Собери фигуру (из счётных палочек)» (стр.37, Новикова).
Цель: продолжать учить из счётных палочек делать прямоугольник.
Декабрь.
«Квадрат. Прямоугольник».
Цель: закрепить знания о квадрате, прямоугольнике. Учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Игра: «Предмет и форма» (рабочая тетрадь Колесниковой, стр.42).
Игра: «Дорисуй недостающие фигуры» (стр.45, рабочая тетрадь Колесниковой).
Игра: «Закрась правильно» (стр.46, рабочая тетрадь Колесниковой).
Январь.
«Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами». Цель: учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.
Игра: «На что похож предмет» (стр.50, рабочая тетрадь Колесниковой). Игра: «Сосчитай и напиши» (стр.54, рабочая тетрадь Колесниковой).
Февраль.
1) «Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике».
2) «Шар, куб, цилиндр».
Цель: познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр. Игра: «Найди и закрась» (стр.59, рабочая тетрадь Колесниковой). Игра: «Подбери заплатку» (стр.61, рабочая тетрадь Колесниковой). Игра: «Найди пару» (стр.64, рабочая тетрадь Колесниковой).
Март.
Закрепление геометрических фигур.
Упражнения: «обведи фигуру по точкам», «На что похоже». Цель: учить детей карандашом обводить геометрические фигуры; из знакомых предметов находить знакомую фигуру, определять, на какую геометрическую фигуру она похожа. Учить упорядочивать фигуры по 1 из 4 признаков.
Игра: «Собери бусы», «Посади на скамейку» (Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей»).
Провести открытое занятие.
Апрель.
«Геометрические тела», «Геометрические фигуры». Цель: закрепить умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела.
Игра: «Из каких фигур кошка» (стр.71, Колесникова).
Игра: «Нарисуй правильно» (стр.73, рабочая тетрадь Колесниковой).
Май.
Закрепление всех изученных тем.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами - прямоугольником, квадратом, треугольником, кругом, овалом; находить заданную фигуру среди множества фигур; видеть в предметах знакомые геометрические фигуры; выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов сложной формы (символических изображений предметов из геометрических фигур); продолжать ряды из геометрических фигур (алгоритмы); познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.
«Величина»
Задачи:
• учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «ещё меньше», «самый маленький», «широкий», «уже», «ещё поуже», «самый узкий», «высокий», «ниже», «ещё ниже», «самый низкий» и т.д.);
• развивать глазомер;
• учить делить предмет на 2, 4 и более частей;
• учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Сентябрь. «Сравнение предметов по величине».
Игра «Соедини правильно» (Колесникова, рабочая тетрадь, лист 1, рис.3). Цель: закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи. Физкультминутка «Три медведя». Игра «Кто больше?» (Колесникова, стр.23). Цель: учить находить большое животное из 2-х предложенных.
Октябрь.
Понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий».
Логическая задача «Дорисуй последний карандаш» (лист 6, рис.4). Цель: закрепить понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий».
Игра «Рисуем треугольники» (лист 7, рис.4). Цель: называть размеры треугольников.
Ноябрь. «Деление квадрата на 2, 4 части».
Игра «Сложи квадрат» (стр.38, Колесникова).
Цель: учить делить квадрат на 2, 4 части; понимать, что часть меньше целого,
а целое больше части.
Декабрь. «Деление предмета на 4 части».
Игра «Учимся делить круг» (стр.44).
Игра «Назови правильно» (лист 14, рис.3, рабочая тетрадь).
Игра «Раздели правильно» (лист 14, рис.4).
Цель: учить делить предмет на 2, 4 части; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
Январь.
«Высокий - низкий». «Складывание квадрата на 2, 4, 8 треугольников (деление)».
Игра «Дорисуй правильно» (рабочая тетрадь, лист 17, рис.3). Цель: закрепить умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «ещё пониже», «самая низкая», «повыше», «ещё повыше». Игра «Сложи квадрат». Цель: учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников (делить на части).
Февраль.
«Складывание круга на 2, 4 части (деление)».
Март.
Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький».
Игра «Рисуем кошку из треугольников» (рабочая тетрадь, лист 26, рис.4). Цель: использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький».
Апрель.
«Деление квадрата на 4 равные части путём складывания
по диагонали».
(Новикова В.П. «Математика в д/саду», старшая группа, стр.87).
Цель: учить делить квадрат на 4 части по диагонали, учить показывать одну четвёртую.
Май.
Закрепление всех изученных тем.
Группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет.
«Ориентировка во времени и в пространстве»
Задачи:
Ориентировка во времени:
• Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, о месяцах;
• Продолжать учить устанавливать различные временные отношения;
• Познакомить с часами (стрелки, циферблат). Учить определять время с точностью до получаса;
• Продолжать знакомить с разными видами календарей (отрывной, настенный, карманный).
Ориентировка в пространстве:
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;
• Закреплять умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.);
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Сентябрь.
«Верх и низ», стр.8 Т.А.Шорыгина.
Зарисовка детьми предметов на бумаге, которые находятся внизу и наверху. Чтение стихов: «Посмотри вниз», «Вверху и внизу», «Солнечный зайчик», «Слуховой диктант», - рисование фигур на листе бумаги.
Игра: «Части суток», стр.21 Колесникова Е.В. Закрепление времени года, месяца - сентябрь. Работа с отрывным календарем.
Октябрь.
«близко, высоко, низко», стр.16 Шорыгина.
Чтение стихов: «Бумажный змей», «Горный орел», «Солнце опускается», «Лесные этажи», «Птичьи этажи», «Далеко и близко». Просмотр картинок, определение места нахождения предметов.
Задание: «Какие бывают часы?», стр.25 Е.В.Колесникова, (знакомство с часами). Закрепление месяца - октябрь.
Ноябрь. «Вперед и назад», стр.29 т.д. Шорыгина.
Игра: «Поезд». Просмотр иллюстраций. Загадывание загадок о животных со словами
сзади - спереди.
Упражнение «Напиши на часах время, которое назову», стр.38 Колесникова.
Задание: «Найди и обведи», стр.41 Колесникова.
Задание: «Напиши правильно», стр.44 Колесникова.
Закрепление месяца - ноябрь.
Декабрь. «За, под, над, перед», стр.35 Шорыгина.
Чтение стихотворений: «В аллее», «Над цветком», «За елкой», «Перед домом».
Просмотр иллюстраций.
Задание: «Дни недели», стр.50 Е.В. Колесникова.
Закрепление месяца - декабрь. Работа с отрывным календарем.
Январь. «Справа и слева», стр.43 Шорыгина.
Упражнения с платочками и флажками.
Рисование с заданием. Чтение стихотворений: «Воздушный шарик», «Наши руки».
Задания для правой и левой руки.
Задание: «Нарисуй правильно время на часах», стр.58 Колесникова.
Закрепление месяца — январь.
Февраль.
«Закрепление понятий - слева, справа, перед, в середине, над, сбоку, спереди, вверху, внизу.»
Задание: «Расскажем о своей комнате и нарисуем её», стр.60 Шорыгина. Просмотр
иллюстраций.
Работа со стендом: «Неделька». Работа с отрывным календарём. Закрепить название
месяца — февраль.
Задание: «Нарисуй стрелки к часам», стр.63 Колесникова. Упражнение: «Когда это бывает», стр.68 Колесникова.
Март. «Ориентировка на местности», стр.71 Шорыгина.
Знакомство с компасом. Чтение стихотворений: «Муравьиный терем», «В овраге», «Большая медведица». Знакомство с приметами, которые помогают ориентироваться на местности. Закрепить название месяца - март. Работа с отрывным календарем.
Апрель.
умения ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клетку. Игровое
упражнение: «Соедини правильно», стр.80 Колесникова. Задание: «Дорисуй правильно», стр.81 Колесникова. Задание: «Отгадай загадки», стр.82Колесникова. Закрепить название месяца — апрель и месяца — май.
Работа с отрывным календарем.
Май.
Закрепление пройденного материала.
Литература.
1. Е.В.Колесникова. Математика для дошкольников 6-7 лет.
2. Т.А. Шорыгина. Ориентировка в пространстве.
3. Т.Д. Рихтерман. Формирование знаний о времени у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)
Перспективный план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....
Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".
“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла». Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”. П...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями
Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....
Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ
Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...