Перспективное планирование
календарно-тематическое планирование на тему

Краснослободцева Анжелика Анатольевна

Перспективное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по формированию у дошкольников

элементарных математических

представлений

Краснослободцевой Анжелики Анатольевны

Перспективное планирование

на тему:

«Формирование у дошкольников элементарных математических представлений»

Группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет.

«Количество и счёт».

Сентябрь, (занятия №1 и №2)

Изучить тему: «Один и много».

Цель: учить сравнивать совокупности предметов, различать, где 1 предмет, а где много.

Работа с детьми в рабочей тетради по математике Е.В. Колесниковой. Рассматривание предметов в своей группе и сравнение их количества. Проведение подвижных игр на тему: «Один и много»:

1) «Медведь и пчёлки», стр.5 В.П. Новикова «Математика в д/саду» 3 4 года;

2) «Поезд», стр. 15 В.П. Новиковой.

Изучить тему: «Число 1».

Познакомить детей с числом 1 на примере предметов, картинок. Чтение стихотворения М. Мышковской и игра «Назови правильно», стр.14 Е.В. Колесниковой.

Октябрь. (№3 и №4)

Закрепление темы «Один и много». Закрепление игр «Медведь и пчёлки» и «Поезд». Закрепление темы «Число 1» (работа в рабочей тетради). Закрепить с детьми, каких игрушек много, каких по 1-й в группе, на улице.

Ноябрь. (№5 и №6)

Изучить тему: «Число 2» и её закрепление. Познакомить детей с числом 2.

Разучить стихотворение С. Маршака (стр.19 Е.В. Колесникова). Чтение стихотворения «Упрямые козлы» М. Мышковской, «Число 2», стр.21 Е.В. Колесниковой.

Учить детей показывать 2 предмета.

Работа в рабочей тетради.

Учить соотносить количество 2-х видов предметов между собой.

Математическая игра «Сбор грибов», стр.39 Т.М. Бондаренко.

Математическая игра «Сбор урожая», стр.50 Т.М. Бондаренко.

Декабрь. (№7 и №8)

«Число 3. Закрепление числа 3». Познакомить детей с числом 3.

Учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов.

Загадывание детям загадки о светофоре (о числе 3).

Изучить физкультминутку «Три медведя», стр.24, Е.В. Колесниковой.

Чтение стихотворений С. Маршака и А. Босева «Трое», стр.25, Е.В. Колесникова.

Работа в рабочей тетради Е.В. Колесниковой.

Учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты в речи: поровну, столько же, сколько.

Игры: «Бабочки и цветы», «Воробушки и автомобиль», стр.26, В.П.Новикова.

При рассматривании книжных иллюстраций спрашивать детей, каких предметов 1, 2 или 3.

Заучивание физкультминутки «Грибы» (стр.258, Бондаренко), «Буратино» (стр. 259, Бондаренко):

Январь. (№9 и №10)

«Сравнение чисел 2 и 3. Число 4».

Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи.

Игра: «Хватит ли белочкам шишек?» (стр.27, Е.В Колесникова).

Игры: «Кот и мыши», «Птички» (стр.28, В.П. Новикова).

Учить детей сравнивать 2 группы предметов в повседневной жизни, обращать их внимание на это.

Познакомить с числом 4. Учить называть числительные по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

Игра: «Хватит ли слону туфелек?» (рабочая тетрадь Е.В. Колесниковой).

Стихотворение М. Мышковской (о числе 4), стр. 31, Е.В. Колесникова.

Февраль. (№11 и №112)

«Закрепление числа 4. Сравнение чисел 3 и 4».

Продолжать знакомить с числом 4, учить называть числительные по порядку, указывая на предметы.

Игра: «Сколько?» (рабочая тетрадь Е.В. Колесникова).

Игра: «Слушай, смотри, считай» (стр.33 рабочая тетрадь Колесникова).

Учить различать равенство и неравенство групп предметов.

Игра: «Хватит ли снеговикам шапок?».

Игра: «Считай, закрашивай» (стр.34, рабочая тетрадь Колесникова).

Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Скорый поезд» (стр.63 В.П. Бондаренко).

Заучивание физкультминутки (стр.257 Бондаренко).

Март. (№13 и №14)

«Число 5. закрепление числа 5».

Познакомить детей с числом 5. Продолжить учить называть числительные по порядку, указывая на предметы. Продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе.

Игра: «Считай, закрашивай» (рабочая тетрадь Колесниковой, стр.35).

Закреплять навыки счёта в пределах 5.

Игра: «Слушай, считай, делай» (рабочая тетрадь Колесниковой).

Игра: «Угостим мишек чаем» (Метлина).

Заучивание физкультминутки «Зайка» (стр.269 Бондаренко).

Апрель. (№15 и №16)

«Сравнение чисел 4 и 5».

Учить различать равенство и неравенство групп предметов по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.

Игра: «Хватит ли медведям бочонков с мёдом?» (рабочая тетрадь Колесниковой).

Разучивание физкультминутки «Один, два, три, четыре, пять» (стр.39, Колесникова).

Игры: «Кто найдёт цветок для мотылька?», «Зайчики и волк» (стр.69, В.П. Новикова).

Подвижные игры на сравнение 2-х групп предметов: «Солнышко и дождик» (стр.72, В.П. Новикова).

Май.

Повторение всех изученных тем. Повторение игр, физкультминуток.

Заучивание с детьми считалок на количество и счёт (стр.42, Колесникова).

Используемая литература.

1.  Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 3-4 лет» и рабочая тетрадь.

2.  Л.С. Метлина «Занятия по математике в д/саду» 3-7 лет.

3.  Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия во 2-й младшей группе д/сада».

4.  В.П. Новикова «Математика в д/саду» 3-4 года.

Цели и задачи на год:

• Учить сравнивать количество предметов, различать, где 1 предмет, где

много;

• Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

• Учить понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, по-

ровну, больше, меньше;

• Учить понимать значение вопроса «сколько?»;

• Учить называть числительные по порядку в пределах 5, относить по-

следнее числительное ко всей пересчитанной группе;

• Учить согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существи-

тельным;

• Познакомить со стихами, загадками, сказками;

• Учить решать логические задачи.

Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет.

«Геометрические фигуры».

Сентябрь.

1) Изучить с детьми тему «Круг».

Цель: закреплять знания о геометрической фигуре КРУГ (находить среди других геометрических фигур). Обратить внимание детей на то, что круг может быть разного размера.

2) Изучить тему «Квадрат».

Цель: учить детей находить квадрат среди множества фигур, формировать представление у детей, что квадрат может быть разного размера, развивать зрительное внимание.

Игры: 1) «Найди и закрась» (работа в рабочей тетради Е.В. Колесниковой, стр.22);

2) «Кто больше принесёт?» (В.П. Новикова «Математика в д/саду», стр.7).

Октябрь.

1) Закрепление знаний о круге, квадрате.

Цель: учить понимать последовательность расположения геометрических фигур.

Игра: «Продолжи ряд» (Колесникова, рабочая тетрадь, стр.26).

2) «Треугольник».

Цель: находить треугольники среди множества других фигур, формировать представление, что треугольники могут быть разного размера.

Игра: «Найди и закрась» (рабочая тетрадь Колесниковой, стр.28), «Тан-грам» (стр.71, Новикова).

3) «Овал».

Цель: находить овал среди множества фигур, формировать представление, что овалы могут быть разного размера.

Игра: «Найди и раскрась».

Игры: 1) «Чудесный мешочек».

Цель: учить детей обследовать геометрические фигуры, не глядя на них (на ощупь), (стр.22, Новикова).

2) «Сделай домик».

Цель: учить составлять на столе домики из 4-х треугольников (стр.23, Новикова).

Ноябрь.

1) «Прямоугольник».

Цель: учить находить прямоугольник среди множества фигур; формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера. Игра: «Найди и закрась» (стр.38, рабочая тетрадь Колесниковой).

2) «Круг. Овал».

Цель: закрепить геометрические фигуры - круг и овал. Игры: «Закрась и нарисуй» (стр.38, рабочая тетрадь Колесниковой). Игры: «Назови предмет», «Собери фигуру (из счётных палочек)» (стр.37, Новикова).

Цель: продолжать учить из счётных палочек делать прямоугольник.

Декабрь.

«Квадрат. Прямоугольник».

Цель: закрепить знания о квадрате, прямоугольнике. Учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Игра: «Предмет и форма» (рабочая тетрадь Колесниковой, стр.42).

Игра: «Дорисуй недостающие фигуры» (стр.45, рабочая тетрадь Колесниковой).

Игра: «Закрась правильно» (стр.46, рабочая тетрадь Колесниковой).

Январь.

«Соотношение формы предметов с геометрическими фигурами». Цель: учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов.

Игра: «На что похож предмет» (стр.50, рабочая тетрадь Колесниковой). Игра: «Сосчитай и напиши» (стр.54, рабочая тетрадь Колесниковой).

Февраль.

1) «Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике».

2) «Шар, куб, цилиндр».

Цель: познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр. Игра: «Найди и закрась» (стр.59, рабочая тетрадь Колесниковой). Игра: «Подбери заплатку» (стр.61, рабочая тетрадь Колесниковой). Игра: «Найди пару» (стр.64, рабочая тетрадь Колесниковой).

Март.

Закрепление геометрических фигур.

Упражнения: «обведи фигуру по точкам», «На что похоже». Цель: учить детей карандашом обводить геометрические фигуры; из знакомых предметов находить знакомую фигуру, определять, на какую геометрическую фигуру она похожа. Учить упорядочивать фигуры по 1 из 4 признаков.

Игра: «Собери бусы», «Посади на скамейку» (Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей»).

Провести открытое занятие.

Апрель.

«Геометрические тела», «Геометрические фигуры». Цель: закрепить умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела.

Игра: «Из каких фигур кошка» (стр.71, Колесникова).

Игра: «Нарисуй правильно» (стр.73, рабочая тетрадь Колесниковой).

Май.

Закрепление всех изученных тем.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами - прямоугольником, квадратом, треугольником, кругом, овалом; находить заданную фигуру среди множества фигур; видеть в предметах знакомые геометрические фигуры; выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций - анализ и синтез предметов сложной формы (символических изображений предметов из геометрических фигур); продолжать ряды из геометрических фигур (алгоритмы); познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.

Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет.

«Величина»

 Задачи:

•    учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «ещё меньше», «самый маленький», «широкий», «уже», «ещё поуже», «самый узкий», «высокий», «ниже», «ещё ниже», «самый низкий» и т.д.);

•   развивать глазомер;

•   учить делить предмет на 2, 4 и более частей;

•   учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Сентябрь. «Сравнение предметов по величине».

Игра «Соедини правильно» (Колесникова, рабочая тетрадь, лист 1, рис.3). Цель: закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи. Физкультминутка «Три медведя». Игра «Кто больше?» (Колесникова, стр.23). Цель: учить находить большое животное из 2-х предложенных.

Октябрь.

Понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий».

Логическая задача «Дорисуй последний карандаш» (лист 6, рис.4). Цель: закрепить понятия «длинный», «короче», «ещё короче», «самый короткий».

Игра «Рисуем треугольники» (лист 7, рис.4). Цель: называть размеры треугольников.

Ноябрь. «Деление квадрата на 2, 4 части».

Игра «Сложи квадрат» (стр.38, Колесникова).

Цель: учить делить квадрат на 2, 4 части; понимать, что часть меньше целого,

а целое больше части.

Декабрь. «Деление предмета на 4 части».

Игра «Учимся делить круг» (стр.44).

Игра «Назови правильно» (лист 14, рис.3, рабочая тетрадь).

Игра «Раздели правильно» (лист 14, рис.4).

Цель: учить делить предмет на 2, 4 части; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Январь.

«Высокий - низкий». «Складывание квадрата на 2, 4, 8 треугольников (деление)».

Игра «Дорисуй правильно» (рабочая тетрадь, лист 17, рис.3). Цель: закрепить умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «ещё пониже», «самая низкая», «повыше», «ещё повыше». Игра «Сложи квадрат». Цель: учить складывать квадрат на 2, 4, 8 треугольников (делить на части).

Февраль.

«Складывание круга на 2, 4 части (деление)».

Март.

Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький».

Игра «Рисуем кошку из треугольников» (рабочая тетрадь, лист 26, рис.4). Цель: использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький».

Апрель.

«Деление квадрата на 4 равные части путём складывания

по диагонали».

(Новикова В.П. «Математика в д/саду», старшая группа, стр.87).

Цель: учить делить квадрат на 4 части по диагонали, учить показывать одну четвёртую.

Май.

Закрепление всех изученных тем.

Группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет.

«Ориентировка во времени и в пространстве»

Задачи:

Ориентировка во времени:

•    Закреплять и углублять временные представления о частях суток, днях недели, временах года, о месяцах;

•   Продолжать учить устанавливать различные временные отношения;

•    Познакомить с часами (стрелки, циферблат). Учить определять время с точностью до получаса;

•    Продолжать знакомить с разными видами календарей (отрывной,  настенный, карманный).

Ориентировка в пространстве:

•    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;

•    Закреплять умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.);

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Сентябрь.

«Верх и низ», стр.8 Т.А.Шорыгина.

Зарисовка детьми предметов на бумаге, которые находятся внизу и наверху. Чтение стихов: «Посмотри вниз», «Вверху и внизу», «Солнечный зайчик», «Слуховой диктант», - рисование фигур на листе бумаги.

Игра: «Части суток», стр.21 Колесникова Е.В. Закрепление времени года, месяца - сентябрь. Работа с отрывным календарем.

Октябрь.

«близко, высоко, низко», стр.16 Шорыгина.

Чтение стихов: «Бумажный змей», «Горный орел», «Солнце опускается», «Лесные этажи», «Птичьи этажи», «Далеко и близко». Просмотр картинок, определение места нахождения предметов.

Задание: «Какие бывают часы?», стр.25 Е.В.Колесникова, (знакомство с часами). Закрепление месяца - октябрь.

Ноябрь. «Вперед и назад», стр.29 т.д. Шорыгина.

Игра: «Поезд». Просмотр иллюстраций. Загадывание загадок о животных со словами

сзади - спереди.

Упражнение «Напиши на часах время, которое назову», стр.38 Колесникова.

Задание: «Найди и обведи», стр.41 Колесникова.

Задание: «Напиши правильно», стр.44 Колесникова.

Закрепление месяца - ноябрь.

Декабрь. «За, под, над, перед», стр.35 Шорыгина.

Чтение стихотворений: «В аллее», «Над цветком», «За елкой», «Перед домом».

Просмотр иллюстраций.

Задание: «Дни недели», стр.50 Е.В. Колесникова.

Закрепление месяца - декабрь. Работа с отрывным календарем.

Январь. «Справа и слева», стр.43 Шорыгина.

Упражнения с платочками и флажками.

Рисование с заданием. Чтение стихотворений: «Воздушный шарик», «Наши руки».

Задания для правой и левой руки.

Задание: «Нарисуй правильно время на часах», стр.58 Колесникова.

Закрепление месяца — январь.

Февраль.

«Закрепление понятий - слева, справа, перед, в середине, над, сбоку, спереди, вверху, внизу.»

Задание: «Расскажем о своей комнате и нарисуем её», стр.60 Шорыгина. Просмотр

иллюстраций.

Работа со стендом: «Неделька». Работа с отрывным календарём. Закрепить название

месяца — февраль.

Задание: «Нарисуй стрелки к часам», стр.63 Колесникова. Упражнение: «Когда это бывает», стр.68 Колесникова.

Март. «Ориентировка на местности», стр.71 Шорыгина.

Знакомство с компасом. Чтение стихотворений: «Муравьиный терем», «В овраге», «Большая медведица». Знакомство с приметами, которые помогают ориентироваться на местности. Закрепить название месяца - март. Работа с отрывным календарем.

Апрель.

 умения ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клетку. Игровое

упражнение: «Соедини правильно», стр.80 Колесникова. Задание: «Дорисуй правильно», стр.81 Колесникова. Задание: «Отгадай загадки», стр.82Колесникова. Закрепить название месяца — апрель и месяца — май.

Работа с отрывным календарем.

Май.

Закрепление пройденного материала.

Литература.

1.  Е.В.Колесникова. Математика для дошкольников 6-7 лет.

2.  Т.А. Шорыгина. Ориентировка в пространстве.

3.  Т.Д. Рихтерман. Формирование знаний о времени у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективное планирование работы в подготовительной группе Комплексно – тематическое планирование по теме «Уборка урожая» (в саду, огороде, на полях)

Перспективный  план работы в подготовительной группе на неделю.План составлен с учетом ФГТ, тема "Уборка урожая" (сад,огород, поле)....

Перспективное планирование работы в подготовительной группе. Комплексно-тематическое планирование по теме: "Новогодний калейдоскоп".

“Русские праздники и новогодние традиции” «Откуда елка в гости пришла».      Рассматривание репродукции картины В.Сурикова “Взятие снежного городка”.    П...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями

Подробное планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с трудом взрослых во второй младшей группе и планирование работы с родителями....

Перспективное планирование воспитателя детского сада на основе комплексно-тематического планирования ОУ

Составлено с учетом возраста воспитанников, программных задач каждого направления развития и образовательных областей. Позволяет воспитателю всесторонне изучить лексическую тему, отработав её во всех ...