ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация
Выступление на методическом часе
на тему:
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lopytno-eksperimentalnaya_rabota_s_detmi_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №19»
исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Выступление на методическом часе
на тему:
«ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составила:
Гурьянова О.А.
воспитатель средней группы №8
Нижнекамск, 2014 г.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Проведение опытов и экспериментов – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Важно, чтобы ребенок проводил собственные опыты. Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними. Поэтому во время проведения опыта важно привлекать ребенка к любой посильной ему деятельности, дать полную свободу действий, если ребенок может выполнить действие сам. Ведь у детей пятого года жизни появляются первые попытки работать самостоятельно.
Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим — и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёх-пятилетнего ребенка угасает.
В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Важно не только провести опыты, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.
Для реализации опытно-экспериментального направления в экологическом воспитании в нашей группе были созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В экологическом уголке мы поставили отдельную тумбу и создали небольшую лабораторию, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.
Форма проводимых опытов развивается, усложняется и совершенствуется.
Освоенные формы наполняются новым, более сложным содержанием. Освоенные формы продолжают использоваться детьми, возникают их разнообразные модификации.
Поэтому педагог должен работать как бы в двух уровнях: проводит эксперименты, соответствующие достигнутым возможностям детей, и одновременно исподволь готовит их к освоению новых, более сложных форм деятельности. Следовательно, у каждой формы существует нижний возрастной предел ее использования, но не существует верхнего предела. Благодаря накоплению личного опыта, действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
Первые эксперименты проводились с водой и воздухом: дети знакомились со свойствами воды (жидкая, не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором находится; вода имеет температуру – бывает теплой, горячей, холодной; прозрачной, не имеет вкуса и т.д., что воздух невидим, прозрачен; имеет вес и т.д.).
Постепенно наш уголок-лаборатория пополняется разными материалами: песком, глиной, почвой, палочками, камушками, дощечками, разными по форме сосудами, стаканчиками, воронками. Не только дети, но и родители настолько увлеклись созданием лаборатории, что стараются постоянно пополнять её необходимыми материалами.
Все опыты проводятся от имени игрового персонажа – Капитошки. Для ребят средней группы еще сложно самим ставить цель опыта и алгоритм его проведения. Поэтому на первом этапе игровой персонаж моделировал проблемные ситуации, которые дети решали в процессе совместной деятельности под руководством воспитателя. Затем дети обучаются самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы.
При фиксации наблюдений чаще всего применяются готовые формы, но в конце года постепенно применяются рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений. Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности. Связь экспериментирования с формированием математических представлений проявляется в том, что возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через наглядную агитацию родители убеждаются в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, понимают, насколько правы те кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. Совместная работа с родителями дала положительные результаты: родители стали по другому относиться к детям -спокойнее, терпимее, стараются отвечать на любые детские вопросы, поощряют попытки самостоятельной деятельности детей. Если родители что-то не знают, за помощью обращаются к нам-воспитателям.
Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуациях.
Литература:
1. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
2. Г. М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми»
3. А. И. Иванова « Детское экспериментирование-как метод обучения»
4.Л.Н. Прохорова, Н.В. Кузнецова и др. «Экологическое воспитание дошкольников»: Практическое пособие.-М.:Аркти,2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается сво...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Статья «Из опыта работы по использованию методики «Логоритмика» в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
В данной статье представлен опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Использование методики "логоритмика" в среднем дошкольном возрасте". Опыт актуален для воспитателей, логопедов,...
Работа с детьми среднего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы)
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен бы...
Конспект опытно-экспериментальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: Развлечение. Прогулка со снеговичком.
На основании интрегации образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое.Используемы технологии: игровая....
Из опыта работы "Финансовая грамотность в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
В настоящее время очень важно сформировать элементарные представления об экономических категориях: «потребности», «труд», «товар», «деньги&raqu...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ У НИХ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
В статье затронута одна из актуальных современных проблем – развитие гуманного отношения детей к природе. Здесь рассказано об экологизации воспитательного процесса в ДОУ в настоящее время. Также...