Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чурилова Ольга Ивановна

ТЕМА: "Театр"

Цель.   Уточнить представления детей о театре.

 Познакомить с краткой историей возникновения театра в России.

Способствовать развитию творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_khudozhestvennoy_literature.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественной литературе на тему:

(для детей подготовительной к школе группы)

                                              Воспитатель:

                                                          Чурилова  О.И.

Цель.

  •   уточнить представления детей о театре;
  •   познакомить с краткой историей возникновения театра в России;
  •   способствовать развитию творческих способностей детей.

         Оборудование:  иллюстрации с изображением зданий театра, изображение представителей, которые относятся к различным видам театра, театральные программки.

Ход занятия

- Ребята, вы уже стали большими, многое знаете. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами об одном из прекраснейших видов искусства. Но сначала вспомните, что же мы можем отнести к искусству? (К искусству можно отнести музыку, литературу, живопись, архитектуру, скульптуру, кино, театр).

- Да, конечно же все это относится к прекрасному миру искусства, но на нашем занятии мы отправимся в волшебный край, который называется театр. У нас с вами уже были занятия посвященные театру и сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным видом искусства.

- Кто из вас может сказать, что же такое театр. (Театр – это место, где можно увидеть игру артистов, спектакль).

- Ребята, мы уже много говорили о театре, а как вы думаете, чем же заслужил театр такую любовь к себе? (Посещение театра – это всегда праздник, с которым связаны радость, веселье, который наполняет нас новыми чувствами и мыслями, мы учимся сопереживать, радоваться, грустить, веселиться и т.д. вместе с актерами).

-  Ребята, а кто может вспомнить, давно ли появился театр?

- Театр появился очень-очень давно, в государстве, которое называлось Древняя Греция. Именно эта легендарная страна подарила нам первых профессиональных авторов, актеров, Древняя Греция нам подарила само название ТЕАТР. А дальше театральное искусство начало появляться, расти, расцветать, словно волшебный сад по всему миру. Во многих странах свои артисты, свои спектакли, в том числе и в России.

- Кто из вас вспомнит, кто были первые артисты в России? (Первыми артистами в России были скоморохи)

- Ой, а вот и они. (Под музыку выходят два скомороха)

1-ый скоморох. Мы бродячие артисты устраивали спектакли прямо на улицах и веселили честной народ. Мы ходили из одного места в другое, потому что  постоянного театра у нас не было.

2-ой скоморох.  У нас не было здания, где бы мы могли разыгрывать свои спектакли, куда могли бы приходить люди, чтобы посмотреть на нашу игру. Поэтому спектакли мы ставили на ярмарках, городских площадях. Иногда вместе с нами играют артисты-животные.

- Спасибо вам, Скоморохи, за такой интересный рассказ. (Уходят)

- Ребята, а как вы думаете, давно ли в России появился постоянный театр?

- В России театр появился тоже очень давно, но гораздо позже, чем в Др. Греции. Театры, детки, бывают разные. Может быть кто-то из вас может назвать какие виды театров существуют?

- В великом театральном царстве жили и живут оперные театры, в которых действующие лица поют; театры балета, где образы передаются с помощью танцев, драматические театры. В этих театрах актерами являются люди. Но как вы правильно сказали, есть еще театры кукол, теней, зверей и др.(Обращение к наглядности) Сейчас в России театры есть везде. В столице нашей родине – Москве – есть  много разных театров: Современник, Театр на Таганке, Малый театр и др., но самый известный в России, да и во всем мире –  Большой театр.

- А кто из вас знает, какие театры есть в нашем родном городе Курске?

- Самый известный в нашем городе, конечно же, Драматический театр имени А.С. Пушкина, многие из вас об этом знают. Еще раз давайте отметим, т.к. это драматический театр, кто является там главными действующими лицами? (Главные действующие лица – люди).

-  Но кроме него есть в нашем городе и кукольный театр, театр юного зрителя «Ровесник», в этом театре играют не настоящие актеры, а те кто только учится быть ими.

- Ребята, вы уже знаете, что у каждого театра есть свое здание (показываю иллюстрации различных театров). Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и подумайте, похожи ли здания театра на обычные окружающие нас здания?

- Чем же они отличаются? (Они очень красивые, у них есть  колоны, они украшены различными статуями, орнаментами и т.д.)

- Верно, они как будто сказочные, манят к себе, необычностью, кажется, что там совершается чудо. И это, ребята, не случайно. Один известный человек сказал: «Театр начинается с вешалки». Как вы думаете, что обозначает это выражение?

- Этими словами подчеркивалось то, что образ театра у зрителей начинает складываться не в зрительном зале, а при входе в здание, на его ступенях. И в театре для зрителя важно все: спектакль, кресла, в которых предстоит сидеть, гардероб, буфет, программка и т.д.

- Спектакль – то ради чего люди приходят в театр, но ведь его не возможно поставить, если не будет пьесы. Как вы понимаете, что такое пьеса?

- Пьеса – это литературное произведение, которое специально написано для постановке на сцене. Только здесь автор произведения ничего не говорит о героях, они сами о себе рассказывают.

- Но вот пьеса готова, определены действующие лица, главные герои. Что же теперь необходимо сделать? (Подобрать актеров, которые будут играть в спектакле).

- А кто будет отбирать актеров на роль?

- Это ответственное дело выполняет режиссер-постановщик, который ищет такого актера, который больше всего подходит к роли. Вот мы с вами уже познакомились с двумя театральными профессиями: актер и режиссер. А кто может назвать, какие еще существуют профессии в театре? (Называют профессию и поясняют, чем занимаются люди данной профессии)

- Действительно, в театре очень много «невидимых профессий»: гример (человек, который гримирует, т.е. меняет внешность актеров), художник по костюмам, который придумывает костюмы для спектакля, костюмер, который помогает актерам одеваться и многие другие. Все эти люди трудятся за кулисами и зрители их не видят. Но самый главный театральный невидимка – суфлер.

- Кто из вас слышал о такой профессии и может рассказать о ней?

- Без суфлера может случится все, что угодно, неприятность – за неприятностью: спектакль собьется с ритма, актеры либо немо будут присутствовать на сцене, либо начнут говорить не то, что надо. Суфлер сидит в специальной суфлерской  будке. Он проговаривает и проживает весь спектакль, как и актеры, исполняющие роли.

- Ребята, а как вы думаете, кто выступает в роли суфлера на праздниках в детском саду. Понятно, что режиссер в нашей группе Наталья Николаевна, а кто суфлер?

- Ребята, а как вы думаете, можно ли самим научиться всем этим профессиям? А что же делать, если кто-то из нас захочет стать актером, режиссером или суфлером?

- Всем этим профессиям учат в различных театральных училищах и институтах. А вот для школьников, которым просто интересно играть различные роли, участвовать в спектаклях созданы театры юных зрителей. Там они под руководством учителя занимаются, репетируют различные сказки, сценки, а потом показывают на сцене для детей и их родителей. Когда я училась в школе, то с удовольствием ходила в ТЮЗ и участвовала в различных спектаклях.

Мы с вами уже поговорили и об актерах, и о театральных невидимках. А как вы думаете, кто главный партер актеров?

- Ребята, партнер актеров – зритель. Когда люди, сидящие в зале плачут, аплодируют, погружаются в молчание, сопереживают, искренне выражают свои чувства, рождается необъяснимое чудо спектакля.

- Но вот спектакль окончен, все в восторге. А как вы думаете, легко ли было актерам сыграть героев спектакля?

- Конечно же нет, ведь надо суметь сыграть другого, не такого как ты сам. Поэтому, чтобы сыграть роль, актер должен уметь перевоплощаться, быть другим.

- Сейчас я хочу попросить вас превратиться в актеров и попробовать изобразить различными способами, чувства, которые испытывает герой нашей ситуации.

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу.

- Ребята, какое чувство испытали друзья, когда встретились? (Друзья испытали чувство радости)

- Давайте попробуем изобразить такое чувство.

- Замечательно, вы отлично справились с эти заданием. А вот еще одна ситуация.

Давайте вспомним эпизод из сказки «Заюшкина избушка», когда лиса просилась в домик зайчика. Мы-то с вами знаем, что она хотела выгнать зайчика, но как она обращалась к нему, говоря слова: «Заюшка, пусти меня на крылечко»? (Она произносила эти слова ласково).

- Давайте попробуем ласково, с хитростью, как лисичка произнести эти слова.

-Молодцы. А теперь представьте, что вы любуетесь березовой рощей, И вдруг прямо около вашего уха зажужжал комар. Что же будет делать ...., а ….

- Ребята, легко ли вам было перевоплощаться? Но вы очень хорошо справились со всеми задачками. Знаете, когда я готовилась к занятию, вдруг вспомнила свое первое выступление на сцене в спектакле. Спектакль назывался «Анчутка», а играла я там Кикимору. У меня был зеленый мешковатый костюм, парик, сама я тоже была вся зеленая, и меня одолевало ужасное волнение. Я все время выглядывала из-за кулис, чтобы посмотреть, много ли собралось зрителей. Я волновалась, что забуду слова или скажу их не так. Но зато какое облегчение я испытала, когда наш руководитель сказал, что спектакль был замечательный. Я думаю  из вас получились бы отличные актеры.

- А сейчас мы предлагаем нашим уважаемым гостям посмотреть сценку, которую мы подготовили специально для вас, а называется она «Дела было вечером»

      Драматизация. «Дело было вечером»

Действующие лица:  автор, 3 мальчика, две девочки, 4 телепузика, Учитель-пришелец.

На лавочке во дворе сидят ребята-одноклассники.

Автор. (голос из-за кулис)

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Саша пел, Максим молчал,

Владислав ногой качал.

Дело было вечером

Делать было нечего,

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Вдруг сказал Макси ребятам,

Просто так …

Максим. (радостно)   Я в школе двойку получил!

Влад.  За что?

Максим.     За то, что не учил!

                     Весь вечер боевик смотрел,

                     Уроки сделать не успел.

Саша.  А я сорвал вчера урок!

          Максим.  Один?

Саша. (толкая локтем Влада)  Нет, Владик мне помог.

Влад.  Я дома краской пол залил

           И на Аленку все свалил

К ребятам подходит Аленка.

Алена. (сердито)  Нашел чем хвастаться,

                               Все вечно делаешь не так!

                                С работы мама вот придет –

                               Ох уж тебе и попадет!

                                Немедленно домой иди

                                И все в порядок приведи!

                                Расселись тут – и ну болтать,

                                 А кто уроки будет делать?

Максим. Отстань, что ты к нам пришла?

                  Здесь у мужчин свои дела!

Лена, махнув рукой,  уходит.

Максим. А у меня в кармане гвозди!

Влад. (испуганно)  А у нас, похоже, гости …

Ребята прячутся за скамейку. Появляются инопланетяне-телепузики, садятся на лавочку.

1–й   Ну вот, удрали наконец!

2-й  Да, Дипси, ты такой храбрец!

        Стащил ключи и звездолет,

        Вот от отца-то попадет.

3-й  Учиться больше силы нет!

         Дам вам, друзья, один совет:

         Бросайте книжки и тетрадки –

         С мозгами будет все в порядке.

4-й    Дневник мой двойками зарос.

         Как исправлять – вот ведь вопрос!

1-й    А я училке навредил:

          На стул ей кнопки положил.

2-й    Да, возвращаться нам нельзя.

          Останемся же здесь друзья!

Из укрытия появляются ребята и окружают пришельцев, в этот момент выходят и Алена с подружкой Настей.

Влад. Братьям по разуму

           Общий привет!

           Откуда свалились?

            С какой из планет?

Телепузики что-то говорят, размахивая руками. Голос автора из-за кулис.

Автор. (переводя)  Ваш язык нам не доступен.

 Влад. Ты посмотри, какой прикид!

             (нажимает на живот телепузику)

             И телик в животе стоит!

Максим. На голове антенна – класс!

                 Таких я вижу в первый раз.

Алена. Что вы пристали к ним? Отстаньте!

              И смеяться перестаньте!

Раздается звук мотора, дети прячутся.

4-й  Ой, вон учитель наш летит –

        Теперь уж точно нам влетит!

Учитель-пришелец.  Марш в звездолет все, храбрецы!

                                      С ремнями ждут вас там отцы!

Телепузики и учитель улетают. Ребята выходят из укрытия.

Влад. Вот бы нам тоже полетать …

Настя.  Проблема в чем?

               Учись на 5,

                Тогда и к звездам полетишь,

                Галактики все покоришь.

Влад.  Пойду уроки поучу,

            А вдруг я к звездам полечу …

Ребята уходят.

Автор.  (выходя на сцену) Дело было вечером,

                                               Спорить было не о чем.

                                                Вот так вот иногда бывает:

                                                Во всей Вселенной лодырей хватает.

 

Дети выходят на поклон. Автор представляет их.

- Ребята, мы с вами много говорили сегодня о театре, говорили о том, что люди очень любят театр, а мне хочется узнать, нужен ли вам театр и почему?

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.

Тема:  Сказка  Шарля  Перро «Кот  в  сапогах» Виды  детской  деятельности: игровая, восприятие художественной  литературы, коммуникативная, двигательная, п...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...

КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ РУСИ»

знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.

Задачи. 1. Образовательные: создавать условия для ознакомления детей со сказкой, Создавать условия для осмысления идеи сказки, характер персонажей, Создавать условия для формирования словарного зап...

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Малые фольклорные формы»

закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм...