Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»
Цель: закрепить знания о творчестве Николая Носова.
Задачи:
Образовательные задачи: закрепить представления детей о детском писателе Н.Носове; вспомнить его рассказы, учить анализировать тексты произведений;
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, прививать детям доброту, честность, трудолюбие.
Развивающие задачи: развивать чувство юмора, творческое воображение, развивать у детей интерес к чтению художественной литературы.
Речевые задачи: развитие всех компонентов устной речи, умение связно отвечать на вопросы воспитателя
Предварительная работа: знакомство с биографией Н.Н.Носова, чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Живая шляпа», «Про репку», «Карасик», «На горке».
Оборудование: ноутбук, сборники рассказов Н. Носова, портреты писателей.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки и произнесем наши волшебные слова:
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре.
Громко, четко говорим.
За дыханием следим.
Чтобы четко говорить,
Надо с язычком дружить.
Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Сейчас подружимся с язычком. Нужно выполнить наши упражнения («Окошко», «Хоботок», «Улыбка», «Качели», «Сладкое варенье»)
Воспитатель: Отгадайте мою загадку.
Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё.
Не услышишь и слова. (Книга)
Воспитатель: Правильно, это книга. Мы все очень любим книги. Вон их, сколько в нашей библиотеке. Кто пишет книги? Писатели, конечно. И сегодня мы поговорим о нашем любимом писателе Н. Носове. Вспомним его рассказы и поиграем.
Николая Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах.
«Когда он учился в школе, то мечтал стать великим музыкантом и хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием и мечтал стать художником, потом работал в кино и снимал фильмы. А детским писателем он стал, когда у него родился сын. Он очень много времени проводил с ним, наблюдал за ним и его друзьями, за их играми и разговорами. Он и стал писать про них. Что-то происходило на самом деле, что-то он придумывал сам, а в итоге получились интересные рассказы. Его книги изданы во многих странах и детям очень нравятся». А какие рассказы Носова вы знаете? (ответы) Чем они вам запомнились? Какие у него рассказы? (весёлые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н.Носов?
Воспитатель: Носов – детских книг творец
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.
Его рассказы всегда поднимали настроение. Когда у нас веселое настроение, мы смеемся.
Дыхательная гимнастика «Веселое настроение»
- Плавный вдох
- На выдохе произносить: «Ха-ха-ха!»
- Плавный вдох.
- На выдохе произнести: «Хо-хо-хо». Повторить 2 раза.
Воспитатель: Сейчас мы устроим викторину. Узнаем, как много вы знаете про творчество Н. Носова
Д/и «Узнай портрет писателя).
Дети из предложенных портретов узнают портрет Н.Носова.
Воспитатель: Молодцы. А теперь следующее задание.
Игровое упражнение «Узнай рассказ Николая Носова по картинке» (на доску вывешиваются картинки – огурец, шляпа, аквариум, репка, снежная горка)
Как вы думаете, к какому рассказу подходит эта картинка?
Огурец – «Огурцы»,
Шляпа – «Живая шляпа»,
Аквариум - «Карасик»
Репка - «Про репку»
Снежная горка – «На горке»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Его рассказы веселые. Про ребят. Сейчас мы тоже будем веселыми ребятами.
Физкультминутка:
«Стали дети ровно в круг»
Стали дети ровно в круг, а затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок, над головкою хлопок.
А теперь все дружно перепрыгнем лужу!
А сейчас идем по кругу, улыбаемся друг другу, (движения по тексту)
Воспитатель: Наша викторина продолжается. Ответим на мои вопросы.
«Викторина»
1. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
2. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы?
3. В каком произведении Н. Носов рассказал нам о человечках-коротышках?
4. Что нарвали в колхозном огороде мальчики?
5. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»?
6. На что обменял Виталик рыбку в рассказе «Карасик»?
7. В каких рассказах ребята ходили на рыбалку?
Воспитатель: какие вы молодцы! Сейчас вспомним еще один рассказ. Там ребята придумывали всякие небылицы.
Небылицы целый день
Им придумывать не лень
Мы пилоты, каскадеры
Из рассказа …..(«Фантазѐры») -Почему рассказ называется «Фантазеры»?
Сейчас мы с вами поиграем на музыкальных инструментах, но не настоящих, а на воображаемых (дети имитирую игру на музыкальных инструментах)
1. Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы играли на воображаемых инструментах и фантазировали, представляя себя зайками. Но у вас не было ни барабана, ни балалайки, ни дудочки. Значит вы придумывали то, чего нет. Может это вранье, обман? Чем отличается обман от фантазии?
Воспитатель: Предлагаю вам теперь самим описать рассказ. Мы все будем отгадывать.
(дети описывают рассказы). Молодцы! Нас ждет еще одна игра. Необходимо определить о каком рассказе идет речь.
Д/и «Бюро находок»
1. Нитки, иголка, ткань – «Заплатка».
2. Свисток – «Карасик»
3. Огурцы – «Огурцы».
4. Удочка - «Мишкина каша», «Огурцы».
5. Картошка – «Живая шляпа».
6. Варенье – «Фантазёры».
7. Кастрюля – «Мишкина каша»
«Узнай рассказ по отрывку»
«Перескажи отрывок по мнемотаблице»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.
Тема: Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах» Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная, п...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе
ТЕМА: "Театр"Цель. Уточнить представления детей о театре. Познакомить с краткой историей возникновения театра в России.Способствовать развитию творческих способностей детей....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.
Знакомство со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев»....

КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ РУСИ»
знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...

Методическая разработка. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Цель методической разработки - способствовать возникновению интереса у детей к русским народным сказкам. Определены образовательные,коррекционно-развивающие и воспитательные задачи и предл...