Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «Малые фольклорные формы»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_oznakomleniyu_detey_s_folklorom.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе
«Малые фольклорные формы»
МДОУ «Детский сад «Василек»
р.п. Мулловка»
Воспитатель: Жилина Е. В.
Программное содержание
Продолжить знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками; закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки). Учить понимать переносное значение образных выражений.
Формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Предварительная работа
Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок с детьми.
Ход
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, устное народное творчество. Много веселых песенок, замысловатых загадок и сказок. Мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество. Для начала давайте вспомним, что же такое пословица и что же такое сказка?
- Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы?
- Молодцы, сказали все правильно. Но давайте все же обобщим сказанное. Сказки - это произведения, которые сочинили русский народ, и передавал «из уст в уста» через поколения, «от отца к сыну», таким образом, они и дошли до нас. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.
- Подумайте, чему учит пословица «Не спеши языком, поспеши делом».
- Когда и кому так говорят? (обобщение ответов детей). Вы все верно заметили – данная пословица говорит нам о том, что прежде чем хвалиться своими способностями, лучше сделать какое-нибудь доброе дело. Вот оно, то (дело) покажет, на что вы способны. Эта пословица учит нас быть трудолюбивыми, а не хвастливыми.
(Повторяем и запоминаем эту пословицу.)
- Почему говорят «Трусливый умирает сто раз»? Чему учит эта пословица? Что высмеивает? (обобщение ответов детей). Молодцы! Все правильно. Если человек труслив и постоянно всего очень боится, то ему все будет казаться смертельно страшным. Эта пословица высмеивает людей, которые трусливы и всего боятся. Трусость - это плохая черта человеческого характера, таких людей не любят и стараются с ними не дружить. Вот мы с вами сейчас еще раз повторим эту пословицу и решим каждый для себя, что никогда не будим трусливыми и боязливыми.
- А теперь давайте объясним пословицу «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Какие другие пословицы, близкие по смыслу этой вы знаете? (обобщение ответов детей).
- Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.
- А также дети, существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет. Вот теперь, ребята вы должны мне помочь, выполнив задание: закончить поговорку.
1. Без году (неделя)
2. Брать быка (за рога)
3. Вставлять палки (в колеса)
4. Делать из мухи (слона)
5. Заблудиться в трех (соснах)
6. Как с гуся (вода)
7. Не видать, как своих (ушей)
8. Обвести вокруг (пальца)
9. Показать, где раки (зимуют)
10. Дорога ложка к (обеду)
11. Зарубить себе (на носу)
12. Друзья познаются (в беде).
- Молодцы, ребята!
- А теперь мы с вами отдохнем и выполним физкультминутку
А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
- А теперь послушайте загадки, которые я вам приготовила. Загадки – это также жанр устного народного творчества, которое нуждается в разгадке.
1. Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
2. Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег)
3. К нам пожаловал на двор
Ветронос и зимобор,
Водотёк и весновей.
Он позвал домой грачей.
Вывел кто весну на старт?
Отгадали? Это. (Март)
4. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
- В гости к нам пришёл. (Апрель)
5. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, Что за месяц это? (Май)
- Молодцы!
- Мы с вами проходили очень много жанров фольклора, один из них потешки.
-Что же такое потешки? (Ответы детей)
-Правильно, веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей. (Например: «Ладушки», «Петушок-петушок», «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока» и т. д.)
- Давайте вместе вспомним про сороку-белобоку, которая кашу варила.
Сорока-белобока кашу варила,
деток кормила.
(круговыми движениями водить указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки)
Этому дала, этому дала,
этому дала, этому дала (поочередно массировать большой, указательный, средний, безымянный пальцы левой руки пальцами правой руки)
а этому не дала.
- Ты воды не носил, дров не рубил, кашу не варил-
тебе нет ничего! (мизинец, массируя раскачивать взад-вперед)
Вот и заканчивается наше занятие, но устное народное творчество, т. е фольклор такая огромная и поучительная, что мы с вами не раз еще встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму-разуму.
Вопросы детям:
1. С какими формами русского народного творчества мы сегодня с вами работали?
2. Как вы думаете, для чего русский народ их создавал?
3. Нужны ли они нам в современной жизни?
4. Какие из пословиц вам больше всего запомнились и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.
Тема: Сказка Шарля Перро «Кот в сапогах» Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная, п...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе
ТЕМА: "Театр"Цель. Уточнить представления детей о театре. Познакомить с краткой историей возникновения театра в России.Способствовать развитию творческих способностей детей....
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.
Знакомство со сказкой С. Маршака « Двенадцать месяцев»....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб
Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой. Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...
КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ РУСИ»
знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.
Задачи. 1. Образовательные: создавать условия для ознакомления детей со сказкой, Создавать условия для осмысления идеи сказки, характер персонажей, Создавать условия для формирования словарного зап...