Методическая разработка. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Калинина Ирина Александровна

Цель методической разработки - способствовать возникновению  интереса у детей к русским народным сказкам. Определены  образовательные,коррекционно-развивающие и воспитательные задачи и предложены приемы и методы для их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по ознакомлению с художественной литературой

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с ЗПР

Калинина Ирина Александровна,

учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 47

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Тема: чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Цель:  возникновение интереса у детей к русским народным сказкам.

Задачи.

Образовательные:

- учить определять жанры литературных произведений; закрепить понятие «народная сказка»;

- учить слушать произведение до конца; способствовать запоминанию содержания сказки; обогащать словарный запас детей;

- учить понимать эмоциональное состояние героев.

Коррекционнно-развивающие: 

- развивать слуховое и зрительное восприятие;

- развивать память, эмоциональную сферу детей;

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- вызывать сочувствие к героям сказки и эмоциональный отклик на их поступки;

- формировать умение работать в команде, соблюдать правила уважительного отношения друг к другу.

Оборудование: компьютер, «Большая книга русских народных сказок», изображения героев сказки и картинки с фрагментами сказки, карточки «Эмоции», поощрительные жетоны, раскраски, набор «Портреты русских писателей и поэтов», аудиозапись сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Предварительная работа: чтение и анализ русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов и диафильмов по мотивам русских народных сказок, обыгрывание сюжетов народных сказок различными видами театров, посещение детских спектаклей в театрах города, беседы о нравственном поведении.

Этапы проведения НОД

Вводная часть.

Звучит фрагмент музыки из телевизионной передачи «В гостях у сказки».

Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что под эту музыку в гости приходит сказка. Показывает «Большую книгу русских народных сказок». Задаёт детям вопросы и выслушивает их предположения.

- Вы узнали эту книгу?

- Что вы знаете о том, откуда берутся сказки?

- Если сказки сочиняют люди, то они называются ...?

При затруднениях детей с ответом учитель-дефектолог озвучивает подсказку с визуальной поддержкой.

- Если сказку сочиняют писатели и поэты, то она называется авторской.

Педагог демонстрирует портреты известных детских писателей и поэтов.

Звучит волшебная музыка, из книги высыпаются картинки.

Учитель-дефектолог спрашивает детей:

- Кто это?

Звучат ответы детей.

Учитель-дефектолог:

- Это герои сказки, с которой мы сегодня познакомимся.

- Нарисовал их художник для того, чтобы мы могли себе представить, как выглядели герои, какие чувства испытывали, попадая в беду. В книге много картинок, которые подскажут нам где происходили события. Картинки к этой сказке нарисовал детский художник Н.Д.Ермак.

 Учитель-дефектолог показывает иллюстрации художника.

Основная часть.

Учитель-дефектолог приглашает детей присесть на диван.

- Сегодня мы с вами послушаем русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный» и посмотрим, как художник нарисовал для нас эту сказку.

Звучит аудиозапись сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в исполнении О.Табакова; запись сопровождается показом презентации с иллюстрациями художника Н.Д.Ермака.

По окончании прослушивания сказки учитель-дефектолог задает вопросы и даёт толкование непонятных для детей слов.

- Интересная сказка?

- Вам было всё в ней понятно?  Какие слова вы не знаете?

- Рисунки художника вам понравились? Они помогали вам понимать, что происходит?

Педагог проводит анализ текста сказки путем проведения игры-теста «Потопаем – похлопаем».

Дети встают в круг, слушают вопросы учителя-дефектолога и выполняют следующие действия: хлопают в ладоши, если предложенный вариант ответа верный, и топают ногами, если ответ неверный. За правильно выполненные действия  дети получают поощрительные жетоны.

Учитель-дефектолог показывает детям карточки с эмоциями:

- Перед вами карточки с эмоциями, назовем их и покажем на своем лице – «Радость», «Злость», «Страх», «Обида».

Заем предъявляет для просмотра иллюстрации к сказке:

- Вам нужно вспомнить, что чувствовали герои на этих картинках и соотнести их с карточкой – смайликом.

 Дети подбирают картинки из сказки к карточкам с эмоциями, объясняя свой выбор.

Учитель-дефектолог спрашивает детей и выслушивает их предположения:

- Ребята,  для чего народ придумывал сказки?

- Сказки хотят нас о чем-то предупредить, научить нас чему-то.

- Предлагаю вам еще раз послушать сказку и подумать, чему же она нас учит.

Повторный показ презентации и чтение сказки учителем-дефектологом.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Учитель-дефектолог:

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Чему нас учит эта сказка, о чем пытаются предупредить герои сказки?

- Понравилось ли вам, как закончилась сказка? Почему?

Звучат ответы детей.

            Педагог, в качестве поощрения, предлагает детям обменять свои жетоны на раскраски с сюжетами из сказки.

Последующая работа: просмотр мультфильма по мотивам сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», анализ сказки (ответы на вопросы), игра-драматизация с опорой на содержание сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе

Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"

Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».

Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дети с ЗПР .

Познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "

Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...