Методическая разработка. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Цель методической разработки - способствовать возникновению интереса у детей к русским народным сказкам. Определены образовательные,коррекционно-развивающие и воспитательные задачи и предложены приемы и методы для их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по ознакомлению с художественной литературой
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ЗПР
Калинина Ирина Александровна,
учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 47
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Тема: чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Цель: возникновение интереса у детей к русским народным сказкам.
Задачи.
Образовательные:
- учить определять жанры литературных произведений; закрепить понятие «народная сказка»;
- учить слушать произведение до конца; способствовать запоминанию содержания сказки; обогащать словарный запас детей;
- учить понимать эмоциональное состояние героев.
Коррекционнно-развивающие:
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать память, эмоциональную сферу детей;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- вызывать сочувствие к героям сказки и эмоциональный отклик на их поступки;
- формировать умение работать в команде, соблюдать правила уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: компьютер, «Большая книга русских народных сказок», изображения героев сказки и картинки с фрагментами сказки, карточки «Эмоции», поощрительные жетоны, раскраски, набор «Портреты русских писателей и поэтов», аудиозапись сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
Предварительная работа: чтение и анализ русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов и диафильмов по мотивам русских народных сказок, обыгрывание сюжетов народных сказок различными видами театров, посещение детских спектаклей в театрах города, беседы о нравственном поведении.
Этапы проведения НОД
Вводная часть.
Звучит фрагмент музыки из телевизионной передачи «В гостях у сказки».
Учитель-дефектолог обращает внимание детей на то, что под эту музыку в гости приходит сказка. Показывает «Большую книгу русских народных сказок». Задаёт детям вопросы и выслушивает их предположения.
- Вы узнали эту книгу?
- Что вы знаете о том, откуда берутся сказки?
- Если сказки сочиняют люди, то они называются ...?
При затруднениях детей с ответом учитель-дефектолог озвучивает подсказку с визуальной поддержкой.
- Если сказку сочиняют писатели и поэты, то она называется авторской.
Педагог демонстрирует портреты известных детских писателей и поэтов.
Звучит волшебная музыка, из книги высыпаются картинки.
Учитель-дефектолог спрашивает детей:
- Кто это?
Звучат ответы детей.
Учитель-дефектолог:
- Это герои сказки, с которой мы сегодня познакомимся.
- Нарисовал их художник для того, чтобы мы могли себе представить, как выглядели герои, какие чувства испытывали, попадая в беду. В книге много картинок, которые подскажут нам где происходили события. Картинки к этой сказке нарисовал детский художник Н.Д.Ермак.
Учитель-дефектолог показывает иллюстрации художника.
Основная часть.
Учитель-дефектолог приглашает детей присесть на диван.
- Сегодня мы с вами послушаем русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный» и посмотрим, как художник нарисовал для нас эту сказку.
Звучит аудиозапись сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в исполнении О.Табакова; запись сопровождается показом презентации с иллюстрациями художника Н.Д.Ермака.
По окончании прослушивания сказки учитель-дефектолог задает вопросы и даёт толкование непонятных для детей слов.
- Интересная сказка?
- Вам было всё в ней понятно? Какие слова вы не знаете?
- Рисунки художника вам понравились? Они помогали вам понимать, что происходит?
Педагог проводит анализ текста сказки путем проведения игры-теста «Потопаем – похлопаем».
Дети встают в круг, слушают вопросы учителя-дефектолога и выполняют следующие действия: хлопают в ладоши, если предложенный вариант ответа верный, и топают ногами, если ответ неверный. За правильно выполненные действия дети получают поощрительные жетоны.
Учитель-дефектолог показывает детям карточки с эмоциями:
- Перед вами карточки с эмоциями, назовем их и покажем на своем лице – «Радость», «Злость», «Страх», «Обида».
Заем предъявляет для просмотра иллюстрации к сказке:
- Вам нужно вспомнить, что чувствовали герои на этих картинках и соотнести их с карточкой – смайликом.
Дети подбирают картинки из сказки к карточкам с эмоциями, объясняя свой выбор.
Учитель-дефектолог спрашивает детей и выслушивает их предположения:
- Ребята, для чего народ придумывал сказки?
- Сказки хотят нас о чем-то предупредить, научить нас чему-то.
- Предлагаю вам еще раз послушать сказку и подумать, чему же она нас учит.
Повторный показ презентации и чтение сказки учителем-дефектологом.
Заключительная часть.
Рефлексия.
Учитель-дефектолог:
- С какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Чему нас учит эта сказка, о чем пытаются предупредить герои сказки?
- Понравилось ли вам, как закончилась сказка? Почему?
Звучат ответы детей.
Педагог, в качестве поощрения, предлагает детям обменять свои жетоны на раскраски с сюжетами из сказки.
Последующая работа: просмотр мультфильма по мотивам сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», анализ сказки (ответы на вопросы), игра-драматизация с опорой на содержание сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-165630-1356292023.jpg)
В мире басен. Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Работа над художественным произведением, содержащим моральные темы, дает возможность педагогу систематически расширять нравственный кругозор детей: на запечатлевающихся художественных образах конкрети...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-325311-1410803411.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Викторина по сказкам"
Данное занятие предусматривает соревнование двух команд в различных конкурсах, связанных с содержанием разнообразных сказок....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/14/picture-213532-1410641656.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».
Путешествие по сказкам. Беседа по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». 1.Сказочный кроссворд 2. Игра «Узнай нас». 3. Игра «Волшебная корзинка» 4.Сказочные задачки. 5. Игра «Из какой сказки»? Найди...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945378-1504872732.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе дети с ЗПР .
Познакомить детей с произведением Е. Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/25/picture-1254864-1669400227.jpg)
Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...
Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "
Методическая разработка конспекта занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Тема: «Чтение рассказа Н. Носова "На горке "...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426467-1395894108.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: «Весёлые рассказы Николая Носова»
Цель: познакомить детей с творчеством Н. Н. Носова....
- Мне нравится (1)