Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида
материал (старшая группа) на тему

Павловская Татьяна Гранитовна

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида на год. Обучение по программе 8 вида, старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marrut.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут развития ребенка - инвалида

на учебный год

Задачи

Используемые упражнения

 I. .ЗДОРОВЬЕ

-развивать  навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки;

-расширять возможности практической реализации культурно-гигиенических навыков.

Потешка «Водичка, водичка умой моё личико…»                    

Развитие навыков в повседневной жизни (мытьё рук и лица, пользование полотенцем, носовым платком и салфеткой, опрятность при приёме пищи, опрятность в одежде)

II. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

-Формировать потребность  эмоционально-личностного контакта со  взрослым.

-Формировать интерес к эмоционально-деловому контакту со взрослым.

-Обучать первичным способам усвоения общественного опыта.

-Создавать условия для накопления разнообразных эмоциональных впечатлений

-Откликаться на своё имя, фамилию.

III.ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

- Развивать основные виды движений и двигательные навыки.

-Совершенствовать и развивать тонкую ручную моторику.

-Развивать зрительно двигательную координацию.

- Учить внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

- Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому.

- Учить тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке, веревке, ленте, палке. Учить детей ходить стайкой за воспитателем.

- Учить ходить друг за другом, держась за веревку рукой.

-Учить ходить по дорожке и следам.

-Учить переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.

- Воспитывать  интерес к участию в подвижных играх.

- Учить спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).

- Учить ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.

-Учить проползать под веревкой, под скамейкой.

- Учить удерживаться на перекладине с помощью взрослого.

IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование мышления

- Создавать предпосылки к развитию наглядно-действенного мышления.

-Формировать целенаправленную предметно-орудийную деятельность в процессе выполнения практического и игрового задания.

-Формировать обобщенные представления о вспомогательных средствах и предметах-орудиях фиксированного назначения.

-Формировать способы ориентировки в условиях проблемно-практической задачи и способы ее решения.

- Учить пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач.

Ознакомление с природой

-Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

-Воспитывать умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.

V. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение игре

-Учить наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

- Учить  обыгрывать игрушки.

- Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым.

- Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету или игрушке.

-Воспитывать интерес к подвижным играм.

- Учить  играть рядом, не мешая друг другу.

Изобразительная деятельность

Лепка

-Учить проявлять эмоции при работе с пластичными материалами (глина, тесто, пластилин).

- Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действия по подражанию и по показу.

- Учить раскатывать тесто (глину, пластилин) между ладонями прямыми и круговыми движениями.

- Закреплять положительное эмоциональное отношение к самой деятельности и ее результатам.

Аппликация

-Воспитывать интерес к выполнению аппликаций.

-Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка.

Рисование

- Воспитывать интерес к выполнению изображений различными средствами -  красками, мелками.

- Учить правильно сидеть за столом при рисовании.

- Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка при рисовании.

-Учить способам обследования предмета перед рисованием (обведение по контуру).

- Закреплять положительное эмоциональное отношение детей к самой деятельности и ее результатам.

Конструирование

- Формировать положительное отношение и интерес к процессу конструирования, играм со строительным материалом.

- Знакомить с различным материалом для конструирования, учить приемам использования его для выполнения простейших построек.

- Учить совместно со взрослым и самостоятельно выполнять простейшие постройки, играть с ними по подражанию действиям педагога.

- Формировать  способы усвоения общественного опыта: действовать по подражанию, указательному жесту, показу и слову.

Трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических
навыков

- Учить обращаться к педагогам за помощью.

- Формировать опрятность.

- Учить пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми.

- Учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой.

- Формировать навык аккуратной еды — пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом.

- Учить пользоваться носовым платком.

-Формировать навык раздевания и одевания, ухода за одеждой.

- Учить оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него.

VI. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с художественной литературой

- Формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним.

- Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание.

- Вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников.

- Учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок.

- Вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений, стихов и песенок.

- Учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев.

- Стимулировать ребенка повторять отдельные слова .

- Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений .

Формирование эмоционально-личностного контакта

«Поставь стул», «Возьми чашку», «Принеси игрушку», «Брось в корзину» и т.д.

Зрительный контакт: «Подойди ко мне…», «Посмотри на меня», рассматривание фотографий  

Сюрпризные моменты, новые игрушки, ежемесячные выходы за пределы дошкольного учреждения, наблюдения за жизнью и трудом  людей.

 Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный характер: «Лошадки», «Котята», «Зайчики прыгают», «Догони мяч», «Прокати мяч», «Курочки и петушки», «Птички полетели», «Маленькая змейка», «Проползи через палатку», «Побежим по дорожке», «Пройдем по камушкам», «Передай по кругу», «Спустись с горки», «Беги — ловлю!», «Поезд», «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Догоню, догоню» и др.

Часть игр выполняется на метание: «Попади в ворота», «Покачай грушу», «Целься — пли!», «Кольцеброс».

Создание условий для развития н.-д. мышления.

  Целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик», «Кати мячик», «Перевези кубики», «Покатай зайчика» и т. д.

Выполнение предметно игровых действий.

Проблемно-практические задачи

«Достань игрушку!», «»Покатай мишку!», «Построй забор вокруг дома!», «Достань тележку!» и т.д

«Сделай, как я», «Что изменилось», «Посмотри и расставь, как я»,

«Что это такое», «»Строим дома», «Собери целое».

Узнавать яблоко, грушу, помидор, огурец.

Вода, дождь. Снег, лёд

Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной речевой инструкции: «Принеси игрушку», «Поставь стул», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Отнеси в мойку», «Иди в туалет», «Иди в раздевалку», «Спрячь в карман», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик»

Мячики», «Помидор», «Шарики»

«Яблоко», «Яблоки для ежика», «Угощение для куклы»

«Испечем печенье»

 

Соотносить аппликацию с реальными объектами

Обведи и назови», «Обведи и покрути», «Обведи и дорисуй», «Обведи и оживи» и др., «Обведи - в сказку попади» (теневой театр, на фланелеграфе), «Обведи - театр покажи» (настольный театр картинок),       

Игры: «Вот наши ручки, вот наши ножки», «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Водичка, водичка, умой мое личико...», «Катя, Катя маленька...», «Где же ваши ручки, где же ваши ножки?», «Бежали наши ножки, бежали по дорожке», «Вот глазки!», «Ротик — ам, ам» и т. д.

Малые формы детского фольклора. Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая...», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка...», «Ветерок-ветерок...», «Идет коза рогатая...», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота...», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка...», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку...», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали».

Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др.

Авторские стихи, потешки, присказки: А. Барто. «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока - белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова. «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская. «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др.

Развитие общей и мелкой моторики:

-развитие и коррекция основных движений и общих моторных навыков. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно - двигательной и зрительно-слуховой координации,

-учить застегивать пуговицы разной величины;

-учить составлять из частей целый предмет (из 2,3 частей);

-учить пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: лепестки к середине цветка и т.д.

-формировать умение выполнять шнуровку в две дырочки;

 -проводить игры с пальчиками и речевым сопровождением ( упражнение «Пальчики здороваются», «Зайчик», «Коза», поочередное сгибание и разгибание пальцев на руке);

-учить нанизывать крупные бусы из разного материала на шнурок;

 

Различные пальчиковые игры, шнуровки, игры и занятия с крупой и зернобобовыми, игры и занятия с пуговицами, массаж рук, рисование крупой.

Раскрась картинку, штриховки в различных направлениях.

«Собери бусы», «Выложи по образцу»,  Цветные  вкладыши по Монтессори и т.д.

Сенсорное воспитание и формирование элементарных математических представлений:

-закреплять умение складывать пирамидку (5-7 колец), собирать матрешку -3 шт., складывать кубики с картинками (2-4 части)

-учить различать основные цвета

-учить выделять и группировать предметы по заданному признаку – по образцу! ( только по цвету, только по форме , только по размеру- 1 признак)

«Волшебные цвета» Д\и «Назови правильно», «Найди и назови», «Угадай на ощупь»,

«Мягкий — твердый», «мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий, сладкий — горький».

«Найди цвет, который назову», «Цветная пирамидка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида

Программа развития ребенка-инвалида...

Индивидуальные маршруты развития ребенка-инвалида

По рекомендациям  специалистов: психолога, логопеда, тифлопедагога, а также врача-педиатра, врача-офтальмолога По рекомендациям  специалистов: психолога, логопеда, тифлопедагога, а такж...

Индивидуальный маршрут развития (образования) для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Процедура разработки индивидуального маршрута по образовательной области «Физическое развитие» для ребенка ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение...

Индивидуальный маршрут на ребенка - инвалида 2019 - 2020 г.

Индивидуальный маршрутна  ребенка - инвалида.2019 - 2020 г. И.Ф.О: СемёнДата рождения: сентябрь, 2013 г.Срок реализации: 2019- 2020 уч. г.Согласованно(подпись родителей, законных представите...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА И РЕБЕНКА С ОВЗ В ДОУ

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №17...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ

Пример составления индивидуального маршрута на воспитанника ДОУ. Структура, содержание и особенности работы с детьми-инвалидами. План реализации при взаимодействии всех специалистов ДОУ....