Семинар для педагогов "Сила слова"
методическая разработка на тему
Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово. Семинар создан в рамках Недели Психологии с целью повысить словесную культуру педагогов, раскрыть возможности произносимых нами слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_sila_slova.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Сила слова»
Цель: повышение представлений педагогов о значимости словесной культуры.
Часть первая - теоретическая
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города,
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне
Если, точно огненное пламя,
Слово проплывало в вышине
(Н.С.Гумилев)
Психолог рассказывает притчу.
Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.
Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…
Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
- Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: "Бог, Бог, Бог"? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: "Грех, Грех, Грех"? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
- Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум.
Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, - подытожил Мастер. - От одного слова человек пришел в ярость, от другого - успокоился.
Библия утверждает: «Смерть и жизнь – во власти языка».
И это не преувеличение.
Известно, что когда старейшины аборигенов Австралии «отпевают» преступника, обряд успешно срабатывает, даже когда тот находится далеко от места отпевания, – человек умирает без всякой видимой причины.
Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово. Американские исследователи выявили, что люди, которых постоянно ругают, подвержены простудам, желудочно-кишечным расстройствам, кандидозам, заболеваниям мочевого пузыря и пр.
Воздействие слова на физиологию человека было доказано в начале прошлого века психоневрологом В.М.Бехтеревым. А исследования К.И.Платонова подтвердили, что слово может вызвать физиологические реакции, сходные с воздействием окружающей среды. Если человек произносит бранное слово в адрес другого, то оно не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но и причинит вред сказавшему. Ученые утверждают сегодня, что бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые ведут к вырождению.
Петр Гаряев и Георгий Тертышный, ученые из Института проблем управления РАН, изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А последние, как известно, влияют на молекулы наследственности ДНК. Согласно их исследованиям, ДНК воспринимает человеческую речь. Слова информационно воздействуют на них. Как оказалось, бранные слова способны вызвать в живой клетке мутагенный эффект, подобный радиоактивному излучению! Опыты ученые проводили на семенах арабидопсиса. Почти все растения погибли. А те, что выжили, превратились в генетических уродцев, не способных к воспроизводству здорового потомства. П.П. Гаряев говорит: «Конечно, облучая "проклятыми" волнами семена арабидопсиса, мы прогнозировали результат. Но то, что получилось, нас просто ужаснуло. Мощь бранных слов, обрушившихся на бедное растение, была подобна облучению в 40 тысяч рентген. От такого удара порвались цепочки ДНК, распались хромосомы, рассыпались и перепутались гены. Разумеется, большинство семян погибло, а те, что выжили... лучше бы они не выжили. Их генетический аппарат стал вырабатывать противоестественные программы в результате которых начались чудовищные мутации, вызвавшие тяжелые болезни растений и преждевременную смерть».
Через несколько поколений потомство полностью выродилось. Ну а генетический аппарат, как известно, у всех живых организмов работает по одним законам.
Результаты исследований в области волновой генетики позволяют утверждать: организму человека далеко не безразлично, что его хозяин думает, слушает, читает или говорит. Ибо вся воспринимаемая информация отражается в волновом геноме. При этом человеческий организм не разбирает, от кого вы получаете информацию, от живого собеседника или с экрана телевизора. Любое произнесенное слово действует как волновая генетическая программа, способная оказывать существенное воздействие на поведение и жизнь людей. Даже если вы читаете молча, информация доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам.
Один текст оздоравливает наследственность, а другой ее травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нормальное развитие организма. Ученые говорят, что ничего нового они не открыли. Это было известно людям с древних времен. Благодаря молитвам святых исцелялись безнадежно больные. И благословение праведников распространялось не только на конкретного человека, но и на его потомство.
Исследователям удалось оживить семена, убитые радиоактивным излучением… читая над ними молитвы. Перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и срослись. Когда учёные произносили добрые слова в адрес здоровых семян пшеницы, те давали небывалый урожай. И вновь учёные заявили, что не открыли чего-то нового. Ибо в прежние времена каждую весну это совершал сельский священник, благословляя семена и землю на новый урожай.
Что такое аффирмации?
Аффирмации – это своего рода волшебные заклинания. Позитивные утверждения. Эффективные заказы, которые могут тебе помочь добиться всего, чего ты хочешь. Казалось бы, какой прок от слов? Разве достаточно сказать «Я хочу миллион долларов и фигуру, как у Кейт Мосс, чтобы получить желаемое?
Научись правильно составлять аффирмации и работать с ними по всем законам позитивной психологии – и эти заклинания начнут действовать самым невероятным образом.
Как составить правильную аффирмацию?
Правильное заклинание составляется по формуле:
Я + сказуемое в настоящем времени (без частицы НЕ!) + самые важные дополнения и обстоятельства.
Например: Я легко худею на десять килограмм и становлюсь красивой и здоровой.
Самое главное – в аффирмации нельзя использовать отрицательную частицу «не»! Наш мозг ее не воспринимает, и ты можешь в итоге получить совсем не то, что заказывала.
Например:
«Я не курю» – плохая аффирмация, а «Я веду здоровый образ жизни» – хорошая. «Я не болею» – это невольный заказ болезни. А «Я здорова/легко выздоравливаю» – заказ себе здоровья.
Еще одно правило: глаголы должны быть в настоящем времени. «Я богатею», «худею», «получаю повышение». Такие глаголы эффективнее всего воздействуют на мозг. Если твоя аффирмация будет «Я буду начальником» или «Я хочу влюбиться», то она, скорее всего, не сработает. Будущее время не воспринимается подсознанием как руководство к действию, а уж слово «хочу» и вовсе – ведь хотеть можно хоть до самой пенсии.
Обязательно включи в аффирмацию важные для тебя условия и дополнения. Например, если хочешь взаимной любви и серьезных отношений, так и формулируй: «Я легко обретаю взаимную любовь прекрасного мужчины» или «Я легко начинаю серьезные отношения с любимым и любящим меня мужчиной». Аффирмация «Я легко нахожу мужчину» позволит тебе легко его найти, а потом так же легко потерять. Или найти женатого. Или такого, что лучше бы ты его и вовсе не находила. Так что аккуратнее загадывай желания: они сбываются с комичной точностью!
Осторожно и внимательно подбирай слова для своего заказа. Избегай любых двусмысленностей! Например, если ты заболела и хочешь выздороветь, аффирмация должна быть: «Я выздоравливаю», а не «Я поправляюсь». А то вдруг подсознание воспримет команду «Я поправляюсь» как сигнал к тому, чтобы набрать вес?
Аффирмация не должна быть слишком длинной: 1-2 предложения. Тебе должно нравиться, как она звучит. Важно, чтобы было приятно произносить эти чудодейственные слова.
Как работать с аффирмацией?
Теперь, когда ты определила, чего хочешь достичь, и составила правильную аффирмацию, с ней нужно поработать. Это можно делать по-разному.
1. Напиши аффирмацию на большом ярком плакате и повесь на видное место. Пусть твое заклинание попадается тебе на глаза как можно чаще. Смотри на него, любуйся им. Рисуй в воображении прекрасные картины своей жизни после реализации твоего желания.
2. Говори аффирмацию вслух про себя как можно чаще. Можешь записать аффирмацию на плейер и слушать в пробке по дороге на работу и в любое свободное время. Можешь даже зарифмовать аффирмацию и напевать ее вслух или про себя как считалочку.
3. Возьми ручку и блокнот и начни писать аффирмацию много-много раз. Старайся делать это не просто механически, а прочувствовать то, о чем пишешь. Чем более яркие ощущения ты сможешь в себе пробудить, пока пишешь заветные слова, тем скорее заказ исполнится.
Почему аффирмации эффективны?
Наши сознание и подсознание управляют нашей жизнью, при этом подсознание – в гораздо большей степени влияет на нас, чем мы это понимаем. Но можно настроить этот процесс и в обратную сторону – именно это делают аффирмации. Повторяя их много раз, мы записываем их на подкорочку и наше подсознание уже начинает верить в то, что все так и есть. И начинает работать как позитивная программа, меняя вашу жизнь. Это настоящее позитивное программирование мозга.
Чем оно отличается от банального самовнушения? Своей эффективностью. Самовнушение предполагает, что мы пытаемся в чем-то себя убедить. Это сложно. Работая с аффирмациями, ты можешь вообще не верить в то, о чем говоришь - просто повторяй снова и снова, как это делала героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная». Программа запишется, и будет воздействовать на подсознание, хочешь ты этого или нет. А уж когда ты увидишь реальный результат, будет сложно не поверить. Удачи!
Часть вторая – театральная
Действующие лица: логопед, учитель английского языка, учитель казахского языка, музыкальный руководитель, хореограф, валеолог.
Вступительное слово (психолог): Уважаемые зрители, сегодня вашему искушённому вниманию, мы представляем спектакль, где главным героем будет слово. Его я и передаю актерам.
Через импровизированные двери входит логопед:
- В начале было Слово… Роль слова в жизни человека огромна. Невозможно представить нашу жизнь без слов. Исстари люди учились говорить выразительно, ярко, лаконично, соблюдать определенные правила. Первые наставления о том, как вести себя в разговоре, были найдены на глиняных табличках Шумера IV-II тысячелетия до н.э.:
«Не расширяй уст, не говори тотчас, если раздражен, придется раскаиваться за необдуманные речи...»
Независимо от того, вдумываемся ли мы или нет в смысл слов, которые произносим – они проявляют свою силу. Действуя словом, мы можем управлять жизнью, судьбой. Есть множество исторических примеров, неоспоримо указывающих на колоссальное воздействие слова, и овладение этой наукой считается высокой ступенью развития человека. Давайте вспомним какую силу имели Аристотель, Демосфен, Линкольн, Наполеон, Гитлер… А легендарная история рассказанная Флором в «Кратком изложении истории римлян», когда Трибун Фультей убедил тысячу своих воинов покончить с собой во избежание плена. Многие слова делают великими тех, кто их произносит, и живут гораздо дольше, чем сказавшие их люди. Это не нужно доказывать, но я хочу вам их напомнить (раздает присутствующим высказывания знаменитостей)
Входит инструктор по физической культуре:
- Вы, конечно, можете воспевать величие речи хоть до утра, но у вас быстро ноги онемеют и спина затечет. И вообще я считаю, что здоровый дух в здоровом теле. Поэтому предлагаю долго не говорить, а ощутить на себе благотворное влияние физической культуры! (предлагает всем подняться и сделать веселый комплекс упражнений под музыку)
Входит учитель казахского языка:
- Не стану оспаривать влияния физкультуры на нашу жизнь, но позвольте и мне высказать свою точку зрения по данному вопросу. Что такое язык в жизни человека, если мыслить глобально, в жизни народа?
- Язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь народа своеобразно и неповторимо отражаются в языке, в его устной и письменной формах, в памятниках различных жанров. И, значит, культура языка, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Родной язык – душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность. Вот послушайте… (Декламирует слова назидания Абая)
Входит хореограф:
- Это все, конечно, интересно, но прошу прощения как то скучновато. Вот скажите, если вам предложат посетить лекцию о происхождении письменности или провести вечер в теплой компании на танцплощадке, что вы выберете? Можете не отвечать, я и сама догадаюсь! Поэтому приглашаю вас потанцевать! (проводит танцевальный флешмоб)
Входит учитель английского языка:
- Ничего не имею против танцев, более того очень люблю потанцевать, но позвольте объяснить вам, что залог хорошего общения в наш век просвещения и коммуникации все таки хорошее владение речью и не только родной. Что такое язык?
Язык - это волшебник, который превращает человека в Человека. Я считаю, что важно знать не только свой родной язык, но и стараться изучить иностранные языки. Зачем, спросите вы? Только с изучением другого языка мы начинаем обращать внимание на свой родной. Часто такое случается, что мы не можем донести до окружающих наши мысли. Но мы не тратим свое время на то, чтобы понять, а ту ли мысль мы выражаем, которую мы на самом деле имели в виду. С изучением иностранного, нам так или иначе приходится разделять слова и мысли, обращать внимание на наш родной язык, и заново учиться выражать свои мысли как на родном, так и на иностранном языке. У нас как бы открываются внутреннее зрение, мы начинаем видеть оттенки смыслов, многозначение и различие слов. Ведь Язык - это фокусник, открывающий нам новые богатства и краски мира. Как прекрасно понимать бессмертные шедевры мировой классики на языке оригинала: Уэллс, Байрон, Шекспир. Вот послушайте… (декламирует Байрона).
Входит валеолог:
- Не хотелось бы показаться невежей, Шекспира я, безусловно, уважаю. Но, позвольте, думается мне, вам будет не до Гамлета, если у вас нет возможности соблюсти элементарных правил личной гигиены, правильно питаться, следить за своим здоровьем! Да что далеко ходить, поднимите руки те, у кого наблюдаются проблемы со зрением? А с пищеварением? Хотя, можете не поднимать, я и так знаю, кто носит очки и имеет нездоровый цвет лица. Предлагаю сделать небольшую гимнастику для глаз, так как вы уже довольно долго смотрите все это представление (проводит гимнастику для глаз).
Входит музыкальный руководитель:
- Я не буду спорить ни с кем из вас. Скажу просто: я каждый день доказываю вам благотворное влияние музыки на человека, и каждый раз убеждаюсь в неоспоримом влиянии хороших слов положенных на музыку. Давайте совместим хорошие слова и чудесную музыку. Споем все вместе! (общая песня)
Психолог:
- Наш спектакль окончен. И не смотря на то, что он был посвящен слову, мы не ставили перед собой цель убедить вас в чем-либо. Но если вдруг, выйдя отсюда, кто-то из вас захочет повысить свое словесное мастерство, или выучить иностранный язык, начинать свое утро с зарядки или лучше заботиться о своем здоровье, чаще петь или больше танцевать – мы будет надеяться что, старались сегодня не зря. И хочу напомнить вам, что наше представление состоялось благодаря тому, что мы использовали СЛОВО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сила слова или о чём не стоит говорить детям
Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......
Акция "Сила слова"
Целью проведения акции было формирование личной негативной позиции подростка к сквернословию через воздействие на его информационное пространство, повышение уровня речевой культуры обучающихся, ...
Сила слова.
Призыв ко взрослым осмысленно пользоваться словом и учить этому детей....
Природа-это сила! Слова И.С.Насонова
Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…...
Конспект НОД "Волшебная сила слов"
Конспект образовательной деятельностидля детей старшей группыОбразовательная область « Речевое развитие»Тема: «Волшебная сила слов»...
Исследовательский проект "Сила слов"
Дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к исследованию, экспериментам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации...
Семинар для педагогов "Развиваем Доброе слово"
Данный материал раскрывает особенности работы с программой "Социокультурные истоки"/А.Н. Кузьмина...