Акция "Сила слова"
методическая разработка по теме
Целью проведения акции было формирование личной негативной позиции подростка к сквернословию через воздействие на его информационное пространство, повышение уровня речевой культуры обучающихся, воспитанников школы-интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsiya.docx | 170.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное оздоровительное образовательное учреждение республики Хакасия
«Боградская санаторная школа-интернат»
Подготовили и провели:
зав. библиотекой
Малярова Валентина Фердинандовна,
педагог-психолог
Рябухина Елена Сергеевна
Боград, 2014
Цель акции – создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия, формирование приоритетов здорового образа жизни.
Задачи:
- развивать коммуникативную культуру в школьной среде;
- содействовать формированию позитивного образа будущего.
План мероприятий
№ | Мероприятия | Кол-во уч-ся | Дата проведения | Ответственные |
1. | Анкетирование обучающихся 6-9 классов «Моё отношение к сквернословию» | 48 чел. | 27.01 – 30.01.2014 | Педагог-психолог Рябухина Е.С. |
2. | Открытие акции: Коллективное оформление школьного стенда "Доброму слову - да! Скверному слову - нет!" | 51 чел. | 03.02.2014 | Малярова В.Ф., Рябухина Е.С., обучающиеся 2-9 классов |
3. | Акция «Подари доброе слово!» | 120 чел. | 04.02.2014 | Рябухина Е.С., Малярова В.Ф., актив биб-ки |
4. | 1.Выпуск буклетов «Сквернословие – мутация словесных генов» 2.Разработка презентации – «Сила слова» | 7 чел. | 30.01.2014 31.01.2014 | Малярова В.Ф., Рябухина Е.С. |
5. | 1. Информ-досье «Сила слова» 6-9 «а» кл. 2. Коллективное оформление школьного стенда «Букет добрых слов…» 3. Информ-досье «Сила слова» 7-9 «б» кл. | 48 (+5 педагогов) 62 чел. 12 чел. | 05.02.2014 06.02.2014 | Малярова В.Ф. Рябухина Е.С. |
Информ-досье «Сила слова» (для 6 – 9 классов)
Цель: формирование личной негативной позиции подростков к сквернословию через воздействие на его информационное пространство, повышение уровня речевой культуры обучающихся, воспитанников.
Задачи:
- содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитие ответственного отношения к своим словам;
- воспитывать негативное отношение к вредным привычкам в целом и в частности, сквернословию.
.
Ход мероприятия
Здравствуйте! Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Слово- это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика, ведь в современном мире все чаще появляются новые слова и выражения. Но, к большому сожалению, правильная речь стала редкостью. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь «как бы» не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы — можно.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(Вл. Матусовский)
Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше брань, матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь брань все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Она свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата. (Ролик)
Попытаемся разобраться. Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью, происходит от слова "скверна". Это не просто скверные слова, это образ жизни человека, внутренняя организация и культура, это вызов добру, правде, любви.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. Часто подсознательно хочет заглушить голос совести, стыд, чтобы дальше уже было легче совершить постыдные поступки. В компании ругающихся людей возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Сквернословие — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.
История возникновения сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а так как в языческое время был распространен культ плодородия - все скверные слова связывали с половой сферой. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Употребление этих слов пробуждает в его подсознании, доставшиеся ему вместе с генной памятью, «психовирусы». Используя их в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. В результате количество переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. В то время все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной. Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Вот слово «Мама» ласково и нежно
Малыш впервые в жизни произносит.
А мама, как Небесная Царица,
Младенцу колыбельную поет:
С ним ничего плохого не случится –
Его молитва матери спасет.
У этих слов – энергия от Бога:
Его благословение и сила.
И легче с ними трудная дорога,
Куда бы нас она не заносила.
Но человеку посылает беды
Другая речь (и бесы рады ей):
Слова – убийцы, хулиганы, людоеды,
Слова – укусы ядовитых змей.
Они как плод от дерева гнилого:
Отравлен даже воздух с ними рядом.
И ранит сердце матерное слово
Своим зловонным и смертельным ядом.
Душа словами добрыми жива –
Не говорите МЕРТВЫЕ СЛОВА!
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. С помощью брани земледелец-славянин отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле ругани.
Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Сквернословие и здоровье.
Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.
В XX веке японский ученый Эмото Масару научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать видеоролик.)
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению.
Другая группа ученых семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. (видеоролик) К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же исцеляли больных.
Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека - это изменение отношения человека к самому себе. У того, кто сквернословит, есть 2 пути:
- первый - зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.
- второй путь- путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.
Закон свободной воли даёт право выбора - по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. Возможно, вы не знаете, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 20.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство, влечет штраф в размере от 500 до 1,5 тыс. руб. или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Сегодня у нас проходила акция «Подари доброе слово». Поднимите руки те, кому подарили добрые слова…, а теперь те, кто сам подарил добрые слова.
Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит...
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем — незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!
Игра «Эстафета добрых слов».
Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово.
А если бы такие слова звучали каждый день!
Чтец: Что значит, для нас современным казаться? Одеваться по моде и вслепую влюбляться? Или взрослым хамить и детей обижать? Или мат полюбить, или пьяницей стать? Нет и нет! Это лишь только казаться. Современным быть - это уметь говорить. Это красиво уметь выражаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...
Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»
Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение, подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание усидч...
Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.
Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Тренировочные упражнения "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Русский язык , 1 класс...
Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.
Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...