Семинар для педагогов "Развиваем Доброе слово"
методическая разработка
Данный материал раскрывает особенности работы с программой "Социокультурные истоки"/А.Н. Кузьмина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_istokam_dobroe_slovo.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Развиваем «Доброе слово».
Королькова Надежда Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района Чувашской Республики
Цель: познакомить педагогов с методикой работы с пособиями программы «Социокультырне истоки»/А.Н. КУзьмина
Ход семинара:
Сегодня мы с вами поговорим о добром слове и о его значении в нашей жизни. Словом мы прикасаемся к сердцу каждого человека. Доброе слово может вылечить другого человека, оно может быть для нас нежным благоухающим цветком, живой водой. Не зря говорят: «Доброе слово, что весенний денёк!» Когда мы слышим добрые слова, на душе у нас становится радостно, а на лице расцветает улыбка.
Мы все живём среди людей. И каждое наше слово отражается на окружающих людях. Об этом надо помнить. Часто люди стесняются говорить друг другу добрые, хорошие слова. А ведь доброе слово как лекарство на душу человека.
Добрых слов в нашем русском языке очень и очень много. (ресурсный круг)
Сказки являются основной частью книг для развития детей, занимают в них центральное место и являются главными произведениями, позволяющими выйти на серьёзные размышления по осваиваемым категориям и ценностям. Сказки в программе «Истоки» выбраны в варианте, несущем первоначальный контекст духовно-нравственных ценностей, а так же позитивный контекст, что полностью соответствует методологии Истоков.
Эти сказки проникнуты идеями, несущими вечные ценности: любовь и добро, веру и справедливость, труд и счастье, заботу о ближнем и надежду на лучшее. Они развивают ум и душу ребенка. Размышляя над заданиями, помещенными после текстов сказок, дети постигают вечные истины, духовные ценности своего народа, поднимаются на новую нравственную ступень развития.
Через эту программу и педагогам, и родителями раскрывается более глубокий, первоначальный духовный смысл сказок. Рассмотрим на примере русскую народную сказку «Золотое яичко»
Здесь яйцо – символ Жизни. Жизнь человеческая сама по себе является важнейшей ценностью. Нужно стараться хранить как свою жизнь, так и жизнь всех близких.
Чтение сказки.
Воспитание добрых чувств
Кто из героев, по-вашему, добрый (самый добрый) и почему?
В каких словах, поступках проявляется доброта героев сказки?
На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи, кому хотите подражать?
Сказка и математика
Чем похожи и чем отличаются - простое и золотое яйцо (форма, вес, цвет)?
Речевая зарядка
Придумайте шуточные вопросы: бабе, деду, яйцу...
Разрешим проблемный вопрос: «Почему же плачут дед и баба?» Составим длинное предложение со словом «яйцо». Пошлем срочную телеграмму деду и бабе.
Подходит ли к сказке пословица «На словах и так и сяк, а на деле никак»?
Сказка и экология
Попробуем проследить эволюционную цепочку развития:
а) курочка - яйцо - цыпленок - курочка - яйцо...
б) яйцо - цыпленок - курочка - яйцо...
Составим продолжение сказки: «Добрая курочка снесла золотое яичко. Оно было волшебным...» (Данное упражнение помогает определить отношение педагога к жизни, его сущность и ценностное отношение (золото, бедность...)
Сказка развивает руки
Нарисуем и декоративно украсим золотое яйцо.
К данной пограмме представлены альбомы для рисования, которые способствуют развитию в детях образного восприятия, образного воображения и образного мышления. Такой способ восприятия окружающего мира наиболее экологичен и характерен для дошкольника. Изобразительное творчество детей выступает здесь как искусство, материалом и средствами которого является язык цвета, линии, формы, композиции, создающие целостный сказочный образ. Следует отметить, что это не книга для раскрашивания, а альбом для творческого выражения. Здесь, в рисунке, ребенок может выразить свои чувства, эмоции, размышления, настроение, отношение к создаваемому персонажу.
Рекомендуется не оставлять без внимания конечный продукт детского творчества. Можно ввести добрую традицию организации в группе выставок детского рисунка, где дети ещё раз могут вспомнить героев любимой сказки, вместе со взрослым поговорить о том, чему доброму научила их эта сказка, а каждый маленький художник может рассказать о своём персонаже, его характере, передать своё отношение к нему. Выставки могут устраиваться в разных группах, а дети приглашают друг друга в гости и обмениваются своими впечатлениями. Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе и рассказать о совместной творческой деятельности с ребёнком в семье. На выставке, в процессе рассматривания детских рисунков, могут быть использованы пословицы, загадки, музыкальное сопровождение, чтение стихотворений, беседы с детьми. Вариантов рассматривания детских рисунков в альбомах для развития может быть сколько угодно, не должно быть только одного – равнодушия со стороны взрослых.
Для воспитателя группы беседа с детьми о героях любимых сказок может быть своего рода методом осуществления мониторинга уровня нравственного развития воспитанников. С этой целью можно задать детям ряд вопросов:
- На кого из героев сказки ты хотел бы быть похожим? Почему?
- Кого из перечисленных сказочных персонажей ты считаешь хорошим? Почему именно его?
- Если бы ты поймал золотую рыбку (волшебную щуку…), о чём бы ты её попросил?
- Если бы ты оказался в этой сказке, как бы ты поступил? Помог бы главным героям?
- Зачем сказка нужна человеку?
Данные, полученные воспитателем в результате беседы, целесообразно использовать как в промежуточной, так и в итоговой диагностике формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Альбомы для рисования также могут быть использованы воспитателем совместно с педагогом-психологом детского дошкольного учреждения для изучения эмоционального состояния ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова добрые - слова вечные
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию. Закрепление знаний детей по этикету в старшей группе детского сада....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Доброму слову – добрый ответ»
Конспект занятий в средней группе...
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова»....
«Добрые слова – волшебные слова»
В нашей группе прошел проект на тему: «Добрые слова – волшебные слова».Карина пришла в детский сад и рассказала, что была в гостях, и увидела очень красивый цветок точно такой же, как и у ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Цена доброго слова и доброго дела»
Цель: повышение социально-психологической компетентности и нравственной культуры старших дошкольников через развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности детей, п...
Семинар-практикум для родителей "Позитивное общение: не жалейте добрых слов"
Данный семинар-практикум для родителей проводится с целью помочь родителям в налаживании эффективного взаимодействия с детьми, используя позитивную лексику.В ходе проведения данного мероприятия ...