Сила слова.
статья по теме

Дробинина Наталья Петровна

Призыв ко взрослым осмысленно пользоваться словом и учить этому детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sila_slova.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Сила слова.

« В начале было Слово,        и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без него ничего не начало         быть, что начало быть.        В нём была жизнь, и жизнь была свет Человеков.»                                                                 

Евангелие от Иоанна.

Чем бы мы ни занимались, мы  неизбежно пользуемся языком. Он используется нами для общения, для выражения своих чувств и не только. Язык и слово проникают во все аспекты человеческого бытия.                        «Словом  можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» - написал Вадим Шефнер. Иногда одно единственное слово может разрушить семью, лишить жизнь всякого смысла, убить последнюю надежду на исцеление. А другое слово может поистине творить чудеса:  исцелить больного, придать новый смысл жизни, вдохновить человека и вселить ему веру в себя. Недаром Николай Гумилёв писал:

«Солнце останавливали словом,        

 Словом разрушали города»                                        

Язык-система, совокупность звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Слово - единица языка, имеющая несколько значений. Первое - звуковое. Есть родные, близкие, привычные звуки, слышимые ещё в утробе матери. Второе - графическое. Третье - смысловое, которое связанно с внутренней речью. С помощью мыслей-слов человек устанавливает связи между предметами и явлениями. Язык даёт доступ к накопленному опыту предков, культурному наследию народа и всей человеческой цивилизации в целом.                                                                Мысль - это удивительная и необычная энергия, порождаемая   человеком.  Она всепроникающая, всеобъемлющая и всемогущая. Слово -озвученная мысль.  Дело - материализованная мысль. Всё живое на земле может чувствовать, но даром осмысленного слова наделён лишь человек. По этой простой причине давайте же пользоваться языком обдуманно. На нас, взрослых лежит ответственность за то, что будет привито нашим детям с детства. Первые и главные в жизни человека учителя - это его родители, потому что семья есть начало всех начал. К сожалению, не все и не всегда об этом помнят, вот и результаты воспитания получаются разными. Есть такое понятие как русское пространство. И это не просто земля, на которой проживает русский народ. Это и небо над этой землёй, и память о наших предках и наследие, оставшееся от них. Сейчас каждый должен осознать свою ответственность за сохранение,  восстановление и укрепление русского мироздания. Начать нужно с  языка. Язык - это ценнейшее народное достояние и богатство. Он хранит культурное наследие прошлого, является живым свидетельством бессмертия и гения  народного. А с потерей слов, выражений, мы теряем образы память, частичку своего рода.                                Призываю Вас, дорогие родители, использовать, кроме сказок, такие жанры фольклора, как, пословицы(поговорки).Эти  жемчужины устного  народного творчества охватывают самые разнообразные стороны действительности. Пословицы рождаются и бытуют в живой народной речи, а не поются и рассказываются  некоторыми людьми, как произведения других жанров. Пословицы менее подвержены изменению: «Старая пословица век не  сломится.» Существуют и поныне некоторые образцы, которые ещё встречались в работах фольклористов 18 века. Пословицам свойственны верность жизненных наблюдений, лаконичность, от чего они легко запоминаются.                         

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.                Пословица да присказка беседу красят.                                        Пословицы - философский жанр, они содержат в себе немало важных общих заключений о закономерностях в природе, обществе и жизни человека.  

        Старое старится, а молодое растёт.                                                Вчера не догонишь, а от завтра не уйдёшь.

Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперируют понятиями добра и зла, чести и бесчестия. Поучения и советы нередко преподносятся в виде осмеяния отрицательных качеств людей. В русском фольклоре много пословиц с ярко выраженной моралью:                         Береги честь смолоду.                                                                        Не учась, и лаптя не сплетёшь.                                                        Труд человека кормит, а лень портит.                                                Посеешь ложь - не вырастет рожь.                                                        Говори с другими поменьше, а с собою побольше.                Воспитательная роль пословиц определяется тем, что они имеют совершенно ясную целенаправленность. Познавательное значение этих малых форм народной мысли представляет собой проявление воспитательной функции. Изначально целью создания пословицы была передача опыта молодому поколению:            

                        Мастера по работе видно.                                                                           Не всё зараз, оставь про запас.                                                                   За старой головой как за каменной стеной.                                                   Бело-бело, черно-черно.        

                      Кто добро творит, того Бог благословит.

                     Кто родителей  почитает, тот вовеки не погибает.

                      Жизнь дана на добрые дела.        

                     Не проймёшь копьём, проймёшь языком.        

                     Бог дал два уха и один язык.

                     Слово не воробей – вылетит – не поймаешь.                                Одна пословица - важная мысль или заключение, но тысячи изречений, живущих в народе - многосторонняя и глубоко осмысленная  картина жизни. Помните, что у языка и слова есть магическая сила, эффективно используйте данный нам дар речи.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сила слова или о чём не стоит говорить детям

Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......

Акция "Сила слова"

Целью проведения акции было  формирование личной негативной позиции подростка к сквернословию через воздействие на его информационное пространство, повышение уровня речевой культуры обучающихся, ...

Семинар для педагогов "Сила слова"

Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово. Семинар создан...

Природа-это сила! Слова И.С.Насонова

Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…...

Конспект НОД "Волшебная сила слов"

Конспект образовательной деятельностидля детей старшей группыОбразовательная область « Речевое развитие»Тема: «Волшебная сила слов»...

Исследовательский проект "Сила слов"

Дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к исследованию, экспериментам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации...

«Волшебная сила слова» (сборник детского словотворчества)

В этот маленький сборник вошли короткие стихи, придуманные детьми и записанные мною, воспитателем детского сада. Самое большое стихотворение о самом главном - кем быть в будущем.  Дети просто рас...