Конспект НОД "Волшебная сила слов"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект образовательной деятельности
для детей старшей группы
Образовательная область « Речевое развитие»
Тема: «Волшебная сила слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket_otkrytoe_zanyatie1.docx | 128.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1174 детский сад («Карусель»)
Конспект образовательной деятельности
для детей старшей группы.
Образовательная область « Речевое развитие»
Тема: «Волшебная сила слов»
Подготовила
Воспитатель Семешко Ирина Вячеславовна
Москва
2017
Список использованной литературы
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Л.В. КУЦАКОВА «НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»(3-7 ЛЕТ)
- Е.А. АЛЯБЬЕВ «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ» У ДЕТЕЙ 6ЛЕТ»
- Г.Н. ЖУЧКОВА «НРАВСТВЕННЫЕ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ 4-6 ЛЕТ
- Е. БАРИНОВА «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ»
- С.Ю. СИМАКОВ «РАСТУ КУЛЬТУРНЫМ»
- Г.А. КОВАЛЕВА «ВОСПИТЫВАЯ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»
- Т.А. ШОРЫГИНА «БЕСЕДЫ О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ ПОВЕДЕНИИ»
- Т.А. ШОРЫГИНА "ОБЩИТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ" - Т.А. Шорыгина.
- ШАЛАЕВА «УРОК ВЕЖЛИВОСТИ»
- Е. СИНЯКИНА"ПЛОХО. ХОРОШО. МОЖНО И НЕЛЬЗЯ"
- О. АЛЕКСАНДРОВА "ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ (5+)"
-И.Н. КУРОЧКИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ХОРОШИХ МАНЕР».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Э. МАШКОВСКАЯ «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»
- Г.П. ШАЛАЕВА «БОЛЬШАЯ КНИГА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННЫХ ДЕТЕЙ»
- А.УСАЧЕВА «АЗБУКА ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ» (В СТИХАХ)
- И.А. МАЗНИН «500 СКОРОГОВОРОК , ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК»
- Н.ЧУБ «АЗБУКА ДОБРОТЫ»
- ОСЕЕВА «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
- В. МАЯКОВСКИЙ «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
- В.ГЕТЦЕЛЬ «СЕМЬ СКАЗОК МАЛЫШАМ» (КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ)
- И.Г. СЕМЕРЕНКО "ВЕСЕЛАЯ ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК" (этикет в играх, стихах, загадках).
"ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СЛОВ "
(речевой этикет)
Программное содержание
Образовательная область «Познавательное развитие»
- продолжать развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-продолжать воспитывать у детей доброжелательное поведение, внимание, отзывчивость к окружающим;
- воспитывать коммуникативные навыки.
- продолжать формировать навыки этического поведения и вежливости, представление об этикете.
- знакомить с правилами этикета, воспитывать уважение к окружающим людям
- учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять
- продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, воспитывать артистические качества.
Образовательная область «Речевое развитие»
- продолжать воспитывать уважительное отношения к окружающим
-продолжать знакомить понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими, обогащать словарь детей "вежливыми" словами
- формировать культуру речевого поведения (речевой этикет);
- учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих и видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять.
-продолжать развивать умение говорить друг другу хорошее;
Образовательная область «Физическое развитие»
-совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение осознанно выполнять движения.
Материалы и оборудование:
колокольчик, мольберт с магнитной доской, лепестки семи цветов радуги, две серединки цветка(грустный и веселый), шкатулка -копилка для волшебных слов ; цветные, радужные монетки с надписями вежливых слов; шапочки для показа сценки "Волшебные слова".
Предварительная работа
- беседы с детьми о правилах культуры поведения
- рассматривание иллюстраций на выбранную тему;
- чтение художественной литературы, просмотр м/ф;
- разучивание вместе с детьми стихов, пословиц и поговорок
Формы и методы обучения:
Игровой метод реализуется через игровые ситуации и театральную деятельность-драматизация, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей.
Демонстрационный материал:
- выставка методической и художественной литературы по выбранной теме ;
- иллюстративный материал по выбранной теме;
-Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
Тема: «Волшебная сила слов»
1.Организационный этап
Воспитатель собирает детей возле себя и обращает внимание детей на наших гостей.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями:"Здравствуйте!"
Мы сейчас не только поприветствовали наших гостей, но и пожелали им здоровья. А как еще можно поздороваться? (Доброе утро, Добрый день, Привет и т.д.)
Затем собрать детей в круг.
Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Педагог:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Педагог обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры!”.
В. -Ребята, садитесь, ПОЖАЛУЙСТА, на стульчики.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: (показываю детям желтый круг с одним красным лепестком, на нём выражение мимики - грустное)
В. -Ребята, как вы думаете, что это такое?
Дети: - Это цветок с лепестком.
- А чего у него не хватает?
Дети:- Остальных лепестков.
Воспитатель: - Дети, обратите внимание на мимику цветка. Какая она?
Дети: Она грустная, печальная.
Воспитатель: Что случилось с цветком? Почему он грустный?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись. Давайте поможем лепесткам вернуться на свое место.
В.: -Цветик - Семицветик - грустный и печальный!
Мы ему поможем, выполним задания.
Будьте все активными, слушайте внимательно.
И вернем улыбку Цветику печальному (И.В.)
Ребята, почему его назвали Семицветиком?
-Правильно, у него семь цветов и он похож на радугу. Наша группа тоже называется "Радуга". А давайте вспомним цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий , фиолетовый). Их тоже семь. Соберем нашу РАДУГУ в цветочек!
Я собрала разлетевшиеся лепесточки в корзинку. Но под каждым лепестком находится задание. (Дети подают воспитателю по одному цветному лепестку, которые лежат в корзинке).
В.: - Нам необходимо выполнить все задания и тогда наш цветок соберет свои лепестки. Поможем цветочку? (да). Ну, тогда, начнем!
В.: Цель нашего занятия понять в чём сила вежливых слов и выражений при общении с окружающими и нужны ли они вообще.
— Давайте покажем нашим гостям какие мы добрые и вежливые, сообразительные и ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разговаривать!
И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять задания и также говорить друг другу хорошие, приятные слова.
Разноцветные лепестки лежат в корзине.
Маша, принеси мне, пожалуйста, оранжевый (второй) лепесток.
1-е задание- Игра «Замени добрыми словами»(антонимы).
Цель игры: обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
В.: Я вам буду говорить неприятные слова, а вы должны превратить их в в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?
Злой – добрый
Невежливый – вежливый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Жадный – щедрый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Равнодушный – заботливый
Неряшливый – аккуратный
Сломать – починить
Порвать – заклеить
Крикливый – молчаливый
Развязный – скромный
Трусливый - храбрый
В.- Молодцы, ребята, справились с заданием.
- Маша, прикрепи лепесток к цветочку, ПОЖАЛУЙСТА!
Подай, ПОЖАЛУЙСТА, Лера, желтый (третий) лепесток. Спасибо, молодец!
2-е задание- Вспомните и назовите пословицы и поговорки про добрые слова.
В.: Ребята, а какие пословицы вы помните о ласковых словах?
Пословицы и поговорки на тему: «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»:
-Доброе слово для доброго дела.
- Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.
- Ласковое слово, что весенний день.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Про доброе дело — говори смело.
- Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
- Худо жить без ласкового слова.
- Добро творить — себя веселить.
- Ласковое слово — что весенний день.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- На добрый привет — добрый ответ.
-Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово дороже богатства.
Доброе слово — что дождь в засуху.
Спасибо — великое дело.
Добро делаем — добро и снится.
В.-Молодцы! И мы подарим нашему цветочку желтый (третий ) лепесток.
Саша, иди и прикрепи, ПОЖАЛУЙСТА, лепесток. Молодец!
3 задание - Дидактическая игра-разминка «Хорошо ли, плохо ли»
Цель: дать представление о плохих и хороших поступках и поведении, учить правильно оценивать себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей)
В.: Егор, принеси, ПОЖАЛУЙСТА , зеленый (четвертый) лепесток.
Встаньте у своих стульчиков и слушайте внимательно.
- Чтобы вернуть этот лепесток к цветку, поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я буду называть вам ситуации, а вы если это хорошо - хлопайте в ладоши, а если это плохо, то - погрозите пальцем и покачайте головой: «Так делать нельзя!»
- Поздороваться при встрече?
- Толкнуть и не извиниться?
- Уходя, ласково попрощаться?
- Перебивать говорящего?
- Поднять упавшую вещь?
- Никогда не делись игрушкой с другом.
- Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
- Не старайся всегда быть первым.
- Злись и завидуй, когда проигрываешь.
- Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
- Никогда не уступай, спорь по пустякам.
- Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.
- Умей принять помощь, совет и замечание друга.
- Если друг попал в беду, не помогай ему.
- Решай споры словами, а не кулаками.
- Мыть руки перед едой
- Чистить зубы перед сном
- Пользоваться носовым платком
- Грызть ногти
- Здороваться со всеми
- Свистеть в помещении?
- Желать всем хорошего?
В.- Молодцы ребята!
Глеб принеси нам голубой (пятый) лепесток, ПОЖАЛУЙСТА. Большое спасибо.
4 задание – "Копилка вежливых слов»(Дети рассказывают стишок и кладут цветную монетку со своим названием вежливого слова в шкатулку).
В.- А сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах).
(см. приложение №1)
- - Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.
- (все громко хлопают)
- - Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
- - Да.
- - Когда, по-вашему, это бывает?( Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом).
- - Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.
Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.
В.- Сейчас прозвучали аплодисменты и я вас приглашаю в театр! Но сначала давайте с вами вспомним правила поведения в театре! Воспитатель задает детям наводящие вопросы на тему : "поход в театр".
Игровая ситуация "Правила поведения в театре"
Молодцы. Ребята, занимайте свои места в (артисты готовятся к сценке).
Участвуют все дети (зрители и животные)
5 задание – Сценка "Вежливые слова"Э.Машковская.
Роли детей: Кассир, Песик, Свинка, Козлик, Петушок, Медведь-невежа,
Ведущий-педагог театральной деятельности.
В.- Большое спасибо всем ребятам! Они хорошо знают правила поведения в общественных местах. Синий (шестой) лепесток мы попросим прикрепить Медведя. Он теперь стал добрым и вежливым. А помогли ему вы, ребята. Молодцы! Всем БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Подведения итогов занятия:
Молодцы, ребята. Вы все справились с заданиями. Были внимательными, послушными и вежливыми! Наш Цветик-Семицветик вернул себе лепестки и улыбку. Он очень благодарит всех вас и говорит вам волшебное слово: В: Улыбнулся цветик,
Больше не печалится.
Стал цветным, веселым!
Всем нам очень нравится (И.В.)
- Ребята, а кто был внимательным и запомнил какое волшебное слово я всем вам говорила, когда обращалась к вам?
- Правильно- ПОЖАЛУЙСТА!
Молодцы, вы очень внимательные!
И последний сиреневый (седьмой) лепесток возвращается к цветику (меняется мимика цветка-улыбка). Давайте все вместе посчитаем сколько лепестков у нашего цветика. Правильно, семь. Теперь он точно ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.
А теперь, ребята, подойдите к своим родителям, обнимите их и подарите им свое ласковое слово. Им будет очень приятно. И старайтесь не растерять в жизни добрые и вежливые слова. Они ведь ваши помощники во всем!
А нашим гостям СПАСИБО за внимание и ДОСВИДАНИЕ!
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТИХИ "ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА"
1-й ребенок:
- Добрые слова.
- Эти слова всем известны давно,
- Видишь, они и просты, и новы,
- Но я еще повторю все равно:
- - Добрые люди, будьте здоровы!
- 2-й ребенок:
- Добрый день!
- - Добрый день! – тебе сказали.
- - Добрый день! – ответил ты.
- Как две ниточки связали –
- Теплоты и доброты.
- 3-й ребенок:
- Здравствуйте!
- - Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
- - Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
- И, наверно, не пойдет в аптеку
- И здоровым будет много лет.
- 4-й ребенок:
- Спасибо.
- За что мы говорим спасибо?
- За все, что делают для нас.
- И мы припомнить не смогли бы –
- Кому сказали? Сколько раз?
- 5-й ребенок:
- Пожалуйста.
- Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
- Повторяем его поминутно.
- Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
- Нам становится неуютно.
- 6-й ребенок:
- Простите.
- Простите, я больше не буду
- Нечаянно бить посуду и взрослых перебивать,
- И, что обещал, забывать.
- Но если я все же забуду, простите, я больше не буду.
- 7-й ребенок:
- Доброго пути!
- Нам желают доброго пути!
- Будет легче ехать и идти.
- Приведет, конечно, добрый путь
- Тоже к доброму чему-нибудь. СТИХИ А. КОНДРАТЬЕВА
- - Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.
- - Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
- - Да.
- - Когда, по-вашему, это бывает?
- - Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.
- - Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.
Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.
Пословицы и поговорки на тему
«Ласковое слово, что солнышко в ненастье».
- • Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
- • Доброе слово в жемчугах ходит, а злое пуще стрелы разит.
- • Доброе слово для доброго дела.
- • Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.
- • Худое слово доведет до дела злого.
- • Ласковое слово, что весенний день.
- • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Для следующего задания нам пригодится мячик. Нам нужно будет научиться говорить друг другу хорошее.
Дети передают мячик по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему. (Сашенька, ты очень весёлый; Тасенька, я тебя люблю; Глеб, ты очень хороший друг...)
Педагог:
— Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют перестанут делать плохие поступки.
- Вставайте в круг и мы все вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья» (игра на внимание детей)
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
- - Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?
- - Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
- - Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,
- - Слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »
- - Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает и товарищей не обижает?
- - Мы бедные игрушки, поломанные!- Мы бедные игрушки, не сложенные!
Нелюбимые и забытые.- Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?
- - И еще один вопрос: кто себе не моет нос?
- - Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть. С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?
- - Молодцы, ребята.
ДОБРЫЕ
СЛОВА!!!
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ДОБРЫЙ
ДЕНЬ!
СПАСИБО!
ПРОСТИТЕ!
ДОБРОГО
ПУТИ!
«Приветствия»
Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.
Оборудование: магнитофон.
Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.
4 задание – «Ласковое словечко»
Педагог: Паша, принеси, пожалуйста, оранжевый лепесток.
Педагог предлагает выполнить четвёртое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг) .
Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена-Леночка, Ленуся, Аленушка и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.
В. : Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
В. : Бабушка.
Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
В. : Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
В : Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
В: Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают.
Молодцы ребята!
В.: 1-е задание- игра «Доскажи доброе словечко»
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит ( «добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого( «спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
В.: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. д.?
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
-совершенствовать
-закреплять
-продолжать
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
-совершенствовать
-выработать
ПОЖАЛУЙСТА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сила слова или о чём не стоит говорить детям
Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......
Акция "Сила слова"
Целью проведения акции было формирование личной негативной позиции подростка к сквернословию через воздействие на его информационное пространство, повышение уровня речевой культуры обучающихся, ...
Сила слова.
Призыв ко взрослым осмысленно пользоваться словом и учить этому детей....
Семинар для педагогов "Сила слова"
Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово. Семинар создан...
Природа-это сила! Слова И.С.Насонова
Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…...
Исследовательский проект "Сила слов"
Дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к исследованию, экспериментам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации...
«Волшебная сила слова» (сборник детского словотворчества)
В этот маленький сборник вошли короткие стихи, придуманные детьми и записанные мною, воспитателем детского сада. Самое большое стихотворение о самом главном - кем быть в будущем. Дети просто рас...