Конспект НОД "Волшебная сила слов"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Семешко Ирина Вячеславовна

Конспект образовательной деятельности

для детей старшей группы

Образовательная область « Речевое развитие»

Тема: «Волшебная сила слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_otkrytoe_zanyatie1.docx128.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1174 детский сад («Карусель»)

Конспект образовательной деятельности

для детей старшей группы.

Образовательная область « Речевое развитие»

Тема: «Волшебная сила слов»

Подготовила

Воспитатель Семешко Ирина Вячеславовна

Москва

2017

Список использованной литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Л.В. КУЦАКОВА «НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ»(3-7 ЛЕТ)

- Е.А. АЛЯБЬЕВ «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ» У ДЕТЕЙ 6ЛЕТ»

- Г.Н. ЖУЧКОВА «НРАВСТВЕННЫЕ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ 4-6 ЛЕТ

- Е. БАРИНОВА «УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ»

- С.Ю. СИМАКОВ «РАСТУ КУЛЬТУРНЫМ»

- Г.А. КОВАЛЕВА «ВОСПИТЫВАЯ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА»

- Т.А. ШОРЫГИНА «БЕСЕДЫ О ХОРОШЕМ И ПЛОХОМ ПОВЕДЕНИИ»

- Т.А. ШОРЫГИНА "ОБЩИТЕЛЬНЫЕ СКАЗКИ" -  Т.А. Шорыгина.

- ШАЛАЕВА «УРОК ВЕЖЛИВОСТИ»

- Е. СИНЯКИНА"ПЛОХО. ХОРОШО. МОЖНО И  НЕЛЬЗЯ"

- О. АЛЕКСАНДРОВА "ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ (5+)"

-И.Н. КУРОЧКИНА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ХОРОШИХ МАНЕР».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

-  Э. МАШКОВСКАЯ «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»

- Г.П. ШАЛАЕВА  «БОЛЬШАЯ КНИГА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАННЫХ ДЕТЕЙ»

- А.УСАЧЕВА «АЗБУКА ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ» (В СТИХАХ)

- И.А. МАЗНИН «500 СКОРОГОВОРОК , ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК»

- Н.ЧУБ «АЗБУКА ДОБРОТЫ»

- ОСЕЕВА «ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»

- В. МАЯКОВСКИЙ «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

- В.ГЕТЦЕЛЬ «СЕМЬ СКАЗОК МАЛЫШАМ» (КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ)

- И.Г. СЕМЕРЕНКО "ВЕСЕЛАЯ ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК"  (этикет в играх, стихах, загадках).

 "ВОЛШЕБНАЯ СИЛА СЛОВ "

(речевой этикет)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0403/00045d4a-69cdcbba/hello_html_55038ec5.jpg

Программное содержание

Образовательная область «Познавательное развитие»

- продолжать развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

-продолжать  воспитывать у детей доброжелательное поведение, внимание, отзывчивость к окружающим;
- воспитывать коммуникативные навыки.

- продолжать формировать навыки этического поведения и вежливости, представление об этикете.

- знакомить с правилами этикета, воспитывать уважение к окружающим людям

 - учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять

- продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, воспитывать артистические качества.  

Образовательная область «Речевое развитие»

- продолжать воспитывать уважительное отношения к окружающим

-продолжать знакомить  понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с окружающими, обогащать словарь детей "вежливыми" словами
- формировать культуру речевого поведения (речевой этикет);
 - учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих и видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять
.

-продолжать развивать  умение говорить друг другу хорошее;

Образовательная область «Физическое развитие»

-совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение осознанно выполнять движения.

Материалы и оборудование:

колокольчик, мольберт с магнитной доской, лепестки семи цветов радуги, две серединки цветка(грустный и веселый), шкатулка -копилка для волшебных слов ; цветные, радужные монетки с надписями  вежливых слов; шапочки для показа сценки "Волшебные слова".

Предварительная работа

- беседы с детьми о правилах культуры поведения

- рассматривание иллюстраций на выбранную тему;

- чтение художественной литературы, просмотр м/ф;

- разучивание вместе с детьми стихов, пословиц и поговорок

Формы и методы обучения:
Игровой метод реализуется через игровые ситуации и театральную деятельность-драматизация, где ребёнок не только получает новые знания, а также обобщает и закрепляет их.
Частично – поисковый метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей.
Демонстрационный материал:
- выставка методической и художественной литературы по выбранной теме ;
- иллюстративный материал по выбранной теме;


-
Ожидаемый результат: овладение детьми среднего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

Тема: «Волшебная сила слов»
1.Организационный этап

Воспитатель собирает детей возле себя и обращает внимание детей на наших гостей.

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями:"Здравствуйте!"

 Мы сейчас не только поприветствовали наших гостей, но и пожелали им здоровья. А как еще можно поздороваться? (Доброе утро, Добрый день, Привет и т.д.)

Затем собрать детей в круг.

Коммуникативно-речевая игра “Милый друг”
(Цель этого упражнения настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания)
Педагог:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.


Педагог обращается к детям:
“Будьте добры – это я говорю по секрету.
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры без игры и во время игры.
Если сумеете, будьте сегодня добры!”.

В. -Ребята, садитесь, ПОЖАЛУЙСТА, на стульчики.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: (показываю детям желтый круг  с одним красным лепестком, на нём выражение мимики - грустное)

В. -Ребята, как вы думаете, что это такое?

Дети: - Это цветок с лепестком.

- А чего у него не хватает?

Дети:- Остальных  лепестков.

Воспитатель: - Дети, обратите внимание на мимику цветка. Какая она?

Дети: Она грустная, печальная.

Воспитатель: Что случилось с цветком? Почему он грустный?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, подул сильный ветер, и разноцветные лепестки цветка разлетелись. Давайте поможем лепесткам вернуться на свое место.

В.:   -Цветик - Семицветик - грустный и печальный!

Мы ему поможем, выполним задания.

Будьте все активными, слушайте внимательно.

И вернем улыбку Цветику печальному (И.В.)


Ребята, почему его назвали Семицветиком?

-Правильно, у него семь цветов и он похож на радугу. Наша группа тоже называется "Радуга". А давайте вспомним цвета радуги (красный, оранжевый,  желтый, зеленый, голубой, синий , фиолетовый). Их тоже семь. Соберем нашу РАДУГУ в цветочек!

Я собрала разлетевшиеся лепесточки в корзинку. Но под каждым лепестком находится  задание. (Дети подают воспитателю по одному цветному лепестку, которые лежат в корзинке).

В.: - Нам необходимо выполнить все задания и тогда наш цветок соберет свои лепестки. Поможем цветочку? (да).  Ну, тогда, начнем!

В.: Цель нашего занятия понять в чём сила вежливых слов и выражений при общении с окружающими и нужны ли они вообще.
— Давайте покажем нашим гостям какие мы добрые и вежливые, сообразительные и ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разговаривать! 
И теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять задания  и также говорить друг другу хорошие, приятные слова.

Разноцветные лепестки лежат в корзине.

Маша, принеси мне, пожалуйста, оранжевый (второй) лепесток. 

 1-е задание-  Игра «Замени добрыми словами»нтонимы).

 Цель игры:  обогащение словарного запаса детей добрыми словами.
В.: Я
 вам буду говорить неприятные слова, а вы должны превратить их в в приятные, хорошие, добрые. Попробуем?

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый - храбрый 

В.- Молодцы, ребята, справились с заданием. 

- Маша, прикрепи лепесток к цветочку, ПОЖАЛУЙСТА!

Подай, ПОЖАЛУЙСТА, Лера,  желтый (третий) лепесток. Спасибо, молодец!

2-е задание- Вспомните и назовите пословицы и поговорки про добрые слова.

В.: Ребята, а какие пословицы вы помните о ласковых словах?

Пословицы и поговорки на тему: «Ласковое слово, что солнышко в ненастье»:

-Доброе слово для доброго дела.

- Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.

- Ласковое слово, что весенний день.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Про доброе дело — говори смело.

-  Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

- Худо жить без ласкового слова.

- Добро творить — себя веселить.

- Ласковое слово — что весенний день.

 - Ласковое слово лучше мягкого пирога.

- На добрый привет — добрый ответ.

-Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово дороже богатства. 

Доброе слово — что дождь в засуху.

Спасибо — великое дело.

Добро делаем — добро и снится.

В.-Молодцы! И мы подарим нашему цветочку желтый (третий )  лепесток. 

Саша, иди и прикрепи, ПОЖАЛУЙСТА, лепесток. Молодец!

 3 задание - Дидактическая игра-разминка «Хорошо ли, плохо ли»
Цель: дать представление о плохих и хороших поступках и поведении, учить правильно оценивать себя и других; видеть положительные и отрицательные качества людей)

В.: Егор, принеси, ПОЖАЛУЙСТА , зеленый (четвертый) лепесток.

Встаньте у своих стульчиков и слушайте внимательно.
- Чтобы вернуть этот лепесток к цветку, поиграем в игру
«Хорошо – плохо». Я буду называть вам ситуации, а вы если это хорошо - хлопайте в ладоши, а если это плохо, то - погрозите пальцем и покачайте головой: «Так делать нельзя!»

- Поздороваться при встрече?

- Толкнуть и не извиниться?

- Уходя, ласково попрощаться?

- Перебивать говорящего?

- Поднять упавшую вещь?

- Никогда не делись игрушкой с другом.

- Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

- Не старайся всегда быть первым.

- Злись и завидуй, когда проигрываешь.

- Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

- Никогда не уступай, спорь по пустякам.

- Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

- Умей принять помощь, совет и замечание друга.

- Если друг попал в беду, не помогай ему.

- Решай споры словами, а не кулаками.

- Мыть руки перед едой

- Чистить зубы перед сном

- Пользоваться носовым платком

- Грызть ногти

- Здороваться со всеми

- Свистеть в помещении?

- Желать всем хорошего?

В.- Молодцы ребята!

Глеб принеси нам голубой (пятый)  лепесток, ПОЖАЛУЙСТА. Большое спасибо.

4 задание – "Копилка вежливых слов»(Дети рассказывают стишок и кладут цветную монетку со своим названием вежливого слова в шкатулку).

В.- А сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах).

(см. приложение №1)

  • - Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.
  • (все громко хлопают)
  • - Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
  • - Да.
  • - Когда, по-вашему, это бывает?( Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом).
  • - Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.

В.- Сейчас прозвучали аплодисменты и  я вас приглашаю в театр! Но сначала давайте с вами вспомним правила поведения в театре! Воспитатель задает детям наводящие вопросы на тему : "поход в театр".

 Игровая ситуация "Правила поведения в театре"

Молодцы. Ребята, занимайте свои места в (артисты готовятся к сценке).

Участвуют все дети (зрители  и животные)

5 задание – Сценка "Вежливые слова"Э.Машковская.

Роли детей: Кассир, Песик, Свинка, Козлик, Петушок, Медведь-невежа,

Ведущий-педагог театральной деятельности.

В.- Большое спасибо всем ребятам! Они хорошо знают правила поведения в общественных местах. Синий (шестой) лепесток мы попросим прикрепить  Медведя. Он теперь стал добрым и вежливым. А помогли ему вы, ребята. Молодцы! Всем БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Подведения итогов занятия:

Молодцы, ребята. Вы все справились с заданиями. Были внимательными, послушными и вежливыми! Наш Цветик-Семицветик вернул себе лепестки и улыбку. Он очень благодарит всех вас и говорит вам волшебное слово: В: Улыбнулся цветик,

Больше не печалится.

Стал цветным, веселым!

Всем нам очень нравится (И.В.)

- Ребята, а кто был внимательным и запомнил какое волшебное слово я всем вам говорила, когда обращалась к вам?

- Правильно- ПОЖАЛУЙСТА!

Молодцы, вы очень внимательные!

И последний сиреневый (седьмой) лепесток возвращается к  цветику (меняется мимика цветка-улыбка). Давайте все вместе посчитаем сколько лепестков у нашего цветика. Правильно, семь. Теперь он точно ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК.


А теперь, ребята, подойдите к своим родителям, обнимите их и подарите им свое ласковое слово. Им будет очень приятно. И старайтесь не растерять в жизни добрые и вежливые слова. Они ведь ваши помощники во всем!

А нашим гостям СПАСИБО за внимание и ДОСВИДАНИЕ!

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

СТИХИ "ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА"

1-й ребенок:

  • Добрые слова.
  • Эти слова всем известны давно,
  • Видишь, они и просты, и новы,
  • Но я еще повторю все равно:
  • - Добрые люди, будьте здоровы!

  • 2-й ребенок
  • Добрый день!
  • - Добрый день! – тебе сказали.
  • - Добрый день! – ответил ты.
  • Как две ниточки связали –
  • Теплоты и доброты.

  • 3-й ребенок:
  • Здравствуйте!
  • - Здравствуйте! - Ты скажешь человеку.
  • - Здравствуй, - улыбнется он в ответ.
  • И, наверно, не пойдет в аптеку
  • И здоровым будет много лет.

  • 4-й ребенок:
  • Спасибо.
  • За что мы говорим спасибо?
  • За все, что делают для нас.
  • И мы припомнить не смогли бы –
  • Кому сказали? Сколько раз?

  • 5-й ребенок:
  • Пожалуйста.
  • Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,
  • Повторяем его поминутно.
  • Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
  • Нам становится неуютно.

  • 6-й ребенок:
  • Простите.
  • Простите, я больше не буду
  • Нечаянно бить посуду и взрослых перебивать,
  • И, что обещал, забывать.
  • Но если я все же забуду, простите, я больше не буду.

  • 7-й ребенок:
  •  Доброго пути!
  • Нам желают доброго пути!
  • Будет легче ехать и идти.
  • Приведет, конечно, добрый путь
  • Тоже к доброму чему-нибудь.                                                     СТИХИ А. КОНДРАТЬЕВА

  • - Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.
  • - Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
  • - Да.
  • - Когда, по-вашему, это бывает?
  • - Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.
  • - Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята.

Пословицы и поговорки на тему

 «Ласковое слово, что солнышко в ненастье».

  •  • Плохо жить без забот, худо без доброго слова.
  •  • Доброе слово в жемчугах ходит, а злое пуще стрелы разит.
  •  • Доброе слово для доброго дела.
  •  • Доброе слово дом построит, а злое слово дом разрушит.
  •  • Худое слово доведет до дела злого.
  •  • Ласковое слово, что весенний день.
  •  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Для следующего задания нам пригодится мячик. Нам нужно будет научиться говорить друг другу хорошее.  

Дети передают мячик по кругу из рук в руки и говорят добрые слова рядом стоящему. (Сашенька, ты очень весёлый; Тасенька, я тебя люблю; Глеб, ты очень хороший друг...)
Педагог:
— Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие они хорошие, и тогда все и вправду подобреют перестанут делать плохие поступки.


- Вставайте в круг и мы все вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья» (игра на внимание детей)

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

  • - Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?
  • - Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
  • - Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,
  • - Слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »
  • - Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает и товарищей не обижает?
  • - Мы бедные игрушки, поломанные!- Мы бедные игрушки, не сложенные!

       Нелюбимые и забытые.- Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?

  • - И еще один вопрос: кто себе не моет нос?
  • - Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть. С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?
  • - Молодцы, ребята.

ДОБРЫЕ

СЛОВА!!!

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

ДОБРЫЙ

ДЕНЬ!

СПАСИБО!

ПРОСТИТЕ!

ДОБРОГО

ПУТИ!

«Приветствия»

Цель: учить детей употреблять «формулы вежливости» с учетом ситуации.

Оборудование: магнитофон.

Вариант 1. Дети делятся на две подгруппы и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. По сигналу партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями (рукопожатия, объятия, реверанс, кивок). Дети должны с помощью жестов, мимики, пантомимики, взглядов показать, как они рады друг другу.

4 задание – «Ласковое словечко»
Педагог: Паша, принеси, пожалуйста, оранжевый лепесток.
Педагог  предлагает выполнить четвёртое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг) .
Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена-Леночка, Ленуся, Аленушка и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.
В.  : Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
В. : Бабушка.
Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
В.  : Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
В  : Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
В: Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают.
Молодцы ребята!

В.:   1-е задание- игра «Доскажи  доброе словечко»

1. Зазеленеет старый пень, когда услышит ( «добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого( «спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
В.: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день, спасибо, простите, пожалуйста и т. д.?

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

-совершенствовать

-закреплять

-продолжать

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

-совершенствовать

-выработать

ПОЖАЛУЙСТА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сила слова или о чём не стоит говорить детям

Следим за словами, которые произносим, обращаясь к детям......

Акция "Сила слова"

Целью проведения акции было  формирование личной негативной позиции подростка к сквернословию через воздействие на его информационное пространство, повышение уровня речевой культуры обучающихся, ...

Сила слова.

Призыв ко взрослым осмысленно пользоваться словом и учить этому детей....

Семинар для педагогов "Сила слова"

Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово. Семинар создан...

Природа-это сила! Слова И.С.Насонова

Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…Мама с детства говорила, Что природа-это сила!И красива, как Россия,Но и страшная стихия…...

Исследовательский проект "Сила слов"

Дошкольники - прирождённые исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к исследованию, экспериментам, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации...

«Волшебная сила слова» (сборник детского словотворчества)

В этот маленький сборник вошли короткие стихи, придуманные детьми и записанные мною, воспитателем детского сада. Самое большое стихотворение о самом главном - кем быть в будущем.  Дети просто рас...