Коррекционно-развивающая работа учителя -дефектолога со слабослышащими детьми
методическая разработка на тему

Ершова Ольга Борисовна

В данной работе отображены основные цели, задачи, направления работы учителя-дефектолога с детьми с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация коррекционно-развивающей работы с детьми.

При разработке раздела программы «Организация коррекционно-развивающей работы с детьми» особо учитывается состояние слуха детей. В группу компенсирующей направленности поступают дети с IVстепенью тугоухости в состоянии после кохлеарной имплантации (КИ).  В настоящее время кохлеарная имплантация является эффективным, безопасным методом  медико-педагогической слухоречевой  реабилитации детей с тяжелыми нарушениями слуха и глухотой. Современные высокие технологии кохлеарного протезирования и правильно организованная слухоречевая реабилитация предоставляют реальную возможность людям со значительной потерей слуха и глухотой полностью восстановить слуховое  восприятие.

Раннее (с первых месяцев) выявление нарушения слуха, адекватное слухопротезирование и проведение систематической коррекционной работы, а также демократические изменения в стране приводят к тому, чточасть детей, даже со значительным снижением слуха может уже в дошкольном возрасте по уровню психофизического и речевого развития сблизиться с нормально слышащими детьми, и в дальнейшем воспитывается и обучается  в условиях интеграции.

Содержание коррекционно-развивающей работы определяется программой «Общение» Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду под редакцией Э.И.Леонгард. Программа для слабослышащих детей в своей основе имеет те же разделы, что и программа для нормально слышащих детей. Эти разделы совпадают с соответствующими разделами «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», отличаясь лишь объемом требований на первых годах обучения и объемом словаря детей.

Цель коррекционно-развивающей работы- создание единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи детям с ОВЗ (слабослышащим детям).

Задачикоррекционно-развивающей работы:

  • Организация коррекционно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей с ОВЗ;
  • Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии слабослышащих детей;
  • Организация интеллектуального и личностного развития детей с учетом коррекции  нарушений развития и индивидуальных возможностей;
  • Обеспечение социальной адаптации слабослышащих детей:становление способности к сотрудничеству со взрослыми и  детьми в игре и другой совместной деятельности.
  • Включение слабослышащих детей в среду слышащих сверстников, посредством интегративного процесса;
  • Взаимодействие с семьями детей и социальными партнерами для обеспечения полноценного развития детей;
  • Взаимодействие специалистов ДОУ, направленного на интеграцию областей знаний во все виды детской деятельности;
  • Оказание консультативной и методической помощи семьям слабослышащих детей, в том числе родителям неорганизованных слабослышащих детей по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  Обеспечение задач дошкольного образования детей с нарушениями слуха возможно лишь при построении системы коррекционного воспитания и обучения, ориентирующейся на закономерности развития детей дошкольного возраста и учет специфических потребностей, обусловленных влиянием нарушения слуха на развитие ребенка. Система коррекционно-педагогической работы с слабослышащими дошкольниками предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание коррекционно-педагогической работы в совокупности позволяет обеспечить разностороннее развитие дошкольников с нарушениями слуха: физическое, социальное умственное, речевое, эстетическое.

Особые образовательные потребности детей с нарушенным слухом включают  специфические образовательные нужды, реализация которых направлена на преодоление последствий дефекта слуха:

- развитие средств коммуникации;

- формирование словесной речи как средства общения;

- развитие слуховой функции;

- формирование произносительной стороны речи.

Cпециальные условия обучения и воспитания детей предполагают постоянное использование  индивидуальных слуховых аппаратов у всех детей

Система коррекционно-развивающей работы

        Особое внимание в этом разделе мы хотим уделить модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ(учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя)в работе с ребенком с ОВЗ (в нашем случае со слабослышащими детьми).

Успешное преодоление недоразвития у дошкольников с ОВЗ возможно только при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единстве требований, предъявляемых к детям.

Наплавления коррекционно-развивающей работы

1. Комплексное обследование и мониторинг динамики развития

2. Создание специальных условий обучения и воспитания

3. Коррекционная работа учителя – дефектолога

4. Коррекционная работа педагога - психолога

5. Коррекционная работа воспитателей группы

6. Коррекционная работа музыкального руководителя

7. Взаимодействие с семьями воспитанников

8. Взаимодействие с социально-педагогическими учреждениями

  1. Комплексное обследованиеи мониторинг динамики развития

Комплексное обследование детей с ОВЗ (слабослышащих детей) проводится 1 разв  год(промежуточный мониторинг) в конце учебного года по уровню освоения программы и развитию интегративных качеств.

Целью организации мониторинга является  оценка и коррекция воспитательно-образовательной деятельности, условий среды ДОУ для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на развитие детей.

Задачи мониторинга:

-  сбор, обработка и анализ информации по различным аспектам воспитательно-образовательного процесса;

-  принятие мер по усилению положительных и одновременно ослаблению отрицательных факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс;

-  оценивание результатов принятых мер в соответствии с федеральными государственными стандартами.

Комплексное обследование  слабослышащих детей проводят следующие педагоги: учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели.

Мониторинг проводится с учетом определенных требований:

- объективность,

- точность полученных результатов,

- сбалансированность методик (низко формализованных и высоко формализованных),

- обеспечение психологического комфорта при проведении мониторинга,

- оптимальность (используемые методы, позволяющие получить информацию в оптимальные сроки).

Содержание мониторинга включает комплексное обследование специалистами и воспитателями МБДОУ:

  1. Мониторинг учителя-дефектолога проводится по следующим направлениям:

- развитие речи,

- развитие мышления

- развтие зрительного и тактильно-двигательного восприятия

- развитие слухового восприятия

- формирования элементарных математических представлений

Учитель-дефектолог использует низкоформализованные и высокоформализованные методики авторов: Э.И.Леонгард, Е.Г.Самсоновой, Е.А.Стребелевой, И.В.Королевой, О.В.Зонтовой.

Используемые методики: тесты, корректурные пробы, беседы,  диагностические игры.

  1. Мониторинг педагога-психолога проводится в начале и в конце цикла коррекционно-развивающих занятий по следующим психологическим характеристикам: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, темпа деятельности, обучаемости, общей мелкой моторики.

Используемые методики: наблюдения, тесты, корректурные пробы, беседы, социометрия, диагностические игры.

  1. Воспитатели  проводятпромежуточный мониторинг 1 раз в год в конце учебного года по уровню освоения образовательной программы по следующим видам деятельности: игровой, изобразительной, двигательной.

Промежуточный мониторинг проводится по развитию интегративных качеств по методике Ю.А.Афонькиной.

Используемые методики: наблюдения, беседы, анкетирование родителей.

Основным документом, заполняемым специалистами по итогам комплексного обследования, является индивидуальная карта развития ребенка. Индивидуальный коррекционно-развивающий  маршрутпсихолого-педагогического сопровождения составляется на ребенка с ОВЗ, не освоившего программное содержание коррекционной работы по году обучения.

Он разрабатывается на основе индивидуальной карты развития ребенка с ОВЗ, отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей.

Воспитатели по итогам мониторинга заполняют диагностические  карты, составляют сводные таблицы, диаграммы.

Итоговый мониторинг проводится при выпуске ребенка в школу.

2. Создание специальных условий обучения и воспитания

        

  1. КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Содержание коррекционно-развивающей работы определяется программой «Общение» Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду под редакцией Э.И.Леонгард. Программа  рассчитана на пять лет и включает несколько разделов, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом:

1.Развитие речи (устной и письменной),

2.Развитие слухового восприятия и обучение произношению,

3.Развитие мышления

4. Формирование элементарных математических представлений,

5.Зрительное-тактильнодвигательное восприятие

1.Развитие речи (устной и письменной)

Раздел "Развитие речи" по своей значимости является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для глухих и слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения.

Целью работы по развитию речи является формирование речи как средства общения и познания окружающего мира.

Задачи:        

  • развитие слуховой памяти
  • накопление пассивного (импрессивного) и активного (экспрессивного) словаря;
  • формирование разных форм речи (устной, письменной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма);
  • Развитие грамматического строя речи;
  • развитие связной речи, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
  • Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик контроля на основе слухового контроля

Речевое развитие детей обеспечивается в различных условиях: в быту, во время проведения режимных моментов: в процессе разных видов детской деятельности (игры, рисования,вуук444444к конструирования, лепки, труда), ознакомления с окружающим, на занятиях по всем разделам, на специальных занятиях по развитию речи, в семье. На специальных занятиях по развитию речи работа проводится в следующих направлениях:

  • развитие языковой способности;
  • накопление словаря и работа над значением слова;
  • формирование разных форм речи (устной, письменной);
  • обучение чтению и пониманию прочитанного;
  • проведение элементарных языковых наблюдений;

В качестве методов формирования речидошкольников с нарушениями слуха используются: подражание речи педагога в различных видах предметной и игровой деятельности; дидактические игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упражнения и т. д.

Программно-методическое обеспечениепо разделу «Развитие речи»

Перечень программ и технологий

1.        Специальная программа:

Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.

2.        Технологии (методики):

1.        Глухота – не приговор: от диагностики до инклюзии. ООО «Исток Аудио», 2010.

2.        Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003.

3.        Жукова Н.С. Букварь. М.: 2007.

4.        Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики /М.: Эксмо, 2011.

5.        Жукова О.С. Букварь. М.: ЗАО «Олма – Медиа Групп», 2006.

6.        Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / Под ред. И.В. Королевой. СПб.: «Умная Маша», 2010.

7.        Зонтова О.В. Занимаемся с Ушариком. 1,2,3, 4 этапы. «Умная Маша», 2010.

8.        Исенина Е.И. Родителям о ипсихическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.

9.        Королева И.В., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. СПб.: КАРО, 2005.

10.        Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2005

11.        Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей. СПб.: «Умная Маша», 2010.

12.        Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В.Серебряковой. СПб.: КАРО, 2008.

13.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.

14.        Михаленкова И.А., Анисимова Н.В., Мирошниченко Н.В., Дроздовская К.В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха /Под ред. И.А.Михаленковой. СПб.: КАРО, 2006.

15.        Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО, 2006

16.        Фонетическая ритмика в школе и в детском саду Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997.

17.        Шматко Н.Д, Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. М.: Просвещение, 2003

18.        Ян П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учебное пособие / Пер. с нем. М.: Академия, 2003.

19.        И.В.Королева, П.Ян, Дети с нарушением слуха. СПб.: КАРО, 2011.

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

  1. Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам:
  2. Предметные картинки по темам: «Овощи – Фрукты», «Одежда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Туалетные принадлежности», «Семья», «Перелётные – зимующие птицы», «Профессии», «Транспорт», «Деревья», «Посуда», «Мебель», «Обувь», «Головные уборы», «Насекомые», «Цветы», «Животные жарких стран», «Животные севера».
  3. Лото «Двойняшки» (4 шт.).
  4. Сложные картинки для работы над фразой. Игры: «Что делает?»,«Что делают?» (5 шт.).
  5. Серии сюжетных картинок (20 шт.):«Лиса и цыплята», «Воришка», «Неудачная охота», «Сказка про Вову и волка» и другие.
  6. Серии сюжетных картинок по сказкам: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросёнка» и др.
  7. Наглядно-иллюстративный материал по составлению описательных рассказов о предмете «Опиши предмет» (3 шт.), «Составь рассказ о предмете» (5 шт.).
  8. Стихи, потешки, загадки по развитию ритмико-интонационной стороны речи. Игра «Собери пословицы».
  9. Дидактический материал по развитию фонематического слуха и звукопроизношению: серия «Логические тетради», «Солнечные ступеньки», «Детские песенки и потешки» О. Жукова. Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящий из четырёх альбомов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и другие.
  10. Игры-пособия по обучению чтению: игра «Читаем по слогам» (4 шт.), игра «Первое чтение», «Прочитай и найди», «Чтение с увеличением».
  11. Игры по развитию грамматического строя речи. «Один – много», «У кого?», «Чего нет?», «Чем?», «Дадим кому?». Игра – лото антонимы, синонимы

  1. Развитие слухового восприятия и обучение произношению

На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации.Проведение этой работы  способствуют формированию навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению его сенсорной основы, что имеет важное значение для обучения произношения. Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья педагогического процесса. Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо-зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры. Постоянное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов слухо-речевой среды в дошкольном учреждении. Формирующаяся в процессе специального обучения слухо-речевая система тесно связана с развитием смысловой стороны речи, формированием произносительных навыков, речевым опытом дошкольников.

 Работа ведется на знакомом речевом материале, в процессе работы над его звуковой стороной также уточняется значение слов и предложений в различных контекстах, отрабатывается их структура в разных видах речевой деятельности, что особенно важно — в тех, которые в первую очередь связаны с устной коммуникацией: слушанием, слухо-зрительным восприятием, говорением.

Цель работы по формированию слухового восприятия – развитие слуховой функции, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

    Задачи работы по развитию слухового восприятия слабослышащих дошкольников:

  • развитие слуха ребёнка в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний;
  • обогащение представлений детей о звуках окружающего мира;
  • развитие речевого слуха (формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух);

   В качестве методических приемов развития слухового восприятия используются:  демонстрация предметов или картинок, выполнение действий, ответы на вопросы, рисование, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предмета, название которого предлагается на слух, работа с использованием фланелеграфа, дидактические игры.

Требования к проведению слуховой работы:

  1. На первый годах обучения речевой материал должен быть знакомым детям должен быть знакомым детям, использоваться с опорой на наглядность, в старшем возрасте может быть незнакомым и без наглядной опоры.
  2. Последовательность в подборе и предъявлении речевого и неречевого материала.
  3. Речевой материал для опознавания и различения речевых единиц на слух необходимо отбирать из разных тематических групп: материалов данного и предыдущих лет обучения.
  4. Речевой материал планируется на каждое индивидуальное занятие в индивидуальном альбоме ребёнка, может повторяться в случае, если ребёнок с трудом справился с заданием.
  5. Необходимо проводить работу по слуховому восприятию в занимательной, интересной для дошкольника форме, используя приёмы поощрения.
  6. Постепенное увеличение расстояния, с которого дети узнают услышанное.

Программно-методическое обеспечение по разделу «Слуховое восприятие»

Перечень программ и технологий по развитию слухового восприятия и обучению произношению

1. Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.:  

Центр  «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.

2. Технологии (методики):

    Глухота – не приговор: от диагностики до инклюзии. ООО «Исток Аудио», 2010.

3.        Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003.

4.  Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / Под ред. И.В. Королевой. СПб.: «Умная Маша», 2010.

5.        Зонтова О.В. Занимаемся со Смешариком. 1,2,3, 4 этапы. «Умная Маша», 2010.

6.        Королева И.В., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. СПб.: КАРО, 2005.

7.   Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. –    

      М.: Учебная литература, 2000. – 376 с.

8.   Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с  

нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.

9.   Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи  

дошкольников с нарушенным слухом. – М.: Гуманитар.  

     изд. центр ВЛАДОС, 2008.

10. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит…

– М.: Просвещение, 1995, 2003

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

Музыкальные инструменты, звучащие игрушки; серии звуковых плакатов; фонотека со звуками окружающими нас, голосами животных, птиц, различных мелодий: вальса, марша, польки.

Наглядно – иллюстративный материал по различению и опознаванию речевых единиц.

К специфическим образовательным потребностям детей с нарушенным слухом  относитсяцеленаправленная работа по обучению произношению. В процессе обучения произношению у детей создается потребность в устном общении, формируется внятная, максимально приближенной к естественной устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Для правильной организации работы по произношению должны быть предусмотрены определенные условия, к важнейшим из которых относится создание слухо-речевой среды, компонентами которой является устное общение педагогов и родителей с детьми, поддержание желания детей общаться, используя устную речь и другие средства (таблички, дактилирование).

Цель обучения произношению - развитие у детей с нарушенным слухом навыков восприятия и воспроизведения устной речи.

Задачи обучения произношению:

  • создание у детей потребности в устном общении;
  • формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи.

Содержание работы по обучению произношению включает: работу  над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами, текстами. Работа над различными сторонами произношения ведется параллельно и включается во все индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

В качестве основных методических приемов: обучения произношению используются отраженное и сопряженное проговаривание; фонетическая ритмика; специальные игры; некоторые  логопедические приемы постановки звуков; речевые игры и упражнения, в соответствии с условиями которых используется называние предметов и их изображений, ответы на вопросы, выполнение поручений, чтение предложений, текстов, описаний, стихов, загадок, составление рассказов по картинкам, составление текста из отдельных предложений, подбор пропущенных слов.

Программно-методическое обеспечение по обучению произношению

Перечень программ и технологий

Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.:  

Центр  «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. – 136 с

  1. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. – М.: Учебная литература, 2000. – 376 с
  2. Шматко Н.Д., Новикова О.О. Речевая ритмика для малышей // Методическое пособие с дидактическим материалом. – М.: Советский спорт, 2003.
  3. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. М.: Советский спорт, 2004. - 40 с. Методические рекомендации к альбому для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2004.
  4. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит… – М.:      Просвещение, 1995, 2003
  5. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом // Методическое пособие для учителей дефектологов и родителей. – М.: Владос, 2003.
  6. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В.Серебряковой. СПб.: КАРО, 2008.

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

  1. Дидактический материал по развитию фонематического слуха и звукопроизношению: серия «Логические тетради», «Солнечные ступеньки», «Детские песенки и потешки» О. Жукова. Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящий из четырёх альбомов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и другие.
  2. Игры-пособия по обучению чтению: игра «Читаем по слогам» (4 шт.), игра «Первое чтение», «Прочитай и найди», «Чтение с увеличением».
  3. Наглядно – иллюстративный материал.
  1. Развитие мышления

На всех занятиях параллельно осуществляется целенаправленная коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности для слабослышащих детей.

Задачи:

1. Максимально активизировать самостоятельное мышление детей.

2. Учить детей использовать накопленный опыт в практической деятельности с предметами при решении перед ними поставленных задач.

3. Оформлять в слове решение наглядно-действенных и наглядно-образных задач.

4. Учить детей самостоятельно выделять причину явлений в тех случаях, когда причина внешняя.

5. Учить детей наблюдать и понимать простую и очевидную последовательность событий, изображенных на картинках, доступных детям по содержанию и в повседневной жизни.

6. Учить детей самостоятельно находить обоснование группировки предметов и картинок при осуществлении классификации по образцам и без образцов.

7. Учить детей выделять «четвертый-лишний» предмет, отвечать на вопросы «Почему?», опираясь на обобщающие слова.

8. На IV и V году обучения учить детей самостоятельно решать задачи, поставленные перед ними в практическом, в наглядном, в словесном плане.

В качестве основных методических приемов: используются отраженное и сопряженное проговаривание; словесные игры-задания ответы на вопросы, дидактические игры и пособие, наглядной практический материал, использование чтения предложений, текстов, описаний, стихов, загадок, составление рассказов по картинкам, составление текста из отдельных предложений.

Перечень программ

1.Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.:   Центр  «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.

2.О.А.Беулкова «Развитие диалоговой речи дошкольника в игре».Скрипторий 2003

3.Н.С.Жукова «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников».  Просвящение 2000

4. С.С. Лапидевский «Воспитание и обучение детей с расстройствами речи».   Просвящение1996

5. Т.А. Павлова «Развитие пространственных ориентиров». (сб. игр. упр.)Просвящение 2002

6. А.Т.Волобуев «500 загадок обо всем».Сфера 2008

7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. 2005.

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

Наглядно – иллюстративный материал по развитию наглядно – действенного, наглядно-образного и элементов словестно-логического мышления: Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал)».Игры «Четвёртый лишний» (5 шт.), «Узнай по силуэту».

Тестовые задания для проверки знаний детей (6 шт.).

Игра «Противоположности» (4 шт.).

«Направо –налево»

«Что, где находится?»

Серии сюжетных картинок по составлению рассказа «Парные картинки» (6 шт.).

  1. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1. Формирование навыков счета с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Обучение отсчитыванию предметов из большего количества. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных.

Обучение ответам на вопросы педагога, формировать у детей умения понимать устные инструкции педагога.

2. Формирование умения сравнивать группы предметов по количеству, величине и форме.

Формирование счётных операций (сложение и вычитание) c III по V год обучения.

3. Формирование умения определять пространственные отношения, совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

4. Учить детей воспроизводить определённое количество ударов в барабан, хлопков в пределах десяти.

 Упражнять в различении контрастных и смежных частей суток, определении их последовательности.

5. Формирование представлений о смене времен года и их очерёдности.

6. Расширение активного и пассивного словаря.

7. Совершенствование грамматического строя речи.

Работа над формированием элементарных математических представлений ведётся на фронтальных (подгрупповых) занятиях,

   В качестве основных методических приемов: используются отраженное и сопряженное проговаривание, дидактический и счётный материал.

Работа формированию элементарных математических представлений ведется на знакомом речевом материале.

Программно-методическое обеспечения

Перечень программ

1.Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.:  

Центр  «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.

2.Нищева Н.В. Развитие математических представителей у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

3. Нищева Н.В. Развитие математических представителей у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

4.  Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

5. Нищева Н.В. Рабочая тетрадь для математических представлений у дошкольников с ОНР (с 5 до 6 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Перечень пособий

  1. Счетный материал, счетные палочки и материал для группировки по разным признакам (игрушки, мелкие предметы, природный материал).
  2. Предметные картинки для счета.
  3. Наборы геометрических фигур и комплект объемных геометрических фигур.
  4. Дидактический материал, настольно-печатные игры («Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», « Все о времени», «Учимся считать», «Сложи узор», игры- вкладыши: «Назови фигуру», «Назови цифру»
  5. Математическое пособие «Устный счет».
  6. Математическое пособие «Часы».
  7. Волшебные часы» (времена года, части суток).
  8. Рабочие тетради.
  9. Часы.
  10. Ленты широкие и узкие, длинные и короткие разных цветов.
  11.  Веревочки разной длины, толщины, разных цветов.
  12.  «Волшебный» мешочек.
  13.  Раздаточный счетный материал (пеналы с геометрическими плоскост. фигурами).
  14.  Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски.

  1. Зрительное-тактильнодвигательное восприятие

Планирование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия направлено на решение следующих задач:

  • различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
  • соотносить их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.);
  • соотносить, находить их форму в реальных объемах предметов в окружающем мире;
  • различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), учить дефференцировать цвета и оттенки, осуществлять выбор по образцу непосредственно и с отсрочкой;
  • соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов;
  • находить предметы определенного цвета, в большом пространстве;
  • различать, называть и сравнивать предметы по цвету с изображением на картинке;
  • последовательно выделять основной признак - цвет;
  • соотносить изображения на картинке с реальным объектом по цветному силуэтному и контурному изображению;
  • различать и сравнивать величину предметов ;
  • зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения;
  • группировать предметы по величине;

-        соотносить разнородные предметы, осуществляя выбор заданной величины;

-  учить детей передавать представления о цвете по слову-названию в процессе рисования по тексту;

-  учить детей соотносить величины, пользуясь опред5еленным уровнем отсчета;

-  воссоздавать целостное изображение предмета, дорисовывать недостающие части рисунка;

      -  учить детей соотносить предмет с предметом, драматизировать действия по сюжетным картинкам

Программно-методическое обеспечение

Перечень программ

1.Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.:  

Центр  «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.

2.Нищева Н.В. Развитие математических представителей у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

3. Нищева Н.В. Развитие математических представителей у дошкольников с ОНР (с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Перечень пособий

Игры на развитие восприятия

формы: «Найди похожую»

«Разложи круг – квадрат»

«Цвет, форма, величина» и др.

цвета: «Найди по цвету»

«Разноцветные предметы»

«Разложи по цвету»

«Какой? Какая? Какое?» и др.

величины: «Большой – маленький»

«Большой – поменьше – маленький»

«Длинный – короткий»

«Широкий – узкий»

«Матрёшки»

Баночки – вкладыши, пирамидки и др.

на формирование целостного образа: игра «Половинки» - 8 шт. из разного количества частей, кубики из 4х - 8ми, «Составные вкладыши» и др.

на соотнесение «Парные картинки» (8 шт.).

на восприятие пространственных отношений: «Направо – налево», «Что где находится?», «Кто? Где?» и др.

на развитие тактильно-двигательного восприятия: деревянные игры – вкладыши (10 шт.), геометрические вкладыши, игра «Найди на ощупь», коврик – трансформер «Животные» и др.

Организационными формами проведения коррекционной работы с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); индивидуальные. В первой половине дня проводятся два занятия учителя-дефектолога и одно занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия с детьми I года обучения 10-15 минут, с детьми  II-III года обучения - 20 минут. Между занятиями предусмотрены перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность у младших детей 15 минут на одного ребенка; у старших 20-25 минут.

Расписание занятий учителя-дефектолога для I года обучения.

Дни недели

Утро

Понедельник

1.        Фонетическая ритмика

2.   Развитие речи

3.        Развитие слухового восприятия

4.        Развитие движений

5. Развитие зрительного восприятия

Вторник

1.        Фонетическая ритмика

2.   Развитие речи

3.        Развитие слухового восприятия

4. Развитие мышления

5. Развитие тактильно-двигательного восприятия

Среда

1. Фонетическая ритмика

2. Формирование элементарных математических представлений

3. Развитие слухового восприятия

Четверг

1.        Фонетическая ритмика

2.  Развитие речи

3.        Развитие зрительного восприятия

4.  Развитие слухового восприятия

Пятница

1.        Фонетическая ритмика

2.   Развитие речи

3.        Развитие слухового восприятия

4.        Развитие движений

5. Развитие зрительного восприятия


Расписание занятий учителя-дефектолога для II-III года обучения.

Дни недели

Утро

Понедельник

1.        Фонетическая ритмика (речевая зарядка)

2.  Развитие речи (письменной и устной)

3.        Письмо

4. Зрительное восприятие

5. Развитие слухового восприятия

Вторник

1.        Фонетическая ритмика (речевая зарядка)

2.  Развитие мышления

3. Развитие речи

4. Чтение

5. Развитие тактильно-двигательного восприятия

Среда

1.        Фонетическая ритмика (речевая зарядка)

2.  Развитие мышления (формирование элементарных математических представлений)

3. Развитие слухового восприятия

Четверг

1.        Фонетическая ритмика (речевая зарядка)

2. Развитие речи

3. Зрительное восприятие

4. Письмо

Пятница

1.        Фонетическая ритмика (речевая зарядка)

2.  Развитие мышления

3. Чтение

4. Развитие слухового восприятия

Условия необходимые  для развития слуха и речи у слабослышащих детей

Необходимыми условиями для  развития слуха и речи у слабослышащих детей являются:

  1. Ребенок должен постоянно носить слуховой аппарат или КИ.
  2. Слуховой аппарат и КИ должны быть правильно настроены.
  3. Создание речевой среды для общения ребенка в разных ситуациях (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой детей)
  4. Вовлечение  в процесс развития и воспитания слабослышащего ребенка: воспитателей, учителей, сотрудников детского сада, родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев.

Для реализации коррекционно-развивающей работы   в МБДОУ создана микро- и макро- развивающая среда и  оборудован слуховой кабинет.

Слуховой кабинет оснащен следующим  оборудованием:

- компьютерный стол,

- шкаф для книг и дидактических пособий,

- два детских стола, 4 стула,

- ковер

- зеркало,

- светильник

- ноутбук, фонотека,

- магнитофон,

- стеллаж с игрушками

4. КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

1. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми

Цель: создание благоприятных социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и психологического развития ребенка в рамках образовательной среды.

Задачи:

  1. Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.
  2. Обеспечение психолого-педагогического сопровождениядля безболезненной адаптации детей раннего возраста, детей с нарушениями слуха к условиям ДОУ.
  3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения по подготовке детей подготовительной группы к обучению в школе.
  4. Развитиеэмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой сферы ребенка с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.
  5. Развитие и коррекция общей и мелкой моторики у детей с нарушениями слуха младшего и среднего дошкольного возраста.
  6. Психологическое просвещение и оказание своевременной психологической помощи всем участникам образовательного процесса: воспитанникам, педагогам, родителям.

Работа проводится  по направлениям:

  • Информационно-аналитическое
  • Исследовательское
  • Коррекционно-развивающее
  • Консультационное
  • Профилактическое (просветительское)

  1. Программно-методическое обеспечение

Перечень   программ и технологий и методических пособий

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

  1. Беседы психолога о возрастных особенностях детей. Выпуск 1. Департамент образования г. Москвы московский институт открытого образования. Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
  2. Большая книга детского психолога /О.Н.Истратова, Г.А.Широкова, Т.В.Эксакусто. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.
  3. ВераксаА.Н.Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 -5 лет: Пособие для психологов и педагогов.- М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2012г.
  4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю.. Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
  5. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению  в школе. Е.Г.Речицкая, Е.В. Пархалина, М.: ВЛАДОС, 2000г.
  6. Детская психология: учеб.пособ./С.Д.Махлышева – М.:Издательство «Окей- книга», 2009
  7. Екжанов Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция в играх и упражнениях.:научно-методическое пособие. – СПб.:Каро, 2007.
  8. И.А.Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей» СПб, изд.дом Литера, 2008
  9. Ивлева И.А., Млодик И.Ю., Сафуанова О.В. «Консультирование родителей в детском саду. Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений, изд-во Генезис, 2011
  10. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.«Цветик-семицветик»Программа интеллектуального, эмоционального и волевого детей 5 -6 лет.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
  11. Маклаков А,Г. Общая психология. – СПб.: Питер,2001
  12. Методика нейропсихологичекий диагностики детей. Методический альбом. Цветкова Л.С.
  13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятие.Игры. пособие для практических работников в дошкольном учреждении. – М.: АРКИ, 2003
  14. НемовР.С.Психология:учеб.для студ. высш.пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4изд.- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2001
  15. О.Н. Громова, Т.А.Прокопенко Игры-забавы мелкой моторики у детей.50упражнений смузыкальным сопровождением. Уч.практ.пособие М.: изд-во Гном и Д, 2002
  16. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в д/с: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.- М.: Генезис, 2008
  17. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста/Т.П.Трясорукова – Ростов н/Д:Финикс, 2011
  18. Психологические тесты. В 2 т. – под ред.А.А.Карелина.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005, т.1
  19. Саянко Ю.В. Специальная психология: учебное пособие.- М.: Академический Проект, 2006
  20. Солодилова О.П. Возрастная психология: учебное пособие.-М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005
  21. Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей. Приложение к методическому пособию «Психолого-0педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста». Москва «Просвещение», 2009
  22. Шапиро Е.И. Наглядное пособие Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3 лет. Консультации психолога, изд. Детство –Пресс, 2011
  23. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: учеб.длястуд.высш.учеб.заведений: в 3ч.- М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003- ч.1,2,3
  24. Шипицына Л.М. ЗащиринскаяО.В.,Воронова А.П., Милова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) – «Детство –Пресс», 2010

- набор мозаик из пластмассы,

- пазлы,

- пирамиды, матрешки;- конструктор (лего)

- сюжетные кубики,

- набор строительного материала,

- куб форм с прорезями,

- головоломки,

- тематические игры «Азбука настроений», «Четвертый лишний» и т.д.

- маски с различным эмоциональным выражением,

- различные виды кукол: перчатачные, пальчиковые и т.д.

- игрушки-сюрпризы с включением движения цвета и звука,

- набор маленьких игрушек по темам,

- емкости для песка, для воды с набором плавающих игрушек,

- детский дартс,

- разнообразный художественный материал (краски и т.д.)

3.Материально-техническое обеспечение для коррекционно-развивающей работы

В наличии у педагога-психолога имеется:

- психологическая литература по общей психологии, по детской психологии и возрастным особенностям детей, коррекционно-развивающая, по диагностики уровня развития детей, литература, написанная для родителей;

- игры и упражнения для развития коррекции и развития познавательной и социально-эмоциональной сферы,

- стимульный материал к диагностическим методикам в работе с детьми,

- бланки и анкеты тестов,

- магнитофон, диски, аудиокассеты с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, детские песенки и т.д.

 Для осуществления коррекуионно-развивающей работы педагог-психолог  использует другие помещения МБДОУ (музыкально-спортивный зал, групповые помещения).

4.Формы организации коррекционно-развивающей работы

Коррекционно-развивающее направление включает следующие формы работы:

  1. Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в социально-личностной и психофизиологической сферах);
  2. Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в познавательной, в социально-личностной и психофизиологической сферах)
  3. Занятия по психологическому сопровождению процесса адаптации в группе раннего возраста и в группе для слабослышащих детей.
  4. Занятия по психологическому сопровождению процесса подготовки детей подготовительной группы к обучению  в школе.

Циклограмма

работы педагога-психолога

День недели

Комплексное профилактическое взаимодействие с детьми(сопровождение детей в период адаптации, в период подготовки детей к обучению в школе)

Подгрупповая коррекционно-развивающая работа

(развитие социально-эмоциональной сферы)

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

(развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики)

Работа с педагогами, родителями

понедельник

10.25-10.55

гр. «Подсолнушек»

(с 15.01 по 31.04)

9.35-10.00

гр. «Рябинка» +

гр. «Теремок»

10.30-11.30

гр. «Теремок»

вторник

10.30-11.30

гр. «Теремок»

среда

9.10-9.25

гр. «Филиппок»

(с 01.09 по 31.11)

10.30-11.30

гр. «Теремок»

16.00-18.00

работа с родителями

четверг

Работа с документацией

пятница

10.30-11.30

гр. «Теремок»

13.00-15.00

работа с педагогами

  1. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП

  1. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми

В условиях работы группы для слабослышащих детейобщеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности детей  (в основном образовательном процессе и режимных моментах) за счет применения специальных технологий и упражнений.

Особое значение в планировании и осуществлении коррекционной работывоспитатели уделяют отработке словаря по всем видам деятельности и по годам обучения в соответствии с требованиями программы «Общение» Э.И.Леонгард.

Цель – организация средыдля всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи коррекционно-развивающего обучениярешаются  также и в процессе организации воспитательно-образовательной работы по разным направлениям образовательного процесса:

  • Сенсорное воспитание

Формировать у детей все виды восприятия: зрительное, тактильно-двигательное. Формировать полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении пространстве и времени. Обогащать и расширять словарь. Стимулировать развитие всех сторон речи.

  • Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Основная задача занятия –формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни; понимание простейших причинно-следственных связей между предметами или явлениями через непосредственное общение ребенка с воспитателем с помощью речи.  Активизация самостоятельного мышления детей. Развитие и формирование устной речи.

  • Формирование элементарных математических представлений

Развиваются все функциональные составляющие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Большое внимание уделяется развитию логических операций (анализ – синтез, сравнение, сериация, замещение, классификация, обобщение, абстрагирование – конкретизация) и качеств мышления (самостоятельность, гибкость, оригинальность, широта, глубина, критичность). Формируются навыки само- и взаимоконтроля интеллектуально-познавательной деятельности, механизмы произвольной регуляции, навыки знаково-символической деятельности.

  • Приобщение к социальному миру

На занятиях по приобщение к социальному миру детям демонстрируют образцы норм социально-правильного поведения; формируют представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях и др. С этой целью воспитатель отбирает художественные произведения или их фрагменты, которые затрагивают нравственно-этическую сферу отношений между людьми. Педагог в работе использует драматизации, а также моделирование проблемных ситуаций.

  • Музыкально-развивающая деятельность

Воспитатель закрепляет умение и навыки слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь.

Образовательное содержание адаптируется коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.)

  • Приобщение к физической культуре

Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия по приобщению к физической культуре реализуются и коррекционно-развивающие задачи: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в окружающем пространстве; предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье); развивают двигательные качества; включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, упражнения на дыхание.

Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и индивидуальных достижений в физическом развитии детей.

  • Изобразительная  деятельность(рисование, аппликация, конструирование)

На занятиях по изобразительной деятельности дети в свободной форме учатся выражать свои представления и впечатления с помощью изобразительных средств.

Закрепляются, расширяются, обобщаются и систематизируются имеющиеся у детей образные  представления о разнообразных объектах и явлениях окружающего мира. Развивается способность к наблюдению, формируются навыки обследования. Практическая деятельность детей с разнообразными художественными материалами, отличающимися разнообразием изобразительных возможностей и фактур, обеспечивает обогащение сенсомоторного опыта детей, развитие тонкой моторики, формирование кинестетической основы движения, укрепление мускулатуры верхнего плечевого пояса. Развиваются познавательные психические процессы. Формируются навыки само- и взаимоконтроля деятельности, механизмы произвольной регуляции.

  1. Программно-методическое обеспечение

Перечень   программ и технологий и методических пособий

Специальная программа:

  1. Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.

Технологии (методики):

  1. Глухота – не приговор: от диагностики до инклюзии. ООО «Исток Аудио», 2010.
  2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / Под ред. И.В. Королевой. СПб.: «Умная Маша», 2010.
  3. Зонтова О.В. Занимаемся с Ушариком. 1,2,3, 4 этапы. «Умная Маша», 2010.
  4. Исенина Е.И. Родителям о ипсихическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М., 1999.
  5. Королева И.В., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Диагностика и коррекция нарушений слуха у детей. СПб.: КАРО, 2005.
  6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. СПб.: КАРО, 2005
  7. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей. СПб.: «Умная Маша», 2010.
  8. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В.Серебряковой. СПб.: КАРО, 2008.
  9. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: Просвещение, 1991.
  10. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб.: КАРО, 2006
  11. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду Практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997.
  12. Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет.»  М., 2012г
  13. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М., 2012г.
  14. Т.С.Комарова «Художественное творчество» -2012г.

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

Центр познавательного развития:

Наборы игрушек с ярко выраженными составными частями и различием по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, материал)

Настольные игры (лото, разрезные картинки, парные картинки, мозаики, кубики, домино, паззлы)

Наборы картинок (предметы разных родовых групп)

Развивающие игры (Игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера)

Компоненты научно-экспериментального центра:

Игры с бумагой, мыльными пузырями, с тенью

Наборы для игр с экспериментированием с водой, снегом, льдом

Простейшие приборы и приспособления (лупы, цветные стеклышки, ростомер, чудесный меешочек, песочные часы, компас, воронки, стаканчики, термометры и др.

Календарь природы

Коллекционные материалы (шишки, семена, ракушки и т.д.)

Центр сенсорики:

Пирамидки, мисочки-вкладыши, матрешки, предметы из разных материалов

Трафареты

Калейдоскоп

Магнитные рыбки и удочки

Шумовые предметы-заместители

Аудиозаписи

Бусы, шнуровки, пуговицы, резинки, моталочки и т.д.

Центр занимательной математики:

Наборное полотно, комплект геометрических фигур, модели года и частей суток

Настольно-печатные игры математического содержания,

мозаики с цифрами,

объемные геометрические формы

Счеты, задачи-шутки, комплекты цифр

Магнитная доска, фланелеграф

Счетный материал

Центр природы:

3-4 растения с крупными

Центр социально-эмоционального развития

Детские периодические издания, книги

Тематические альбомы, иллюстрации к сказкам и рассказам

Настольно-печатные игры с речевым содержанием, лото, домино

Игрушки для обыгрывания сюжетов

Образы литературных героев

Аудиозаписи

Разрезные картинки

Загадки с картинками

Сюжетные картинки для рассказывания по сказкам, для составления предложений и небольших описательных рассказов

Тексты с пиктограммами

Альбомы на произношение со звуками и их дифференцирование

Пальчиковый театр

Различные виды шнуровок, бусы, мозаики

Скороговорки и чистоговорки

Фото детей и их семьи

Пособия для развития моторики (бусы, шнуровки, ленточки, моталочки и т.д.)

Панно настроения.

Настольно-печатные игры на эмоциональное развитие.

Условия для сюжетно-ролевой игры «Семья».

Фотографии, семейные альбомы.

Игрушки и пособия на снятие эмоционального напряжения (коврик, зеркал)

Центр книги

Сказки, рассказы по программе

Детские периодические издания (журналы)

Портреты поэтов и писателей

Тематические подборки иллюстраций, альбомы

Настольно-печатные игры с литературным содержанием

Образы литературных героев, сюжетные игрушки

Аудиозаписи

Стеллаж (витрина) для хранения книжного материала

Книжки-раскладушки

Книжки-раскраски

Книжки из серии «Расскажи сказку»

Центр творчества

Тематические альбомы с подборкой иллюстраций декоративно-прикладного искусства

Детская литература с иллюстрациями детских художников

Книги, открытки по изобразительному искусству

Наборы цветной бумаги разной фактуры и картона

Подборка из природного материала (желуди, шишки, сухоцветы, семена, веточки и т. д.)

Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки

Проволока, фольга, поролон, пенопласт

Альбомы со схемами получения цветовой гаммы

Наборы кистей для изодеятельности

Пластилин

Цветные карандаши, мелки, фломастеры, краски, простые карандаши

Ножницы, клей (безопасный)

Различные трафареты

Салфетки, стаканчики-непроливашки

Центр двигательной активности

Массажные коврики

Шнур длинный

Мешочки с песком

Корзины для метания мечей,

мячи разных диаметров

Обруч малый

Мяч массажный

Палка гимнастическая

Колечки с лентами

Шапочки медальоны

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность.

Ребристая доска

Дуги для подлезания, прокатывания мяча

Серсо

Центр игры

Сюжетные игрушки

Игрушки транспортные

Игрушки, изображающие предметы труда и быта

Предметы-заместители

Ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Игрушки-животные

Куклы-представители различных профессий

Игрушки-двигатели

Модули-макеты игрового пространства

Центр театра

Разные виды театра: настольный, пальчиковый, перчаточный и т.д.

Маски-шапочки

Фланелеграф

Ширма

Наглядно-дидактическое пособие серии «Мир в картинках» и серия рассказов по картинкам

Аксессуары сказочных персонажей

Центр музыки

Игрушки музыкальные инструменты: гармошка, гитара, погремушка, барабан, бубен и т.д.,

Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, народные игрушки, коробочки с сыпучими материалами

Картинки с изображением музыкальных инструментов

При организации ПРС в группе компенсирующей направленности (для слабослышащих детей) отражена специфика воспитательно-образовательного процесса для детей с нарушением слуха: для развития слухового восприятия – звучащие игрушки, для развития тактильно-двигательного восприятия – игрушки и пособия на сенсорику; имеется так же много настольно-печатных игр , позволяющих осуществлять развитие речи, речевого слуха и разных психических процессов.

  1. КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

  1. Коррекционные цели и задачи:

Цели: формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с ОВЗ.

Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей данной категории:

1. Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.

2. Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

3. Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.

4. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.

5. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

6. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

Задачи музыкального развития дошкольников с  нарушениями слуха в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера и особенностей имеющихся у детей данной категории нарушений.

  1. Программно-методическое обеспечение

Перечень  программ,

технологий и методических пособий

Дидактическое  и методическое обеспечение  (ПРС)

  1. Программа «Общение» под редакцией Э.И. Леонгард, М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2004г.
  2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: Сборник игр для педагогов и родителей / Головчиц Л.А., Дмитриева Л.В., Казанская В.Л., Каширская Е.В., Осипова Т.А. и др.; Под ред.
  3. Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., Королевская Т. К. Дневник событий жизни ребенка. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов по развитию устной и письменной речи детей. – М.: Экзамен, 2003.
  4. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М., 1991.
  5. Программа « Воспитания и обучения в детском саду» под  редакцией М.А.Васильевой
  6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 2001. 
  7. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1982. 
  8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Владос, 2001
  9. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя. / Носкова Л.П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О.П. и др.; Под ред. Носковой Л.П. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
  10. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. 
    Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; 
    Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
  11. Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.
  12. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
  13. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.
  14. Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». – М., «Владос», 1999.
  15. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002.
  16. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: / Музыка и музыкальная деятельность / В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.  – («Росинка»).
  17. Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.
  18. Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.
  19. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.
  20. Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М., 1999.
  21. Петрова В.А. «Малыш». Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). – М.: «Виоланта», 1998.
  22. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – (Музыка для дошкольников и младших школьников.)
  23. Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.
  24. Сорокина Н.Ф. ,Миланович Л.Г. «Театр- творчество - дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. – М.: МИПКРО, 1995.
  25. Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В. , Рубан Т.Г. «Гармония». Программа развития музыкальности у детей. – М.: Центр «Гармония», 1993.
  26. Тарасова К.В. , Петрова М.Л. , Рубан Т.Г. «Синтез». Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. – М.: «Виоланта», 1999.
  27. Трубникова М.А. «Играем в оркестре по слуху». – М.: Центр «Гармония», 1994.
  28. Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. – М.: «Владос», 1999.
  29. Циркова Н.П. «В мире бального танца». Программа развития творческих способностей детей средствами танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.
  1. Инструменты и оборудование, пособия в музыкально-спортивном зале и музыкальных полочках в группах
  2. Звуковая книжка
  3. Коробочки с различным наполнением (горох, песок, пуговицы и т. д.)
  4. Музыкальные инструменты (бубен, гармошка, погремушки, гитара, колокольчики, барабан, металлофон, ксилофон)
  1. Дидактические игры
  2. Музыкальные игрушки (неваляшка, шарманка и др.)
  3. Игрушки-забавы (юла, петрушка и др.)
  4. Игрушки би-ба-бо, плоскостной театр
  5. Для импровизации флажки, шапочки животных
  6. Аудиозаписи детских песен, фольклорных произведений, музыкальных сказок, механические шумы, классическая музыка

  1. Портреты композиторов
  2. Музыкальные инструменты (бубен, гармошка, погремушки, гитара, колокольчики, барабан, металлофон, ксилофон, кастаньеты, ложки и др.)
  3. Коробочки с различным наполнением (горох, песок, пуговицы и т.д.)
  4. Дидактические игры
  5. Микрофон
  6. Косынки, фартучки, ленточки, шапки-бескозырки
  7. Игрушки би-ба-бо, различные виды настольных театров
  8. Аудиозаписи детских песен, фольклорных произведений, музыкальных сказок, механические шумы, классическая музыка, изобразительная музыка
  9. Танцевальная и хоровая музыка
  10. Музыкальные сказки и детские оперы

Для реализации коррекционно-развивающей работы   в МБДОУ создана  музыкально – образовательная  среда и  оборудован  музыкальный  зал.

Музыкальный  зал оснащен следующим  оборудованием:

- фортепиано,

- музыкальный центр,

- музыкальный кинотеатр,

- телевизор,

- ковер,

- детские стулья, соответственно возраста ребёнка,

- 1стена с зеркалами,

- светильники,

- фонотека,

- музыкальные инструменты,

- мягкие  игрушки,

- иллюстрационный материал: картины природы по временам года, картины для знакомства

жанрами музыкальных произведений, образные картины;

изображения инструментов симфонического, народного оркестров;

портреты композиторов;

музыкально - дидактические игры;

картотеки речевых игр для развития двигательных навыков, для развития голоса, для развития

слуха, пальчиковых игр, игр с массажем, хороводом с пением.

3.Формы организации коррекционно-развивающей работы

Формами организации коррекционной работы  музыкального руководителя являются:

1.фронтальные(подгрупповые) занятия,обеспечивающие музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей,включающие разные виды деятельности: слушание музыки, музыкально – ритмические движения, развитие голоса,  которые проводятся  2 раза в неделю продолжительностью по 15 мин. для  младшей, по 20 мин.  для средней группы, по 25 мин. для старшей и по 30 мин. для  подготовительной;

2. индивидуальные  занятия проводятся  продолжительностью по 10 – 12 мин. на каждого ребенка –  1 раз в неделю;для закрепления  и совершенствования умений, полученных детьми на фронтальныхзанятиях.

Проведение утренников, досугов продолжительностью по 25 – 30 мин в каждой возрастной группе (объединяются младшая группа со средней, а старшая с подготовительной)  –  1 раз в месяц;

На физкультурных занятиях музыкальный руководитель исполняет музыкальное сопровождение для ходьбы, бега и прыжков, участвует в организации и коррекции движений, выполняемых детьми индивидуально.

Музыкальный руководитель должен способствовать развитию познавательной активности детей, их памяти, воли, воображения, развитию личности каждого ребенка.

  1. ВЗАИМОДЕЙТСВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГЕЙ РАБОТЫ

Современная модель сотрудничества специалистов и воспитателей по коррекционно-развивающей работе с  семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в развитии  ребёнка с ОВЗ.

Высокий уровень взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ достигается при решении следующих задач:

  • формирование педагогического сотрудничества родителей, детей, воспитателей;
  • установление партнёрских отношений между ними, предусматривающих  создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопомощи;
  • просвещение и оказание своевременной помощи родителям  в воспитании, обучении и развитии ребенка с ОВЗ каждым специалистом ДОУ в рамках своей компетентности.

Задачи работы с родителями выполняются при условии:

  • целенаправленности;
  • систематичности и плановости;
  • доброжелательности и открытости;
  • дифференцированного подхода к каждой семье.

Основными формами взаимодействия с семьей в ДОУ являются:

—  родительские собрания по вопросам воспитания, обучения и развития детейс ОВЗ;

— групповые и индивидуальные консультации;

— общие консультации родителей;

— открытые просмотры занятий и других мероприятий в группах;

— тестирование и анкетирование родителей;

— родительские конференции, круглые столы по проблемам воспитания, обучения и развитиядетей с ОВЗ;

— совместные мероприятия с детьми и родителями: праздники, досуги, утренники, выставки, конкурсы, смотры и пр.;

— участие родителей в педагогическом процессе детского сада, в организации и проведении разнообразных мероприятий с дошкольниками;

—— помощь родителей в оборудовании предметной развивающей среды;

— организация семинаров-практикумов с родителями по проблемам воспитания, обучения и развития с приглашением специалистов (психолога, учителя-дефектолога,  медицинского работника) и т. д.

Таким образом, только при совместном систематическом целенаправленном взаимодействии специалистов и педагогов ДОУ с родителями возможно достижение высоких результатовпо коррекции недостатков развития детей с ОВЗ, успешной адаптации и социализации слабослышащих детей в мир слышащих сверстников.

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

На протяжении длительного времени детский  сад работает в тесном сотрудничестве с другими социальными институтами города.

Взаимодействие  с организациями и учреждениями всесторонне развивают детей, формируют у них активную жизненную позицию и способствует социализации воспитанников.

Социальные партнеры

Цель взаимодействия

Учреждения

Сотрудничество с учреждениями образования

по проблеме повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в МБДОУ

МО Нижегородской области, департамент администрации города Нижнего Новгорода,   УО администрации Нижегородского  района г.Н.Новгорода,

ГОУ ДПО НИРО, др. МБДОУ города и области,

ГОУ ВПО Мининский педагогический университет,

«Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей» г.Москвы

Сотрудничество с учреждениями здравоохранения

по вопросам развития детей с ОВЗ (слабослышащих детей)

ОМПД ПМПК

(сурдоцентр)

Сотрудничество с учреждениями культуры

по вопросам художественно-эстетического воспитания

Театры города

Социальный эффект коррекционной работы, проводимой в учреждении

Проводимая в учреждении коррекционная работа достаточно эффективна и имеет значительный социальный эффект. Все воспитанники дошкольных группы компенсирующей направленности (для слабослышащих детей), оказываются хорошо подготовленными к школьному обучению. Учитывая степень и характер нарушения слуховой функции, структуру нарушения, время пребывания ребенка в ДОУ, дети обучаются в разных учреждениях и по различным программам.

Основная масса выпускников продолжает свое обучение в общеобразовательных школах города. Статистика показывает:

Учебный год

Количество выпускников

Общеобразовательные школы города

Школа для слабослышащих детей

2008- 2009

6

4

2

2009 -2010

0

0

0

2010 - 2011

3

2

1

2011 -2012

4

4

0

  В характеристиках  классных  руководителей отмечается, что первое полугодие ребята  закончили хорошо.

Период адаптации к условиям обучения в первом классе проходит у них успешно, что говорит о достаточно высоком уровне учебной и психолого-воспитательной работы в начальной школе. Учащиеся хорошо чувствуют себя в новом коллективе, коммуникабельны, свободно общаются как со сверстниками, так и с педагогами. Они  тщательно и аккуратно  выполняют домашние задания и активны на уроках, общительны, ребята дружат с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"

Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной   программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...

Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога c детьми ЗПР (система EduPlay)

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что ...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.

В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...


 

Комментарии

Ончурова Елена Владимировна

Спасибо за статью, работаю в коррекционной школе.. Очень полезная информация.