Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
консультация по коррекционной педагогике
Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога | 431.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
Быкова О.В.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№38 «Малыш» г.Губкин
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка, определяющий всё его последующее становление и развитие, как личности.
Детский сад, с современным уровнем развития, предоставляет полноценное развитие каждого ребёнка, без исключения. Для детей, имеющих задержку психического развития, создаются группы компенсирующей направленности, приоритетным вектором работы которых, является - коррекционно-развивающий процесс. Немаловажную роль играет предметно-развивающая среда. Под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Организация коррекционно-развивающей деятельности для детей с задержкой психического развития требует от педагога-дефектолога создания своеобразной развивающей среды, которая обеспечит собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Игры и пособия должны быть яркими, привлекающими внимание детей.
У дошкольников с задержкой психического развития все основные психические функции формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. ЗПР затрагивает всю психическую и интелектуальную сферу ребенка. Поэтому процесс обучения и воспитания выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций, развития сенсорных эталонов. Предметно-пространственная среда для детей с ЗПР ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. содержит предметы и материалы, как уже известные детям, так и предметы и материалы, которыми дети могут овладевать с помощью взрослого, а так же совсем незнакомые предметы и материалы.
По оснащению развивающая среда, как правило, разделяется на центры, которые взаимосвязаны между собой:
- Центр индивидуальной работы;
- Учебный центр;
- Сенсомоторный центр;
- Центр хранения наглядно-дидактических пособий;
Внедрение в образовательный процесс средств информационно-коммуникационных технологий имеет особенное значение в обучении детей с задержкой психического развития. Компьютерные технологии дают широкие возможности для развития творческого потенциала воспитанника. Благодаря использованию информационных технологий у детей с ЗПР зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату обучения и развития данной категории детей.
Предметно-развивающая среда включает в себя множество разнообразных дидактических материалов и пособий на развитие памяти, мышления, воображения, пространственного ориентирования. Это яркие, безопасные, современные пособия, с помощью которых выстраивается качественная коррекционная работа. Через игру ребёнок познаёт мир, учится.
Тактильные коробки «Угадай на ощупь», способствуют развитию логического мышления, воображения, а различные тематические лото- развитию мышления, восприятия. Сенсорные наборы, используемые в работе учителя-дефектолога, позволяют развивать у дошкольников с ЗПР эмоционально-волевую сферу, сенсорные эталоны. Разнообразные тематические планшеты: «Времена года», «Сад», «Семья», «Предлоги», «Геометрические фигуры», мягкие бизиборды - всё это способствует в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, речь, а так же, качественно осуществлять контроль уровня знаний и развития детей с задержкой психического развития.
Известно, что предметно-пространственная среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы.
Организуя предметную среду в кабинете учителя-дефектолога, необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и интелектуального развития. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей.
Целенаправленно организованная предметная среда в работе учителя-дефектолога играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка с ЗПР. Организованная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, коррекционно-развивающему процессу, желание посещать занятия, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию.
Список литературы
1. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности О. В. Артамонова. Дошкольное воспитание. -1995.- № 4.
2. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие
Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.3
3. Настольная книга педагога-дефектолога, Т. Б. Епифанцева и др., Ростов н/Д: Феникс, 2007.
4. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.
В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...
Статья по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.
Опыт работы с детьми ЗПР, через сенсорное воспитание....
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми, имеющими задержку психического развития, в условиях дошкольного учреждения.
Информационный материал может быть использован для выступления на родительском собрании....
Рабочая программа учителя-дефектолога в комбинированной группе для детей 5-7 лет с задержкой психического развития
Данная рабочая программа разработана для работы с детьми комбинированной группы старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Изобразительная деятельность с детьми, имеющими задержку психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) у детей проявляется прежде всего в отставании развития их психической деятельности. У детей с ЗПР отмечаются проявление синдрома гиперактивности (дефицит внимания,...
Консультация учителя-дефектолога для родителей: «Развиваем внимание детей 6–7 лет с задержкой психического развития»
Консультация учителя-дефектолога для родителей (законных представителей)...
Рабочая программа учителя-дефектолога II младшей группы компенсирующей направленности №6 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Программа составлена в соответствии с ФГОС и на основе ФАОП для детей младшего возраста с ЗПР...