«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"
методическая разработка (средняя группа) по теме
Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Найди себя» вызвана необходимостью оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать более эффективным психолого-педагогическое воздействие на ребенка, а также весь комплекс коррекционной работы.
В данной программе предлагается инновационный подход: моделирование педагогического процесса на основе театрализованной деятельности, т.е с использованием разнообразных средств и форм театральной педагогики в развитии, воспитании, обучении ребенка, а также профилактике и коррекции различных нарушений.
Как показывает практика, театрализованная деятельность является наилучшим тренингом всех способностей, личностных качеств ребенка: сенсорики, внимания, памяти, мышления, фантазии и воображения, речи, выразительности мимики и пантомимики, эмоций и т.д. Именно в театральных играх (также, как и в сюжетно-ролевых) ребенок осваивает предметный мир и социальные отношения окружающей действительности.
В ходе разработки экспериментальной программы нашего МБДОУ Детский сад компенсирующего вида «Центр коррекции «Сказка» был реализован проект «Детский театр «Золотой ключик».
Для реализации данного проекта администрацией МБДОУ было оборудовано специальное помещение, которое включает зал со сценой, кулисами, гримерной и костюмерной комнатой.
В течение года в театре планируются два больших театрализованных представления - спектакля по мотивам известных сказок, которые осуществляет руководитель театральной студии и музыкальный работник. Педагоги специального учреждения знают, что театрализация сказки предполагает большой объем предварительной работы. Она проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами детского сада (в том числе и с учителями-дефектологами) и является самой сложной и трудоемкой задачей, поскольку вся предварительная работа должна входить в основную «сетку» занятий.
Учителями – дефектологами было разработано перспективное планирование таким образом, чтобы дети легче могли осваивать сюжет, понимали смысл предстоящего спектакля, принимали участие в его сочинении и осознанно подошли к воплощению образа сказочного персонажа.
Коррекционная работа учителя - дефектолога с дошкольниками с разными проблемами в развитии применяется индивидуально и в подгруппах детей. При этом главная цель ее проведения направлена на коррекцию имеющихся отклонений психического и физического развития ребенка, на формирование базовых качеств личности, на раскрытие его творческого потенциала.
В нашем учреждении находятся дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с различными нарушениями в развитии и имеющими сочетанную диагностику.
Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности – вербализации, искажения познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.
Поэтому в своей практической коррекционной работе я использую полифункциональные пособия, которые позволяют развить сенсомоторную сферу, словесно - логическое мышление, дают возможность скорректировать речевые и двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, эмоционально - волевую сферу, развить творческие способности.
В своей работе, я применяю дидактическое пособие «Волшебный фетр».
Данное пособие выполнено мною из мягкого, практичного, красочного материала - фетр. Из фетра вырезаны силуэты различных животных, растений, сказочные персонажи. Это дает ребенку возможность выкладывать на такой же только более плотной фетровой основе сказочные персонажи, сюжеты знакомых сказок, рассказов, или собственно сочиненные сказки. Самостоятельно пересказывать и рассказывать рассказы, сказки, с небольшой помощью взрослого, составлять описательные и сюжетные творческие рассказы. Использование пособия на занятиях, позволяет включить компенсаторный механизм и облегчить процесс коррекции сенсомоторных, речевых, эмоциональных и двигательных недостатков.
И решить еще ряд других коррекционных задач:
vАктивизация познавательной активности, самостоятельно устанавливать многообразные связи между настоящим и прошедшим, между предметами и явлениями, событиями и действиями.
vРазвитие грамматически правильной связной речи, расширение активного словаря.
vФормирование процессов восприятия, внимания и памяти, используя все анализаторы.
vРазвитие зрительно - двигательной координации, мелкой моторики пальцев рук.
vЗакрепление знаний о цвете, форме, величине предметов.
vРазвитие ориентировки на микроплоскости.
Развитие конструктивных навыков.
Развитие тактильного восприятия.
vРазвитие творческого, словесно - логического мышления, воображения, гибкости ума, оригинальность решения задач.
vРазвитие эмоционально – волевой сферы.
vФормирование волевой регуляции и саморегуляции в заданной деятельности - настойчивости, склонность к завершению деятельности, усидчивости и аккуратности.
Пособие «Волшебный фетр» используется с раннего возраста, на различных занятиях, по разным сказкам и лексическим темам в течение всего учебного года, с учетом способностей каждого ребенка. Дети собирают предметы, сказочные сюжеты совместно или по показу педагога после прослушивания текста (это может быть загадка, стихотворение или небольшой рассказ). Использование наглядно – игровых средств дает эффективное комплексное воздействие, облегчает осмысление детьми определенных понятий или ситуаций, обеспечивает максимально комфортную психологическую атмосферу.
Данное пособие я постоянно использую на занятиях:
-по развитию речи и познавательных способностей,
-по развитию сенсомоторных представлений,
-по развитию математических представлений,
-по развитию звуковой культуры речи.
1 вариант игры (знакомство):
Дети отгадывают загадку, находят насекомого, животное (или предметы), рассматривают детали, называют цвет, форму, величину деталей, знакомятся с материалом из которого он сделан.
2 вариант игры:
Дети совместно с педагогом собирают сказочные персонажи. Далее уже самостоятельно выкладывают предметы (насекомых, животных, сказочных персонажей), в случае затруднения педагог приходит на помощь. В данном случае во время изготовления мы закрепляем знания детей,полученные на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
В предварительной работе по сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»,я использую
Д/игру «Из какой я сказки?» (дети собирают Буратино).
Также дети могут собрать персонажи к сказкам: «Приключения Буратино или золотой ключик»,
«Муха – Цокотуха», «Дюймовочка», «Волшебный цветок».
3 вариант игры:
Детям предлагается сделать своих «волшебных» насекомых, цветы, используя для этого множество деталей разной формы из фетра.
Когда дети освоили навык составления предметов из различных деталей, появилось творческое мышление,они составляют сюжет знакомой сказки. Сказки «Золотой ключик или приключения Буратино», «Дюймовочка», «Муха – Цокотуха», «Снежная Королева». Здесь можно закрепить пространственные представления, величинные понятия, счет, цвет, форму.
Далее дети самостоятельно начинают фантазировать, включают воображение и придумывают собственные сказки, в этом им помогают их родители, которые приходят на занятия во время дня открытых дверей. А иногда родители берут пособие "Волшебный фетр"домой, чтобы вместе с детьми поиграть и пофантазировать в придумывании новых сказок и рассказов.
Для этого можно использовать следующие игры:
«А что было потом?» (придумывание бесконечного продолжения, с введением нового персонажа),
«Салат из сказок» (соединение персонажей из разных сказок),
«Расскажем сказку вместе» (формирование навыков общения),
«Сказка на изнанку» (умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы)
В процессе подготовки спектакля важным этапом является подключение к этой работе родителей. Их помощь проявляется не только в изготовлении декораций и костюмов, но и непосредственное участие в спектакле, выступая главными героями сказки. Для этого подошла сказка «Золотой ключик или приключения Буратино». В результате постановки совместных спектаклей становится актуальным для всех участников проекта – педагогов, детей и родителей, то что они будут находить для себя новые смыслы, ценности, а также открывать свои возможности.
Можно сделать вывод, что благодаря личностно – ориентированному подходу в коррекционной работе учителя – дефектолога с каждым ребенком преодолеваются трудности при выполнении своей роли в спектакле. Наши результаты практической коррекционной работы показывают, что в процессе постановки спектакля происходит существенное продвижение детей в развитии познавательной деятельности, всех психических процессов и развитии личности в целом.
Полученный положительный эмоциональный заряд, приобретенная вера в свои силы и возможности повышают успешность ребенка в собственных глазах и глазах окружающих, а роль коррекционной работы учителя – дефектолога заметно способствует не только пополнению знаний и умений, но и предоставляет возможность детям самореализоваться в театрализованной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Презентация педагога-психолога ДОУ на тему: "Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья "...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ
Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...
Презентация для мастер-класса "Использование нейротренажёров в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими ЗПР"
Какие есть нейротренажеры у меня?Их можно условно разделить на:-тренажёры для рук;-тренажёры для ног....
Использование интерактивного комплекса «Умное зеркало Artik Me» в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Все мы знаем, что в работе логопеда зеркало является важным и неотъемлемым инструментом логопедического занятия. А зеркала бывают разные....