Креативность-интегративный показатель качества дошкольного образования
статья (средняя группа) на тему
публикация на тему : " Креативность-интегральный показатель качества дошкольного образования"
независимо от того, развито ли у вас воображение или нет, ищите способы котогрые вас вдохнавляют. обращайте внимание на то, когда вы наиболее креативны, какие условия вам нужны для этого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.13 КБ |
Предварительный просмотр:
КРЕАТИВНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-7 ЛЕТ)
Актуальность исследования. В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка, причем, приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. В Конвенции о правах ребенка сформулирована значимость реализации индивидуальности формирующейся личности. Обеспечить учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения и воспитания можно при дифференцированном подходе и использовании развивающих программ, адресованных различным группам детей. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме креативности в детском возрасте.
Актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Дошкольный возраст представляет наибольший интерес в исследованиях развития креативности (Д.Б. Богоявленская Л.А. Венгер, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, A.M. Матюшкин).
Методологическая основа. Большинство существующих в настоящее время программ и моделей обучения и развития детей ориентированы преимущественно на когнитивное и интеллектуальное развитие. Личностные факторы затронуты лишь в немногих программах, использующихся на младших возрастах. Признание роли этих факторов в основном сводится к советам и рекомендациям по развитию «Я-концепции» одаренного ребенка. А сложившаяся в предыдущие годы практика общественного воспитания детей дошкольного возраста вообще не предусматривала возможности развития творческих возможностей ребенка как специальную задачу. В настоящее время много внимания уделяется обеспечению полноценного психического развития и эмоционального благополучия ребенка в процессе воспитания в общественных дошкольных учреждениях, но вопрос о развитии творческих возможностей детей-дошкольников должен решаться и на уровне семейного воспитания.
Решить эту задачу возможно, рассматривая креативность как значимый фактор личностного развития ребенка. Наметить пути решения данной проблемы позволяет целый ряд исследований отечественных психологов, раскрывающих существенные закономерности психического и личностного развития.
Изучение влияния личностных факторов на развитие креативности в дошкольном возрасте до сих пор систематически не исследовалось. Возможность влияния на развитие креативности детей через воздействие на развивающуюся личность ребенка нуждается в углубленном изучении и разработке адекватных возрастным особенностям детей методов диагностики креативности и «Я-концепции» ребенка. Разработка данной проблемы поможет лучше понять природу одаренности, раскрыть механизмы ее развития, а также способствовать построению психологически-корректных стратегий воспитания и обучения, позволяющих учитывать индивидуальные особенности и возможности развития одаренного ребенка.
Уровень креативности существенно влияет на динамику развития личностных характеристик. В результате проведенного исследования были выделены три типа развития личностных характеристик. У детей с высоким уровнем креативности к семи годам практически сформированы важнейшие характеристики личности; у дошкольников со средним уровнем креативности преобладает количество детей с высоким и средним уровнем развития личностных качеств; с низким уровнем креативности больше процент дошкольников со средним и низким уровнем развития личностных характеристик.
Расширяющиеся представления ребенка дошкольного возраста о картине мира, об окружающей среде, межличностных отношениях, включающих элементы психологических знаний, способствуют уточнению понимания себя, помогают развитию позитивной «Я - концепции», широкого познавательного интереса и исследовательской активности ребенка-дошкольника.
Креативность совершенствуется через активное взаимодействие ребенка с окружающим миром.
Стили семейного воспитания («Кооперация», «Симбиоз», «Социальная гиперсоциализация», «Ожидание неудач», «Принятие - отвержение») и особенности гармоничных и негармоничных детско-родительских отношений сказываются на успешности усвоения ребенком-дошкольником знаний о себе и людях, на развитие личности, творческих и специальных способностей. Влияние может быть как позитивным, способствующим развитию, так и негативным, тормозящим развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по улучшению показателей удовлетворённости населения качеством дошкольного образования в МАДОУ №3 на 2013 год
План мероприятий по улучшению показателей удовлетворённости населения качеством дошкольного образования в МАДОУ №3 на 2013 год Мероприятия были расписаны с учёт...
Социальное партнерство - интегральный показатель качества дошкольного образования
разработка педагогического совета...

Консультация для воспитателей «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Консультация для воспитателей«Современное качество дошкольного образования:критерии и показатели результативности» Воспитатель: Михалева Л.К.Представление о качестве образования...

"СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Конспект семинара для педагогов ДОУ...

успешная адаптация ребенка к детскому саду как показатель качества дошкольного образования
Рекомендация родителям и воспитателям об успешной адаптации ребенка к условиям детского сада...
Консультации по вопросам реализации МКДО на тему: «Совершенствование работы ДОО в соответствии с мониторингом качества дошкольного образования по показателям качества: «Познавательное развитие»
Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что ст...