Консультация для воспитателей «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
консультация (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
«Современное качество дошкольного образования:
критерии и показатели результативности»
Воспитатель: Михалева Л.К.
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:
- Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
- социального, государственного заказа.
- Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
- Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
- Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.
Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ. Так, например, В. А Зебзеева (кандидат педагогических наук, доцента кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, факультета Дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета) предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования:
- непосредственные показатели психического развития детей
- показатели качества образовательных условий
- опосредованные показатели психического развития детей
- показатели здоровья дошкольников.
Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:
- Организация современного воспитательно-образовательного процесса(выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, меж предметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровье сберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
- Создание современного, предметно-развивающего пространства;
- Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
- Успешная и безболезненная адаптация;
- Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);
- Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
- Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
- Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
- Внешние связи ДОУ;
- Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Детский сад №79 «Соловушка»
Консультация для воспитателей
«Современное качество дошкольного образования:
критерии и показатели результативности»
Воспитатель: Михалева Л.К.
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:
- Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
- социального, государственного заказа.
- Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
- Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
- Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
- Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.
Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ. Так, например, В. А Зебзеева (кандидат педагогических наук, доцента кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, факультета Дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета) предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования:
- непосредственные показатели психического развития детей
- показатели качества образовательных условий
- опосредованные показатели психического развития детей
- показатели здоровья дошкольников.
Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:
- Организация современного воспитательно-образовательного процесса(выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, меж предметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровье сберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
- Создание современного, предметно-развивающего пространства;
- Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
- Успешная и безболезненная адаптация;
- Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);
- Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
- Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
- Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
- Внешние связи ДОУ;
- Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровье сберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.
Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
- проследить динамику развития каждого ребёнка;
- оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
- определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это в конечном счете будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического созна...

Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ».
Консультация для педагогов «Современные проблемы дошкольного образования. Инклюзивное образование в ДОУ»....
Консультация для педагогов «Повышение качества дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»
Консультация для педагогов«Повышение качества дошкольного образованияс учетом ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей "Обеспечение доступности дошкольного образования через организацию вариативных форм с детьми дошкольного возраста"
Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу....

Консультация для педагогов "Мониторинг качества дошкольного образования (МКДО)"
Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в образовательной организации проходит в 7 этапов:1. Формирование рабочей группы.2. Заполнение профиля ДОО3. Заполнение листов самооценки педагог...

ПЛАН по самообразованию старшего воспитателя «Повышение качества дошкольного образования посредством внедрения ФОП ДО» с 2024 по 2026 гг.
ПЛАНпо самообразованию старшего воспитателя «Повышение качества дошкольного образования посредством внедрения ФОП ДО»с 2024 по 2026 гг....

План по самообразованию старшего воспитателя «Повышение качества дошкольного образования, посредством внедрения ФОП ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено...