Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
проект (подготовительная группа) на тему

Михайлова Наталья Владимировна
Актуальность проекта.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. 
Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал, представление о Волге, как природном доме и его обитателях. 
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети должны проявить устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, прогнозировать негативные воздействия человека, проявить чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина, не равнодушного к проблемам региона.
Проблема - экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края. Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой  Саратовского края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Цель проекта:
Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова
2.Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде. 
3.Познакомить детей с рекой Волгой, её расположением на карте, уникальностью. 
4.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. 
5.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_priroda_rodnogo_kraya.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 227»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ«Детский сад

комбинированного вида № 227»

_________ И.В. Солонина

Исследовательский проект «Природа родного края»

в старшей , подготовительной к школе группе.

                                                        Воспитатели: Щербакова Н.В.

                                                                            Кирсанова Е.И.

Саратов

Актуальность проекта.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. 

Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал, представление о Волге, как природном доме и его обитателях.

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети должны проявить устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, прогнозировать негативные воздействия человека, проявить чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина, не равнодушного к проблемам региона.

Проблема - экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края. Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой  Саратовского края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Цель проекта:

Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.

Задачи проекта:

1.Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова

2.Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.

3.Познакомить детей с рекой Волгой, её расположением на карте, уникальностью.

4.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

5.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Объект проектной деятельности

Развивающая среда и система работы с родителями и воспитанниками  как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края

Предмет проектной деятельности

Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Продолжительность 1 учебный год.

1 этап проекта – подготовительный

Разработка стратегии реализации проекта;

  • Постановка цели и выработка задач;
  • Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
  • Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы).

1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.

Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения.

2.Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.

2 этап проекта - основной

  • проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов;
  • Разучивание стихотворений о природе родного края;
  • Совместное участие детей, педагогов и родителей в конкурсах, выставках, праздниках и акциях.

Цель: активное участие детей родителей во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

  1. Использование словесных методов
  • Беседы о Саратовском крае  (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
  • Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов ( шум леса, голоса птиц, зверей. Игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
  • Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе.
  • Загадки – обогащение словаря ( придумывание  загадок, использование прилагательных, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка).
  • Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (подготовка сообщений  и выступление с ними на занятиях о диких животных, о зимующих птицах и др.)

2.Использование метод экспериментирования и моделирования.

  • Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения капельки»).
  • Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия
  • Экспериментирование с природным материалом – развитие  познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).

3.Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия

4.Наглядные методы.

  • Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам  всю красоту нашего края

5.Создание зон экологической среды.

  • Уголок познавательной литературы (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
  • Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

6.Работа с родителями.

  • Беседы родителей с детьми о  природе родного края.
  • Пополнение художественной и научной литературы.
  • Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
  • Консультации, беседы.
  • Анкетирование.

3 этап проекта   - итоговый

Интегрированное итоговое занятие «Родной свой край люби и знай! »

Выставка продуктов детской деятельности (рисунки)

Ожидаемые результаты проекта:

1.Создание на участке  экологически благоприятной среды;

2.Повышение уровня знаний по экологии у воспитанников, проявления

воспитанниками устойчивого, познавательного интереса к  природе  Саратовского края;

3.Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

Месяц. Тема. Задачи

НОД.

Совместная деятельность

Работа с родителями

Октябрь.

Сбор информации: работа с художественной и методической литературой в библиотеке, методическом кабинете МДОУ, с материалами, размещенными в Интернете, работа с родителями.

Ноябрь. Декабрь

 « Знакомство с рекой Волгой».

«Пресные водоемы Саратовской области»

-Формировать представления о реке Волге, как самой крупной и красивой реке России

-. Познакомить с географической картой реки Волги: где берёт начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку, ввести в словарь детей выражение « Волга - матушка».

- Развивать любознательность, память, речь, внимание.

.-Воспитывать бережное отношение к реке.

 

 

«Р.Р.» Составление рассказов О Волге( по картине).

П.Р.  « Откуда пришла река?».

«Волга-матушка река»

С-к   р. « Правила поведения на воде».

Х-.Э. Р. Рисование « Как я отдыхал на Волге».

Х -Э Р.Лепка (сюжетное) «Загорелые человечки на пляже»

П.Р. «Водоемы Саратовской области»

П.Р.

- д/и. « Откуда пришла река».

Исследоват. деят.

- Путешествие Капельки.

П.Р + С-К р.

-д/и. Можно- нельзя ( о правилах поведения на воде).

С- к р.

Игр/Сит. « Переправа»

C/р. Игра « Путешествие по реке»

Р.Р

- Г Ладонщиков « Река живёт»

- З. Александрова « Волга»

- Н. Палькин « У истока»

- С. Я. Маршак « Волга и Вазуза»

Х- э р.

- Слушание песни о Волге

И. Дунаевский

« Красавица народная»

С - к р.

- рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображение Волги

- рассказы детей об отдыхе на Волге.

- Сл. Игра « Назови ласково»

Х- э р.

Рассматривание репродукции И. Левитана « Так начинается Волга»

- Анкета « Знаете ли вы историю Волги».

- Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков, коллажей, рассказов об отдыхе на Волге.

- рекомендации: Сходить с ребёнком к реке, побеседовать о безопасности на воде.

Январь. Февраль

« Волга- поилица, кормилица»

«Красная книга Саратовской области»

- Углубить знания о животном и растительном мире- реки Волги.

- Показать значение реки, как источнике питьевой воды.

- Помочь понять детям ценность очищенной чистой воды.

- Развивать любознательность.

- Воспитывать бережное отношение к природе, воде.

 

 

 

 

П р. «Рыбы-обитатели водоёма»

«Красная книга Саратовского края. Птицы»

--«Красная книга Саратовского края Животные.»

-«Обитатели водоёмов Саратовской области.»

-« Природа родного края»

Х-Э р.

Рисование плакатов

« Береги природу», « Охрана рыб».

Рисование свечой « Рогоз и Камыш»

Аппликация « Рыбки играют, рыбки сверкают»; « Летят перелётные птицы».

Лепка на пластине рыб, птиц.

 Констр. деят.» Лилия и кувшинка» ( из бумаги).

П.р.

- рассматривание альбома: « Птицы, растения, рыбы реки Волга»

- Экскурсия в мини- музей дет.сада.» Река Волга – главная улица России».

- Составление цепей питания

( растения- комары- лягушки- цапля)

Познавательно- исследоват. деят.:

- какого цвета вода?

-поверхностная плёнка воды»

- как очистить воду?

- чем солёная вода отличается от пресной?

С- к  р.

д/и. « Береги живое»

-д/и. «Собери мусор».

С- к р.

- д/и. « Бассейн рыб»( морские и речные)

-кубики( живот., растения, птицы, рыбы)

- пазлы

- Игра на внимание «Птицы, рыбы, растения»

- блиц – игра « Угадай птицу»;

« Угадай растение».

- Игра с удочкой « Поймай рыбку»

- с/р. Игра « Речной патруль»

. Ф. р.

П/и « Речка волнуется раз..»;

« Караси и щука»; « Рыболов»;

« Лягушки и цапля».» Птицы в гнёздышках»

 

Р р.

-отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов о животном и растительном мире реки

С. Баргузин « Волга- кормилица

О. О Х-э р.

Рассматривание картин « На Волге» Б.М. Кустодиев

« Лунная ночь на Волге» В.И. Овчинников

« Июль на Волге» Н.Н. Галахов

- Слушание р. н. песни « Ой, под- над Волгой»

-разучивание частушек о Волге.

« Волга- великая река».

Привлечь родителей к созданию Красной книги реки Волги.

- Сбор материала (рассказы, стихи, загадки, ребусы, кроссворды) о животном и растительном мире реки Волги

 

Март. Апрель

« Города реки Волги».

«Саратов   - мой город на Волге»

- Расширить представления детей о городах, расположенных по берегам реки Волги.

- Обогатить представления детей об истории родного посёлка и городах Поволжья, их достопримечательностях.

- Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому наследию.

-Вызвать чувство гордости за то, что мы живём на Волге.

-Обобщать и конкретизировать знания детей о родном крае, об истории г. Саратова, его достопримечательностях.

-Воспитывать любовь, бережное отношение к малой Родине.

 

П   р.

- « города реки Волги».

Х- э р.

Рисование городецких узоров.

Рисование «Саратовский мост»

-Р р. «Мы знаем и любим свай город на Волге»

П р.

- Рассматривание иллюстраций, альбома. Открыток « Города реки Волги»

- д/и. « Узнай город по достопримечательности»

Развлечение « По волжским просторам»

С-к р.

- д/и. « Путешествие по Волге».

- Пазлы « Города»; « Гербы».

- д/и. « Узнай город по гербу».

- д/и. « Где мы были мы не скажем, а что видели покажем».

- Н/п. игра « Путешествие по реке»

- С/р. игры « Семья»; « Сувенирная лавка»; « Путешествие по городам».

- Игра « Путешествие в …»( обсуждение маршрута с помощью карты).

Чтение художественной литературы.

- чтение стихотворений, рассказов о городах реки Волги.

- С.Я. Маршак « Скатываясь с древнего Валдая»…

- М. Мануйлова « О Волга, матушка- река».

- С.Викулова « Три клада природы».

П р.

- Беседа о городах реки Волги.

- Сл. игра « Города»

- « Кто подберёт больше слов».

- Найди отличия» ( старинный и современный город)

Х-э р.

- Хоровод « Вниз по Воге реке».

-рассматривание репродукций

«Пристань на Волге» Н.Н. Галахов

« Закат на Волге. Городец С.А Кожин

« На Волге» Б.М. Кустодиев

- Привлечь родителей к созданию альбома « Города реки Волги»

Май. 

« Профессии на Волге»

- Уточнить знания о работе речного флота.

- Расширить знания о водном транспорте.

- Развивать внимание, сосредоточенность.

- Воспитывать уважение к профессиям людей речного флота.

П.р

« Путешествие в прошлое водного транспорта»

С-к р.

Составление рассказов из личного опыта

« Мы ребята – Волгорята» ( связь с поколениями)

Х- э р.

Рисование « Мы плывём по матушке реке»( разные виды транспорта)

Лепка( эксперементирование с формой) « Весёлое путешествие»

Аппликация « По волнам»( бум. Пластика с элементами рисования)

« Параход» ( из бумаги, строителя)

П.р.

- игра « Завяжи узел»

- лото « Профессии»

- рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных видов транспорта.

д/и. « На чём мы путешествуем?»

д/и. « На воде, в воздухе, на земле»

- Азбука голубых дорог ( О водных трассах,и правилах регулировки движения)

Р.р.

-Н.А. Рыжова « Как люди речку обидели»

- В. Высоцкий « Песня о Волге»

Н.А Некрасов « О Волга! Колыбель моя!»

Ф.р.« Чей корабль быстрее?»

- Привлечь родителей к изготовлению лодок, кораблей, парусников.

- Привлечь к изготовлению атрибутов к с/р. игре « Мы по Волге едем»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...

Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.

Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...

Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...

Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".

Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...

Познавательно-исследовательский проект «Природа родного края»

Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослымы открывать новый практический опыт, добывать его эксперементальным, п...