Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
проект (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_priroda_rodnogo_kraya.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 227»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ«Детский сад комбинированного вида № 227» _________ И.В. Солонина |
Исследовательский проект «Природа родного края»
в старшей , подготовительной к школе группе.
Воспитатели: Щербакова Н.В.
Кирсанова Е.И.
Саратов
Актуальность проекта.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.
Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. В образном восприятии русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал, представление о Волге, как природном доме и его обитателях.
Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой возможно обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
Проект направлен на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети должны проявить устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, прогнозировать негативные воздействия человека, проявить чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект решит задачи воспитания маленького гражданина, не равнодушного к проблемам региона.
Проблема - экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края. Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Саратовского края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Цель проекта:
Формирование у воспитанников и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о флоре и фауне города Саратова
2.Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.
3.Познакомить детей с рекой Волгой, её расположением на карте, уникальностью.
4.Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5.Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Объект проектной деятельности
Развивающая среда и система работы с родителями и воспитанниками как основа приобщения воспитанников старшего дошкольного возраста к экологической культуре родного края
Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.
Продолжительность 1 учебный год.
1 этап проекта – подготовительный
Разработка стратегии реализации проекта;
- Постановка цели и выработка задач;
- Подбор методического материала, разработка конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;
- Создание предметно-развивающей среды (пособия, наглядность, фотоальбомы).
1. Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения.
2.Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края.
2 этап проекта - основной
- проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов;
- Разучивание стихотворений о природе родного края;
- Совместное участие детей, педагогов и родителей в конкурсах, выставках, праздниках и акциях.
Цель: активное участие детей родителей во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
- Использование словесных методов
- Беседы о Саратовском крае (знакомство воспитанников с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
- Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов ( шум леса, голоса птиц, зверей. Игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
- Воспитание экологической культуры воспитанников и бережного отношения к природе.
- Загадки – обогащение словаря ( придумывание загадок, использование прилагательных, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка).
- Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (подготовка сообщений и выступление с ними на занятиях о диких животных, о зимующих птицах и др.)
2.Использование метод экспериментирования и моделирования.
- Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения капельки»).
- Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия
- Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
3.Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия
4.Наглядные методы.
- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести воспитанникам всю красоту нашего края
5.Создание зон экологической среды.
- Уголок познавательной литературы (фотоальбомы, наборы открыток, буклеты, гербарии, коллекции, календарики, значки, сувениры).
- Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
6.Работа с родителями.
- Беседы родителей с детьми о природе родного края.
- Пополнение художественной и научной литературы.
- Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
- Консультации, беседы.
- Анкетирование.
3 этап проекта - итоговый
Интегрированное итоговое занятие «Родной свой край люби и знай! »
Выставка продуктов детской деятельности (рисунки)
Ожидаемые результаты проекта:
1.Создание на участке экологически благоприятной среды;
2.Повышение уровня знаний по экологии у воспитанников, проявления
воспитанниками устойчивого, познавательного интереса к природе Саратовского края;
3.Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;
Месяц. Тема. Задачи | НОД. | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Октябрь. Сбор информации: работа с художественной и методической литературой в библиотеке, методическом кабинете МДОУ, с материалами, размещенными в Интернете, работа с родителями. | |||
Ноябрь. Декабрь « Знакомство с рекой Волгой». «Пресные водоемы Саратовской области» -Формировать представления о реке Волге, как самой крупной и красивой реке России -. Познакомить с географической картой реки Волги: где берёт начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку, ввести в словарь детей выражение « Волга - матушка». - Развивать любознательность, память, речь, внимание. .-Воспитывать бережное отношение к реке.
| «Р.Р.» Составление рассказов О Волге( по картине). П.Р. « Откуда пришла река?». «Волга-матушка река» С-к р. « Правила поведения на воде». Х-.Э. Р. Рисование « Как я отдыхал на Волге». Х -Э Р.Лепка (сюжетное) «Загорелые человечки на пляже» П.Р. «Водоемы Саратовской области» | П.Р. - д/и. « Откуда пришла река». Исследоват. деят. - Путешествие Капельки. П.Р + С-К р. -д/и. Можно- нельзя ( о правилах поведения на воде). С- к р. Игр/Сит. « Переправа» C/р. Игра « Путешествие по реке» Р.Р - Г Ладонщиков « Река живёт» - З. Александрова « Волга» - Н. Палькин « У истока» - С. Я. Маршак « Волга и Вазуза» Х- э р. - Слушание песни о Волге И. Дунаевский « Красавица народная» С - к р. - рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображение Волги - рассказы детей об отдыхе на Волге. - Сл. Игра « Назови ласково» Х- э р. Рассматривание репродукции И. Левитана « Так начинается Волга» | - Анкета « Знаете ли вы историю Волги». - Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков, коллажей, рассказов об отдыхе на Волге. - рекомендации: Сходить с ребёнком к реке, побеседовать о безопасности на воде. |
Январь. Февраль « Волга- поилица, кормилица» «Красная книга Саратовской области» - Углубить знания о животном и растительном мире- реки Волги. - Показать значение реки, как источнике питьевой воды. - Помочь понять детям ценность очищенной чистой воды. - Развивать любознательность. - Воспитывать бережное отношение к природе, воде.
| П р. «Рыбы-обитатели водоёма» «Красная книга Саратовского края. Птицы» --«Красная книга Саратовского края Животные.» -«Обитатели водоёмов Саратовской области.» -« Природа родного края» Х-Э р. Рисование плакатов « Береги природу», « Охрана рыб». Рисование свечой « Рогоз и Камыш» Аппликация « Рыбки играют, рыбки сверкают»; « Летят перелётные птицы». Лепка на пластине рыб, птиц. Констр. деят.» Лилия и кувшинка» ( из бумаги). | П.р. - рассматривание альбома: « Птицы, растения, рыбы реки Волга» - Экскурсия в мини- музей дет.сада.» Река Волга – главная улица России». - Составление цепей питания ( растения- комары- лягушки- цапля) Познавательно- исследоват. деят.: - какого цвета вода? -поверхностная плёнка воды» - как очистить воду? - чем солёная вода отличается от пресной? С- к р. д/и. « Береги живое» -д/и. «Собери мусор». С- к р. - д/и. « Бассейн рыб»( морские и речные) -кубики( живот., растения, птицы, рыбы) - пазлы - Игра на внимание «Птицы, рыбы, растения» - блиц – игра « Угадай птицу»; « Угадай растение». - Игра с удочкой « Поймай рыбку» - с/р. Игра « Речной патруль» . Ф. р. П/и « Речка волнуется раз..»; « Караси и щука»; « Рыболов»; « Лягушки и цапля».» Птицы в гнёздышках»
Р р. -отгадывание кроссвордов, загадок, ребусов о животном и растительном мире реки С. Баргузин « Волга- кормилица О. О Х-э р. Рассматривание картин « На Волге» Б.М. Кустодиев « Лунная ночь на Волге» В.И. Овчинников « Июль на Волге» Н.Н. Галахов - Слушание р. н. песни « Ой, под- над Волгой» -разучивание частушек о Волге. « Волга- великая река». | Привлечь родителей к созданию Красной книги реки Волги. - Сбор материала (рассказы, стихи, загадки, ребусы, кроссворды) о животном и растительном мире реки Волги
|
Март. Апрель « Города реки Волги». «Саратов - мой город на Волге» - Расширить представления детей о городах, расположенных по берегам реки Волги. - Обогатить представления детей об истории родного посёлка и городах Поволжья, их достопримечательностях. - Формировать любознательность и познавательный интерес к историческому наследию. -Вызвать чувство гордости за то, что мы живём на Волге. -Обобщать и конкретизировать знания детей о родном крае, об истории г. Саратова, его достопримечательностях. -Воспитывать любовь, бережное отношение к малой Родине.
| П р. - « города реки Волги». Х- э р. Рисование городецких узоров. Рисование «Саратовский мост» -Р р. «Мы знаем и любим свай город на Волге» | П р. - Рассматривание иллюстраций, альбома. Открыток « Города реки Волги» - д/и. « Узнай город по достопримечательности» Развлечение « По волжским просторам» С-к р. - д/и. « Путешествие по Волге». - Пазлы « Города»; « Гербы». - д/и. « Узнай город по гербу». - д/и. « Где мы были мы не скажем, а что видели покажем». - Н/п. игра « Путешествие по реке» - С/р. игры « Семья»; « Сувенирная лавка»; « Путешествие по городам». - Игра « Путешествие в …»( обсуждение маршрута с помощью карты). Чтение художественной литературы. - чтение стихотворений, рассказов о городах реки Волги. - С.Я. Маршак « Скатываясь с древнего Валдая»… - М. Мануйлова « О Волга, матушка- река». - С.Викулова « Три клада природы». П р. - Беседа о городах реки Волги. - Сл. игра « Города» - « Кто подберёт больше слов». - Найди отличия» ( старинный и современный город) Х-э р. - Хоровод « Вниз по Воге реке». -рассматривание репродукций «Пристань на Волге» Н.Н. Галахов « Закат на Волге. Городец С.А Кожин « На Волге» Б.М. Кустодиев | - Привлечь родителей к созданию альбома « Города реки Волги» |
Май. « Профессии на Волге» - Уточнить знания о работе речного флота. - Расширить знания о водном транспорте. - Развивать внимание, сосредоточенность. - Воспитывать уважение к профессиям людей речного флота. | П.р « Путешествие в прошлое водного транспорта» С-к р. Составление рассказов из личного опыта « Мы ребята – Волгорята» ( связь с поколениями) Х- э р. Рисование « Мы плывём по матушке реке»( разные виды транспорта) Лепка( эксперементирование с формой) « Весёлое путешествие» Аппликация « По волнам»( бум. Пластика с элементами рисования) « Параход» ( из бумаги, строителя) | П.р. - игра « Завяжи узел» - лото « Профессии» - рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных видов транспорта. д/и. « На чём мы путешествуем?» д/и. « На воде, в воздухе, на земле» - Азбука голубых дорог ( О водных трассах,и правилах регулировки движения) Р.р. -Н.А. Рыжова « Как люди речку обидели» - В. Высоцкий « Песня о Волге» Н.А Некрасов « О Волга! Колыбель моя!» Ф.р.« Чей корабль быстрее?» | - Привлечь родителей к изготовлению лодок, кораблей, парусников. - Привлечь к изготовлению атрибутов к с/р. игре « Мы по Волге едем» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...
Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.
Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...
Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группе
Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся стлицей Красноярского края, с целью формирования духовно-нравственного отношения и чувства...
Конспект НОД «Маленькие экологи родного края» с детьми подготовительной к школе группы, разработан в соответствии с тематической неделей «Моя Родина».
Расширение представления о родном городе и влиянии природных факторов на здоровье людей....
Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".
Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по родному краю" для детей подготовительной к школе группы.
Конспект сюжетно-ролевой игры...
Познавательно-исследовательский проект «Природа родного края»
Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослымы открывать новый практический опыт, добывать его эксперементальным, п...