План работы по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края" для детей подготовительной к школе группы.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ложникова Людмила Николаевна

Администрация муниципального образования «Город Саратов»

Администрация Ленинского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №135»

___________________________________________________________

ОГРН 1206400020144 ИНН/КПП 6453165467/645301001

Российская Федерация, Саратовская обл.,

Городской округ город Саратов,

410065 г.Саратов, ул. Лесная Республика, зд. 3А

тел/факс: (845-2) 37-29-20; (845-2) 37-28-41; E-mail: doucrr135@mail.ru

 

 

 

 

План работы по самообразованию на тему:  "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края"

для детей подготовительной к школе группы.

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Л.Н. Ложникова

 

 

 

 

2024 - 2025 г.

Актуальность:

Воспитание у детей любви к своему отечеству - это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать… С. Лихачев «Все начинается с детства…» С.В. Михалков «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал» К.М. Симонов «…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины». К. Д. Ушинский: Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования,

Федеральная образовательная программа дошкольного образования  позволяет реализовать создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины

Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали и классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. «Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова). Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило нас к углубленной работе над этой темой. Одним из приоритетных направлений нашей работы является работа по патриотическому воспитанию детей путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям. Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества. Проведенная педагогическая диагностика позволила нам получить оперативные данные о текущем реальном состоянии сформированности представлений у дошкольников о своей семье, городе, природе, культуре родного края. На основе диагностики, анализа и индивидуальной работы с детьми и их родителями мы выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе и смутные представления о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания детей.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное,  делать обобщения, выводы.

Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому  необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но  и "живые"  наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Цель: Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Задачи:

- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей этому воспитанию;

- организация активного взаимодействия с семьями воспитанников;

- повышение уровня самообразования;

- разработка консультации для родителей;

- разработка плана работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

-  самоанализ и отчет о проделанной работе.

 

Формы и методы работы:

- занятия;

- беседы;

- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий;

- наблюдения.

- настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;

- метод решения проблемных ситуаций;

- чтение художественных произведений;

- знакомство с загадками и пословицами своего народа;

- виртуальные прогулки и экскурсии;

- использование средств изобразительной деятельности на тему любви к родине;

- семейные конкурсы, рисунки, поделки;

- досуги.

 

Ожидаемый результат:

 

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Этапы:

1 этап - организационно-ознакомительный: знакомство с литературой, составление плана работы, подготовка практического материала, начальный этап диагностики.

2 этап – основной: внедрение в работу подготовленного материала, консультации для родителей, практическое применение наработанных материалов с детьми.

3 этап – заключительный: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

 

Перспективный календарный план

на 2024-2025 учебный год

 

Месяц

Тема

Взаимодействие с детьми

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Моя семья

Рассказ детей о членах семьи. Изучение генеалогического древа.

Чтение стихов и рассказов о семье. СРИ «Моя семья». Рисунки детей своей семьи.

Обогащение СРИ новыми атрибутами. Консультация «Детям о правилах семейного этикета».

октябрь

Все работы хороши

Беседа о важности труда родителей.

Чтение стихотворений о различных профессиях. Выставка рисунков: «Кем я буду»

Организация встречи с представителями различных профессий.

ноябрь

Моя малая Родина

Чтение стихотворения «С чего начинается Родина»,

Чтение рассказов о том, кто где родился.

Подготовить рассказы о рождении своего ребёнка: где, в каком городе, в каком посёлке.

декабрь

Мой город, в котором я живу

 Знакомство с историей города, с его гербом.

Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями родного города Саратова.

Побудить родителей посетить музеи города. Создание фотоальбома «Мой родной город Саратов».

январь

Русская народная культура

Познакомить детей с разнообразием русских костюмов.

Рисование русских костюмов с учётом различных стилей ДПИ.

Проведение Калядок. Создание альбома пословиц с картинками.

февраль

Семья - это семь я!Защитники Отечества

Лепка из пластилина членов семьи.

Проведение мероприятия, посвящённого празднику «Защитники Отечества»

Подготовка поздравительных открыток для отца.

Создание альбома "Моя семья" из ладошек.

Консультация для родителей «Как вырастить защитника».

март

Очень я люблю маму милую мою

Проведение праздника 8 Марта. Составление общего рассказа «За что я люблю свою маму»

Создание поздравительной открытки для мамы.

Обогащение СРИ «День рождения», «В гостях у куклы Нины» атрибутами.

апрель

Наши космонавты

Посещение уголка космонавтики в детском саду, беседа о космонавтах, их биографии, деятельности.

Выставка рисунков на космическую тему.

Создание космических ракет и НЛО.

май

Этот День Победы

Беседа о подвиге советского народа в ВОВ. Рассказ о том, ка важно помнить об этом дне и чтить память предков.

Прослушивание военных песен, чтение стихотворений о войне. Участие в акции «Письмо бойцу»

Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами». Посещение библиотеки города. Возложение цветов памятнику Вечного Огня в Саратове.

 

Выступление на педсовете с отчетом проделанной работе, презентация.

Дидактические игры:

 «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие

 «Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. 

Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц 

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений  дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

 «Подбери профессию»

Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе.

Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага

Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты.

 «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют.

«Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

 «Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов. 

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к   русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

«Богатства недр земли»

 Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Сложи герб из фрагментов».

 Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.

 «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

 «Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

«Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

«Дружат люди всей земли»

Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.

 «Башни кремля»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувств.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

 «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную.

 «Хорошо – плохо»

 Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,  (поднять руки в стороны)

Держит скипетр и державу,  (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил              (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

 Дорог всем: тебе и мне            (наклон головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный       (шаг на месте)

На серебряном коне.

Развевается плащ синий,      (плавные покачивания рук вправо и влево.)

И копьё в руке блестит.              (сжать руки в кулак)

Побеждает всадник сильный,         (поставить руки на пояс)

Злой дракон у ног лежит                 (показать руками)

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны.                  (поднять руки вверх)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie24-25.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Город Саратов»

Администрация Ленинского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №135»

___________________________________________________________

ОГРН 1206400020144 ИНН/КПП 6453165467/645301001

Российская Федерация, Саратовская обл.,

Городской округ город Саратов,

410065 г.Саратов, ул. Лесная Республика, зд. 3А

тел/факс: (845-2) 37-29-20; (845-2) 37-28-41; E-mail: doucrr135@mail.ru

План работы по самообразованию на тему:  "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края"

для детей подготовительной к школе группы.

Выполнила воспитатель:

Л.Н. Ложникова

2024 - 2025 г.

Актуальность:

Воспитание у детей любви к своему отечеству - это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился уклад жизни.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать… С. Лихачев «Все начинается с детства…» С.В. Михалков «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой её ты в детстве увидал» К.М. Симонов «…необходимо развивать у детей чувство местности», то есть обладания знаниями о своем непосредственном окружении. Это необходимо для того, чтобы «не быть иностранцем посреди своей родины». К. Д. Ушинский: Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

В настоящее время, под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях, постепенно деформируется чувство патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем детском возрасте. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально нравственный климат в обществе в целом. Потому на современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования,

Федеральная образовательная программа дошкольного образования  позволяет реализовать создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины

Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

В связи с актуальностью вопроса воспитания у дошкольников патриотических чувств, главной задачей педагога-воспитателя становится развитие в детях чувства любви к своей малой родине, а затем и к стране, воспитание личностей, умеющие ценить духовные и культурные ценности своего Отечества. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный.

Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Образы восприятия ребенка очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали и классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей.

Воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. «Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны» (С. А. Козлова). Именно акцент на знание истории малой Родины, природных и культурных ценностей родного края поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным ценностям всей страны. То есть, проще говоря, воспитание любви к Отечеству начинается с малого, с того, что доступно пониманию детей, – с любви к своей семье, к своему дому, к своему городу. Любовь к близким людям, к родной природе, к родному краю – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, к его традициям и культуре нашего народа, его природе побудило нас к углубленной работе над этой темой. Одним из приоритетных направлений нашей работы является работа по патриотическому воспитанию детей путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям. Патриотическое воспитание детей в рамках дошкольного воспитания определяется как целенаправленный процесс педагогического воздействия, направленный на привитие воспитанникам элементарных представлений об особенностях быта и культуры своего родного края, значимости семейных ценностей, развития патриотических чувств гордости, принадлежности к конкретной местности с точки зрения Отечества. Проведенная педагогическая диагностика позволила нам получить оперативные данные о текущем реальном состоянии сформированности представлений у дошкольников о своей семье, городе, природе, культуре родного края. На основе диагностики, анализа и индивидуальной работы с детьми и их родителями мы выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе и смутные представления о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания детей.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное,  делать обобщения, выводы.

Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому  необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но  и "живые"  наглядные предметы и материалы национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.

"Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Цель: Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Задачи:

- воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей этому воспитанию;

- организация активного взаимодействия с семьями воспитанников;

- повышение уровня самообразования;

- разработка консультации для родителей;

- разработка плана работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников;

-  самоанализ и отчет о проделанной работе.

Формы и методы работы:

- занятия;

- беседы;

- рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий;

- наблюдения.

- настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры;

- метод решения проблемных ситуаций;

- чтение художественных произведений;

- знакомство с загадками и пословицами своего народа;

- виртуальные прогулки и экскурсии;

- использование средств изобразительной деятельности на тему любви к родине;

- семейные конкурсы, рисунки, поделки;

- досуги.

Ожидаемый результат:

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию сформирует дошкольников представление о родной стране, об истории своей малой Родины и России, обеспечит у детей желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Этапы:

1 этап - организационно-ознакомительный: знакомство с литературой, составление плана работы, подготовка практического материала, начальный этап диагностики.

2 этап – основной: внедрение в работу подготовленного материала, консультации для родителей, практическое применение наработанных материалов с детьми.

3 этап – заключительный: проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

 

Перспективный календарный план

на 2024-2025 учебный год

 

Месяц

Тема

Взаимодействие с детьми

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Моя семья

Рассказ детей о членах семьи. Изучение генеалогического древа.

Чтение стихов и рассказов о семье. СРИ «Моя семья». Рисунки детей своей семьи.

Обогащение СРИ новыми атрибутами. Консультация «Детям о правилах семейного этикета».

октябрь

Все работы хороши

Беседа о важности труда родителей.

Чтение стихотворений о различных профессиях. Выставка рисунков: «Кем я буду»

Организация встречи с представителями различных профессий.

ноябрь

Моя малая Родина

Чтение стихотворения «С чего начинается Родина»,

Чтение рассказов о том, кто где родился.

Подготовить рассказы о рождении своего ребёнка: где, в каком городе, в каком посёлке.

декабрь

Мой город, в котором я живу

 Знакомство с историей города, с его гербом.

Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями родного города Саратова.

Побудить родителей посетить музеи города. Создание фотоальбома «Мой родной город Саратов».

январь

Русская народная культура

Познакомить детей с разнообразием русских костюмов.

Рисование русских костюмов с учётом различных стилей ДПИ.

Проведение Калядок. Создание альбома пословиц с картинками.

февраль

Семья - это семь я!Защитники Отечества

Лепка из пластилина членов семьи.

Проведение мероприятия, посвящённого празднику «Защитники Отечества»

Подготовка поздравительных открыток для отца.

Создание альбома "Моя семья" из ладошек.

Консультация для родителей «Как вырастить защитника».

март

Очень я люблю маму милую мою

Проведение праздника 8 Марта. Составление общего рассказа «За что я люблю свою маму»

Создание поздравительной открытки для мамы.

Обогащение СРИ «День рождения», «В гостях у куклы Нины» атрибутами.

апрель

Наши космонавты

Посещение уголка космонавтики в детском саду, беседа о космонавтах, их биографии, деятельности.

Выставка рисунков на космическую тему.

Создание космических ракет и НЛО.

май

Этот День Победы

Беседа о подвиге советского народа в ВОВ. Рассказ о том, ка важно помнить об этом дне и чтить память предков.

Прослушивание военных песен, чтение стихотворений о войне. Участие в акции «Письмо бойцу»

Консультация для родителей «Воспитаем детей патриотами». Посещение библиотеки города. Возложение цветов памятнику Вечного Огня в Саратове.

 

Выступление на педсовете с отчетом проделанной работе, презентация.

Дидактические игры:

 «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

«Оцени поступок»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок.

«Комплименты»

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие

 «Малая красная книга»

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных, птиц нашего края  занесенных  в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности. 

Материал: малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц 

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений  дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

 «Подбери профессию»

Цель: Расширить знания о профессиях в нашем городе.

Материал: картинки о профессиях, карандаши, бумага

Ход игры: Дети выбирают из картинок те картинки, профессии, которые есть в нашем городе и рисуют им инструменты.

 «Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества.

Ход игры: воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.  Дети называют.

«Нарисуй узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

 «Сортируй узоры»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, формировать умение узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки народных промыслов. 

Ход игры: Дети сортируют картинки по принадлежности к тому или иному народному промыслу.

«Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к   русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

«Богатства недр земли»

 Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли.

Материал: коллекция ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Сложи герб из фрагментов».

 Цель: способствовать закреплению знаний о гербе города объясняя, что означает тот или иной элемент.

 «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города), «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы нашего города», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

 «Путешествие по городу»

Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

«Моя семья»

Данная игра включает в себя нравственно – патриотическое воспитание в детском саду и формирование гендерной идентичности.

«Дружат люди всей земли»

Цель: Формировать чувства патриотизма, через ознакомление с историей и основными особенностями различных государств.

 «Башни кремля»

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

Словесные  игры  также используются  при воспитании нравственных чувств.

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

 «Цветик – семицветик»

Цель: загадывать желание, рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную.

 «Хорошо – плохо»

 Цель: оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Красными фишками оцениваются хорошие поступки, черными – плохие.

Динамическая игра «Герб России».

Герб страны – орёл двуглавый

Гордо крылья распустил,  (поднять руки в стороны)

Держит скипетр и державу,  (поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку)

Он Россию сохранил              (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

 Дорог всем: тебе и мне            (наклон головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный       (шаг на месте)

На серебряном коне.

Развевается плащ синий,      (плавные покачивания рук вправо и влево.)

И копьё в руке блестит.              (сжать руки в кулак)

Побеждает всадник сильный,         (поставить руки на пояс)

Злой дракон у ног лежит                 (показать руками)

Подтверждает герб старинный

Независимость страны.

Для народов всей России

Наши символы важны.                  (поднять руки вверх)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

План по самообразованию по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение к природе и культуре родного края ».

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенно...

Представление педагогического опыта. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Р...