Игра как средство формирования детского коллектива"
учебно-методический материал на тему

Аржевикина Татьяна Ивановна

Игра-отражение жизни. Игра-самостоятельная деятельноять, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7"Игра как средство формирования детского коллектива"

Перед всеми педагогами дошкольного образования стоит очень важная и значимая цель – воспитать в детях взаимопонимание, сострадание, желание помочь. Воспитателю в детском саду отведена очень важная роль «заложить» с самого раннего детства все положительные качества, которые потом будут развиваться, потому что он не только учит детей, но и воспитывает. Ребёнок в детском саду учатся всему играя, сначала в раннем возрасте он играет сам –один, но по мере взросления ему хочется играть с кем-то. Дети учатся общаться, играть вместе, не мешая друг другу.

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Но вырасти, именно как личность, можно только в коллективе, который должен быть сформирован так, чтобы эта личность могла разносторонне развиваться, ощущая поддержку и понимание.
Опираясь на опыт работы в группе, в которой я работаю, я выяснила, что в свободное время дети хотели бы играть на улице. У мальчиков на первом плане спортивные игры. Как мальчики, так и девочки интересуются различными подвижными играми. На втором месте – чтение (дети любят, когда им читают). На вопрос о самом интересном событии (мероприятии) на первом месте были ответы: праздники, экскурсии и игры.
Всё это дела общие, коллективные. Можно сделать вывод: детям нравится коллективная работа и отдых. Остаётся находить интенсивные средства для формирования детского коллектива.

Наиболее положительные средством формирования коллектива, на мой взгляд, является игра. Игра - отражение жизни. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединят единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Игровой коллектив – это социальный организм, с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного настроя. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни; умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывая помощь друг другу.
Что такое игры? Это время дружеского общения между воспитателем и воспитанниками. Какие бывают игры? Разнообразные сюжетно-ролевые, творческие игры, музыкальные, спортивные, игры путешествия, литературные и просто не запланированные беседы, где обсуждаются вопросы и проблемы детей.

Важнейшая задача умственного воспитания - развитие умственных способностей человека. В раннем детстве цель воспитателей -всестороннее развитие ребёнка. Эта же цель является главной на всем протяжении дошкольного детства. Основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Особенности развивающих игр:

1. Широкий возрастной диапазон участников игры.

2. Многофункциональность развивающих игр.

 3. Творческий потенциал каждой игры.

 Развивающие игры делятся на три группы:

- первая группа игр направлена на математическое развитие детей.

Целью является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями: манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов;

 - вторая группа это игры с буквами, звуками, слогами, словами;

- третья группа это универсальные игровые обучающие средства.

Технология - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала. Основными задачами таких технологий является эффективное развитие психологических процессов: внимания, памяти, мышления. Игровое обучение -особенность такой технологии как методические сказки, где у ребёнка развиваются познавательные интересы, желание и потребность узнать новое, развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям, объектам окружающей обстановки, развивается воображение, умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения, формируется базисные представления и речевые умения. Такие технологии можно включать и в непосредственную образовательную деятельность и в совместную игровую познавательную деятельности, и конечно же в самостоятельную игровую деятельность детей. Для ребёнка ж игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к различным сферам жизни. Для ребёнка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать своё «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность; наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Игра (утренник, экскурсия), организуемая педагогом – это синкретическое единство социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребёнком, социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребёнка, а также функций самого ребёнка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающее действительностью.
В любом групповом деле каждый ребёнок в поле внимания всех. Его индивидуальность – ценность для каждого. Вовлечённый в интересное дело, ребёнок замечает, что его «я» лишь в союзе с другими «я» получает и сможет получить высокое удовлетворение жизнью. Игра – на мой взгляд, это самая плодотворная почва для работы в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений»

Консультация по теме «Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений» на основе личного опыта работы....

Тимбилдинг - эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ.

Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не мо...

Мастер-класс «Игра как средство сплочения детского коллектива»

Мастер-класс«Игра как средство сплочения детского коллектива»...

Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду

Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного о...

Мастер – класс "Игра как средство сплочения детского коллектива"

В век информационных технологий друзьями многих детей стали не сверстники, а - телефоны и социальные сети. И вот здесь на помощь должен прийти педагог....

Презентация "Тимбилдинг - как средство формирования детского коллектива"

Презентация опыта работы "Тимбилдинг - как средство формирования детского коллектива"...