Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в детском саду
статья по физкультуре (старшая группа)

Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу воспитателя, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного общения детей дошкольного возраста, благодаря чему дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 45 Московского района Санкт-Петербурга

Инструктор по ФК

Салфетникова Ю.А.

Спортивный тимбилдинг – эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ

Мы как звенья одной цепи
Лишних нет и случайных тоже
И попробуй-ка отцепи
Друг без друга поверь, не сможем…

Проблема развития детского коллектива и личности изучается педагогами на протяжении длительного времени.

Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не могут справиться самостоятельно.

Вспомните время, когда вы учились в школе: в каждом классе были заводилы, тихони и те, кто сторонился коллектива и не хотел принимать в его жизни никакого участия. Опытным путем мы, взрослые люди уверенно можем сказать, что результат коллективных вложений во многом превосходит сумму затраченных усилий, отдельно взятых учащихся. Одному достичь успеха чрезвычайно сложно, и навык работы и построения общения в коллективе необходим в том числе и ребёнку. Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста. В любом коллективе работают люди с разным темпераментом, характером и стилем жизни. Нужно, чтобы эти особенности не стали препятствием в работе коллектива, а наоборот качества одного дополняли другого и наоборот.

Направления (содержание) (в соответствии с задачами)        

В современном образовательном процессе тема применения новых технологий становится наиболее актуальной. Изменения, происходящие в образовательной системе, стремительны. Появляются дистанционные формы взаимодействия и обучения, увеличивается техническая грамотность нынешнего поколения, но достаточно ли этого детям, чтобы они были успешными и готовыми к выполнению различных видов деятельности, к творческому выполнению предстоящих жизненных задач.  Наши дети часто не умеют взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, часто конфликтуют не пытаясь помочь друг другу, проявляют излишний эгоцентризм. К сожалению, в нынешнее время, коллективизм как явление постепенно вымирает из образовательных учреждений, уступая развивающемуся индивидуализму и личностному успеху. Как показывает практика, одному достичь успеха практически невозможно, для этого необходимо умение и желание сотрудничать, общаться, договариваться, находить компромиссы для достижения общей цели. Навык работы и построения общения в коллективе важен. Умение работать в команде необходимо развивать, в том числе, и ребёнку с самого раннего возраста.

Актуальность:

В связи с этим, становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.

Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут реализовать ее на должном уровне. Это прослеживается в отсутствии направленности в двигательной сфере и решительности в своих возможностях, отсутствии интереса к занятиям физической культурой у одних и в наличии излишней активности у других. Многие дети по причине недостаточного уровня развития общей моторики, координации движений и телесной ловкости ощущают определённые сложности, стеснение во время выполнения движений, что приводит к отчужденности ребёнка от общих действий, к эмоциональному напряжению.

Технология командообразования (тимбилдинг) прекрасно объединяет работу педагога-психолога, инструктора по физической культуре в единое целое и решает вопрос интеграции двигательной активности и позитивного общения детей дошкольного возраста, благодаря чему дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе.

Тимбилдинг – это технология, которая помогает в игровой активной форме обучить детей навыкам работы в команде, общению, принятию решений. Помимо того, тимбилдинг помогает в борьбе с неуверенностью в собственных силах. Благодаря ему даже самые робкие ребята начинают проявлять лидерские качества, брать инициативу на себя. В игровой форме, через простые, но действенные задачи, ребята учатся достигать вместе определенных побед, спортивных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит маленькую частичку своего мастерства в одно общее большое дело.

Теоретическое обоснование технологии:

Описанная технология разработана в соответствии с двумя направленностями. Содержательная направленность работы с детским коллективом дошкольников опирается на основы командообразования и социально-коммуникативные целевые ориентиры в развитии личности детей, на социальное взаимодействие, предполагающее познание через собственный опыт, обмен ролями и результатами работы, высокий уровень коммуникации; устойчивый эмоционально-положительный фон. Технологическая направленность основана на основном виде деятельности в период дошкольного детства – игре и подразумевает учет возрастных особенностей детей, возможности успешной социализации ребенка, потенциал педагогической поддержки воспитывающих взрослых. Технологию тимбилдинга можно применить во всех областях: физическое; социально-коммуникативное; речевое; познавательное; художественно-эстетическое развитие. Для получения положительных результатов в работе необходимо использовать несколько видов тимбилдинга: спортивный тимбилдинг (направлен на физическую активность участников), логико-психологический тимбилдинг (направлен на интеллектуальную активность участников) и творческий тимбилдинг (направлен на эмоциональную активность участников).

Цель: активизация двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством применения элементов технологии командообразования для создания ситуации эффективного общения.

Задачи внедрения технологии в воспитательно-образовательный процесс:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • развитие социальных, нравственных, интеллектуальных и физических качеств детей, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
  • совершенствование двигательных навыков детей в ходе выполнения согласованных действий;
  • снижение психоэмоционального напряжения и укрепление здоровья детей;
  • создание условий для развития у детей навыков позитивного сотрудничества, проявления инициативы и творчества в различных видах деятельности; развитие нравственных качеств детей, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения командных заданий; активизация интереса к двигательной деятельности.

                Практика реализации в дошкольных образовательных учреждениях технологии спортивного тимбилдинга показывает, что дети не только с огромным интересом относятся к игровым сеансам по данной технологии, но и действительно получают много важных социо-коммуникативных навыков. Ребята учатся слышать друг друга, убедительнее доносить свои мысли до собеседника, начинают понимать зону своих возможностей и ценность способностей друзей. Повышается готовность детей помогать друг другу, ответственность за коллективный результат, толерантность к индивидуальным особенностям окружающих, развиваются лидерские качества.

Задачи в работе с обучающимися:

Образовательные: познакомить детей с новым видом нестандартного оборудования

формировать навыки выполнения различных действий с нестандартным оборудованием.

Развивающие: развивать физические качества и совершенствовать двигательные умения и навыки; создать условия для развития физической активности и обогащения двигательного опыта.

Воспитательные: формировать интерес к двигательной активности; развивать творческую деятельность ребенка; воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками.

Оздоровительные: создать условия для позитивного психосоматического состояния, развивать коммуникативные качества личности дошкольников, формировать умение работать в команде, культуру здоровья детей, родителей и педагогов.

Результат (в соответствии с задачами):

Таким образом, спортивный тимбилдинг, при конкретизации специфики его содержательной и технологической характеристик, способен обернуть группу детей дошкольного возраста в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, а развитие каждого достигает успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимбилдинг - эффективное средство формирования детского коллектива в ДОУ.

Любой коллектив – это организм, живущий и развивающийся по определённым законам и правилам. Взрослые это понимают и принимают, хотя бывают ситуации и проблемы, с которыми даже опытные люди не мо...

"Тимбилдинг - как средство создания комфортной среды в детском коллективе"

quot;Тимбилдинг - как средство создания комфортной среды в детском коллективе"...

Опыт работы "Инновационная технология "Тимбилдинг" как средство формирования коллектива"

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач; готовности к тру...

«Спортивный ТИМБИЛДИНГ как средство формирования у дошкольников навыка взаимодействия в команде »

МАСТЕР-КЛАСС«Спортивный ТИМБИЛДИНГ как средство формирования у дошкольников навыка взаимодействия в команде »  ...

Спортивный тимбилдинг как средство сплочения детского коллектива

Что такое   спортивный тимбилдинг - это комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, подвижных спортивных игр....