Музыкальная гостиная "Музыка среди искусств"
материал на тему
Музыкальная гостиная «Музыка среди других искусств».
Цель:
Задачи:
Расширять кругозор педагогов
Активизировать педагогов на познавательную деятельность в повышении своей профессиональной компетенции
Приобщать педагогов к классической русской культуре
Повышать уровень и качество исполнения музыкальных произведений
Предварительная подготовка: подбор стихотворений, музыкальных произведений, слайдов художественных произведений, оформление стен зала репродукциями портретов художников, композиторов, изготовление карты звездного неба. Разучивание стихотворений и музыкальных пьес музыкальными руководителями. Составление сценария, подбор заданий для активного участия слушателей.
Участники Музыкальной гостиной – музыкальные руководители детских садов Павловского района Нижегородской области, рассаживаются за столы, знакомятся с карточками-заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная «Музыка среди других искусств».
Цель:
Задачи:
Расширять кругозор педагогов
Активизировать педагогов на познавательную деятельность в повышении своей профессиональной компетенции
Приобщать педагогов к классической русской культуре
Повышать уровень и качество исполнения музыкальных произведений
Предварительная подготовка: подбор стихотворений, музыкальных произведений, слайдов художественных произведений, оформление стен зала репродукциями портретов художников, композиторов, изготовление карты звездного неба. Разучивание стихотворений и музыкальных пьес музыкальными руководителями. Составление сценария, подбор заданий для активного участия слушателей.
Участники Музыкальной гостиной – музыкальные руководители детских садов Павловского района Нижегородской области, рассаживаются за столы, знакомятся с карточками-заданиями.
Ведущая 1. – Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о музыке, попытаться понять, какое место занимает Музыка среди других искусств.
Звучит «Забытый вальс» Ф.Шопена. Ведущая зажигает свечи, обходя постепенно всю гостиную, свет гаснет. На экране возникает изображение..
Ведущая 1. – Прозвучал «Забытый вальс» Шопена. Прекрасная музыка…
Музыка – вслушаемся в это слово. Корень его – музы. В переводе с греческого – богини, покровительницы искусств. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах. Попробуем перечислить их. Музы каких искусств вы можете назвать?
( слушатели перечисляют: муза песен, муза гимнов, музы пантомимы, поэзии, комедии, трагедии, муза танцев)
Да, как мы видим, все эти Музы не чужды музыкальному искусству. К ним присоединяются еще две музы: муза истории и муза астрономии, хотя кажется, что они далеки от Музыки. Все музы – сестры. И через столетия родство их сохранилось.
Коль музыка поэзии близка
И как с сестрою с ней соединима,
Любовь меж нами будет велика:
Одна тобой, другая мной любима.
Ты любишь слушать, как звенит с высот
Кифара Феба, музыки царица,
А я люблю, когда он сам поет
И голос Феба в сердце мне стучится.
Двух муз он Бог, любимы обе мной,
Обеих славлю, но в тебе одной.
В. Шекспир. «Страстный пилигримм».
( свет включается)
Ведущая 1.: От слияния двух искусств – поэзии и музыки возникла вокальная музыка. Песня, романс – нужно ли объяснять, что это такое? Ведь у каждого есть свои любимые песни и романсы. Но на чем же основана близость этих двух искусств? На каких средствах выразительности?
(Слушатели перечисляют: ритм, темп, тон, интонация, композиция, повторы, параллели, мелодия или мелодика – восходящие и нисходящие интонации, цвет, размер).
Ведущая 2.:
Конечно, вся звуковая сторона поэзии тяготеет к музыке:
Женский голос, как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету не коснется
Все становится сразу иным.
А. Ахматова. «Слушая пение».
Исполняется романс М.Глинки, сл. А.Пушкина «В крови горит огонь желанья…»
О, пой еще! Безумной муки
Я снова жажду до конца!
Пусть унесут святые звуки
Вседневный холод от лица.
И песен вольные призывы
Сойдут, любовию полны,
Как на безжизненные нивы
Сиянье солнца и весны.
И. Никитин «Певице».
Исполняется романс М. Глинки, сл. С. Голицина «Скажи, зачем..»
Ведущая 2. :
Сколько песен, романсов, любимых нами, прошли сквозь века и стали народными. Вот, например, вспомним:
«Вечерний звон, вечерний звон,
Как много дум, наводит он
О юных днях в краю родном
Где я любил, где отчий дом.»
(слушатели подхватывают романс, допевают до конца).
Ведущая 2. :
А ведь это стихотворение было написано Иваном Козловым в 1827 году. Или вот этот романс – «Колокольчик»:
Однозвучно гремит колокольчик
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика…
(слушатели допевают романс под фонограмму)
Ведущая 2. :
Автор этих стихов – Иван Макаров, написаны они в 30-40 гг. 19 века, и положенные на музыку А.Гурылевым, живут в наших сердцах до сих пор.
Ведущая 1.:
Чтобы выразить настроение, в котором нет резких контрастов, поэты избирают лирическое настроение, а музыканты – одночастную пьесу. Иногда такие пьесы называют прелюдиями.
Послушайте «Прелюдию» Д. Кабалевского в исполнении музыкального руководителя МБДОУ № 26.
Ведущая 2. :
Вокальная музыка может быть не только для одного голоса – сольная, но и хоровая. Сегодня у нас в гостях хор Воскресенской церкви. Послушайте в исполнении хора произведение русского композитора 19 века Турчанинова -
«Единородный Сыне».
Руководитель хора, музыкальный руководитель МБДОУ № 6.
Ведущая 1.: Хоровая музыка, исполняемая а,сарелла имеет огромное эмоциональное влияние на людей, поэтому церковь отводит ей значительную роль в религиозных обрядах.
Музыкальный руководитель МБДОУ № 21 исполняет
стихотворение А. Блока
«Девушка пела в церковном хоре».
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех забывших радость свою.
Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко у царских врат,
Причастный тайнам, - плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
Свет гаснет. Церковный хор исполняет «Великое славословие» комп. Архангельского.
Показ слайдов: 1. «Видение отроку Варфоломею» Нестерова
2.»Великий постриг»
3. «Поклонение волхвов»
4.Рождество из алтаря.
5.Четыре апостола
6. Евангелие.
7. Икона «Умиление».
Ведущая 2 : Музы театра – трагедии и комедии, соединяясь с музыкой, образуют оперу и оперетту.
На протяжении всей истории развития оперы, два её элемента – музыка и драматургия стремятся главенствовать друг над другом. Отсюда такое огромное количество разных типов оперы. Вспомним их.
(Слушатели перечисляют: опера-сериа, опера-буфф, зингшпиль, комическая опера, героико-патриотическая опера, «гранд-опера», эпическая лпера, лирическая, сказочно-бытовая, социально-бытовая опера, опера-былина, историческая опера).
Ведущая 1.: И лирико-драматическая опера «Евгений Онегин» - лирические сцены, как назвал оперу автор П.И. Чайковский. Первое исполнение оперы он поручил ученикам Московской консерватории. И сейчас у нас тоже премьера – прозвучит дуэт Татьяны и Ольги из первой картины.
Музыкальные руководители МБДОУ № 6 и №8 исполняют «Дуэт Татьяны и Ольги» из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.
Ведущая 2.: Младшая сестра оперы – оперетта, маленькая опера комедийного характера. Здесь речь чередуется с ариями, ансамблями, хорами и танцевальными сценами. Давайте послушаем куплеты Адели из оперетты И. Штрауса «Летучая мышь».
Музыкальный руководитель МБДОУ № 5 поселка Тумботино Вербицкая Б.В. исполняет куплеты Адели из оперетты
И. Штрауса «Летучая мышь».
(на экране возникают слайды из оперетты «Летучая мышь»)
Ведущая 1.: Еще один театральный жанр невозможно представить без музыки. Это балет. Здесь музыка полностью заменяет слово, действие осуществляется через танец и выразительные движения.
(На экране чередуются слайды с изображением знаменитых балерин Мариинского и Большого театров).
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна
Толпою нимф окружена
Стоит Истомина; она
Одной ногой касаясь пола
Другою медленно кружит
И вдруг прыжок, и вдруг летит…
Летит как пух от уст Эола
То стан совьет, то разовьет
И быстро ножкой, ножку бьет.
Такие стихотворные строки посвятил А.С. Пушкин Терпсихоре 19 века Истоминой. В прошлом году М. Плисецкой – Терпсихоре 20 века исполнилось 88 лет, мы преклоняемся перед ее искусством и посвящаем исполнение пьесы Сен-Санса «Лебедь».
Музыкальные руководители МБДОУ № 2 Чиковкина О.Ю.(скрипка) и МБДОУ № 31………..Н.Б.(Фортепиано) исполняют
Пьесу Сен-Санса «Лебедь».
( на экране отрывок выступления М. Плисецкой «Лебедь»)
Ведущая 1.: Музыка звучит в театре не только в опере и балете, но и в драматических спектаклях. Уже во времена В.Шекспира музыка была необходимым элементом спектакля. Эта традиция жива и поныне. Так в драме М.Лермонтова «Маскарад» музыка вальса помогает раскрыть идею пьесы, создает психологический фон для диалога героев – Нины и Арбенина.
Музыкальные руководители МБДОУ № 6 Евлампьева О.Н. и МБДОУ № 9………….Л.В. исполняют «Вальс» к драме М. Лермонтова «Маскарад» (игра в 4 руки).
На фоне музыки звучит монолог Нины в исполнении музыкального руководителя МБДОУ № 21 Бухалова Э.А.:
Нина - Как новый вальс хорош,
В каком-то упоенье
Кружилась я быстрей –
И чудное стремленье меня и мысль мою
Невольно мчало вдаль –
И сердце сжалося, не то, чтобы печаль, не то чтоб радость…
(Продолжение исполнение вальса. На экране слайды - сцены из спектакля «Маскарад» М. Лермонтова в исп. артистов Малого театра )
Ведущая 1.:
Среди девяти муз нет покровительницы живописи. Но и между этим видом искусства и музыкой существует родство, так как музыка отражает не только то, что мы слышим в мире, но и то, что мы видим. Обратимся к жанру портрета.
(Свет гаснет)
Просмотр слайдов:
Живописное изображение (портреты) М.Горького, Стасова, Л. Толстого, В.Третьякова, Нестерова, Куинджи, Репина, Мухиной, Ф.Шопена, Бородина, С.Прокофьева, Мусоргского – раскрывает внутренний мир выдающихся писателей, музыкантов, художников.
Исполнение стихотворения В.Лазарева «Мусоргский».
(Свет включается).
Ведущая1.: Музыка и сама умеет живописать, рисовать. Вот, например, пьеса Абрамяна «Посвящение матери» - это музыкальный портрет пожилой женщины.
Музыкальный руководитель МБДОУ № 23 Харитонова Т. М. исполняет пьесу Абрамяна / Слайд «Портрет матери» художника А. Дюрера/
Ведущая 2.: Нам осталось рассказать ещё о двух музах. Муза истории как-будто не имеет отношения к музыке, ведь история – наука, а не искусство. Но история – это память человечества. Средоточием исторической памяти является народная музыка, донёсшая до нас чувства и мысли наших предков. Любой народ имеет свои любимые музыкальные инструменты. У украинцев – это бандура, у белорусов – цымбалы, у молдаван – скрипка, а у русских – гармошка, баян.
Музыкальный руководитель МБДОУ №22 ……..Е.А. исполняет на баяне вариации на русскую народную песню «Возле речки, возле моста».
Ведущая 1.: Последняя муза – муза астрономии. Как появилась она среди таких «земных» муз, несущих людям радость песен, плясок, зрелищ?
Каждое искусство стремится к гармонии – пропорции в архитектуре, сочетание красок и звуков, чередование рифм. Эту гармонию наблюдали и античные мудрецы.(показ слайдов……)
Пифагор, живший в шестом веке до н.э. считал, что соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил и их движение должно рождать музыкальные звуки. Вот перед вами один из вариантов античной музыки поющего космоса, «музыки небесных сфер»: (показ слайдов……)
планета Земля – нота «до», Луна – нота «ре», Меркурий – нота «ми-бемоль», Венера – нота «ми», Солнце – нота «соль», Марс – нота «ля», Юпитер – нота си-бемоль», Сатурн – нота «си», и снова звук «до» - сфера неподвижных звезд.
До сих пор музыканты пользуются терминами греческой теории музыки: «мелодия, гармония, ритм, гамма» и т.д. Древние греки и римляне придавали музыке большое значение в воспитании гармонически развитого человека. Профессия учителя музыки, танца тогда была особенно почетна. И каким бы наивным ни казалось учение Пифагора, в его основе лежит мудрая мысль о красоте и гармонии во всех искусствах, отражающих по-своему красоту мира.
(Свет гаснет).
Звучит «Токката и фуга» ре-минор И.Баха.
На фоне музыки музыкальный руководитель читает стихотворение В. Туркина «Музыка».
Показ слайдов: «Снежные вершины» Куинджи, «Лунная ночь на Днепре», «Молчание» Нестерова, «Адам и Ева» Дюрера, «Меланхолия».
Ведущая: «Меланхолия» - гравюра на меди, одно из загадочных и неразгаданных созданий Дюрера. Неспешное движение штрихов заставляет всматриваться в каждый предмет - спящий пес, затупившийся меч, песочные часы, многогранник – это атрибуты алхимика и ученого – каждый предмет несет скрытый символический смысл. Женская фигура – крылатый гений, погруженный в свом мысли, напряженно-сосредоточенный, быть – может, это мысли о смысле жизни?
Музыкальный руководитель МБДОУ № 21 Бухалова Э.А. исполняет стихотворение В. Соколова «Спасибо музыка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»
Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...
Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"
Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений....
Музыкально- развивающая среда музыкального руководителя
Музыкально- развивающая среда музыкального руководителя...
Презентация опыта работы: Особенности музыкального развития детей раннего возраста в рамках проекта по обогащению музыкально-развивающей среды в группах ДОУ «Музыкальные инструменты своими руками»»
Ранний дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, которые позволяют в дальнейшем приобщить ребенка к различным видам деятельности....
Проект по преемственности дошкольного отделения и музыкального отделения школы искусств "Музыкальные кирпичики"
Эти материалы пригодятся как преподавателям музыкальных отделений школ искусств, так и музыкальным руководителям в рамках преемственности....
Презентация на тему "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в создании музыкальной развивающей среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"
ЦельСоздание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей.Создание условий для успешного устранения речевого дефекта, для преодоления отставания в речевом развитии....
«Музыкально-образовательная среда, как мощное средство музыкального образования детей дошкольного возраста»
Всем известно, и доказано учёными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зави...