«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»
статья на тему
Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занимались
всегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитания
человека. Кстати, в сложные 90-е годы, когда празднование Дня Победы в
детских садах стало неактуальным, мы ежегодно, систематически, с
пристрастием отмечали День Победы! И это воспитывало не только детей,
но и их родителей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №318
г.о. Самара
Сообщение
«Формирование
духовно- нравственных отношений
у дошкольников посредством
музыкального и изобразительного искусства»
на районном семинаре
для музыкальных руководителей и воспитателей
«Знакомство детей дошкольного возраста с героическим прошлым страны средствами произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства»
Музыкальный руководитель: Новикова Галина Васильевна
2015год
ЦЕЛЬ:
Формирование у детей чувства гордости за героическое прошлое народов нашей страны.
ЗАДАЧИ:
- Воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России.
- Развивать способность воспринимать, чувствовать,
понимать прекрасное
- Развивать умение понимать содержание произведений
искусства, всматриваться в картину, вслушиваться в
музыкальное произведение.
- Воспитывать эмоциональный отклик на произведения
искусства.
5. Учить видеть средства выразительности в произведениях
музыкального и изобразительного искусств
6. Активизировать творческий потенциал и художественное
мышление детей
Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занимались
всегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитания
человека. Кстати, в сложные 90-е годы, когда празднование Дня Победы в
детских садах стало неактуальным, мы ежегодно, систематически, с
пристрастием отмечали День Победы! И это воспитывало не только детей,
но и их родителей!
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный отрезок жизни для
формирования эмоциональной отзывчивости у ребенка. Ведь дети в этом
возрасте умеют искренне сочувствовать и сопереживать; они отзывчивы и
восприимчивы. Именно в это время начинается процесс осознания себя
в окружающем мире.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует
его моральный облик. Воздействие музыки часто бывает более сильным, чем
беседы, указания, уговоры… Знакомя детей с произведениями различного
эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию,
что обогащает духовный мир детей.
Фундамент настоящего патриотизма: любовь к Родине, преданность
ей, ответственность и гордость за нее, желание беречь и умножать ее
богатства – все это необходимо формировать уже в дошкольном детстве.
Без уважения к истории и культуре своей страны невозможно воспитать
полноценную личность с чувством собственного достоинства, уверенностью
в себе!
В этой работе очень важно, чтобы материал был преподнесен ярко,
интересно, доступно пониманию детей. Тогда то, что они увидели,
прочувствовали, пережили - останется надолго, иногда на всю жизнь.
Так, знакомя детей с героическим прошлым страны, я поняла ценность
такой формы как интегрированное занятие. Это синтез трех видов
искусств: музыкального, изобразительного и литературы.
И благодаря этому можно создать яркий, выразительный и сильный
образ для лучшего восприятия этой сложной темы детьми.
Так, ежегодно, с января по май планирую 3 интегрированных занятия
со старшими дошкольниками.
Одно из них - занятие, посвященное Александру Невскому (картина
П.Корина «Александр Невский» - 4часть кантаты С.С.Прокофьева
«Александр Невский» «Вставайте, люди русские!»)
Другое посвящено Дню защитника Отечества (картина В.Васнецова
«Богатыри» - «Богатырская симфония» А.Бородина, 1-я часть)
Третье провожу в канун праздника День Победы (картина С.Кривоногова
«Защита Брестской крепости» - Д.Шостакович, Симфония №7, 1-я часть, тема нашествия)
Почему я выбрала именно эти картины?
Во-первых, я исходила из возрастных особенностей детей, их
небольшого опыта общения с произведениями изобразительного искусства.
Исходя из своего многолетнего опыта поняла, что образы, изображенные на
этих полотнах, несложны для восприятия, понятны детям.
Во-вторых, эти образы очень выразительны, поэтому подобрать
музыку было нетрудно.
В-третьих, выбрала разножанровые полотна: батальная живопись,
былинно-сказочный жанр, историческая картина. Как и музыку различных
жанров: симфоническая, хоровая.
Остановлюсь на интегрированном занятии, посвященном Дню защитника
Отечества. Это картина «Богатыри» и «Богатырская симфония».
Конечно, занятию предшествует предварительная работа, в которой мне
помогают воспитатели и родители. Они с детьми рассматривают
иллюстрации с изображением богатырей, воинов; читают
былины, богатырские русские сказки; побуждают детей к составлению
рассказов о богатырях, их характерах, доспехах…
В ходе образовательной деятельности рассматриваем самих
богатырей крупным планом: их одежду, оружие, выражение лиц, позы
коней. Рассматриваем фон, на котором изображены богатыри: бескрайние
поля, леса, холмы земли русской. Подчеркиваем основную идею вместе с
детьми: картина олицетворяет великодушную, никого не боящуюся силу,
способную надежно защитить родную землю от врагов. Но никак не
агрессивную, опасную для других народов.
Погружение в идею усиливается, когда дети еще и слушают
созвучную этой картине музыку! А именно фрагмент 1части Симфонии №2
(«Богатырской») А. Бородина. Основная тема звучит мощно, энергично,
величаво, сурово и даже грозно. Она как бы говорит: «Никому не удастся
победить русский народ !» Вторая тема звучит благородно, спокойно,
с большим душевным теплом. Т.е. опять подчеркиваем основную мысль:
защитники сильны и мужественны, но, как сказал Александр Невский,
«Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»
В ходе обсуждения говорим с детьми о сегодняшнем дне: о солдатах
Великой Отечественной войны, о папах, дедушках детей, о солдатском
будущем самих мальчиков, об их миссии в будущем защищать родную
землю.
Обязательно даю домашнее задание: вместе с родителями вспомнить
песни, стихи, рассказы, кинофильмы, памятники, картины, которые
рассказывают о славе побед защитников Отечества. Нарисовать…
Прочитать…
Конечно, кроме этого, слушаем отрывки классических
произведений патриотического содержания (Хор «Славься»
из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки), поем и слушаем песни военной
поры и песни о войне:
«Однополчане», муз.В.Соловьева-Седого, сл.С.Фатьянова; «В лесу
прифронтовом», муз.М.Блантера, сл. М, Исаковского; «Катюша», муз.
М.Блантера, сл. М. Исаковского; «В землянке», муз.К.Листова, сл.А.Суркова;
«Дороги», муз. А.Новикова, сл.Л.Ошанина; «День Победы»,муз.
Д.Тухманова, сл.В.Харитонова.
Поем песни патриотического содержания: «Родная песенка»,
муз Ю.Чичкова, сл.Ю.Синявского; «Моя Россия», муз.Г.Струве,
сл.Н.Соловьевой; «С нами, друг!», муз.Г.Струве, сл.Н.Соловьевой,
«Веселая песенка», муз и сл Н.Глазковой…
Итогом проделанной работы является празднование Дня Победы,
в котором, традиционно, участвуют дети, родители, воспитатели, ветераны,
труженики тыла.
В рамках подготовки к 70-летию Победы наш хор мальчиков
участвовал в городском конкурсе «Росточек» с песней «Солдатушки,
бравы ребятушки» и занял 3-е место.
Видеозапись с выступлением хора мальчиков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство
в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через самостоятельную изобразительную деятельность
Занимаясь с детьми изобразительной деятельностью, мы педагоги осознаем, что это является важным средством всестороннего развития ребенка. С решением задач нравственного воспитания тесно связана и изоб...
Выступление на педсовете тема "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"
Выступление на педсовете по теме: "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"...
Выступление на семинаре "Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников по средствам изобразительной деятельности."
Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших тем....
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...