Этнопедагогический подход в организации образовательной системы ДОУ
статья на тему

Малышева Ирина Владимировна

Стандарты нового покаления: Реализация компетентностного подхода на разных уровнях образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнопедагогический подход в организации образовательной системы ДОУ

Оценивая современную систему образования в стране, можно говорить о необходимости её этнопедагогизации. Этнопедагогической системой образования по словам Г.Н.Волкова, подразумевается суверенизация воспитания гражданина, связанная с национальной государственностью.

В обоснование идеи этнопедагогизации образования положена информационная концепция этноса С.А. Арутюнова, согласно которой основная функция этноса состоит в «информационной защите» его членов от жизненной нестабильности. Человек не может быстро реагировать на изменения социальной, природной культурной среды. Он нуждается в своеобразном «информационном фильтре», каким является этнос, и только освоив язык и культуру своего народа, ребенок сможет на равных вступать в диалог с представителями иной национальной традиции.[1, с . 21]

В трудах Т.Н. Волкова находим подтверждение тому, что этнопедагогическая образовательная система предполагает:

- развитие у детей со смуглым цветом кожи чувства уверенности в себе и гордости за принадлежность к своей расово-этнической группе;

- развитие у детей с белым цветом кожи чувства собственного достоинства без ощущения расового превосходства.[3, с . 21]

Автор в своих исследованиях сформулировал и основные принципы этнопедагогизации современного образования.

1.Природосообразность означает соответствие природе, согласие с нею. Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой. В фольклорных текстах различных народов имеется много метафор, передающих конкретные педагогические представления о воспитании ребенка «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя». Под «воспитанием» подразумеваются навыки поведения, привитые семьёй, социальной средой. Слова с частичкой «вос-, встречающиеся в нашем языке: восход, воспламенить, воспрянуть, воспылать, восславить, воскреснуть- традиционно означают возвышение, возвеличивание чего-либо: «питание» - энергия, необходимая для жизнедеятельности. Таким образом слово «воспитание» наполняется  несколько иным смыслом. Это повышение энергии, необходимой для духовного роста личности: ребенок, как цветок, должен питаться ею, чтобы зацвести и дать семя.

2.Общечеловеческое начало во всем многообразии педагогических традиций. Общечеловеческие духовные ценности создаются общими усилиями всех народов. Постоянно происходит не только взаимодействие культур, но и адаптация одной национальной культуры к другой. В народной педагогике, как в подлинной культуре, нет конфликтного фонда, даже самого тонкого слоя. Юкагиры упражняют своих детей в стрельбе по комарам из очень маленьких луков. Тем не менее, меткость - всё-таки не национальная черта юкагиров. У коряков и ительменов есть утренние колыбельные песни, рассчитанные на то, чтобы ребенок встретил день в хорошем настроении. Но стремление к хорошему настроению не национально. Чукчи до сих пор не могут и не умеют обманывать и воровать. Подозрение в бесчестности для чукчи может закончиться трагически: он утопиться, повесится или застрелится. Но разве честность национальная черта?

3.Естественность процесса воспитания. Слабым и беспомощным приходит ребенок в этот мир. Мать- естественный, природой данный источник удовлетворения потребностей ребенка. Забота о нём также естественна, как потребность любить и быть любимым.

4.Раннее начало воспитания. На раннее начало умственного, трудового, художественного воспитания крестьян, охотников, оленеводов давно обратили внимание русские исследователи. Десятилетний сельский узбек- это уже почти взрослый мужчина, еще быстрее взрослеют в домашних трудах и заботах девочки. Десятилетняя девочка- тувинка в состоянии вести все домашнее хозяйство на уровне матери.

5.Народная педагогика в контексте общей культуры. Народная педагогика впитала все особенности народной культуры: не только богатство народного творчества, но и предрассудки, суеверия, жесткие методы воспитания, включая и физические наказания детей. Именно такие негативные ( непрогрессивные) проявления народной педагогической культуры вызывают рассогласованность в использовании идей народной педагогики, желание что-то изменить, отчего-то отказаться. Постижение механизмов воздействия народной педагогической культуры на формирование личности ребенка должно быть положено в условия реализации идей этнопедагогики на практике.[5, с. 87]

Если говорить о этнопедагогизации в целостной учебно - воспитательной работе ДОУ, то она представляет собой целостный процесс системного исследования, изучения, усвоения, освоения и применения богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран.

А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая выдвигают следующие условия реализации этнопедагогического подхода при организации работы в ДОУ:

- рассматривать народную педагогическую культуру как неделимый компонент целостной культуры мира;

- исключать декларативность и декоративность этнопедагогических суждений;

- реализовывать дидактические возможности педагогической культуры для работы с детьми в образовательных учреждениях;

- активно использовать материальный фольклор и субкультуру детства;

- сохранять естественные формы взаимодействия с детьми и их родителями в образовательном процессе.[6, с. 81]

Незнание и непонимание этнических особенностей, в том числе своего народа, несут в себе отрицание или даже стойкую негативную оценку культурных традиций разных народов. В своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «опыт других народов есть драгоценное наследие для всех,  но каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы»[7, с. 90]

Поэтому дошкольное воспитание непременно должно быть последовательно национальным , это- школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». Формирование полноценного воспитателя в ДОУ немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.

Таким образом, следует сказать, что с традициями народов человек вступает в диалог с позиций уже «присвоенной культурой». Этому в полной мере способствует этнопедагогика, как способ вхождения в культуру своего народа, как живое знание, которое ребенок не усваивает , но выстраивает каждый день. Возрождение и обновление народно – педагогических традиций воспитания по силам только обществу, имеющему развитое национальное самосознание. Одной из форм возрождения духовности, как раз, и является этнопедагогизация, пронизывающая всю систему образования и воспитания.

Список литературы

1.Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и их социально – экономическая обусловленность // Этнографические исследования развития культуры .- М. ВЛАДОС, 2005.- С.214.

2.Волков Т.Н. Этнопедагогизация современного образования.// Мир образования.- 2007.№ 2.-С.66-71.

3.Волков Т.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений.- М.: Издательский  центр «Академия», 1999.- 168 с.

4.Волков Т.Н. Этнопедагогизация целостного учебно – воспитательного процесса.- М.ВЛАДОС,2001.- 179 с.

5.Волков Т.Н. Этнопедагогика.М.: Мир.- 2000.-176 с.

6.Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,2001.-304 с.

7.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Пед. соч. в 6 т. М. Просвещение.- 1988. Т.1. – С.90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников

С введением ФГОС существенно изменяются подходы к организации работы с детьми....

Интегративный подход к организации образовательного процесса

статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...

Презентация "Интегрированный подход в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Презентация с выступлением " Интегрированный подход в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ"  поможет  на доступном уровне старшим воспитателям  рассказать...

Новые подходы в организации образовательного процесса в течение дня согласно ФГТ.

Этот материал поможет воспитателям в  планирование и написание плана...

Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

Выступление на августовской конференции 2013 годаСекция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА В...

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования

Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....