Конспект образовательной деятельности "Русская изба"
план-конспект занятия на тему
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
- Формировать интерес к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа («Социализация»).
- Расширять представления о русской избе, как национальном достоянии, о быте сельских жителей. Закреплять знания детей о русских народных праздниках; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в детском народном творчестве(колядки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки («Познание»).
- Продолжать расширять представление детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Совершенствовать художественные, творческие способности детей в мастерской «Умельцы России». Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, к Родине («Художественное творчество»).
- Создать условия для положительного восприятия пословиц и поговорок, для чтения литературных произведений по теме («Чтение художественной литературы»).
- Совершенствовать умения детей использовать в речи выразительные средства языка. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения. Активизировать словарь детей словами: заклички, прялка, веретено, небылицы, гусляры , колыбель («Коммуникация»).
- («Музыка»).
Методы и приемы:
Практические: игра с элементами ТРИЗ «Хорошо плохо», игра «Сложи сказку», физкультминутка, создание художественного продукта – куклы в мастерской «Умельцы России».
Наглядные: предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, прялка, колыбелька, разрезные картинки по сказкам.
Словесные: загадки, пословицы и поговорки, частушки, весенние заклички, колыбельные.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода, утварь: скалка, кринки, чашки, миски, ложки, чугунки, прялка, веретено, пряжа, колыбель, куклы, разрезные картинки.
№ | Деятельность воспитателя
| Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Произносит заклички: «Эй, добры молодцы, Да красны девицы, Собирайтеся, снаряжайтеся, Солнце красное встречать, Весну - красну зазывать»
Приглашает детей в русскую избу. Задает вопрос: - Как еще можно назвать избу?
Загадывает загадку про печь: «Посреди избы стоит, а внутри огонь горит, согревает, освещает, пирогами угощает» | Говорят поочередно: «Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным, С урожаем сильным. Ты свети, сияй, ясно солнышко, Освещай дорогу Весне – матушке, Растопите вы снега сильные, Подарите нам хлеба обильные!»
Дети проходят в «избу», садятся на стулья, отвечают на вопросы.
Отгадывают загадку. | Произведен настрой на положительное восприятие образовательной деятельности.
Сформировано представление о русской избе, как о национальном достоянии человека. |
2 | Игра с элементами ТРИЗ «Хорошо – плохо». Печь – это хорошо… Печь – это плохо…
Задает вопрос: В каких сказках встречается печь? | Отвечают на вопросы, предлагают свои рассуждения.
Называют сказки, где встречается печь: «По щучьему велению», «Гуси- лебеди», «Колобок». | Закреплены умения детей думать нестандартно, находить собственные решения, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. |
3 | Игра «Сложи сказку».
Беседа о том, чему нас учат сказки (о морали).
Беседа о небылицах. | Складывают на ковре из отдельных картинок сказки, называют их.
Рассказывают о том, чему нас учат сказки: «Колобок», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Исполняют небылицу «Ехала деревня мимо мужика» | Закреплены знания детей о русских народных сказках.
Сформировано умение мыслить логически для выявления морали сказок.
Сформировано умения правильно понимать шуточный смысл небылиц. |
4 | Задает детям вопросы: - Из чего раньше делали посуду на Руси? - Какую посуду делали из глины?
Предлагает детям загадать загадки про деревянную посуду.
| Отвечают на вопросы воспитателя.
Рассматривают деревянную посуду, загадывают друг другу загадки: - Утка в воде – хвост на горе. - Новая посудина, а вся в дырах. - Тесто на столе лежит, Палка по нему бежит, Там, где палка пробегает, Тесто тонко раскатает. - Сама не ем, а всех кормлю. | Активизирован и расширен словарь по теме.
Закреплено умение самостоятельно загадывать загадки своим товарищам, быстро находить ответ. |
5 | Физкультминутка «Ложки хохломские». «Наши ложки хохломские Самый лучший сувенир, С позолотой, расписные, Прогремели на весь мир». | Дети под музыку выполняют ритмические движения в соответствии с текстом, играют на деревянных ложках. | Закреплены двигательные умения детей, навыки координации с движением. |
6 | Загадывает загадку: «Я трудится мастерица, Не люблю в избе лениться, Из пуха ниточка спускается, На веретенышко мотается».
Предлагает детям вспомнить русские пословицы и поговорки. | Рассматривают прялку и веретено, отгадывают загадку.
Один ребенок говорит начало пословицы, остальные дети хором договаривают её: - Делу время… (а потехе час). - Без труда… (не выловишь и рыбку их пруда). - Мал золотник… (да дорог). - Ученье свет… (а не ученье тьма). - Волков бояться… (в лес не ходить). - Любишь кататься… (люби и саночки возить). - Кто не работает… (тот не ест). - Где песня поется… (там весело живется). | Сформированы знания о быте русского народа, о занятиях в зимний период в сельской местности: пряли пряжу, вязали теплые вещи, расписывали деревянную и глиняную посуду.
Сформированы знания детей о русских пословицах и поговорках.
|
7 | Рассказ воспитателя о колыбельных песнях, которые складывались для самых маленьких. | Девочки поют для своих кукол колыбельные песни: «Баю баю баюшки, да прискакали заюшки. Люли люли люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать, Стал мой сыночек засыпать». «Вы коты, коты, коты, У вас белые хвосты, Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты».
| Активизирован словарь детей словами: колыбельная, младенец, колыбель, люлька. |
8 | Беседа о старинных русских праздниках, предлагает детям рассказать о них.
Приглашают детей на праздник весенний, предлагают послушать русскую народную песню. | Дети рассказывают: - Покров. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается, а в деревнях свадьбы играются. - Рождество. На Рождество и стар, и млад все дворы обходили, пели колядки, да Христа славили. - Крещение. На Крещение девушки гадали, да суженного, ряженого выбирали, а еще в ледяной купели купались, да здоровьем заряжались. - Масленица. На Масленицу зиму провожали, весну красную встречали, на горках катались, да блинами объедались. - Весенний праздник «Жаворонки». В этот день пекут забавные фигурки из теста, друзей угощают, да птиц в родные края приглашают.
Русскую народную песню «Ой сад на дворе» исполняет воспитанница Табакова Ульяна, аккомпанирует на гуслях её папа Табаков В. И.
| Сформированы знания детей о русских народных праздниках, об их самобытности, об обычаях и традициях русского народа. |
9 | Физкультминутка «Веселые частушки». | Дети исполняют задорные частушки «Стенка на стенку» и выполняют движения в соответствии с текстом. | Созданы условия для удовлетворения детской потребности в движении, снятия статического напряжения. |
10 | Приглашает детей в мастерскую «Умельцы России». | Дети мастерят кукол из мочала, украшают их разноцветными лоскутками, лентами. | Сформированы представления детей о разнообразии художественных промыслов на Руси. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkaya_izba_-_kopiya.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
- Формировать интерес к русской народной культуре, к традициям и обычаям русского народа («Социализация»).
- Расширять представления о русской избе, как национальном достоянии, о быте сельских жителей. Закреплять знания детей о русских народных праздниках; показать самобытность русского народа, проявляющуюся в детском народном творчестве(колядки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки («Познание»).
- Продолжать расширять представление детей о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Совершенствовать художественные, творческие способности детей в мастерской «Умельцы России». Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, к Родине («Художественное творчество»).
- Создать условия для положительного восприятия пословиц и поговорок, для чтения литературных произведений по теме («Чтение художественной литературы»).
- Совершенствовать умения детей использовать в речи выразительные средства языка. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения. Активизировать словарь детей словами: заклички, прялка, веретено, небылицы, гусляры , колыбель («Коммуникация»).
- («Музыка»).
Методы и приемы:
Практические: игра с элементами ТРИЗ «Хорошо плохо», игра «Сложи сказку», физкультминутка, создание художественного продукта – куклы в мастерской «Умельцы России».
Наглядные: предметы русского быта: деревянная и глиняная посуда, прялка, колыбелька, разрезные картинки по сказкам.
Словесные: загадки, пословицы и поговорки, частушки, весенние заклички, колыбельные.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода, утварь: скалка, кринки, чашки, миски, ложки, чугунки, прялка, веретено, пряжа, колыбель, куклы, разрезные картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей младшей группы «Сказочное путешествие с матрешкой в русскую избу».
Сформировать образные представления о мудром устроении внутреннего пространства избы;Познакомить детей со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, люлька или колыбелька);Познакомить д...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)
Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора. ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".
Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...
Конспект образовательной ситуации в средней группе на тему: «Добро пожаловать в русскую избу»
познакомить детей с русской избой, ее устройством; с предметами русского быта; с домашней утварью;- обогащать словарь детей названиями предметов старинного русского быта (самовар, ухват, чугун, прялка...
Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Русская изба».
О Русской избе детям...
Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"
Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"...
Конспект образовательной деятельности на тему:Русская изба:
Русская изба Цель: • формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русск...