Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы» (экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бренёва Ольга Олеговна

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора.                                      

Образовательные задачи:

·                     Расширить представления детей о русской народной культуре, через знакомство с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы;

·                     Формировать у детей понятия о старинных вещах, об их назначении и применении;

·                     Обогащать словарный запас детей.

Развивающие задачи:

·                     Развивать интерес к истории и традициям своего народа, к малым формам народного творчества;

·                     Развивать умение слушать, отвечать на вопросы, общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению, бережное отношение к предметам старины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Интерьер и предметный мир старинного дома-избы»

(экскурсия в музей на свежем воздухе «Комната старины»)

Дата проведения: 26.09.2017 г.

Воспитатель: Сосненко Г.А.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция видов деятельности: «Коммуникативная», «Восприятие художественной литературы и фольклора», «Игра», «Познавательно-исследовательская».

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора.                                      

Образовательные задачи:

  • Расширить представления детей о русской народной культуре, через знакомство с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы;
  • Формировать у детей понятия о старинных вещах, об их назначении и применении;
  • Обогащать словарный запас детей.

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к истории и традициям своего народа, к малым формам народного творчества;
  • Развивать умение слушать, отвечать на вопросы, общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению, бережное отношение к предметам старины.

Материалы и оборудование:

Старинные предметы русского быта: мебель, посуда, дорожки, коврики, скатерть, салфетки, картины, клубок дранки, крючок, яблоко, угощение, конверт  с картинками мебели.

Предварительная работа:

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций, отображающих обустройство и убранство русского дома-избы, просмотр презентации «Комната старины», беседы о быте русского народа, культуре поведения в гостях, знакомство с народными играми, пословицами, небылицами, частушками.         

Ход образовательной деятельности:

  1. Игровая ситуация.

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости? Часто ли вас приглашают? Хорошо ли вас принимают? Сладко ли вас угощают? А как вести себя надо в гостях, вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в гости к бабушке Насте. У неё дома всё устроено так, как было во времена ваших прабабушек, и мы узнаем, как жили тогда люди, как украшали свой дом, как они встречали гостей.

Дети вместе с воспитателем идут в музей «Комната старины».

  1. Знакомство с этикетом приёма гостей.

Воспитатель: «В давние времена любой человек мог, придя в деревню, гостить в ней три дня. Гостю всегда были рады. Говорили: «Пошли Бог гостей, и хозяин будет сытей, «Гость в дом, добро в дом». Люди верили, что вместе с гостем в дом приходит счастливая доля. И как поведёт себя гость, такую долю и оставит в этом доме (добрую или недобрую).

Мы подошли к дому, но хозяйка ещё не знает, что мы пришли. Что же нам делать?» (постучаться, позвать её).

- Как бы вы поступили в этой ситуации, как позовете её? (Ответы детей).

- Дома ли хозяюшка? (дети повторяют)

- Вот и хозяюшка к нам выходит. (Бабушка Настя здоровается с детьми). Бабушка с нами поздоровалась, чего она нам пожелала? (Здоровья). Здоровье – самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее частое приветствие. И мы с вами, чтобы показать, что мы люди добрые, что хотим принести  в дом счастливую долю, должны пожелать хозяйке здоровья, счастья, богатства.

- Здоровенько ли живёте, всё ли можете? Помогай вам Бог, хозяюшка. Хлеб, да соль! (Дети повторяют фразы приветствия).

Бабушка Настя: «Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее.  Места всем хватит. «В тесноте, да не в обиде». Посмотрите, как я живу – поживаю.

  1. Рассказ об интерьере комнаты.

Бабушка: «Мебель в моей комнате бесхитростная, но самая необходимая. Изготовлена она местными кустарями, ремесленниками, умельцами: деревянный диван, покрытый пледом, буфет для посуды, имеющий два отдела (верхний и нижний), а между ними ниша. Два ящика для столовых приборов. В верхнем отделе с глухими или остеклёнными дверцами хранилась столовая посуда (тарелки, стаканы, супница). В нижнем отделе дверцы украшены разнообразными филёнками, тут помещалась кухонная посуда (сковородки, кастрюли и др.). Есть у меня комод с выдвижными ящиками, который вмещает в себя огромное количество вещей: от постельного и одежды до мелочей, которые всегда должны быть под рукой. А вот дедушка моего комода – сундук. Сундук, как контейнер для хранения предметов обихода, драгоценностей и других дорогих сердцу вещей. Мой сундук украшен по бокам тяжелыми коваными уголками, металлическими полосками, фигурными ручками. Старинный шкаф, похож на ваш современный шифоньер, где платья, костюмы висят на плечиках и не мнутся. Мой самый любимый предмет мебели – этажерка. Её можно поставить в любом месте, даже посередине комнаты. А это моя кровать с металлическими пружинами. На подушке такая легкая паутинка – «Накидашка». Под одеялом неширокая простыня, к которой с одной стороны пришито кружево. Такую простыню называют «подзор». А стол мой с секретом. Если поднять его края, он станет круглым и тогда все мои гости поместятся за ним. На столе – скатерть. А на праздник я стелю вышитую праздничную скатерть. Чтобы было нарядно и уютно я свою комнату украшаю».

- Вам нравиться моя комната?

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, что делает её красивой, освежает, создает уют? (Дети высказывают своё мнение). Это скатерти, покрывала, салфетки, накидашки, картины, вышитые крестом и гладью, занавески на окнах, а на полу домотканые дорожки. И такие веселые круги, связанные крючком из «Дранки».

- Кто знает, как готовятся эти нитки – дранки. (Педагог раздаёт детям полоски ткани с надрезами и показывает, как делают «дранки»). Дранки связывают и сматывают в клубок, а потом вяжут крючком коврики. (Педагог показывает, как вяжут коврик).

Бабушка: «А вот у меня кадка, я уже и тесто замесила, баранок вам напеку.

  1. Посиделки.

Воспитатель: «Пока тесто подходит, мы с вами повеселим бабушку. Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Осенними вечерами, когда весь урожай собран, на улице холодает, собирался народ на посиделки.  Как вы видите, нет ни телевизора, ни магнитофона, поэтому люди сами придумывали игры, потешки, небылицы, пели частушки, чтобы развлечь и потешить друг друга. Говорили: «Делу время, а потехе час». Кто знает, что это значит? (Больше времени уделяй работе, а немного - всего час отводи веселью и отдыху).

Ребенок: Наш досуг порою мелок и чего там говорить

               Скучно жить без посиделок их бы надо возродить.

Воспитатель: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

                      Щелкают орешки, да творят насмешки,

                      Не короткие не длинные, а такие, что в самый раз

                      Как от меня до вас!

Небылицы дарят нам всегда веселье, радость, улыбку и смех!

Ребенок: У Еремы есть коза - на копытах тормоза

               Он на ней дрова возил, у порога тормозил.

               Да полено раз упало, у козы хвост оторвало

               Стал он хвостик пришивать, а коза его лягать.

Ребенок: Вор-воришка, украл топоришко

               Полез в окошко, упал в лукошко

               Вылезти не может, кто ему поможет

Воспитатель: А ещё придумывали разные дразнилки, да пели частушки.

Ребенок: Васька-килель, на лавку сел. Все оладьи съел.

               Сковородник уронил, кошке голову разбил.

Ребенок: Серёжка-картошка, сзади поварёшка

               Спереди лукошко, а в лукошке – кошка.

Ребенок: Мы частушки запоем, запоем мы громко.

               Закрывайте ваши ушки – лопнут перепонки.

Ребенок: Поленился утром Вова причесаться гребешком

               Подошла к нему корова –прилизала языком.

Ребенок: Над селом индюк летает, на хвосте медведь сидит,

                В балалаечку играет, песню звонкую рычит.

Ребенок: По реке плывет корова обогнала пароход

                На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.

Воспитатель: Народ русский – смышленый. Много загадок хитрых придумал! Кто знает загадки?

Ребенок: Хороводом и в ряд в шляпках молодцы стоят (грибы)

Ребенок: Стоит девица в избе, а коса на дворе (печь)

Воспитатель: И мою загадку отгадайте:

Стоит толстячок, подбоченившись бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар)

Воспитатель: «Не зря в народе говориться: старинная пословица не мимо молвится! А ну, закончите мои пословицы:

Без хозяина – дом сирота.

Хозяйка в дому, что оладушек в меду.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Воспитатель: «Передал нам русский народ много разных игр, но особенно любили играть в старину в музыкальные хороводные игры».

Организуется игра «Осень золотая»

Воспитатель: «Ну, что бабушка Настя, хорошо мы тебя повеселили?»

Бабушка: «Спасибо, вам ребятушки, позабавили меня. А теперь гости дорогие к столу пожалуйте». (Дети встают вокруг стола).

5. Беседа о правилах поведения за столом.

Бабушка: «А теперь гости дорогие к столу пожалуйте. (Дети встают вокруг стола). Стол называют «Божья ладонь», садятся и говорят: «Угостимся, чем Бог послал».

 Воспитатель: «А ещё его называют «сердце матери». Как вы думаете, почему его так называют? (стоит посреди комнаты, заботится как мать, всех кормит). Но если стол, как сердце матери, можно ли его обижать? (нельзя стучать по столу, ложкой, рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду).»

Бабушка: «Вот и баранки мои поспели, угощайтесь, гости милые!» (Угощает детей).

6. Итог экскурсии.

Бабушка: «Ну что, гости дорогие, обо всем ли я вам рассказала? А спросить о чем-нибудь хотите?» (Ответы детей).

Воспитатель: «Ребята, у меня в конверте есть картинки с изображением предметов мебели. Найдите среди картинок те, на которых изображена мебель бабушки Насти и назовите её, если запомнили. (Дети выполняют задание)».

Бабушка: «А ещё в гости ко мне придёте? Ну, тогда на свидание прощаемся. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. Пути вам чистого до дома вашего».

Самоанализ

Данная образовательная деятельность была организованна с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет.  Предварительная работа заключалась в чтении сказок, рассматривании иллюстраций, отображающих обустройство и убранство русского дома-избы, просмотра презентации «Комната старины», посещение музея внутри детского сада, беседы о быте русского народа, знакомство с народными играми, пословицами, небылицами, частушками.

Основной образовательной областью является познавательное развитие, которое интегрировалось с речевым развитием, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным.

 В ходе работы прослеживались разные виды деятельности детей: восприятие малых форм фольклора, исследование объектов окружающего мира, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора.

НОД была направлена на решение следующих задач:  

  • образовательные: расширять представления  детей о русской народной культуре, через знакомство с традициями внутреннего обустройства и убранства дома – избы; формировать у детей понятия о старинных вещах, об их назначении и применении; обогащать словарный запас детей.
  • развивающие: развивать умение слушать, отвечать на вопросы; развивать интерес детей к малым формам устного народного творчества.
  • воспитательные: воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины;  воспитывать патриотические чувства и уважение  к старшему поколению, дружеские отношения внутри детского коллектива.

Материал и его подача были подобраны на доступном для детей уровне, в соответствии с их психологическими особенностями.

Для привлечения внимания, поддержания интереса и решения поставленных задач были использованы разнообразные методы и приемы работы с детьми: образ хозяюшки, вопросы, использование малых форм устного народного творчества, возможность поучаствовать в практической деятельности (изготовление дранок), все это дало возможность окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе образовательной деятельности старались активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность, недопуская конфликтов.

В работе по обогащению словаря использовались названия мебели и убранства дома (буфет, этажерка, комод, «накидашка», «задиргушки», «дранки»).

У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

На протяжении свей экскурсии, дети  были активны, внимательны, получили новые впечатления и ушли с хорошим настроением. Я считаю, что выбранная мною форма организации образовательной деятельности была достаточно эффективной. Экскурсия получилась насыщенной по содержанию. В данном мероприятии поставленные цели и задачи были выполнены.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Зимушка - зима»

знакомство детей  с  новым  способом  изображения  снега – «набрызг»...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема НОД: «Путешествие в Цветочный город».

Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям удовольствие от игр, развивающей направленности. Закрепление знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Вечные двигатели организма»

Формирование у детей элементарных представлений о человеческом организме, через проектную деятельность....

КОНСПЕКТ образовательной деятельности в подготовительной группе Тема «Семейные традиции»

Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Семейные традиции" в подготовительной группе....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир". Познавательное развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели "Подводный мир".  Познавательное  развитие. Тема: «В гости к золотой рыбке»Программное...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема недели: "Перелётные птицы" Тема: «Птицы наши друзья» Приоритетная образовательная область: Познава...