Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе. Тема: «Русская изба».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
О Русской избе детям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_s.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности с дошкольниками
в подготовительной группе.
Тема: «Русская изба».
Цель:
познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
- развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
- обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
- Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Спящая красавица» рисование сказочных героев, рассматривание иллюстраций о деревенской жизни, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Предварительная словарная работа: домашний уют, прялка, пряла, шила. Оборудование и материалы: магнитофон, записи русской народной музыки песни, атрибуты для оформления экспозиции – русская изба: печь, ухват, чугунок, сито, мука, каравай, самовар, деревянная посуда, таз, стиральная доска, прялка, шерсть, нитки, вязанная шерстяная одежда, салфетки для рук, фартуки
Воспитатель: «Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют...»
Воспитатель: - Ребята, вспомните, почему наших предков на Великой матушке Руси называли славянами?
Ответы детей: - Славяне – род славный.
Воспитатель: - Какие родственные слова вы подобрать к слову – РОД?
Ответы детей: - Родители, родственники, родные, Родина и т.д.
Воспитатель:- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в необычный музей – дом наших далеких предков-славян. Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходили домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.
Воспитатель: -А из чего люди раньше могли построить себе дом?
Дети: из дерева.
Воспитатель:-Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
-С елью стройной мы родня – Обе зелены и колки, Но длиннее у меня И названье, и иголки.
Дети: отвечают сосна.(Сосна – показ картинки)
Воспитатель: - Строили избу и из сосен, бревна у них длинные, ровные, а воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
-Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Гости кланялись, входя в избу еще не только потому, что они были вежливыми, но и потому, что двери в избах были низкими, а порог высокий, чтобы не дуло.
Воспитатель: - Ребята , как вы думаете ,что в избе было самым главным?
Дети :( ответы детей)
Воспитатель:- Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно
-Ребята, как вы думаете, какие полы были в избе?\
Дети: (деревянные)
Воспитатель:-Конечно деревянные, на них стелили самотканые дорожки, чтобы в избе было теплее.
-Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.
- Как вы думаете, что в избе было самым главным? Что бросилось нам в глаза? (обратить внимание детей на печку)
Воспитатель:-Стоит девица в избе,
Коса на дворе – это ….
Дети:-Печь
Воспитатель:-Да, дети, печь в стародавние времена занимала больше всего места, а как вы думаете, почему?
Дети : ответы
Воспитатель:-Правильно ребята, в ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке. В народе про печь говорили "Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу".
Воспитатель:-Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек который умел класть печь- печник- пользовался почетом и уважением.
-Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
-Печка — деревенская кормилица. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»
«Печь нам мать родная»
Воспитатель: -Как вы думаете чем топили печь ?
Дети: (Дровами)
Воспитатель:-Правильно ребята . А кто же занимался заготовкой дров?
-Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.
Воспитатель:-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: ответы детей что готовили на Русси.
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: -Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Дети: Это чугунок.
Воспитатель: -Правильно. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый )
Воспитатель:- Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (Показ: воспитатель показывает как ставили чугунок в печь, потом – как доставали из печи)
Воспитатель:- Наварила хозяйка щей – надо теперь и хлеба напечь. В этом случае поможет хозяйке сито - (Показ)
-Вот оно у нас лежит возле печи. Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получилось очень пышным и мягким. Посмотрите как это делается. (Показ)
-Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито. Дети пробуют просеять муку через сито.
Воспитатель: -Следующая загадка: «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая»
Дети:ложка
Воспитатель:-В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть .( послушать игру на ложках)
Воспитатель:-Следующая загадка.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»
Дети: прялка
Воспитатель: -Вечерами хозяйка на ней пряла нитки.
-А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. . (Показ пряжа, вязанных вещей)
- А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.
-Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё.
-На Руси прачки использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз. ( показ валька)
Воспитатель: -А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.
-Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)
-Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)
- Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)
-Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)
-Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)
-Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)
- Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)
- Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)
- А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)
-Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)
Воспитатель:- Белье после стирки нужно погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля
-Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали.( показ как раньше гладили)
Воспитатель:- Позже появились утюги, но не такие как сейчас.( показ утюга)
-Посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, для чего он открывается? А что могли сюда засыпать?
Дети: (угли)
Воспитатель: -Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.
Воспитатель:-Теперь давайте, немного поиграем.
Игра «Пирог»: По считалке выбирают водящего, дети становятся в 2 шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:
Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)
Экий он широконький, (руки разводят в стороны)\
Экий он мягонький. (руками гладят живот)
Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом».
Воспитатель:- Мы немного поиграли, а теперь продолжим. -Ребята, вы знаете, что один угол печи назывался «бабий кут»?
Воспитатель:-Его так назвали потому, что здесь было все приспособлено для того, чтобы хозяйка могла готовить пищу, а также стояла прялка, с помощью которой пряли овечью, козью, собачью шерсть.
-По диагонали от печи угол назывался «красный» - это значит красивый, здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
-Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находилась икона. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
- Еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
Воспитатель:- В горнице стояли стол и скамейки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие
Воспитатель: - Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный и полезный.
-Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.
За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Если чай не пьешь – где силы берешь.
Для ложек и чашек - такой великан!
Он чаем отменным наполнит стакан.
Рад время от времени выпустить пар.
Любимец избушки резной самовар.
Воспитатель:- За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя
Воспитатель: - Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую-нибудь веселую забаву, да под музыку.
-Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем. Знаете игру « Ручеек» - это тоже старая русская-народная игра. Дети под народную музыку играют в ручеек
Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша встреча со стариной.
-Вам понравилась экскурсия в дом наших далеких предков-славян?
Дети: ответы детей
Воспитатель: -Что нового вы узнали?
-С какими новыми словами и вещами познакомились?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: -Ребята, а теперь пришла пора нам прощаться.
- До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе .Тема: «Что такое дружба?»
Материал содержит две таблицы: "Формы и методы совместной деятельности", "Логика образовательной деятельности"....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Чародейка Зима».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив подготовительной группеТема: «Чародейка Зима»....
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Миша и Маша спешат на бал»
Разработка содержания познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Миша и Маша спешат на бал»по методике Коротковой Н.А....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Наши помощники»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе по теме: "Наши помощники". Материал в конспекте подобран в соответствии с возраст...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: « Человек»
В этом конспекте воспитатели найдут интересный материал для закрепления у детей представлений о человеке....
План - конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Мы за здоровый образ жизни» (викторина)
Конспект образовательной деятельности с дошкольниками разработан в соответствии с ФГОС....
Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе Тема: «Тополь-тополиный пух, вред и польза»
Тема: "Тополь- тополиный пух, вред и польза.Цель:сформировать знания детей о свойствах тополиного пуха, готовность к участию поисковой деятельности. Для проведения занятия использовала раличные формы ...