Конспект образовательной деятельности на тему:Русская изба:
план-конспект занятия (младшая группа)
Русская изба Цель: • формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват и т. д.) • обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами • развивать связную монологическую речь • воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору. • учить рассматривать предметы домашнего обихода, выявить их пользу и красоту. • воспитывать интерес к истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_russkaya_izba.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская изба
Цель:
- формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват и т. д.)
- обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами
- развивать связную монологическую речь
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
- учить рассматривать предметы домашнего обихода, выявить их пользу и красоту.
- воспитывать интерес к истории России.
Ход Занятия:
В зал заходят дети и подходят к своим местам. Воспитатель встречает детей с хлебом и солью. (слайд №1)
Воспитатель: Здравствуйте гости дорогие! Вы попали в русскую избу, а я ее хозяйка. Зовут меня Марья - искусница!
Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в крестьянскую избу, увидеть, как она мудро устроена, какие предметы окружали русских людей в старину, узнать о традициях и обычаях наших предков. Самая распространенная русская традиция – это русское гостеприимство, тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям всегда были рады. Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает кусочек хлеба, обмакивает его в соль и кушает.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? Как мы себя чувствуем дома?
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
А еще дорогим гостям накрывают вкусный стол.
Воспитатель: Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно. А как вы думаете, что в избе было самым главным? (слайд №2)
Отгадайте мою загадку:
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печь) (слайд №3)
Правильно главное место в избе занимает печь.
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка,
И баранья ножка!
Ни один дом не обходился без печи. Ёе ещё называют печь – матушка. Ведь она давала тепло, свет. А еще на печке сушили грибы, ягоды и разные травы. Но это еще не все чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Хозяин плел лапти или валял валенки, а хозяйка пряла пряжу.
Воспитатель: А теперь ребятки я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
- Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок) (слайд №4)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
- «Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) (слайд №5)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
- «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка) (слайд №6)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
- Выпускает жаркий пар,
древний чайник …. (самовар) (слайд №7)
Воспитатель: Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, с баранками-бубликами, прикусывая кусочками сахара.
Часто гости во время чаепития пели народные песни и плясали.
Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и поплясать под русскую народную музыку. (слайд№8)
Воспитатель: Когда к хозяйке приходили гости, она зажигала свечу. (Воспитатель зажигает свечу. (слайд №9) Раздается сильный шум из-за печи)
Воспитатель: Посмотрите, вот что я нашла. Это шкатулка. Посмотрим, что в ней лежит? Записка. Давайте ее прочитаем.
Воспитатель читает записку:
«Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Если вы читаете это письмо, то попали по адресу. Добро пожаловать в мой дом. Разложите вложенные карточки и составите из них слово и тогда вы узнаете кто Я».
Воспитатель развешивает карточки на магнитной доске.
Воспитатель: Алиса, подойди к доске и составь слово. Прочитай, что у тебя получилось. Ребенок по карточкам составляют слово «Кузя»
Воспитатель: От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя? Где он живет?
Дети: От Кузи. Это домовенок Кузя. (слайд №10)
Воспитатель: Здесь еще что-то написано:
«Ребята, Марья - искусница, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его в этой комнате. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, то найдете сокровище. А чтобы вам было легче справиться с поиском заданий вот вам путеводитель с подсказками. Желаю удачи».
Воспитатель: Ребята, что вы решили, будем искать сокровище?
Дети: Да!
Воспитатель: И так, вперед. Смотрим в наш путеводитель. Конверт с заданием. Конверт с заданием №1 находится на печи. Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место. (слайд№11)
Воспитатель: Слушайте первое задание домового:
«Ребята, дома бывают разные и высокие, и низкие, и строят их из разных материалов. Ваше задание правильно назвать, из каких строительных материалов построены дома, где я успел погостить»
Игра «Назови, какой дом»
Воспитатель: Дети, из чего можно построить дом?
Дети: Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла. На экране выставляются картинки с изображением домов из разных строительных материалов. (слайд № 12-17)
Воспитатель: Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный. Из соломы? Соломенный. Из дерева? Деревянный. Из камня? Каменный. Из бетона? Бетонный. Из глины? Глиняный. Изо льда? Ледяной. Из бумаги? Бумажный. А какой дом будет прочным? Ответы детей. Если дом из одного этажа, то он какой? Одноэтажный. Если дом из трех этажей, то он какой? Трехэтажный. Если дом из девяти этажей, то он какой? Девятиэтажный. Если у дома много этажей, то он какой? Многоэтажный.
Воспитатель: Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Букву прикрепим на доску и смотрим дальше в наш путеводитель. Конверт с заданием № 2 находится слева от печи на окне.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место. (слайд № 18)
Воспитатель: Слушайте задание домовенка: «Ребята, я знаю, что у всех есть свой дом и у животных тоже. Я предлагаю вам сыграть в игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.
У медведя дом медвежий.
У лисы чей дом? – Лисий.
У зайца чей дом? – Заячий.
У волка чей дом? – Волчий.
У белки чей дом? – Беличий.
У барсука чей дом? – Барсучий.
У собаки чей дом? – Собачий.
У кошки чей дом? – Кошачий.
У мыши чей дом? – Мышиный.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились мы с этой задачей и получаем буква Н. А теперь отправляемся искать третье задание. Заглянем в наш путеводитель конверт с задание № 3, находится за пианино. Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место. (слайд № 19)
Предлагаю сесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Слушайте внимательно задание:
«Вы очень находчивые ребята! Разложите пазлы из желтых конвертов в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится целая картина».
Воспитатель: Прежде чем выполнять задание я предлагаю вам превратиться в строителей и построить свой дом:
Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы, изображая крышу дома.)
Воспитатель: Дети, молодцы! Открываем желтые конверты и приступаем к заданию. Что у вас получилось?
Дети: У нас получился дом.
Воспитатель: Дети посмотрите на экран, такой ли дом у вас получился? (слайд №20)
Убираем пазлы в конверт. Сейчас на экране будут появляться детали дома, а вам нужно будет рассказать, для чего они нужны.
Игра «Для того, чтобы»
Крыша дому нужна для того, чтобы была защита от осадков.
Двери дому нужны для того, чтобы… (слайд №21)
Окна дому нужны для того, чтобы… (слайд №22)
Стены дому нужны для того, чтобы… (слайд №23)
Труба дому нужна для того, чтобы… (слайд №24)
Балкон дому нужен для того, чтобы… (слайд №25)
Крыльцо дому нужно для того, чтобы… (слайд №26)
Лифт дому нужен, для того чтобы … (слайд №27)
Мебель дому нужна для того, чтобы … (слайд №28)
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились! Нашли букву «И» под № 3. Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Для этого встанем в красивый круг в центре зала.
Раз, два, три, четыре, пять (дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (показать руками окно, крышу)
Вот какой красивый дом! (указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет Кузя жить в нем. (приседают)
Воспитатель: Я предлагаю вам поискать следующее задание? Смотрим в наш путеводитель, задание № 4 находится справа от печи на окне. Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место. (слайд №29)
Воспитатель: Вот, записка:
А теперь ребята я хочу проверить какие вы сообразительные. Отгадайте мои загадки.
Воспитатель: садитесь ко мне поближе, буду вам загадки загадывать.
1 загадка: Утро, вечер, день и ночь.
Как запомнить вам помочь?
Временные промежутки,
Под чудным названьем? ….... (сутки)
2 загадка: Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? ………(утро) (слайд №31)
3 загадка: Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это? ……..(днем) (слайд №32)
4 загадка: Наигралась детвора.
Расставаться нам пора.
Вот уже и мы с тобой возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи,
Все ответят это? ………(вечер) (слайд №33)
5 загадка: На дворе уже темно,
Спать легли уж все давно.
Мама, папа, сын и дочь,
Наступила, значит? ……..(ночь) (слайд №34)
6 загадка: Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой) (слайд №35)
7 загадка: Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной) (слайд №36)
8 загадка: Солнце печёт, липа цветёт
Рожь поспевает, когда это бывает ... (Летом) (слайд №37)
9 загадка: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают
Что за время года? – спросим
Нам ответят это … (Осень) (слайд №38)
Воспитатель: Какие вы молодцы все загадки Кузи отгадали, а вот какое сейчас время года? (зима). А какие зимние месяцы вы знаете (декабрь, январь, февраль)
Воспитатель: Мне очень понравились ваши ответы. Получаем карточку с буквой «Г» под № 4.
Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим наш путеводитель, задание № 5 находится на столе под горшочком. Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место. (слайд №39)
Воспитатель: слушайте ребятки внимательно последнее задание Кузи.
«Ребята, я знаю, что вы очень творческие и любите фантазировать, поэтому приготовил для вас именно это задание – головоломку. Предлагаю вам построить каждому свой дом».
Воспитатель: Возьмите и откройте белые конверты. Аккуратно выложите содержимое на стол. Составьте из них силуэт дома. (Дети выполняют.) Вопросы детям во время работы: сосчитай, сколько геометрических фигур? Одного ли они цвета? (7 геом. фигур одного цвета) Какие геометрические фигуры есть в наборе? (2 квадрата, 2 треугольника, 3 прямоугольников – 1 большой и 2 маленьких.)
Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с №5.
Но для чего нам нужны эти буквы с номерами?
Выходит домовенок Кузя.
Кузя: Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот… Воспитатель: Денис, подойди к доске и составь слово по цифрам. Прочитай что у тебя получилось.
Ребенок: книга (слайд №40)
Кузя: Правильно. В ней можно найти ответы на многие вопросы. Это не простая книга, а «умная книга» «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания».
Воспитатель: Дети, вам понравилось в гостях у Кузи? На этом наше путешествие окончено. Попрощаемся с Кузей.
Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали? Что нового вы узнали? В какие игры играли? Спасибо что пришли в гости. Но и наша с вами встреча подошла к концу, давайте вместе задуем свечу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Русская народная песенка «Петушок, петушок …». Петушка накормлю дам я зернышко ему.
Участники: дошкольники 1 младшей группыКоличество детей: 12 человекДлительность: 8 минутПедагогический замысел: организовать виды детской деятельности, учитывая образовательные области.Образовательная...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М.Булатова) (повторение)
Речевое развитие...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Русские богатыри» (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Русские богатыри» (старшая группа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Русские традиции» Старшая группа (5 - 6 лет).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:«Русские традиции»Старшая группа (5 - 6 лет)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Русская матрешка"
Материал конспекта позволит воспитателям обобщить и расширить знания детей об истории возникновения, видах матрешек (загорской, семеновской, полхов-майданской, воронежской), и особенностях их росписи...
Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"
Конспект образовательной деятельности "Внешнее устройство русской избы"...
Конспект образовательной деятельности на тему: «Русский костюм и сказки»
Конспект ОД " Русский костюм и сказки"...