Психолого-педагогическое исследование детей с умственной отсталостью выраженной формы.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ефременко Оксана Викторовна
В предлагаемой работе содержится материал для выяснения с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с проблемами в развитии с целью оценки ее актуального состояния и прогноза дальнейшего развития. Психолого-педагогическое изучение детей отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса, в ходе которого ставятся и решаются многочисленные воспитательные, развивающие, образовательные и коррекционные задачи разного уровня сложности и позволяет: 1. Составить социально-психологический портрет ребенка, имеющего ограниченные возможности. 2. Выяснить сильные и слабые стороны в его развитии, как личности. 3. Определить содержание и формы коррекции и личностного развития ребенка. 4. Установить обратную связь, сигнализирующую об изменениях в социально-личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации. Основными этапами психодиагностического исследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вынесение решения – установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития личности (по Л.И.Акатову). Данная работа представляет собой четыре направления: 1. Установление возрастного этапа развития детей. 2. Определение уровня социально-личностного развития детей. 3. Определение уровня сенсорного развития детей. 4. Определение сформированности умений и навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социального развития,

опеки и попечительства

Иркутской области

ОГБУ СО «Иркутский детский дом-интернат № 1

для умственно отсталых детей»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ            

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ВЫРАЖЕННОЙ ФОРМЫ

                                                                             Выполнила воспитатель:

Ефременко О. В.

                                                                             

                                                                             

Иркутск.

ВВЕДЕНИЕ

    В предлагаемой работе содержится материал для выяснения с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с проблемами в развитии с целью оценки ее актуального состояния и прогноза дальнейшего развития.

    Психолого-педагогическое изучение детей отражает целостность оказания помощи ребенку в условиях социально-реабилитационного процесса, в ходе которого ставятся и решаются многочисленные воспитательные, развивающие, образовательные и коррекционные задачи разного уровня сложности и позволяет:

    1.  Составить социально-психологический портрет ребенка, имеющего ограниченные возможности.

    2.    Выяснить сильные и слабые стороны в его развитии, как личности.

    3.  Определить содержание и формы коррекции и личностного развития ребенка.

    4. Установить обратную связь, сигнализирующую об изменениях в социально-личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.

    Основными этапами психодиагностического исследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вынесение решения – установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития личности (по Л.И.Акатову).

    Данная работа представляет собой четыре направления:

    1.    Установление возрастного этапа развития детей.

    2.    Определение уровня социально-личностного развития детей.

    3.    Определение уровня сенсорного развития детей.

    4. Определение сформированности умений и навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовых.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Исходным теоретическим положением работы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии.

    Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний выступают основным условием к отбору содержания социально-реабилитационной работы.

    Возрастное развитие человека – сложный процесс, который в силу различных обстоятельств, приводит к изменению его личности на каждом возрастном этапе.

    По результатам исследований А.В.Запорожца, доказано, что каждый возрастной период в развитии ребенка значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяет общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы на будущее».

    В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста, как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой.

    «Психологический возраст – это качественно своеобразная ступень развития индивида, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями обучения и воспитания» (по Л.И.Акатову).

    Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С.Выготскому. Он считал, что развитие – это, прежде всего, возникновение на определенном этапе нового качества или свойства – возрастного новообразования, закономерно обусловленного всем ходом предшествующего развития. Представление о возрастном развитии развил в своих исследованиях Д.Б.Эльконин. В основу периодизации психологического развития, предложенную им, было положено представление о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, характеризуется особенностями условий, в которых он живет, определенным типом ведущей деятельности и возникающими благодаря этому специфическими отношениями между ребенком и взрослым.

    У детей с умственной отсталостью на всех возрастных этапах развития детская деятельность формируется с опозданием и отклонениями. Своевременно не возникает ни один из видов деятельности, который призван быть опорой для всего психического развития в определенном периоде.

    Значимость этой работы определяется тем, что знание возрастного этапа развития ребенка, его возможностей, позволит выбрать содержание социально-реабилитационного процесса и продолжить деятельность по самообразованию и саморазвитию.

    Установление «стартового» уровня развития позволит его регулировать и прицельно воздействовать на формирование тех процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций. И в этом большое практическое значение психолого-педагогической диагностики (по С.Д.Забрамной).

    Основным средством сбора информации о развитии детей Л.И.Акатов предлагает наблюдение, а главным диагностическим методом – естественный эксперимент. Полученные данные сопоставляются в каждом конкретном случае с теми общими нормативными показателями в развитии, которые характерны для каждого возрастного периода и на их основании делаются соответствующие выводы.

   Данный теоретический материал натолкнул на мысль о проведении психолого-педагогического изучения детей, с целью  выявления их степени зрелости, от которого зависит продуктивность всех видов деятельности. А так как в группе находятся дети от 4 до 12 лет с умственной отсталостью выраженной степени, это стало необходимо для определения формы, содержания и методов их обучения и воспитания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Установление возрастного этапа развития детей.

        По первому направлению работы мы использовали методику С.Д.Забрамной, которая позволила выявить сформированность таких качеств психической деятельности, как: произвольность, восприятие детьми величины, формы, цвета, пространственных отношений, способность создавать целое из частей, способность делать обобщения на основе установления сходных признаков, понимание причинно-следственных зависимостей. В ходе обследования устанавливается также бытовой и социальный опыт ребенка.

    В ходе работы, мы использовали рекомендуемые С.Д.Забрамной 10 заданий для детей 3-5 и 11 заданий для детей 5-7-летнего развития.

     В 2011-2012 учебном году было обследовано 10 детей группы.

    В результате обследования было установлено:

-  3 воспитанника самостоятельно справились с заданиями для детей 3-5 лет и частично для детей 5-7 лет;

-  3 воспитанника частично справились с заданиями для детей 3-5 лет;

- 4 воспитанника пытались выполнить некоторые задания, но не смогли понять инструкции;

    В связи с этим мы выделили три подгруппы детей, отличающихся по своему возрастному развитию.

    1 подгруппа. Эти дети контактны. Ведут себя адекватно в общении со сверстниками и взрослыми. У них нет грубых нарушений в эмоциональных проявлениях. Двое детей владеют фразовой речью, достаточным запасом слов на обиходном уровне. У одного ребенка наблюдается значительное расхождение между состоянием интеллектуального развития и развития речи. Дети подгруппы проявляют познавательный интерес к окружающему миру. Двое детей способны к усвоению учебных знаний (учатся в 1 классе коррекционной школы). Дети имеют устойчивые навыки самообслуживания и хозяйственно-бытовые умения.

    2 подгруппа. Эти дети контактны, но не всегда ведут себя адекватно по отношению к сверстникам и взрослым. Эти дети понимают обращенную речь, но не все владеют активной речью. Дети данной подгруппы проявляют познавательный интерес к занятиям, но запас сведений и представлений ограничен узким кругом сугубо бытовых, повседневных вопросов. Им доступны навыки самообслуживания и простейшие трудовые операции.

    3 подгруппа. У этих детей отмечается значительное недоразвитие всех психических функций. Активной речью не владеют. Понимание обращенной речи в пределах обихода. Навыки самообслуживания сформированы частично.

     Данная методика позволила сделать соответствующие ВЫВОДЫ:

1. Хронологический возраст детей (7 – 12 лет) не соответствует возрастному этапу развития.

2. Психологический возраст детей 1 подгруппы соответствует дошкольному возрасту 5-7 летнего ребенка в норме; детей 2 подгруппы – дошкольному возрасту 3-5 летнего ребенка в норме, детей 3 подгруппы - ниже уровня развития 3-летнего ребенка (результаты диагностики прилагаются).

2. Определение уровня социально-личностного развития.

    Несмотря на такое деление по подгруппам, главной задачей в своей социально-реабилитационной работе мы считаем обеспечение положительных изменений в развитии ребенка, как личности, независимо от того, к какой подгруппе он относится.

    Развитие детей с психической патологией с первых дней жизни отличается от развития детей, не имеющих отклонений в развитии. Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Чтобы помощь детям была эффективной, важно создать необходимую среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение положительной динамики. И это в первую очередь связано с ранней диагностикой для определения образовательно-воспитательного «маршрута» ребенка (по С.Д.Забрамной).

    Для этого в 2011-2012 учебном году была разработана диагностическая «Карта наблюдения» за развитием ребенка.

    В ней рассматриваются основные показатели познавательного и личностного развития ребенка:

- состояние и активность речи (понимание обращенной речи, пассивный и активный словарный запас, наличие фразовой речи);

- сенсорное развитие;

- развитие игровой и продуктивной деятельности;

- сформированность двигательной сферы;

- социальные отношения с детьми и взрослыми.

Изучение проходило по 3-х бальной системе.

    Чтобы получить сведения о ребенке, мы использовали следующие методы изучения:

-   наблюдение в игровой, трудовой, учебной и других видах деятельности;

- естественный эксперимент, т.е. включение заданий диагностического характера.

    В каждом конкретном случае мы выбирали тот или иной метод или их совокупность. Форма изучения: индивидуальная и подгрупповая.

     По результатам диагностического изучения, выявлена несформированность навыков у детей, в той или иной  сфере, что стало основанием при доработке:

      1. Календарно-тематического планирования для детей 1 и 2 подгруппы.

     2. Индивидуальных программ обучения и воспитания для детей 3 подгруппы.

    Вывод:

    Работая по методическим разработкам в течение трех лет, мы отмечаем следующее: наблюдается положительная динамика развития у всех детей, исходя из возможностей и способностей каждого воспитанника:

    1. У детей 1и 2 подгруппы расширился объем знаний об окружающем мире, появилась потребность в общении, игровые действия стали более целенаправленны.

    2. Дети 3 подгруппы пытаются выполнять несложные задания на занятиях по ИЗО-деятельности и конструированию. Наблюдают за игрой других детей и повторяют их действия.

3. Определение уровня сенсорного развития детей.

    Получив, перечисленные выше результаты, я продумала следующий этап работы с детьми. На это меня натолкнула тема по самообразованию «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников и младших школьников в условиях коррекционных учреждений».

    Сенсорное развитие детей - это важное направление в моей работе. Оно направлено на формирование полноценного восприятия окружающего мира, служит основой познания мира.

    С одной, стороны у детей формируются все психические процессы: внимание, память, мышление, речь, воображение. С другой, стороны сенсорное воспитание выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой.

    У детей с интеллектуальной недостаточностью имеется грубое сенсорное недоразвитие. Это подтверждает мое исследование. Дети моей группы даже в предметной деятельности не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой» пробой. Это отрицательно отражается на характере предметно-игровых действий, на овладении изобразительной деятельностью. Дети не умеют выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы.

    Поэтому я разработала специальные дидактические игры, упражнения и занятия, формирующие сенсорные эталоны у детей и позволяющие учитывать потенциальные возможности ребенка. Не ограничиваясь этим, я создала «Сенсорный уголок», где, в своем роде, организуется разнообразная исследовательская деятельность с предметами.

    Помимо этого, сенсорное обучение проходит в ходе занятий по ИЗО-деятельности, по развитию речи, в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

    Для выявления трудностей, возникающих у ребенка в сенсорной сфере, мной были разработаны диагностические карты на 4 этапа обучения и проведена диагностика.

    На основе диагностики разрабатывается календарно-тематическое планирование по сенсорному воспитанию.

    Вывод:

    В результате систематизированной работы по программе и дифференцированного подхода я наблюдаю положительную динамику развития сенсорной сферы:

    1. Все дети 1 подгруппы научились называть, выделять и сравнивать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник), величине (большой-маленький, одинаковые). Не всем детям пока удается называть предмет по цвету (красный, желтый, синий, зеленый), но они научились работать с цветом по подражанию.

    2. Дети второй подгруппы научились вкладывать и вынимать небольшие предметы, нанизывать кольца на стержень, работать с досками Сегена, т.е. уже преднамеренно действовать с предметами.

4. Определение сформированности умений и навыков самообслуживания и хозяйственно-бытовых.

    Следующим этапом моего изучения стали следующие действия: установление «стартового» уровня развития трудовых умений и навыков.

    Так как дети моей группы имеют разный уровень социально-личностного развития, я поняла, что мне необходимо целенаправленно и тщательно подходить к отбору содержания по трудовому воспитанию, доступного для каждого ребенка, к выбору форм его подачи для того, чтобы навыки и умения, прививаемые ребенку, активно включались в процесс личностного развития.

    Мной была разработана «Карта оценки трудовых умений и навыков», по которой я смогла определить сформированность умений и навыков самообслуживания, культурно-гигиенических и хозяйственно-бытовых.

    Вывод:

    Анализ результатов выявил следующее:

    1. Основной задачей по работе с детьми 1 подгруппы является закрепление и совершенствование навыков самообслуживания. Если ребенок научился выполнять какое-либо действие при минимальной моей помощи, я предоставляю ему возможность выполнить это действие самостоятельно. Я в этом случае лишь контролирую действия ребенка, отмечая его успехи и ошибки, а при необходимости помогая ему. Важной особенностью для детей этой подгруппы является также то, что постепенно я ввожу элементы бытового труда, которыми дети способны овладеть.

    2. У детей 2 подгруппы идет лишь формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, опираясь на метод приучения, представляющий собой организацию планомерного и регулярного выполнения определенных действий с целью превращения их в привычные формы поведения (по Л.И.Акатову).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проведенное психолого-педагогическое изучение позволило мне:

    1.     Оценить социальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченными возможностями (входная диагностика по всем направлениям).

    2.  Реализовывать основные направления коррекционно-развивающей программы «Мой мир» и индивидуальных программ обучения детей.

    3. Реализовывать основные направления программы по сенсорному воспитанию «Учимся, играя!»

    4.      Получать обратную информацию о результатах социально-реабилитационного воздействия на личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для определения путей и методов коррекционно-развивающей работы (выходная диагностика по всем направлениям).

     

                                                                                                           

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. – М., 2003г.

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (программно-методические материалы) под ред. Бгажноковой И.М. - М.,  2007г. (коррекцион педагогика).    

3.  Забрамная С.Д,, Боровик О.В. От диагностики к развитию: пособие для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ -  М, 2004г.

4. Забрамная С.Д., Исаева.Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью.- М., 2007г.

5.  Куцакова .Л.В. Нравствинно-трудовое воспитание в дет. саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.,  2007г.

6. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М., 2001г.

7. Психолого-педагогическая диагностика. Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной.- М., 2003г.

8.  Сенсорное воспитание дошкольников под ред. А.В.Запорожца. -  М., 1983г.

9. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программы С.В.Андреева, С.Н.Бахарева, Е.А.Виноградова и др. Псков, АНО «Центр социального проектирования «Возвращение», 2004г.

10. Худенко Е.Д. Учебно-методический комплект программы повышения квалификации «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами» (дистанционное обучение). Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», - М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое и умственное воспитание детей с умственной отсталостью...

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В этом материале рассказывается о психологических особенностях детей с умственной отсталостью....

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Интегрированное занятие в группе детей компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени по теме "Веселые жучки и паучки"

Тема: "Веселые жучки и паучки"Цель: Активизация умений детей применять свои знания и навыки в познавательно- игровой деятельности.Коррекционно-образовательные задачи. Расширение понимания об...

Индивидуальный образовательный маршрут по психолого-педагогическому сопровождению для детей с умственной отсталостью

Цель: создание оптимальных условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка, обеспечивающих усвоение ей социального и культурного опыта....