Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью

Тема: Звук и буква А

Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве А.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить выделять гласный звук [A] и обозначать его буквой.

Коррекционно-развивающие:

-формирование фонематического слуха и восприятия, звуко-буквенный анализ и синтез слогов.

-закрепить понятия гласный звук.

-автоматизировать звук [A] в слогах, словах, предложениях.

-развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

-развитие кинестетических ощущений общей, мелкой, артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные:

-формирование положительной установки на участие в занятии, усидчивости ,умении слушать учителя - логопеда и детей, воспитание доброжелательного отношения в детском коллективе.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята посмотрите внимательно на картинки, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.

Словарный запас: антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.

2. Артикуляция и характеристика звука А.

Логопед показывает сюжетную картинку. «Девочка качает куклу». Широко рот открываем куклу ласково качаем: «А-А-А».

Дети произносят сначала хором, затем индивидуально с разной силой голоса.

3. Работа с зеркалом

[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют,танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, на все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ,зубов,языка.

Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук , так как воздух во рту не встечает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] - большой красный круг.

4. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [А]

[У],[О],[А],[Ы],[А],[М],[О],[Ф],[А][О]

5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове»

Логопед раздает картинки, дети должны определить позицию звука в слове.

(первый, последний, средний)

Слова: аист, арбуз, аквариум, апельсин, астра.

6. «Слова на А»

Цель: формирование чувства ритма.

Дети проговаривают стихотворение с отстукиванием ритма.

Астра, азбука, айва начинаются на А.

И кончаются на А астра, азбука, айва.

Упражнение «Назови первый звук [А]»

Цель: выделение звука [А] в начале слова под ударением.

Дети сначала вместе с логопедом (сопряженно), а затем самостоятельно (отраженно) произносят слова, растягивая первый ударный звук [А] в слове.

Слова: астра, азбука.

Упражнение «На прогулке» (Т. Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова)

Цель: развитие координации речи с движением.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Погуляем мы немножко, (дети водят хоровод)

Побежим мы по дорожкам, (бегают по кругу)

Ножками потопаем, (топают ногами)

Ручками похлопаем. (хлопают в ладоши)

А когда домой придем, (делают руками крышу над головой)

Свою обувь мы протрем. (имитируют мытье рук)

7. Дидактическая игра «Поймай звук [А]»

Цель: формирование умения выделять звук [А] в начале слова. Логопед называет слова, дети, услышав звук [А] в начале слова, хлопают в ладоши.

Слова: Аня, индюк, осень, уши, Африка, ананас, обруч, утюг,аквариум, антенна, Эдик, ослик, умный, азбука, искры,эхо,апрель

8. Дидактическая игра «Громко-тихо»

Цель: развитие силы голоса и длительного плавного выдоха.

Два ребенка стоят друг против друга. По сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласный звук [А]. Дети следят за рукой логопеда: рука внизу — звук тихий, рука постепенно поднимается вверх -громкость увеличивается. Выигрывает ребенок, который на одном выдохе тянет гласный звук дольше.

9. Упражнение «Поем слова на А»

Цель: формирование умения выделять гласный звук в начале слова.

Оборудование: предметные картинки на звук [А].

Детям предлагаются предметные картинки на звук [А]. дети самостоятельно произносят слова, делая акцент на первом гласном звуке [А]: «А-а-а-а-ист» и называют первый звук.

10. Знакомство с буквой А.

Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А. Дети рассматривают ее.

Логопед читает стихотворение про букву А:

Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

Далее дети выполняют задания:

-определяют на что похожа буква А,

-считают количество элементов ее составляющих,

-прописывают букву в воздухе,

-выкладывают букву из счетных палочек,

-обводят трафарет буквы А, раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,

-печатают в тетради строчку с буквой А.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект подгруппового логопедического занятия "БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР(3 год обучения, сильная подгруппа)

Основная цель занятия -  закрепить навык  согласования числительных с существительными в косвенных падежах, что особенно трудно детям с ОНР. Также дети учатся работать по символам -пик...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»

Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения сост...

Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с речевыми нарушениями "Звук и буква (Й)-(А); Я "

Тема: Звуки [Й] [А]. Буква Я.Цель: Познакомить со звуками [Й] [А], объяснить, что они образуют букву Я. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Я.Задачи:Образовательная:- уточнить представления ...