Индивидуальный образовательный маршрут по психолого-педагогическому сопровождению для детей с умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Цель: создание оптимальных условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка, обеспечивающих усвоение ей социального и культурного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indivudalnyy_marshrut._umstvennaya_otstalos.docx | 826.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Индивидуальный образовательный маршрут по психолого-педагогическому сопровождению для детей с умственной отсталостью
Педагог-психолог С.Ф.Журина
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
Цель: создание оптимальных условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка, обеспечивающих усвоение ей социального и культурного опыта.
Период | Тема | Содержание | Программное содержание | Методическое обеспечение |
Сентябрь 1-4 неделя | Первичное наблюдение. Заполнение таблицы «Параметры наблюдений за ребенком с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью) в процессе диагностики (коррекции) и их оценка». Эмоционально-поведенческие особенности, особенности работоспособности, особенности познавательной деятельности. | И. И. Мамайчук. Дифференцированные оценки параметров в процессе наблюдения за ребенком. | ||
Октябрь 1 неделя | Знакомство |
| -Наладить эмоциональный контакт с ребенком. -Развивать мелкую моторику. | Цветной кварцевый песок, стол для песка. |
Октябрь 2 неделя | Осень | 1.Пальчиковая гимнастика «Еж» 2. Игра «Ветер дует, задувает, все листочки обрывает» 3. Упражнение «Собери листочки по цвету» 4. Игра с песком «Салют» | - Развивать мелкую моторику рук, слуховое и зрительное восприятие. -Формировать представления о цвете. | Массажный мяч, стол для песка, цветной кварцевый песок, листочки разных цветов. |
Октябрь 3 неделя | Осень | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Упражнение «Собери листочки по цвету» 3. Игра-шнуровка 4. Упражнение «Найди такой же предмет» | - Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие, восприятие формы и цвета, наглядно-образное мышление. - Тренировать усидчивость и терпеливость в работе. | Су-Джок, разноцветные листочки, деревянная шнуровка, парные картинки. |
Октябрь 4 неделя | Игрушки | 1.Пальчиковая гимнастика 2.Игра «Переложи игрушки, возьми игрушки» 3. Игра «Найди тень» 4.Упражнение с использованием тактильных ячеек. | - Учить выделять предмет из общего фона. - Развивать зрительное внимание, мышление. - Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук - Развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко» | Массажный мяч, бланк с заданием, игрушки малого и среднего размеров. |
Ноябрь 1 неделя | Теплый или холодный | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Игра «Бабочки» 3. Игра «Холодно-жарко» 4. Упражнение «Закрась горячие предметы» | - Ощутить свое тело и возникающие эмоции. - Развивать сенсорное внимание, тактильное восприятие. - Закреплять понятие «тёплый» или «холодный» | Су-Джок, бланк с заданием, холодные, теплые предметы. |
Ноябрь 2 неделя | Овощи |
| -Закрепить названия овощей (морковь, картошка, лук, лук, капуста, помидор, капуста, перец). -Узнавать овощи на ощупь. -Развивать мышление, память, речевые способности, мелкую моторику. | Мешочек, муляжи овощей, пластилин. |
Ноябрь 3 неделя | Фрукты |
| -Расширить представления ребенка о фруктах: их форме, цвете. -Повторить название фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон). -Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление, мелкую моторику. | Мешочек, муляжи фруктов, цветной песок, клей ПВА, бланк с заданием, шаблон «Яблоко» |
Ноябрь 4 неделя | Одежда |
| - Формировать умение классифицировать одежду по их назначению -Развивать зрительное внимание и восприятие, мышления, общей и мелкой моторики. | Массажный мяч, палочки ватные, краски. |
Декабрь 1 неделя | Мебель | 1.Пальчиковая гимнастика «Мебель» 2.Игра «Большой-маленький» 3. Игра «Выложи из палочек» 4. Релаксация с использованием мягкого пуфа. | -Учить понимать обобщающее слово «мебель» -Расширять и активизировать словарь по данной теме. -Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук. -Снятие психоэмоционального напряжения. | Деревянная мини мебель, счетные палочки, мягкий пуф, зеркальный шар с мотором. |
Декабрь 2 неделя | Домашние животные |
| -Учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей. -Развивать память, мышление, умение отвечать на вопросы, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. | Массажный мяч, лото «Чей детеныш», бланк с заданием. |
Декабрь 3 неделя | Дикие животные |
| -Учить различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. -Способствовать развитию зрительного восприятия и внимания. -Развивать мелкую моторику, мышление, память. | Игрушки (дикие животные), пластилин, семечки, либо половинки ватных палочек. |
Декабрь 4 неделя | Новый год | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Игра «Елочные игрушки» 3. Упражнение «Собери гирлянду» 4. Игра «Сложи картинку» 5. Игра «Поймай предмет» (шнуровка) | -Развивать координацию движений, - Учить продевать тесьму в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; -развивать мелкие движения, -целенаправленность действий; -соблюдать направление движений по диагонали (несмотря на прерывистость линии); -Продолжать создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию и результату своих действий. -Развивать мышление | Су-Джок, различные картинки, разрезные картинки 2х, 3х-составные, шнуровка. |
Январь 2 неделя | Промежуточные результаты. Заполнение таблицы «Параметры наблюдений за ребенком с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью) в процессе диагностики (коррекции) и их оценка». Эмоционально-поведенческие особенности, особенности работоспособности, особенности познавательной деятельности. | И. И. Мамайчук. Дифференцированные оценки параметров в процессе наблюдения за ребенком. | ||
Январь 3 неделя | Прятки | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Игра «Спрячь мышку от кошки» 3. Игра «Угадай, что спрятано в песке» 4.Упражнение с использованием тактильных ячеек. | -Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак, подражать действиям взрослого с предметом. -Развивать внимание, мелкую моторику. - Учить осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции -Закреплять эмоционально-положительное отношение к игре. | Массажный мяч, стол для песка, цветной кварцевый песок, игрушки малого размера, тактильные ячейки. |
Январь 4 неделя | Угощение для зверят | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Игра «Угости зверюшек» 3. Игра «Зайчики» 4.Совместная работа «Зайка» | - Развивать зрительное внимание и запоминание, мелкую моторику. - Умение действовать по подражанию - Вызывать интерес и положительное эмоциональное отношение к игре | Игрушки, муляжи овощей, клей, цветной песок, шаблон. |
Февраль 1 неделя | Большие и маленькие | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Игра «Большие и маленькие шары» 3.Игра «Чей домик» 4.Упражнение с использованием тактильных ячеек. | - Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами -Продолжать учить находить правильное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты - Учить находить по словесной инструкции большие и маленькие предметы на ощупь -Развивать внимание, подражание. | Массажный мяч, коробка форм, шары разного размера, тактильные ячейки. |
Февраль 2 неделя | Семья |
|
| Деревянные фигуры «Семейка», конструктор, сухой бассейн. |
Февраль 3 неделя | Круг |
|
| Массажный мяч, круги разной величины, цвета, разного материала, картинки с изображением круглых предметов, пластилин. |
Февраль 4 неделя | Квадрат |
|
| Массажный мяч, мешочек, стол для песка, цветной кварцевый песок. |
Март 1 неделя | Мамин праздник (8 Марта) | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Игры с песком 3. Игра с пуговицами «Украшения для мамы» 4.Релаксационное упражнение | -Развивать мелкую моторику, мышление, внимание. -Снять психоэмоциональное напряжение. | Су-Джок, пуговицы различного размера, веревка (нитка), мягкий пуф. |
Март 2 неделя | Треугольник |
| -Учить видеть предметы треугольной формы в окружающей обстановке и на рисунке. -Развивать пространственное воображение, побуждать к любознательности, мелкую моторику. | Массажный мяч, картинки треугольной формы, шаблоны треугольника, лист бумаги А4, клей. |
Март 3 неделя | Геометрические фигуры | 1.Пальчиковая гимнастика с использованием Су-Джок 2. Игра «Нарисуй фигуру» на песке. 3. Упражнение «Собери из палочек». 4. Упражнение «Подбери фигуру» Психолог спрашивает ребенка, какие он видит геометрические фигуры. Затем предлагает подобрать нужные картинки для фигурок. | - Развивать восприятия формы, мелкую моторику, классифицировать предметы по признакам. | Су-Джок, цветной кварцевый песок, счетные палочки. |
Март 4 неделя | Знайка | 1.Пальчиковая гимнастика «Кошки-мышки» 2. Упражнение «Кто,что ест» Психолог предлагает ребенку рассмотреть рисунки с животными и найти кто, что любит есть. 3. Упражнение «Зеваки» Ребенок идет по кругу. По сигналу колокольчика, он разворачиваются, хлопает в ладоши и идет в обратную сторону 4.Упражнение «Загадка» Ребенку предлагается вспомнить, какого цвета бывают фрукты и овощи. И раскрасить фрукты в нужный цвет. | -Развивать произвольное внимание, мелкую моторику, общую осведомленность | Бланки с заданиями, цветные карандаши. |
Апрель 1 неделя | Прятки | 1.Пальчиковая гимнастика «Мяч» 2.Игра «Собери картинку» 3.Упражнение «Обведи фигуры по точкам и раскрась их» 4. Игры в песочнице «Прятки с животными» | -Развивать мышление, восприятие, мелкую моторику, обогащать словарный запас. -Снять психоэмоциональное напряжение. | Деревянные пазлы 2-х составные, бланк с заданием, стол с цветным кварцевым песком. |
Апрель 2 неделя | Мой веселый звонкий мяч | 1.Пальчиковая гимнастика «Мяч» 2.Игра «Мой веселый звонкий мяч» Ребёнок стоит в центре комнаты, педагог с корзиной маленьких мячей рядом с ним. Психолог произносит слова: Мой веселый звонкий мяч Ты куда помчался вскачь Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой. По окончанию слов педагог подбрасывает мячи вверх так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Ребёнок должен быстро собрать их назад в корзину. 3.Упражнение «Дорисуй полоски на облаках.» 4.Задание с ортопедическими ковриками. Упражнение «Движения по цвету» Психолог показывает цветные фишки, а дети выполняют соответствующие движения, а именно: зеленая фишка - хлопают в ладоши, красная – тихо, как мышки сидят, желтая - топают ногами. | - Учить ребёнка подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова (работать по инструкции) -Развивать мышление, мелкую моторику | Мяч, бланк с заданием, ортопедические коврики. |
Апрель 3 неделя | Чьи малыши | 1.Пальчиковая гимнастика «Еж» 2. Упражнение «Чьи малыши» Психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки с животными, и найти их детенышей. 3. Упражнение «Солнышко и облака» Ребенок стоит в кругу. Когда психолог показывает солнышко он бегает, играет, а когда облако то приседает. 4. Игры в сухом бассейне | -Развивать мышление, внимание, общую и мелкую моторику. | Массажный мяч, бланк с заданием , цыетные карандаши. |
Апрель 4 неделя | Строители | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Беседа о профессии «Строитель» 3.Игра «Что лишнее» 4.Игра «Строим башню» | -Развивать мелкую моторику, мышление, воображение, внимание. | Массажный мяч, конструктор. |
Май 1 неделя | Расположение в пространстве | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Дидактическая игра «Дорисуй, чтобы получилась картинка» 3. Игра «Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)» 4. Упражнение «Что нарисовано» | -Развивать мышление, воображение, целостного восприятия. -Закреплять имеющиеся представления о целостном образе предмета, его форме и величине частей; составлять целое из частей. | Су-Джок, бланк с заданием. |
Май 2-4 неделя | Итоговое наблюдение. Заполнение таблицы «Параметры наблюдений за ребенком с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью) в процессе диагностики (коррекции) и их оценка». Эмоционально-поведенческие особенности, особенности работоспособности, особенности познавательной деятельности. | И. И. Мамайчук. Дифференцированные оценки параметров в процессе наблюдения за ребенком. |
ЛИТЕРАТУРА
- М.А Борякова Н.Ю. Касицина. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду с ЗПР» -М- «Сфера» 2007;
- Баряева Л.Б. Гаврилушкина О .«Программа воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью» -С-П.- «Каро» 2007;
- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс», 2004. – 64 с.
- Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально – личностного развития дошкольников 3 – 7 лет/сост.Н.Д.Денисова. Волгоград, 2010
- Исратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники., Авт..-Ростов н/д, 2009г 25. Методические рекомендации для специалистов.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик - семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4 – 5 лет. – СПб.: Речь,2011. – 223с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Микляева Н.В., Ю.В. Микляева, Н.П. Слободянин. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду.-Москва-2008.
- Можейко А. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. ТЦ Сфера, 2009
- Павлов Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс – диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, 2008г.
- Пазухина И.А. «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет» Детство-пресс 2004
- Полякевич Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий. Учитель, 2011
- Стребелева Е.А . «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» -М. -«Владос» 2016.
- Стребелева Е.А Катаева А.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» -М. -«Бук- Мастер» 1993;
- Стребелева Е.А Мишина Т.А. «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста» -М. -«Владос» 2008;
- Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Представлена форма составления индивидуального образовательного маршрута на воспитанника группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью.
Тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (легкая и умеренная)...
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута как средство формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраст с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация: в статье рассмотрены особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута для старших дошкольников с ОВЗ, в частности, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приведены...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год
Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...
Индивидуальный образовательный маршрут "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Индивидуальный образовательный маршрут по теме "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога на тему: «Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
laquo;Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...
Индивидуальный образовательный маршрут по Алгоритмики и программированию для детей 3-5 лет
Индивидуальный образовательный маршрут по Алгоритмики и программированию для детей 3-5 лет...