Коррекционно-развивающее занятие по гендерному воспитанию "ИМЯ ЛУЧШЕЕ НА СВЕТЕ В ЭТОМ МИРЕ МНЕ ДАНО!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чубарова Ирина Анатольевна

Цель занятия: способствование гармонизации осознания ребенком-дошкольником своего имени посредством использования различных образов. Данную разработку можно использовать в работе педагогов-психологов и воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_luchshee_na_svete_v_etom_mire_mne_dano.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ИМЯ ЛУЧШЕЕ НА СВЕТЕ В ЭТОМ МИРЕ МНЕ ДАНО!

Программное обеспечение:

  1. Программа «Детство», образовательная область «Социализация», раздел «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других»/ под ред. Бабаевой Т.И., ГогоберидзеА.Г., Михайловой З.А.
  2. Программа «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.

Цель: способствование гармонизации осознания ребенком своего имени посредством использования различных образов.

Задачи:  

  1. Формирование у дошкольников представлений о своем имени.
  2. Развитие творческих способностей, самостоятельности суждений, умения делать выводы посредством использования сенсорных ощущений, графических образов.
  3. Воспитание положительного эмоционального отношения к самому себе, своему имени и окружающим.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийный проектор, картинки-слайды с затемненным силуэтным изображением сказочных и мультипликационных  героев (Маугли, Емеля, Красная Шапочка, Незнайка), слайд с анимационным изображением Бабы-Яги;
  • магнитофон, фонограмма песни «Большой хоровод» (Е. Жигалкина, А.Хайт), фонограмма  музыкального сопровождения рисования детей, фонограмма спокойной музыки для релаксации;
  • мобильный телефон;
  • коробочка с визитками-ромашками с именами детей (на каждого ребенка);
  • 5 коробочек  с разным материалом на тактильные ощущения (мягкие игрушки, деревянные кубики, игрушка- мякиш, шишки, каштаны);
  • 5 пробирок с различными натуральными наполнителями (кусочек апельсина, кусочек лимона, конфета, зубчик чеснока, кусочек лука);
  • музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, бубен, трещотка);
  • имена присутствующих детей, распечатанные на белом листе бумаги;
  • поролоновые губки для рисования;
  • акварельные краски;
  • карта-схема по составлению описательного рассказа;
  • фотографии психолога в разных возрастных периодах;
  • обувь взрослого человека (туфли, ботинки).

Ход:

Звучит фонограмма песни «Большой хоровод», дети входят в зал, здороваются с гостями.

Психолог: Ребята, предлагаю вам игру, которая подскажет, о чем мы сегодня будем с вами говорить.

Игра «На кого похожа тень?»

На слайде мультимедийного оборудования показываются тени сказочных героев, дети должны отгадать их имена   Незнайка, Красная Шапочка, Маугли, Емеля).

Психолог: Ребята, вы догадались? О чем же мы будем с вами сегодня говорить? (Об именах)

Психолог: Каждому человеку приятно, когда его называют по имени.

- А вы знаете, откуда появились на Земле имена? (Психолог выслушивает ребят, затем усаживает их на ковер и предлагает послушать историю).

«В далекие времена люди, чтобы отличаться друг от друга стали придумывать себе и другим имена. Имя человеку давали не сразу  после рождения, сначала наблюдали за его поведением и характером, Например, «Зоркий глаз» - очень хорошо видит, «Храброе сердце» - смелый, добрый человек, «Добрыня» - делает добро.

Со временем имя ребенку стали придумывать задолго до его рождения. Часто мальчика или девочку  называли в честь дедушки или бабушки».

 (Вдруг  гаснет свет, с шумом открывается и захлопывается дверь, шум, грохот и все стихло)

Психолог: Ой, ребята, что это было? Наверное, это был ураган. Даже немного страшно стало. А вам? Покажите, как испугались.

Мимическая гимнастика

Дети с помощью мимики изображают  эмоцию страха - глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.

(Звонок по мобильному телефону)

Психолог: Извините, дети. Мне срочный звонок. (Психолог имитирует разговор по телефону). Дети, звонила Фея страны Чудес  - это был вовсе не ураган, а мимо пролетала Баба-Яга. Она похитила наши имена и нарушила одно из главных прав каждого ребенка - право на имя!

- Что же делать? Мне кажется, что я уже не помню своего имени. А вы? (Ответы детей)

- А вы уверены, что это ваше имя? (Ответы детей)

- Почему же Баба-Яга похитила имена? (Слушая рассуждения детей, психолог с помощью наводящих вопросов  подводит их к выводу: может она хочет проверить, подходит ли нам наше им, любим ли мы его).

Психолог: Фея сказала, что можно спасти своё имя, если все о нем узнать и полюбить его. Поэтому прежде, чем мы пойдем к Бабе-Яге, нам необходимо заглянуть в сказочную лабораторию страны Чудес. (Психолог  объясняет детям термин «лаборатория»). Кто желает спасти своё имя? Тогда в путь!

Чтоб поверить в чудеса

Закрываем мы глаза.

А теперь 2 раза топнем

И в ладоши громко хлопнем.

Психолог: Посмотрите. Мы очутились в лаборатории. Приступим к изучению своего имени. (Каждый ребенок  должен представить в воображении свое имя, почувствовать его и описать). 

  • Опыт № 1. Какое имя на ощупь? (Дети по очереди ощупывают предметы в 5 коробочках. Соотносят свои тактильные ощущения с воображаемым образом своего имени и выбирают подходящее к имени свойство; объясняют выбор. (Например, Мое имя мягкое, колючее).
  • Опыт № 2. Какой у имени запах? (Каждый ребенок по очереди  нюхает содержимое пробирок, выбирает подходящий к образу своего имени запах, объясняет своя выбор).
  • Опыт № 3. Какой у имени вкус? (Дети представляют, что откусили малюсенький кусочек имени, делятся впечатлениями о его вкусе,  например, мое имя сладкое, как конфета или мое имя соленое как море).
  • Опыт № 4. Какой звук подходит к имени? (Дети по очереди выбирают соответствующий их образу имени музыкальный объясняют свой выбор, например, мое имя звонкое, как колокольчик).
  • Опыт № 5. Какого цвета имя? 

Психолог: Ребята, а вы знаете, что имена всех-всех людей могут быть разноцветными: красными, синими, зелеными, желтыми, голубыми и еще разными-разными. Каждый день одно и то же имя может быть разного цвета, смотря какое настроение у человека. Если вы любите свое имя, оно будет красивым, ярким, разноцветным, а если вы его не любите, да еще кого-нибудь называете грубо - Вовка, Танька - то имена могут обидеться и стать черного цвета, а кому хочется, чтобы  у него было черное имя. Давайте мы попробуем разукрасить свои имена.  (Под музыкальное сопровождение дети с помощью  губки и красок разукрашивают свои имена, напечатанные на листах белой бумаги, затем демонстрируют свои шедевры друг другу).

Вывод: Несмотря на то, что все имена отличаются друг от друга, каждое имя достойное, красивое, необычное.

Психолог: Ребята, теперь нужно спасти своё имя, забрать его у Бабы-Яги. Как же это сделать? (Выслушивая рассуждения детей, психолог с помощью наводящих вопросов  подводит их к выводу: нужно вежливо попросить и доказать, что мы любим своё имя). Для этого надо вспомнить всё, что узнали сегодня об имени и почувствовали.

Психолог: Но вы, наверно, устали, столько много открытий сделали, поэтому я предлагаю вам лечь на ковер-самолет, и пока он летит, закрыть глазки и отдохнуть.

Релаксация

Дети ложатся на ковер-самолет, закрывают глаза, 2-3 минуты отдыхают под спокойную релаксационную музыку.

 (В это время происходит смена декораций. По просьбе психолога дети открывают глаза и оказываются у Бабы-Яги - она появляется на слайде мультимедийного оборудования, за занавесом ее озвучивает педагог).

Баба-Яга: Зачем явились? Я вас в гости не звала!

Психолог, дети: Баба-Яга, мы пришли забрать  у тебя свои имена, которые ты у нас украла. Отдай нам их, пожалуйста!

 Баба-Яга: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы все равно о них ничего не знаете. 

Психолог: Ребята, как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба-Яга? Докажем ей, что мы очень много знаем о своих именах. (С помощью карты-схемы по составлению описательного рассказа дети доказывают Бабе-Яге, что имена могут быть разными на вкус, цвет, у каждого есть свой запах и т.д.; что они очень любят свои имена).

Баба-Яга: Это сейчас вы говорите, что любите свои имена, а когда вырастите, перестанете их любить, еще и потеряете или отнимет кто-нибудь.

Психолог: Конечно, Баба-Яга не права. Имя дано человеку с рождения и сопровождает его всю жизнь. Мы растем, и вместе с нами растет наше имя.

(Психолог демонстрирует свои фотографии и рассказывает). Это было давно... Звали эту девочку ласково Ирочкой. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже работает в детском саду педагогом-психологом. Вы догадались, о ком идет речь? Конечно же, обо мне. Моя мама по-прежнему называет меня ласково - Ирочкой.  Мои дети называют меня «мама Ира».  Друзья и муж называют меня Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Анатольевна. Вот и вы, когда станете взрослыми, и вас будут называть по имени и отчеству.

- Как сейчас вас ласково называют родители?

- Как вас будут называть в будущем по имени отчеству? (Каждый ребенок называет себя по имени, отчеству).

Психолог: Представим, что вы выросли ...

Игра «Подиум!» 

Дети обувают  взрослую обувь (туфли, ботинки) и по очереди идут по воображаемому  подиуму. В это время психолог объявляет по имени, отчеству каждого ребенка (например, идет Анастасия Алексеевна...).

Психолог: Нравится ли вам ваше будущее имя? (Ответы детей)

Психолог: Кем вы хотите стать, когда вырастите? (Ответы детей)

Психолог: Всем понравилось будущее имя. Я думаю, что вы вырастите замечательными взрослыми людьми, которых окружающие с уважение будут называть по имени и отчеству.

Психолог: ребята, а может и Баба-Яга хочет ,чтобы мы ее назвали ласково, с уважением. (Дети называют Бубу-Ягу Бабушкой-Ежкой, она тает от удовольствия и отдает ребятам их имена).

Баба-Яга: Ну ладно, убедили меня! Вижу, как вы любите свои имена. Возвращаю их вам. (Психолог достает из-за ширмы коробочку с ромашками-визитками с именами детей. Все хлопают, радуются, благодарят Бабу-Ягу. С помощью волшебных слов дети возвращаются в детский сад.)

Чтоб поверить в чудеса

Закрываем мы глаза.

А теперь 2 раза топнем

И в ладоши громко хлопнем.

(Дети открывают глаза, садятся на ковер по кругу).

 Рефлексия

Психолог: Ребята, понравилось ли вам наша встреча?

- Где мы с вами сегодня были?

- Что интересного и нового вы узнали?

- Кто хочет навсегда остаться со своим именем, кто его навсегда полюбил - возьмите ромашку с вашим именем и приколите его на грудь.  Кто отказывается от него, кому не нравится своё имя - не берите.

Вывод: Я рада, что вы полюбили своё имя, много теперь о нём знаете.

Домашнее задание: Психолог просит детей узнать у родителей, почему они так назвали своего ребенка, и что означает его имя.

- Желаю дорожить своим именем всю жизнь и украшать его красивыми делами. А нам пора прощаться.

Ритуал прощания «Назови имя шепотом»

Психолог шепотом ласково называет имя каждого ребенка, он встает и становится в круг. Дети берутся за руки, улыбаются друг другу, прощаются с гостями.

Список используемой литературы:

  1. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
  2. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие для практических работников детских садов - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2010
  3. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.,«Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда

Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....

Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Конспект занятия педагога-психолога «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта» с использованием новых образовательных технологий и ЭОР.

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать эмпатию у детей, способствовать установлению межличностного доверия.Развивать саморегуляцию воспитанников  ...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...