Коррекционно-развивающее занятие по гендерному воспитанию "ИМЯ ЛУЧШЕЕ НА СВЕТЕ В ЭТОМ МИРЕ МНЕ ДАНО!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель занятия: способствование гармонизации осознания ребенком-дошкольником своего имени посредством использования различных образов. Данную разработку можно использовать в работе педагогов-психологов и воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_luchshee_na_svete_v_etom_mire_mne_dano.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ИМЯ ЛУЧШЕЕ НА СВЕТЕ В ЭТОМ МИРЕ МНЕ ДАНО!
Программное обеспечение:
- Программа «Детство», образовательная область «Социализация», раздел «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других»/ под ред. Бабаевой Т.И., ГогоберидзеА.Г., Михайловой З.А.
- Программа «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками» Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.
Цель: способствование гармонизации осознания ребенком своего имени посредством использования различных образов.
Задачи:
- Формирование у дошкольников представлений о своем имени.
- Развитие творческих способностей, самостоятельности суждений, умения делать выводы посредством использования сенсорных ощущений, графических образов.
- Воспитание положительного эмоционального отношения к самому себе, своему имени и окружающим.
Материалы и оборудование:
- мультимедийный проектор, картинки-слайды с затемненным силуэтным изображением сказочных и мультипликационных героев (Маугли, Емеля, Красная Шапочка, Незнайка), слайд с анимационным изображением Бабы-Яги;
- магнитофон, фонограмма песни «Большой хоровод» (Е. Жигалкина, А.Хайт), фонограмма музыкального сопровождения рисования детей, фонограмма спокойной музыки для релаксации;
- мобильный телефон;
- коробочка с визитками-ромашками с именами детей (на каждого ребенка);
- 5 коробочек с разным материалом на тактильные ощущения (мягкие игрушки, деревянные кубики, игрушка- мякиш, шишки, каштаны);
- 5 пробирок с различными натуральными наполнителями (кусочек апельсина, кусочек лимона, конфета, зубчик чеснока, кусочек лука);
- музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, бубен, трещотка);
- имена присутствующих детей, распечатанные на белом листе бумаги;
- поролоновые губки для рисования;
- акварельные краски;
- карта-схема по составлению описательного рассказа;
- фотографии психолога в разных возрастных периодах;
- обувь взрослого человека (туфли, ботинки).
Ход:
Звучит фонограмма песни «Большой хоровод», дети входят в зал, здороваются с гостями.
Психолог: Ребята, предлагаю вам игру, которая подскажет, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Игра «На кого похожа тень?»
На слайде мультимедийного оборудования показываются тени сказочных героев, дети должны отгадать их имена Незнайка, Красная Шапочка, Маугли, Емеля).
Психолог: Ребята, вы догадались? О чем же мы будем с вами сегодня говорить? (Об именах)
Психолог: Каждому человеку приятно, когда его называют по имени.
- А вы знаете, откуда появились на Земле имена? (Психолог выслушивает ребят, затем усаживает их на ковер и предлагает послушать историю).
«В далекие времена люди, чтобы отличаться друг от друга стали придумывать себе и другим имена. Имя человеку давали не сразу после рождения, сначала наблюдали за его поведением и характером, Например, «Зоркий глаз» - очень хорошо видит, «Храброе сердце» - смелый, добрый человек, «Добрыня» - делает добро.
Со временем имя ребенку стали придумывать задолго до его рождения. Часто мальчика или девочку называли в честь дедушки или бабушки».
(Вдруг гаснет свет, с шумом открывается и захлопывается дверь, шум, грохот и все стихло)
Психолог: Ой, ребята, что это было? Наверное, это был ураган. Даже немного страшно стало. А вам? Покажите, как испугались.
Мимическая гимнастика
Дети с помощью мимики изображают эмоцию страха - глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено.
(Звонок по мобильному телефону)
Психолог: Извините, дети. Мне срочный звонок. (Психолог имитирует разговор по телефону). Дети, звонила Фея страны Чудес - это был вовсе не ураган, а мимо пролетала Баба-Яга. Она похитила наши имена и нарушила одно из главных прав каждого ребенка - право на имя!
- Что же делать? Мне кажется, что я уже не помню своего имени. А вы? (Ответы детей)
- А вы уверены, что это ваше имя? (Ответы детей)
- Почему же Баба-Яга похитила имена? (Слушая рассуждения детей, психолог с помощью наводящих вопросов подводит их к выводу: может она хочет проверить, подходит ли нам наше им, любим ли мы его).
Психолог: Фея сказала, что можно спасти своё имя, если все о нем узнать и полюбить его. Поэтому прежде, чем мы пойдем к Бабе-Яге, нам необходимо заглянуть в сказочную лабораторию страны Чудес. (Психолог объясняет детям термин «лаборатория»). Кто желает спасти своё имя? Тогда в путь!
Чтоб поверить в чудеса
Закрываем мы глаза.
А теперь 2 раза топнем
И в ладоши громко хлопнем.
Психолог: Посмотрите. Мы очутились в лаборатории. Приступим к изучению своего имени. (Каждый ребенок должен представить в воображении свое имя, почувствовать его и описать).
- Опыт № 1. Какое имя на ощупь? (Дети по очереди ощупывают предметы в 5 коробочках. Соотносят свои тактильные ощущения с воображаемым образом своего имени и выбирают подходящее к имени свойство; объясняют выбор. (Например, Мое имя мягкое, колючее).
- Опыт № 2. Какой у имени запах? (Каждый ребенок по очереди нюхает содержимое пробирок, выбирает подходящий к образу своего имени запах, объясняет своя выбор).
- Опыт № 3. Какой у имени вкус? (Дети представляют, что откусили малюсенький кусочек имени, делятся впечатлениями о его вкусе, например, мое имя сладкое, как конфета или мое имя соленое как море).
- Опыт № 4. Какой звук подходит к имени? (Дети по очереди выбирают соответствующий их образу имени музыкальный объясняют свой выбор, например, мое имя звонкое, как колокольчик).
- Опыт № 5. Какого цвета имя?
Психолог: Ребята, а вы знаете, что имена всех-всех людей могут быть разноцветными: красными, синими, зелеными, желтыми, голубыми и еще разными-разными. Каждый день одно и то же имя может быть разного цвета, смотря какое настроение у человека. Если вы любите свое имя, оно будет красивым, ярким, разноцветным, а если вы его не любите, да еще кого-нибудь называете грубо - Вовка, Танька - то имена могут обидеться и стать черного цвета, а кому хочется, чтобы у него было черное имя. Давайте мы попробуем разукрасить свои имена. (Под музыкальное сопровождение дети с помощью губки и красок разукрашивают свои имена, напечатанные на листах белой бумаги, затем демонстрируют свои шедевры друг другу).
Вывод: Несмотря на то, что все имена отличаются друг от друга, каждое имя достойное, красивое, необычное.
Психолог: Ребята, теперь нужно спасти своё имя, забрать его у Бабы-Яги. Как же это сделать? (Выслушивая рассуждения детей, психолог с помощью наводящих вопросов подводит их к выводу: нужно вежливо попросить и доказать, что мы любим своё имя). Для этого надо вспомнить всё, что узнали сегодня об имени и почувствовали.
Психолог: Но вы, наверно, устали, столько много открытий сделали, поэтому я предлагаю вам лечь на ковер-самолет, и пока он летит, закрыть глазки и отдохнуть.
Релаксация
Дети ложатся на ковер-самолет, закрывают глаза, 2-3 минуты отдыхают под спокойную релаксационную музыку.
(В это время происходит смена декораций. По просьбе психолога дети открывают глаза и оказываются у Бабы-Яги - она появляется на слайде мультимедийного оборудования, за занавесом ее озвучивает педагог).
Баба-Яга: Зачем явились? Я вас в гости не звала!
Психолог, дети: Баба-Яга, мы пришли забрать у тебя свои имена, которые ты у нас украла. Отдай нам их, пожалуйста!
Баба-Яга: Ничего я у вас не крала, просто забрала. Вы все равно о них ничего не знаете.
Психолог: Ребята, как вы думаете, справедливо ли то, о чем говорит Баба-Яга? Докажем ей, что мы очень много знаем о своих именах. (С помощью карты-схемы по составлению описательного рассказа дети доказывают Бабе-Яге, что имена могут быть разными на вкус, цвет, у каждого есть свой запах и т.д.; что они очень любят свои имена).
Баба-Яга: Это сейчас вы говорите, что любите свои имена, а когда вырастите, перестанете их любить, еще и потеряете или отнимет кто-нибудь.
Психолог: Конечно, Баба-Яга не права. Имя дано человеку с рождения и сопровождает его всю жизнь. Мы растем, и вместе с нами растет наше имя.
(Психолог демонстрирует свои фотографии и рассказывает). Это было давно... Звали эту девочку ласково Ирочкой. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже работает в детском саду педагогом-психологом. Вы догадались, о ком идет речь? Конечно же, обо мне. Моя мама по-прежнему называет меня ласково - Ирочкой. Мои дети называют меня «мама Ира». Друзья и муж называют меня Ириной. А в детском саду я для всех Ирина Анатольевна. Вот и вы, когда станете взрослыми, и вас будут называть по имени и отчеству.
- Как сейчас вас ласково называют родители?
- Как вас будут называть в будущем по имени отчеству? (Каждый ребенок называет себя по имени, отчеству).
Психолог: Представим, что вы выросли ...
Игра «Подиум!»
Дети обувают взрослую обувь (туфли, ботинки) и по очереди идут по воображаемому подиуму. В это время психолог объявляет по имени, отчеству каждого ребенка (например, идет Анастасия Алексеевна...).
Психолог: Нравится ли вам ваше будущее имя? (Ответы детей)
Психолог: Кем вы хотите стать, когда вырастите? (Ответы детей)
Психолог: Всем понравилось будущее имя. Я думаю, что вы вырастите замечательными взрослыми людьми, которых окружающие с уважение будут называть по имени и отчеству.
Психолог: ребята, а может и Баба-Яга хочет ,чтобы мы ее назвали ласково, с уважением. (Дети называют Бубу-Ягу Бабушкой-Ежкой, она тает от удовольствия и отдает ребятам их имена).
Баба-Яга: Ну ладно, убедили меня! Вижу, как вы любите свои имена. Возвращаю их вам. (Психолог достает из-за ширмы коробочку с ромашками-визитками с именами детей. Все хлопают, радуются, благодарят Бабу-Ягу. С помощью волшебных слов дети возвращаются в детский сад.)
Чтоб поверить в чудеса
Закрываем мы глаза.
А теперь 2 раза топнем
И в ладоши громко хлопнем.
(Дети открывают глаза, садятся на ковер по кругу).
Рефлексия
Психолог: Ребята, понравилось ли вам наша встреча?
- Где мы с вами сегодня были?
- Что интересного и нового вы узнали?
- Кто хочет навсегда остаться со своим именем, кто его навсегда полюбил - возьмите ромашку с вашим именем и приколите его на грудь. Кто отказывается от него, кому не нравится своё имя - не берите.
Вывод: Я рада, что вы полюбили своё имя, много теперь о нём знаете.
Домашнее задание: Психолог просит детей узнать у родителей, почему они так назвали своего ребенка, и что означает его имя.
- Желаю дорожить своим именем всю жизнь и украшать его красивыми делами. А нам пора прощаться.
Ритуал прощания «Назови имя шепотом»
Психолог шепотом ласково называет имя каждого ребенка, он встает и становится в круг. Дети берутся за руки, улыбаются друг другу, прощаются с гостями.
Список используемой литературы:
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 - 6 лет. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие для практических работников детских садов - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2010
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.,«Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Конспект занятия педагога-психолога «Всех нужнее и дороже в этом мире доброта» с использованием новых образовательных технологий и ЭОР.
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать эмпатию у детей, способствовать установлению межличностного доверия.Развивать саморегуляцию воспитанников ...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...