Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Снеговичок»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
- Развивать умение замечать изменения в природе.
- Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
- Развивать речь, мышление, воображение.
- Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sveta.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Снеговичок»
Составитель: Лямина С. С.
Образовательная область: «Познание»
Цель: Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.
Задачи:
- Развивать умение замечать изменения в природе.
- Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
- Развивать речь, мышление, воображение.
- Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Материал: Снеговичок - игрушка, снег в ведерке, белые альбомные листы А-4, две половины альбомного листа - А4, глазки, морковки (заготовки из мятой бумаги), клей-карандаш, красные фломастеры, иллюстрации «Зимние развлечения».
Интеграция:
Образовательные области:
Коммуникация: Учить участвовать в беседе, способствовать развитию любознательности, помогать детям, выражать свою точку зрения, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Художественное творчество: Развивать образные представления, воображение.
Здоровье: Продолжать работу по укреплению здоровья детей.
Безопасность: Знакомить детей с правилами игр со снегом.
Физкультура: Сохранение равновесия при ходьбе и беге на носочках.
Предварительная работа: Заучивание стихов о зиме, «Зима» И. Суриков, «Падал снег на порог» П. Воронько.
Игра: «Минутка радости»
Оборудование: Снег в ведерке, одноразовые полотенца для рук, одноразовые тарелочки для поделок из снега. Игра проводится во второй половине дня, за несколько дней до занятия.
Ход игры
Воспитатель подзывает детей к столу, на котором стоит ведерко со снегом, одноразовые тарелочки по количеству детей и одноразовые полотенца и обыгрывает.
Воспитатель - Ребята у меня для вас – сюрприз! Подходите скорее к столу. Посмотрите, какое красивое ведерко, а ведерко не простое, а волшебное. Давайте все вместе скажем волшебные слова, закроем глаза и посмотрим, чем наполнится наше ведерко! Ребята, только я все волшебные слова, забыла, помогите мне. Напомните волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?
Дети: - предлагают варианты волшебных слов (Сархан: - Крибе – крабле - бумс,
Кирилл: - Ведерко- ведерко покружись и ребятам покажись, Эля: -Еще можно подуть на ведерко и сказать 1,2,3).
Воспитатель: - Молодцы знаете волшебные слова! Закрываем все глазки и произносим все вместе «Крибле-Крабле-Бумс». (Дети закрывают глаза и произносят вместе с воспитателем волшебные слова.) Ребята глазки не открывайте, потрогайте ручками. Скажите, что у меня в ведерке?
Дети трогают снег руками. Лена: - Ой как холодно! Елисей: - Холодно, и в руке появляется вода, Эля и я хочу потрогать, ой ручка мерзнет! Лева: - Я знаю это снег!
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы правильно определили, наше волшебное ведро наполнилось снегом! Я предлагаю вам поиграть со снегом и вылепить маленьких снеговиков. Но наша игра со снегом в группе только «Минутка радости». Почему минутка радости?
Матвей: - Снег в теплой комнате растает и превратится в воду. Ваня М: - Снег тает в комнате быстро, за минутку. Снегом детки играют на улице!
Воспитатель: - Ребята, берите снег и лепите сказочных героев (Колобок, Снеговик) по вашему желанию. Только лепите быстро, снег может растаять. Если у вас замерзли ручки, ставьте свою поделку на тарелочку, берите полотенце и вытирайте ручки. (Дети лепят из снега, поделки ставят на тарелочки.)
Молодцы ребята! Красивые у вас получились Снеговички и маленькие снежные колобочки! Складывайте свои творения в наше волшебное ведро, чтобы у нас не появились на столе лужи. (Дети складывают свои снежные поделки в ведро.)
Воспитатель: - Да, через несколько минут наши снежные творения растают и превратятся в воду. Но мы с вами можем поиграть и с водой. Придумайте, в какие игры?
Эля: - Воду можно оставить в волшебном ведерке, потом вынести на улицу оставить там и она замерзнет и превратится в лед!
Воспитатель: - Хорошо, я согласна с вами ребята, мы так и сделаем. Вынесем ведерко на балкон. А утром, посмотрим, что произошло с нашей водой! (Выносит на балкон ведерко с растаявшим снегом и оставляет на ночь. Утром на прогулке, вместе с детьми рассматривают что случилось с водой и почему она замерзла.)
Беседы о правилах игр со снегом.
Наблюдения на прогулке за снегом.
Экспериментирование: опыты со снегом и водой (замораживание, рассматривание на прогулке замерзшей воды на балконе в волшебном ведерке, проводится на следующий день после игры «Минутка радости»).
Словарная работа: «сверкает», «оттепель», «морозный день», «солнечная погода».
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята становитесь в кружок. Приготовьте свои ручки для игры - «Игрушки»
(Дети стоят в кругу, проводится пальчиковая игра.)
- Все, что захотим, Хлопают в ладоши.
- Мы из снега смастерим.
- Лева лепит колобок, Складывают ладошки ковшиком, лепим колобок.
- А Алина - теремок, Соединяют прямые ладони над головой («крыша»).
- Лена лепит разных рыб, Прижимают ладони друг к другу и двигают ими Вправо-влево.
- Ну а Даша снеговик! Ладошки «ковшиком и лепят колобки».
Воспитатель обращает внимание детей на звуки, которые, которые доносятся из раздевалки.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то плачет? Послушайте! (Дети прислушиваются).
Давайте, посмотрим, кто же это плачет? (Дети вместе с воспитателем подходят к двери, открывают ее и видят снеговика (игрушку), который заблудился и боится растаять в теплой комнате.)
Воспитатель: - Ой! Ребята, посмотрите, Снеговичок! Давайте, спросим у Снеговичка, как он попал в нашу группу? (Воспитатель вносит Снеговичка в группу усаживает его на стульчик, а дети усаживаются рядом на ковре и идет беседа.)
Даша: Снеговичок, что ты делаешь в нашей раздевалке?
Кирилл: - Как ты, попал в наш детский сад?
Ваня Н.: - Снеговичок, ведь ты можешь растаять в теплой комнате и превратиться в воду!
Снеговик (оспитатель, изменив голос, отвечает на вопросы детей) Я шел к вам в гости на участок, хотел с вами немного поиграть, на прогулке загадать вам мои любимые загадки, но заблудился и попал в теплую комнату и боюсь растаять!
Воспитатель: - Снеговичок, я помогу тебе! Давай мне твои загадки, я их загадаю ребятам! А ты, быстрее беги на участок и жди нас! Мы пойдем на прогулку и поиграем с тобой! Ребята, вы хотите поиграть со снеговиком на прогулке?
- Дети: - Да, хотим поиграть!
Снеговик: - До встречи на прогулке! Я убегаю и жду вас на участке! (Снеговик уходит, воспитатель, прячет снеговика в раздевалке.)
Воспитатель: - Ребята садитесь на стульчики, и слушайте любимые загадки нашего снеговика! (Дети садятся на стульчики и отгадывают загадки.)
Загадки
1. Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
- Дети (Зимой)
2. Мягкий он, а не подушка,
Липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка
А согреешь - ручеек.
Дети - (Снег).
Беседа о снеге
Воспитатель: - А почему Снеговичок любит зиму и снег? Лена, как ты думаешь?
- Лена: - Снеговичок любит зиму и снег, потому, что зимой холодно, мороз и снеговики не тают, а когда на улице жарко, то снеговик может растаять.
Воспитатель: Молодец, Лена, садись! В жарких южных странах холодной зимы не бывает, и поэтому, дети в этих странах никогда не видели снега. Представьте, что вы приехали в Африку. Что вы можете рассказать африканским детям о снеге? Ребята, расскажите свойствах снега. (Дети перечисляютсвойства снега.)
Сархан: - Снег белый, пушистый, холодный. Он появляется на земле когда на улице холодно.
Лева: - Из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки. Они похожи на маленькие звездочки, состоящие из лучиков.
Они сияют и переливаются на солнышке.
Лена: - Когда люди наступают на снежинки, лучики ломаются и снег скрипит под ногами.
Елисей: А еще можно стихи рассказать о снеге. (Елисей рассказывает стихотворение)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело
Темный лес – что
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно
Стали дни короче.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы
И зима настала!
Воспитатель: - Молодец Елисей, садись. Кто еще знает стихотворение о зиме и хочет рассказать.
- Андрей. Я хочу рассказать (Андрей рассказывает стихотворение).
«Падал снег на порог»
Падал снег на порог,
Кот лепил себе пирог,
А пока лепил и пек -
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега, - из муки».
Воспитатель: - Ребятки, а теперь давайте изобразим как хрустят снежинки, когда у них ломаются лучики, пошагали, с пятки на носочек и сказали. Скрип-скрип, Хруст- хруст! (Дети, ходят по группе в разных направлениях изображая скрип снега под ногами.) Молодцы, а сейчас вы превращаетесь в легкие, белые снежинки и летите на стульчики и усаживаетесь перед мольбертом! (Дети садятся на стульчики перед мольбертом и рассматривают иллюстрации о зимних забавах детей.)
Воспитатель: - Трудно передать словами, как скрипит снег в морозный день под ногами. Как блестит снег в солнечную погоду. Мы любим красоту зимней природы, а еще мы любим зимние забавы. Посмотрите на иллюстрации «Зимние развлечения». Представьте, что эти картинки детских игр на снегу мы показали африканским ребятам. Расскажите о том, что нарисовано на картинках. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был так же интересен, как интересно бывает нам играть в зимний день на улице. Эля, расскажи, как ты играешь зимой на улице.
Эля: - Я люблю кататься на санках с горки, так – же, как катаются детки на картинке санки едут с горки очень быстро и можно свалиться в белый мягкий и пушистый снег. Вот один мальчик упал, а санки покатились с горки вниз. Но когда падаешь в снег, не больно, потому, что он пушистый все смеются, всем весело.
Воспитатель: - Молодец Эля! Я думаю, что деткам в Африке захочется прокатиться на санках после твоего рассказа. Алина расскажи африканским детям, как еще можно играть со снегом?
- Алина - Со снегом можно играть в снежки, вот на этой картинке детки играют в снежки. Но это опасно можно больно бросить снежком в деток. Играть в эту веселую игру нужно осторожно!
Воспитатель: - Посмотрите на картинку, как весело дети играют в снежки, девочки и мальчики лепят снежки и бросают их в друг друга. А как вы, думаете зимний день теплый, или морозный?
- Дети (в снежки играют в теплый зимний день, когда из липкого снега можно лепить снежки).
Воспитатель: - А как еще можно играть зимой? Кто ответит? Лева расскажи.
Лева: - Еще зимой можно кататься на лыжах с горки и на коньках на льду.
Воспитатель: - Ребята, вы интересно рассказали о зимних играх! Молодцы! А мы могли бы привезти Снеговичка в Африку?
- Дети (в Африке очень жарко, там никогда не бывает зимы и снеговик может растаять).
- Воспитатель: - Как это можно сделать? Матвей, как ты повезешь Снеговика в Африку? Там очень жарко и никогда не бывает зимы.
- Матвей: - Снеговика можно посадить в холодильник и быстро-быстро на самолете, отвезти, показать ребятам. Посадить его снова в холодильник и привезти обратно к нам на Север. Что бы он там не растаял!
- Воспитатель: - А как Кирилл повезет Снеговика в Африку?
- Кирилл: - Я тоже его заморожу и быстро на ракете доставлю в Африку, ракета летит быстро и он не успеет растаять, я покажу его деткам, они посмотрят и он на ракете прилетит быстро к нам!
Воспитатель: - А какие трудности могут возникнуть у Снеговичка, если мы попытаемся его оставить в Африке на один, на два, на три дня, на неделю?
- Дети: - Его в Африке нельзя оставлять даже на одну минутку, он растает и превратится в воду.
- Воспитатель: - Ребята, а из всякого ли снега мы можем зимой лепить снеговика?
- Дети: - Нет, снеговиков можно лепить только из влажного липкого снега!
Воспитатель: - Да, снеговика можно слепить только из влажного липкого снега. Оказывается снег, бывает разный. В морозный день он хрустящий и рассыпается! А вот если потеплеет на улице и наступит легкий небольшой морозец, снег станет липким, и мы сможем вылепить снежную бабу, построить снежную крепость, и поиграть в снежки.
Ребята, что у снеговика вместо носа? (Морковка). А я однажды видела снеговика с сосулькой вместо носа. Подумайте, откуда появилась сосулька?
- Дети: - Снег лежал на крыше, на солнце он немного растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, вода снова замерзла и превратилась в сосульку.
Воспитатель: - А мы с вами можем слепить снеговика в группе, если занесем снег?
Эля: Нет, снег в группе растает. Мы уже лепили из снега снеговиков в группе, и они растаяли и превратились в воду.
Матвей: - Потом мы вынесли воду на балкон, и она превратилась в лед.
Воспитатель: - Мы с вами, заменим снег белой бумагой, и я уверена, у вас получатся настоящие снеговики. Ребята, подходите к столам. Становитесь вокруг поудобнее берите большой лист бумаги, мните ее, скатайте двумя руками бумажный колобок, это у вас буде туловище чтобы у вас получились колобки разного размера теперь берите листок поменьше таким-же образом превращаете его в колобок поменьше – это у вас будет голова, один большой, другой маленький, потом берете клей-карандаш смазываете клеем ту, часть и маленького и большого колобка, где у вас будет соединение. Ставите бумажные колобки один на другой. Все склеили свои колобочки? Молодцы! На тарелочках лежит еще один листочек, делите его на две равные части. Складываете уголок к уголочку и ровно складываете пополам приглаживаете пальчиками, разворачиваете листок, берете ножницы и режете пополам. Покажи Сархан, ребятам как нужно правильно складывать листок. Лева, как нужно правильно держать листок и ножницы? Покажи ребятам. (Дети показывают приемы складывания и разрезывания бумаги.) Мнете бумагу и превращаете в два маленьких колобка – это ручки. Намазываете клеем, ту часть маленького колобочка, где у вас будет соединение и приклеиваете Снеговичку ручки. Угольки для глаз и маленькие морковочки для носа, у вас лежат на тарелочках. Берем сначала угольки, аккуратно приклеиваем глазки в верхней части головы снеговика на одинаковом расстоянии друг от друга. Приклеили? Теперь берите морковочки и клейте носик снеговику. Молодцы, ребята! Но мне кажется, что наши Снеговички грустные. Почему? Как ты Андрей думаешь?
Андрей: -Да, Снеговички грустные, потому, что они не улыбаются! У них нет ротика.
Воспитатель: - Правильно, они грустят, не улыбаются нам! Я предлагаю вам ребята посмотреть друг на друга, улыбнуться весело. (Дети улыбаются друг другу.) Возмите красный фломастер и нарисуйте веселую улыбку своим Снеговикам!
Какие замечательные Снеговички у вас получились. Я предлагаю сфотографировать их, выложить на сайт нашего Д/С и пусть африканские ребята посмотрят наших Снеговиков в интернете! (Воспитатель фотографирует Снеговичков.)
Итог занятия
Зима - чудесное время года. Можно кататься на лыжах, коньках, можно играть в хоккей. Строить крепости из снега, лепить снежные фигуры.
Литература:
Л.А. Владимирская «От осени до лета».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР
совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...
«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.
Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...