Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми 6 – 7 лет с по развитию познавательной деятельности
рабочая программа на тему

Ануфриева Людмила Владимировна

Предлагаемая программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными целями и структурой. Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В тоже время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений, их сложность можно варьировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент,  как для самого ребенка, так и для его родителей. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, Л. С. Выготский.     Практический опыт педагогической работы показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

     Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года, можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

     В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.

     Материалом занятий служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоорганизованности, самоконтроля, самостоятельности, навыков общения).

     Цель данной программы – развитие познавательных и когнитивных процессов, развитие личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению.

     Задачи программы:

  • Формировать познавательные интересы и потребности, являющиеся фундаментом успешного обучения в школе;
  • Развивать психические функции, способствующие успешной адаптации к школьному обучению (память, внимание, мышление, речь и т.д.);
  • Организовывать деятельность по обучению детей саморегуляции, контролю, самостоятельности;
  • Развивать у ребенка положительное отношение к другим людям, эмоциональную отзывчивость.

     Предлагаемая программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными целями и структурой.

     Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В тоже время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений, их сложность можно варьировать.

     Данная программа реализована на базе ГОУ ЦДК в группе дневного пребывания. Цикл занятий рассчитан на два месяца (восемь занятий по одному в неделю). Состав группы  5 – 6  человек.

    Для успешного проведения занятий необходимо следующее оборудование:

  • Демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
  • Различные развивающие игры;
  • Магнитофон, аудиокассеты с записями;
  • Цветные карандаши;
  • Мяч.

     Ожидаемые результаты

     Работа по программе позволит:

   - повысить уровень школьной готовности детей;

   - развить познавательную активность, интерес к окружающему миру, желание      

   узнать   новое;    

   - приобрести ряд познавательных умений и навыков.

Занятие № 1.

1. «Знакомство».                                                                                                                     Цель: Установление контакта, настрой на совместную деятельность.

Один ребенок подходит к другому и называет свое имя, касаясь своими ладошками его ладошек. Второй  в ответ также называет свое имя и т.д.

2. Игра с мячом «Прямой счет».                                                                                   Цель: Закрепление навыков прямого счета в пределах десятка, развитие внимания, двигательно-моторной  координации.                                                                           Учитель-дефектолог бросает мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и, продолжая счет, – 2 бросает мяч следующему ребенку и т.д.

3. Задание «Подбери предмет по форме».

Цель: Развитие представлений об основных  геометрических фигурах, упражнение в соотнесении формы предметов с геометрическими эталонами.

У каждого ребенка - конверт с предметными картинками. Предлагается разложить картинки на три группы: похожие на круг, на квадрат, на треугольник. Затем меняются конвертами.

4. Игра «Слушай хлопки».

Цель: Развитие слухового внимания, способности к волевому управлению своим поведением.

Учитель-дефектолог договаривается с детьми, что на определенное количество хлопков, они будут выполнять заданное движение. Например, на один хлопок – поднять руки, два хлопка – замереть на месте, три хлопка – махать руками.

Дети двигаются произвольно под музыку, на хлопки выполняют заданное движение, количество которых можно увеличить до четырех.

5. Задание «Дорисуй».

Цель: Развитие творческого воображения.

Детям даются листы бумаги с незаконченными изображениями (два – три рисунка). Надо дорисовать их до полной картинки и назвать, что получилось.

6. Итог занятия.

Дети вспоминают, чем они занимались, какая игра или задание понравилась больше всего.

Занятие № 2.

1. Закрепление знакомства. Игра «Волшебный клубок».

Цель: Развитие сотрудничества, навыков общения.

Дети стоят по кругу, под музыку передают клубочек цветных ниток. Когда звучание музыки прекращается, ребенок, у которого в этот момент оказался клубок, называет свое имя, остальные хором повторяют .

2. Игра «Поезд».

Цель: Развитие зрительного внимания и памяти, формирование порядкового счета, пространственных отношений.

Один ребенок исполняет роль «паровозика», остальные – «вагончиков», становятся друг за другом. Ребенок – «паровозик» запоминает, как стоят «вагончики», затем отворачивается, а педагог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?»; «Кто стоит за …, перед…, между…(называет имена детей).

Затем выбирается другой «паровозик».

3. Задание «Назови предмет».

Цель: Развитие памяти, закрепление представлений о форме предметов.

Детям предлагается вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник ( без опоры на на изображение предметов).

За каждый правильный ответ дается фишка.

4.Игра «Будь внимателен»

Цель: Формирование способности управлять своим поведением, развитие произвольного внимания.

Детям даются разные команды, которые должны сопровождаться определенными движениями:

«Зайчики» - надо прыгать; «Лошадки» - скакать; «Птицы» - махать руками; «Цапля» - стоять на одной ноге.

Звучит музыка, дети выполняют различные танцевальные движения, но по команде начинают действовать по предварительной договоренности.

5. Задание «Нарисуй три треугольника и один круг. Первую фигуру зачеркни».

Цель: Развитие произвольности внимания и памяти, графо-моторных навыков.

Даются еще несколько вариантов заданий.

6. Итог занятия (См. Занятие № 1).

Занятие № 3.

1.Приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Цель: Формирование атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, сотрудничества.

Детям предлагается поздороваться друг с другом и педагогом и улыбнуться.

2. Игра с мячом «Что к чему подходит».

Цель: Развитие аналитического мышления, активизация общих представлений, словарного запаса.

Учитель-дефектолог бросает мяч и называет слово, ребенок бросает мяч обратно и произносит ассоциативное слово. Например: школа – ученик, альбом – краски, телефон – звонок и т.п.

3. Задание «Запомни предметы».

Цель: Увеличение объема памяти, развитие внимания.

У каждого ребенка имеется карточка, на которой нарисованы предметы (3-5) –у всех разные, и конверты с набором таких же картинок, как и на карточке. Детям предлагается внимательно посмотреть на карточку и запомнить предметные изображения. Затем карточки переворачиваются. Дети раскладывают картинки из конвертов в той же последовательности. Потом меняются карточками.

Задание можно усложнить путем увеличения предметов на карточках.

4. Игра «Поставь пальчик».

Цель: Развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать.

Дети сидят вокруг стола, на котором лежат предметные картинки так, что каждый ребенок может до них достать. Педагог называет слово. Тот из детей, кто первым поставит на соответствующую картинку пальчик, получает фишку.

5. Задание «Установление закономерностей».

Цель: Развитие логического мышления.

Детям предлагаются карточки с заданиями. Установив закономерность, они должны продолжить данный ряд. Например:

 I V I V….

112  113  114 ….и т.п.

6. Итог занятия (См. Занятие № 1).

 Занятие № 4.  

1. Приветствие «»Добрые слова».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, благоприятного микроклимата.

2. Игра « Не пропусти профессию».

Цель: Развитие слухового восприятия, способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Дети встают полукругом и внимательно слушают педагога, который произносит разные слова. Когда услышат название профессии, должны поднять руки вверх.

3. Задание «Исключение лишней картинки».

Цель: Развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование).

Детям даются карточки с нарисованными на них четырьмя предметами, один из которых к остальным не подходит. Ребенок должен закрыть «лишний» предмет фишкой.

Затем дети меняются  карточками.

4. Игра «Слушай и хлопай».

Цель: Формирование самостоятельности, самоконтроля, развитие умения соотносить число и количество.

Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч. Учитель-дефектолог в это время называет разные слова. Но как только прозвучит какое-либо число (от 1 до 5), тот,  у кого оказался мяч, должен столько же раз стукнуть им об пол. Остальные дети контролируют правильность выполнения. Игра повторяется несколько раз.

5. Задание «Нарисуй три треугольника, один круг, два квадрата. Зачеркни четвертую фигуру».

Даются еще несколько вариантов.

Цель: Развитие слухового внимания и памяти.

6. Итог занятия (См. Занятие № 1).

 Занятие № 5.

1. Приветствие. Игра «Найди пару».

Цель: Совершенствование представлений о числе и количестве, развитие умения устанавливать количественные отношения между множествами, создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

На столе изображением вниз лежат карточки с разным количеством предметов (от 1 до 10). Каждый ребенок берет по одной карточке, пересчитывает предметы, изображенные на ней, ищет другого ребенка, у которого такое же количество предметов. Дети в образованных парах приветствуют друг друга. Затем игра повторяется.

2. Задание «Заколдованные фигуры».

Цель: Развитие воображения, зрительного восприятия, памяти, активизация  имеющегося у детей опыта.

Детям предлагается выбрать лист с геометрическими фигурами (круги, квадраты, треугольники и т.д.) и дается задание: дорисовать каждую фигуру, чтобы получился какой-либо предмет.

3. Игра «Придумай загадку».

Цель: Активизация мыслительной и речевой деятельности.

Учитель-дефектолог описывает предмет на картинке. Дети отгадывают. Кто первый отгадал, становится ведущим, выбирает следующую картинку, загадывает свою загадку и т.д. Педагог может оказывать детям  помощь в описании изображений предметов.

4. Задание «Ориентировка в схеме собственного тела».

Цель: Развитие ориентировочных навыков, умения действовать по заданной инструкции.

Дети по инструкции педагога выполняют различные действия. Сначала даются простые инструкции («Подними правую руку»; «Постой на левой ноге» и т.п.). Затем команды усложняются («Возьмись правой рукой за нос»; «Возьмись левой рукой за правое ухо» и т.д.).

5. Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Развитие тактильного восприятия.

В небольшой мешочек из непрозрачной ткани помещаются разные игрушки или небольшие предметы. Детям предлагается по очереди опустить руку в мешочек, выбрать какой-либо предмет и на ощупь узнать его. Затем достать предмет и убедиться в правильности догадки.

6. Итог занятия (См. Занятие № 1).

Занятие № 6.

1. Игра «Найди клад».

Цель: Ориентировка в пространстве помещения, развитие навыков коллективной деятельности.

Дети делятся на две группы. По команде педагога (по очереди) двигаются в заданном направлении. Если команды выполняются правильно, то в конце пути каждая группа находит конверт с призами (открытки, фишки, медальки и т.п.).

2. Задание «Считаем и рисуем».

Цель: Закрепление умения устанавливать количественные отношения между множествами (больше, меньше, поровну), развитие графо-моторных навыков.

Детям раздаются карточки с заданиями. Все карточки с разным количеством предметов. Дается фронтальная инструкция, в соответствии с которой дети действуют.

    «Сосчитать, сколько предметов нарисовано в рамке, записать цифру».

    «В пустом квадрате нарисовать  предметов больше, чем в рамке».

Аналогично выполняются задания: «Нарисуйте меньше предметов»; «Нарисуйте столько же предметов».

3. Игра «Поезд».

Цель: Развитие мышления, речи.

Для игры можно взять 10 – 20 любых картинок из лото. Каждая картинка – «вагончик». Дети должны по очереди выкладывать по одной картинке так, чтобы каждая последующая была как-то связана с предыдущей.

Например: «ложка» - «тарелка» (ложкой едят из тарелки) – «чашка» (тарелка и чашка – посуда) и т.д.

Картинки можно выкладывать в любой последовательности, главное, чтобы ребенок объяснил, почему он так делает.

Задание № 4. «Найди две одинаковые фигуры».

Цель: Расширение объема внимания, развитие способности к сосредоточению.

У каждого ребенка карточка с различными геометрическими фигурами, из них две фигуры одинаковые. Ребенок должен найти и закрыть их фишками.

Карточки разные, дети могут меняться заданиями.

5. Игра «Волшебные картинки».

Цель: Развитие целостного восприятия предмета.

Детям раздаются конверты с разрезными картинками. Педагог предлагает собрать картинки и назвать предмет. Затем дети меняются конвертами.

6. Итог занятия (См. Занятие № 1).

Занятие № 7.

1.Игра «Рыба, птица, зверь».

Цель: Развитие мышления, памяти, способности к переключению внимания.

Дети стоят по кругу. Педагог указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, зверя и т.д.

2. Задание  « Ориентировка на листе бумаги».

Цель: Развитие умения ориентироваться на листе, выполнять словесные инструкции, закрепление представлений о форме и цвете.

Детям предлагается в середине листа нарисовать красный круг, справа от круга – зеленый квадрат, с левой стороны – синий треугольник.

Задания можно варьировать, усложнить путем увеличения фигур.

3. Игра «Запретное число»

Цель: Развитие слухового восприятия, внимания, функции самоконтроля.

Дети идут по кругу и слушают счет. Если услышат «восемь», должны хлопнуть в ладоши.

4. Задание «Назови предмет».

Цель: Расширение и активизация словарного запаса, развитие мышления.

Детям предлагается сказать, кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким и т.д.

За правильный ответ дети получают фишки.

5.Игра «Много – один».

Цель: Развитие навыков словоизменения, слухового внимания.

Дети сидят полукругом. Педагог бросает мяч одному из детей и называет слово во множественном числе. Ребенок возвращает мяч, называя слово в единственном числе.

6. Итог занятия (См. Занятие № 1).

Занятие № 8.

1. Игра «Закончи предложение».

Цель: Развитие понятийного мышления, словарного запаса.

Дети садятся в кружок. Педагог бросает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение.

Варианты предложений:

-Лимон кислый, а сахар -…

-Ночью темно, а днем -…

-Летом жарко, а зимой -… и т.д.

2. Задание «Четвертый лишний».

Цель: Развитие слухового восприятия, внимания, логического мышления.

Учитель-дефектолог называет 4 предмета, три из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить «лишний» предмет.

За правильные ответы дети получают фишки.

3. Игра «Мячик-соединитель».

Цель: Развитие речи, активного внимания.

Педагог бросает мяч одному из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Дети, играть». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч взрослому и т.д.

4. Задание «Группировка картинок».

Цель: Овладение навыками элементарного анализа и синтеза.

Каждый ребенок получает конверт с картинками (по 16 штук), которые можно разложить на 4 группы. Дети раскладывают и дают название каждой группе.

5. Игра «Что изменилось».

Цель: Развитие памяти.

Перед детьми стоят 3 – 7 игрушек. Дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети угадывают, какая игрушка спрятана.

6. Итог занятия.

Дети рассказывают, что нового узнали на занятиях, чему научились, что понравилось больше всего. Учитель-дефектолог желает детям успехов в учебе.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....

"Методические рекомендации для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Режиссерская игра как развитие познавательной деятельности".

Одной из наиболее острых психологических проблем, с которыми приходится сталкиваться специалистам, работающим в детских садах, является "вымирание" режиссерской игры как выражении способност...

Занятие с детьми по развитию познавательно – исследовательской деятельности Тема: Путешествие в синюю страну

Цель: Учить детей усваивать сравнительные степени прилагательных. Закреплять представление детей о синем цвете, о величине (длинный, короткий). Развивать зрительное восприятие, мышление, мелкую мотори...

Основные формы работы с детьми по развитию познавательно- исследовательской деятельности

Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир....

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности тема: «Части тела» с детьми раннего возраста с нарушенным слухом

На занятиях использовались здоровьесберегающие технологии, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, использование индивидуальных слуховых аппаратов...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...