«Учёт личностных характеристик одаренных детей в процессе воспитания»
методическая разработка на тему

Хиблина Елена Николаевна

«Учёт личностных характеристик одаренных детей в процессе воспитания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра адаптивного образования

Самостоятельная работа № 2

«Учёт личностных характеристик одаренных детей в процессе воспитания»

Кузьминой Елены Николаевны,

2014 г.

«Личностные особенности одаренных  детей».

 Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь человека. Исследователи высших способностей отмечают, что одаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать ''одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности.

Одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей в сфере психосоциального развития. В числе таких свойств и качеств выделяют:

  • обостренное чувство справедливости;
  • развитую систему личных ценностей;
  • хорошо сформированное чувство юмора;
  • наличие преувеличенных страхов;
  • упорство в достижении результата.

     Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества:

  1. Неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал.
  2. Привычка исправлять других. Возникает у одаренного ребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма.
  3. Высмеивание окружающих. Может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка - интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами.

Психологические факторы, мешающие реализации способностей детей. К ним относятся:

  1. негативное отношение к школе и учебе;
  2. нарушение отношений с родителями;
  3. подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия;
  4. низкая самооценка, чувство ''гонимости'';
  5. тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других;
  6. склонность к фантазированию;
  7. плохие межличностные отношения, недоверие к другим;
  8. недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела;
  9. отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия;
  10. недостаток лидерских способностей;
  11. недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности;
  12. эмоциональная неуравновешенность;
  13. чувствительность к критике, тенденция критиковать других;
  14.  нереалистические цели.

     

          На основании экспериментальных данных К.Хеллер приходит к выводу, что высокоодаренные дети  отличаются от среднеодаренных по следующим диагностическим значимым личностным параметрам:

  • высокие интеллектуальные способности;
  • выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность);
  • способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память;
  • интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
  • убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;
  • позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

     Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.

     В отдельных случаях дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника ''черезчур'' много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя ''белой вороной'' приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного ''Я''.

     Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную раекцию. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками. Возникновение зазнайства, эгоизма, человеконенавистнических черт убивают проявления талантов.

     Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства. Работы, выполненные на высоком уровне мастерства, исполнителем оцениваются как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.

     Для ребенка 7-8 лет одним из сильнейших мотивов деятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в их глазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личности не было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых. Поощрение за различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому, что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремиться избегать неудач.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Учёт гендерных особенностей детей в процессе физ. воспитания в ДОУ.

Сегодня наиболее актуальной с одной стороны и наименее разработанной – с другой, является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях. Интерес педагогов к этой проблеме позволил спроектировать...

Профилактика социальных рисков в процессе воспитания и личностного развития детей дошкольного возраста

Статья посвящена особенностям развития современного детства и дошкольного образования. Проблемы, возникающие в процессе воспитания и личностного развития ребенка, говорят о необходимости своевременной...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

Семинар для педагогов содержит в себе теоретическую часть освещающую проблемц воприятия детей с ограниченными возможностями здоровья и практическу. часть, позволяющую выработать гуманистическую позици...

Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной деятельности

В статье рассказывается о взаимодействии воспитателя с родителями одаренных детей....

«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...

Семинар "Использование современных образовательных технологий в процессе воспитания, личностного развития детей и социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей"

Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам духовно - нравственного воспитания....