СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
Семинар для педагогов содержит в себе теоретическую часть освещающую проблемц воприятия детей с ограниченными возможностями здоровья и практическу. часть, позволяющую выработать гуманистическую позицию при воспитании детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум: «Использование личностно-ориентированного подхода к детям с НОДА в процессе воспитания и обучения»
1. Напишите на листочке каждый о себе: какой вы видите для себя цель воспитания? Так и пишите про себя: «Я хочу ...» и указываете конкретные цели, которых вы добиваетесь в работе с детьми.
2. Теперь зачитайте (спросить одного). Кто согласен, у кого такие же цели? Подсчитайте. Определите процент по отношению к присутствующим. У кого иная формулировка? Также подсчитайте в процентах. Третьи - так же. 3. А теперь разложим все по полочкам: А) Информационные цели - передать знания, умения, научить отличать плохое от хорошего
Б) Нормативно-формирующие цели - воспитание нравственности, трудолюбия, дисциплины и т.д.
В) Неопределенно-расплывчатые цели - всестороннее развитие, формирование нравственно чистой, духовно богатой личности и т.д.
Г) Гуманистически-развивающие цели - создать условия для формирования человека со своим внутренним миром, умеющего жить среди людей и сотрудничать с ними.
Первые три позиции отражают субъект объектную установку воспитателя (ребенок – объект моего воздействия), а четвертая - субъект субъектную (ребенок взаимодействует со мной).Только последнее (взаимодействие) можно отнести к педагогике сотрудничества.
Прежде чем говорить о личностно-ориентированном подходе, необходимо определить, а что же такое личность в принципе. Одно из определений.
- Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием (С.Ю. Головин)
Личность характеризуется:
- активностью (стремлением субъекта расширить сферу деятельности, выйти за освоенные пределы)
- направленностью (устойчивой системой интересов, убеждений, вкусов и т.д)
- осознанным поведением (знание и свободное выполнение правил поведения в группе)
- развитым самосознанием (осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, отношение к себе и окружающим Я - концепция)
Личностно-ориентированное воспитание - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса, на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса. Личностный подход ,в отличии от индивидуального , требует знания структуры личности и ее элементов , их связи между собой , так и целостной личностью .
Часто личностно-ориентированный подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности? Использование в педагогической деятельности и того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако, при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Данная система особенно актуальна для детей с нарушениями ОДА, потому что зачастую их возможности не позволяют в полной мере освоить программу по образовательным стандартам, приобрести весь объем знаний и навыков, однако возможности развития личности, практически безграничны, поэтому наряду с данной категорией детей мы особенно должны помогает каждому ребенку реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Дети с нарушениями ОДА обладают ограниченным социальным опытом, испытывая трудности в развитии эмоционально- волевой сферы, они могут испытывать на себе постороннее влияние других людей, им трудно раскрыть свою индивидуальность, реализовать свой потенциал и стремления. Именно личностно – ориентированный подход обеспечивает развитие личности ребенка-инвалида в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями, а не ориентирует на некие обезличенные нормы и уровни. Основная линия поведения: не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка.
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик, воспитанник – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ребенок для учителя, воспитателя предстает как уникальное явление. В общении с детьми педагог придерживается принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия для того, чтобы ребенок захотел это делать) создания условий для развития самобытной, творческой личности ребенка, раскрытия его потенциала. Ребенку предоставляется самостоятельность, его активность не подавляется. Формирование знаний, умений, навыков выступает не самоцелью, а средством полноценного развития личности.
Способы общения: понимание, принятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции),сочувствие и сопереживание ребенку (эмпатия), а не нотации, требования, запреты, Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействии с ребенком. Ребенок воспринимается взрослым как полноценный партнер в условиях сотрудничества. Дети чувствуют себя эмоционально защищенными, так как педагог относится к ним как к равным.
Результат: Сами педагоги открыты, способны к росту, проявляют интерес к профессии. Эффект воспитания проявляется в расширении степени свободы ребенка, его способностей, прав, перспектив. Преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, мышление и воля не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются.
Основные принципы Личностно-ориентированного воспитания:
- Принцип самоактуализации (осознанное активное стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;) В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
- Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.
- Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.
После описания основных компонентов личностно-ориентированного подхода его строение можно представить в виде схемы.
Далее педагогам предлагается обсудить следующие примеры:
Случай I.Ребенок, Вера М. 5-ти лет с диагнозом легкая степень ДЦП, посещает д/с уже 1,5 года, достаточно адаптирована к режиму, работникам д/с, не имеет выраженных отклонений в интеллектуальном развитии. Отмечаются следующие особенности в ее поведении: стеснительна, робкая, застенчивая, пассивная, безынициативная, мало общается, не выражает своих эмоций и чувств, мало и тихо говорит и с детьми, и с воспитателями. Она редко играет с детьми и если и вступает во взаимодействие с ними то выполняет лишь второстепенные, малозначительные роли, отведенные ей другими детьми. Она обычно сидит одна в дальнем углу игровой комнаты и в одиночестве играет с куклой. Во время активных игр и развлечений стесняется, путается в ответах и действиях, волнуется, но в то же время с интересом наблюдает за другими детьми. По словам родителей дома активна, с интересом общается и играет с близкими и хорошо знакомыми ейлюдьми.
Случай II .Ребенок, Олег Н. 5-ти лет с диагнозом легкая степень ДЦП, посещает д/с уже 2 года, достаточно адаптирован к режиму, работникам д/с, не имеет выраженных отклонений в интеллектуальном развитии. Отмечаются следующие особенности в его поведении: вспыльчивый, раздражительный, эгоистичный, часто вступает в конфликт с другими детьми, любит занимать лидерские позиции, выполнять только главные роли, играть с лучшими игрушками. Активен легко вступает в контакт и с детьми, и со взрослыми, подчас даже не замечая границ в общении со взрослыми. Имеет склонность к агрессии, подавлению других детей, не способен к установлению длительных контактов, отношений с другими детьми. Недисциплинирован, не выполняет требований взрослых, упрям, может капризничать и кричать пока не добьется своего. Обычно пребывает в приподнятом настроении, двигательно очень активен. По словам родителей дома ведет себя спокойнее, хотя также требователен и капризен.
Как можно помочь данным детям? Пожалуйста, выскажите свое мнение и продумайте, выработайте стратегию и тактику взаимодействия с ребенком по оптимизации его межличностных взаимоотношений с окружающими и гармонизации его личностной сферы.
Упражнение «Фундамент позитивной педагогики». Ведущий говорит о том, что фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее. Педагогам предлагается выбрать и назвать одного из учеников своего класса, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств
Упражнение «Одна фраза». Предлагается в одном предложении сформулировать исходную позицию, аксиому личностно – ориентированного подхода в педагогике. После обсуждения ведущий подводит участников к мысли, что основная идея содержится в следующем высказывании: «В каждом человеке содержатся потенциальные возможности к росту и развитию, поэтому необходимо содействовать их пробуждению».
Подведение итогов, обмен мнениями, впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект развития графомоторных навыков посредством обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата технике «изонить»
Специфика предлагаемой коррекцонной работы-нормализация мелкой моторики у детей с нарушением ОДА,подготовка руки к письму посредством обучения технике "изонить"....
Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
В материале даны конкретные методические рекомендации для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Статья на основе практического опыта описывает особенности проведения тренинговой работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата...
Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
СодержаниеВведение1. Основные направления воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата2. Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата3...
адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата средняя группа
адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата...
«Использование нестандартного оборудования на занятиях по обучению плаванию для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Конспект предназначен для использования в своей работе инструкторам по физкультуре. Задачи занятия: закреплять ранее изученные упражнения. Продолжать учить скользить на груди, выполняя вдох-выдох...
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...