Профилактика социальных рисков в процессе воспитания и личностного развития детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Статья посвящена особенностям развития современного детства и дошкольного образования. Проблемы, возникающие в процессе воспитания и личностного развития ребенка, говорят о необходимости своевременной и целенаправленной работы по профилактике социальных рисков в системе дошкольного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 159.9: 373.2 ББК 88.8 | Тютюнникова Л.А. |
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена особенностям развития современного детства и дошкольного образования. Проблемы, возникающие в процессе воспитания и личностного развития ребенка, говорят о необходимости своевременной и целенаправленной работы по профилактике социальных рисков в системе дошкольного образования.
Социальные риски, дошкольное образование, амплификация, акселерация, социализация
Tyutyunnikova L.A.
SOCIAL RISKS PREVENTION IN THE PROCESS OF EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
The article is devoted to the features of modern childhood’s development and preschool education. Problems during the process of education and personal child development demand the necessity of timely and targeted social risks preventive work in the system of preschool education.
Social risks, preschool education, amplification, acceleration, socialization
Дошкольный возраст является уникальным периодом в жизни человека, начальным этапом формирования личности. В этот период происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку, закладываются основы для психических процессов и личности.[1] Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания, нахождение своего места во взрослом мире, интенсивное освоение смыслов и целей человеческой деятельности. Одновременно, дошкольный возраст – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей (законных представителей), педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Ряд особенностей развития современного детства и дошкольного образования вызывает обоснованное чувство тревоги не только у родителей, психологов и педагогов, но и в обществе в целом. В связи с этим важна работа не только по прогнозированию, но и по своевременной профилактике социальных рисков.
Одним из социальных рисков дошкольного возраста современные педагоги и психологи считают групповые различия в траекториях развития детей.
Ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий влечет за собой групповые различия в развитии детей из разных социальных слоев. Как подчеркивает О.Карабанова, наблюдается поляризация психического развития детей – наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается количество детей с осложнёнными вариантами развития.[2] Каждый такой ребёнок должен обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающем, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Особенности поведения этих детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействию со сверстниками. С родителями данной категории детей необходимо проводить беседы по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, обучению эффективным методам помощи, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.
Говоря о различиях в развитии детей, необходимо указать и на другую потенциальную группу риска – одарённые дети, которые также нуждаются в особых условиях развития, особой образовательной среде, особой программе воспитания. Ведь воспитание по типу искусственной акселерации, как можно более раннее обучение одарённых детей, игнорирование их индивидуальности, проблем в отношениях со взрослыми и сверстниками зачастую приводят к дисгармоничности познавательного и личностного развития. В итоге общество лишается возможности воспитания незаурядных, креативных, творческих личностей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от учреждения образования, задача которого – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому одной из главных проблем совершенствования системы дошкольного образования является раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей, разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т.е. создание условий для развития способностей каждого ребенка. Среди форм работы, стимулирующих проявление детской одаренности, являются: конкурсы-выставки детского творчества разной тематики, выставки самостоятельных творческих работ детей, спортивные соревнования по разным видам спорта, поэтические и литературные гостиные, викторины, интеллектуальные игры, концерты, организация работы кружков по интересам. Данные формы работы дарят воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников, привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей также является одной из задач ДОУ. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» ребенка, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития одаренности ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем интересами и склонностями ребенка. Нередко чрезмерная обучающая деятельность негативно сказывается на одаренности ребенка. Поэтому основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Педагоги ДОУ занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, осуществлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.
Говоря о социальных рисках в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на влияние института семьи на формирование личности ребёнка. Роль семьи в становлении личности исключительна. Разрушение семейных связей неизбежно ведет к нарушениям нормального развития детей и накладывает неизгладимый отпечаток на их последующую жизнь. Как подчеркивает А.И. Антонов, «семья действительно является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, душевного сострадания и сопереживания».[3]
К сожалению, ряд современных ученых и политиков справедливо характеризуют нынешнее состояние семьи в России как кризисное. Данное состояние института семьи нашло свое воплощение в распространении «свободных союзов», снижении уровня рождаемости, росте числа неполных семей, усложнении межличностных отношений, неудовлетворенности многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, насилии в семье, «отложенном родительстве», социальном сиротстве. В обществе появилась еще одна проблема, отмеченная многими философами, педагогами и психологами – это потеря семьей своего воспитательного потенциала. К сожалению, в семьях формируется позиция «пассивного воспитателя». Всё более широкое распространение института нянь как заместителей близкого взрослого уже на самых ранних этапах развития ребёнка увеличивает риски, обусловленные невосполнимой ролью семьи в формировании личности.[4] Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), современные семьи разобщены, родители мало общаются с детьми.[5] Это приводит к тому, что у ребёнка не формируется чувство оптимизма, защищённости, уверенности в себе и в поддержке его начинаний значимыми другими людьми. Следствиями такого обеднения являются ограничение любознательности ребёнка, его готовности к экспериментированию, к бескорыстному исследованию мира.[6]
К сожалению, как показывает практика, родители хотя и признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги же нередко недооценивают роль семьи, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Поэтому одним из условий успешного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно строиться на принципе сотрудничества, успех которого зависит от того, насколько обе стороны осознают целенаправленность воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно-аналитические (выявление интересов родителей, потребностей, запросов, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги и праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные (просвещение родителей); наглядно-информационные. Проведение дней открытых дверей дают возможность продемонстрировать методы и приемы работы с детьми. Родителей регулярно приглашают к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе есть рубрики, освещающие визитную карточку группы, режим дня, расписание непосредственной образовательной деятельности; регулярно создаются тематические фотогалереи. С целью профилактики и оздоровления детей родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
На базе детских садов все чаще создаются консультативные центры, работа которых позволяет обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям), поддержку всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Основными формами деятельности консультативного центра является организация лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей, организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку и т.д.
Работа детского образовательного учреждения должна строиться на основе запросов и интересов родителей, которые выясняются в процессе анкетирования, что позволяет корректировать работу в течение года. Тестирования одновременно помогают родителям сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях.
Введение федерального государственного стандарта направлено на вытеснение тенденции форсирования интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации, замещения типично дошкольных видов деятельности псевдоучебной, что также является одним из социальных рисков современного детства. Дошкольников начинают тренировать, требуя от них активного обучения. В детском саду подготовка к школе фактически вытеснила типичные для дошкольников формы деятельности – игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность, что приводит к обеднению общения. А общение детей, кооперация и сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности – основа морального развития, формирования компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.
Альтернативой должна стать амплификация (обогащение) детского развития – всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста – актуальная задача современного дошкольного образования. Необходимо сохранить уникальность и самоценность детства, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период является периодом подготовки к следующему периоду. Поэтому одним из принципов дошкольного образования является возрастная адекватность – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. При составлении основной образовательной программы дошкольного образования недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей. В связи с вышеизложенным содержание должно включать в себя, прежде всего, использование форм, специфических для детей данной возрастной группы – игры, познавательной и исследовательской деятельности, форм творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.
Одним из социальных рисков дошкольного возраста выделяется также и акцент на социализацию.
Перенос акцента на социализацию изменяет наше представление о результате дошкольного образования. Нередко понимание социализации сводят только к освоению ребёнком социальных ролей, норм и правил. В результате может создаться ложное впечатление о том, что стандарт дошкольного образования, провозглашающий социализацию ключевой целью дошкольного образования, берёт курс на формирование послушного, удобного ребёнка, действующего строго по правилам и потому вполне предсказуемого, легко управляемого и соответствующего ожиданиям учителей, родителей, воспитателей. Целью же дошкольного образования является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, сохранение физического и психического здоровья. Этим результатом должно стать присвоение ребёнком базовой культуры мира, которая выражается как в духовных, так и в материальных ценностях, окружающих ребёнка и кристаллизующих его познавательные и личностные способности. Это умение читать и писать, различать цвета и формы, мыслить, видеть и чувствовать прекрасное, сопереживать чувствам другого человека.[7]
Говоря о социализации, необходимо обратить внимание на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется в процессе реальной совместной деятельности, когда дети прислушиваются друг к другу, помогают друг другу, делятся друг с другом и тем самым осваивают нормы общения. Осознавая свою принадлежность к определенной группе, чувствуя прочную связь с ней и доверие, ребенок не ощущает одиночества, потерянности.[8]
Помимо традиционных уголков, использующихся при сюжетно-ролевых играх («Салон красоты», «Больница», «Магазин» и т.д.), в настоящее время в группах ДОУ все чаще оформляются тематические центры, способствующие сенсорному развитию, развитию любознательности, поддержанию интереса детей к явлениям и объектам окружающего мира (центры «Песок – вода», «Наука и природа», «Искусство», «Кулинария», «Литература», «Маленькие строители» и т.д.). В основе работы таких центров лежит, прежде всего, исследовательская деятельность, которая всегда вызывает огромный интерес у детей. Ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Создание центров дает возможность ребенку думать, пробовать, экспериментировать и главное – самовыражаться.
Акцент дошкольного образования на социализацию решает задачу формирования таких навыков как умение в новой, нестандартной, часто неопределенной ситуации, в условиях дефицита информации быть готовым к поиску решений, не бояться ошибок и неудач и ориентироваться на социальные знания, полученные в семье и детском саду.[9]
В заключение хотелось бы отметить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Рост социальных рисков говорит о необходимости организации своевременной поддержки детей в системе дошкольного образования. Разрабатываемый сегодня стандарт дошкольного образования нацеливает на развитие самостоятельности, активности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста творческие виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века [Текст] / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. – М.: Грааль, 2000. – 415 с.
Горшкова Е.Б. Актуальные направления развития ценностных отношений у младших школьников [Текст] / Е.Б. Горшкова // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 2 (06). – С. 29 – 33.
Карабанова О. Социальные риски современного детства [Текст] / О. Карабанова // Интернет-издание «Просвещение». – 2013. – май : [Электронный документ] – Режим доступа: http://prosvpress.livejournal.com/70042.html, свободный. – (Дата обращения : 21.11.2014)
Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / М.С. Мириманова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – №1 : [Электронный документ] – Режим доступа: www.psyedu.ru, своодный. – (Дата обращения : 22.11.2014).
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.
Выходные данные статьи:
Тютюнникова Л.А. Профилактика социальных рисков в процессе воспитания и личностного развития детей дошкольного возраста // Социальные риски и управление ими в современном обществе: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 05 декабря 2014 года / отв. ред. Е.Н. Шовина. – Мурманск: МГГУ, 2015. – С. 220-227
[1] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – С. 23
[2] Карабанова О. Социальные риски современного детства // Интернет-издание «Просвещение». 2013. май. // URL: http://prosvpress.livejournal.com/70042.html/ (дата обращения : 21.11.2014).
[3] Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М.: Грааль, 2000. – С. 5 - 6.
[4] Карабанова О. Социальные риски современного детства // Интернет-издание «Просвещение». 2013. май. // URL : http://prosvpress.livejournal.com/70042.html (дата обращения : 20.11.2014).
[5] Горшкова Е.Б. Актуальные направления развития ценностных отношений у младших школьников // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 2 (06). – С. 29 - 33.
[6] Карабанова О. Социальные риски современного детства // Интернет-издание «Просвещение». 2013. май. // URL: http://prosvpress.livejournal.com/70042.html (дата обращения : 21.11.2014).
[7] Карабанова О. Социальные риски современного детства // Интернет-издание «Просвещение». 2013. май. // URL: http://prosvpress.livejournal.com/70042.html (дата обращения : 22.11.2014).
[8] Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях //
Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 1. // URL: www.psyedu.ru (дата обращения : 22.11.2014).
[9] Карабанова О. Социальные риски современного детства // Интернет-издание «Просвещение». 2013. Май. // URL: http://prosvpress.livejournal.com/70042.html. (дата обращения : 21.11.2014).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...
Презентация " Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста"
Технология используется как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....
«Влияние социо-игровых технологий в образовательном процессе на социо-личностное развитие детей дошкольного возраста».
мастер-класс для педагогов...
СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных мето...
Консультация: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский...