Статья "Использование компьютерных игр в практической работе логопеда на примере МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска"
статья по теме

Юношева Ирина Владимировна

 В статье описано практическое применение обучающих компьютерных игр в работе учителя-логопеда с детьми старшего возраста с ОНР.   Статья  опубликована с сборнике материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии образования», 2013 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование компьютерных игр в практической работе логопеда на примере МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска

                                                                                                        Юношева

 Ирина Владимировна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 85»

 г. Бийск

 А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".

 В настоящее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Поэтому в  последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится   компьютерным технологиям, которые  выступают как мощное  и эффективное средство коррекционного воздействия.  

В основу использования компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным. По мнению многих педагогов (Н.Н.Кулешов, О.И.Кукушкина, И.К.Воробьев) компьютерные технологии, применяемые в специальной педагогике, являются эффективным средством обучения.

В процессе коррекционной работы в специализированных группах для детей с ОНР  в нашем  детском саду   значительная   роль   отведена  компьютерным программам.  Приобретены компьютерные развивающие и обучающие игры, которые используются  на индивидуальных  и подгрупповых  логопедических занятиях.  Дети взаимодействуют с компьютером либо в начале занятия с целью развития у них психических процессов, либо на этапе закрепления полученных знаний, выполняя тренировочные упражнения по соответствующей теме и   закрепляют навыки звукопроизношения.     Так,  например,  компьютерная  игра     «Домашний логопед» используется на индивидуальных занятиях для закрепления  правильной  артикуляции и автоматизации звуков,  а   с помощью  игр “Звуковичок”    и  “Угадай – ка”  формируются   навыки правильного произношения звуков, развивается неречевой и фонематический слух.   Коррекция нарушений  речевого развития у детей   старшего дошкольного возраста  с  ОНР осуществляется с  использованием компьютерной  игры «Развитие речи».       Играя, дети совершенствуют умения:  выделять звуки, определять их наличие и позицию, количество звуков и слогов в слове, закрепляют умение дифференцировать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы. В занятия по развитию связной речи включаем задания типа  «Подбери слово - действие»,  «Подбери слово - признак», «Составляем описание»; «Послушай рассказ».  Обогащению словарного запаса,  формированию коммуникативных умений способствуют  игры  "Гарфилд дошкольникам» и «Мир вокруг нас».        На занятиях по обучению грамоте активно используются игры  “Баба – Яга учится читать”, «Интерактивная азбука», «Супердетки», «Алфавит», «Гарфилд дошкольникам» предназначенные  для того, чтобы  дети     познакомились с  буквами и  звуками и научились читать. Упражнения компьютерной программы «Игродром»  включаются в индивидуальную работу    по развитию мелкой моторики и психических процессов.     

 Перечисленные  игры способствуют не только развитию умения соотносить образ со словом, которое оно обозначает, но и развивают зрительное внимание и восприятие, совершенствуют навыки чтения и правописания слов.  Их  можно использовать с целью выработки навыка самоконтроля за правильным произнесением поставленных звуков в самостоятельной речи  детей  в процессе называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера. Для профилактики и преодоления дислексии и дисграфии подходит игра "Где звучит ?", в которой формируется  умение определять положение того или иного звука в слове.   Эта игра способствует развитию у  дошкольников фонематического анализа.

Важно помнить, что не все дети в дошкольном возрасте владеют навыками работы на компьютере, поэтому начинаем работу с простых игр из серии "Компьютер для дошкольников». Там представлены   упражнения, которые учат выполнять элементарные действия с компьютером,  включать и выключать компьютер, при помощи компьютерной мыши выбирать нужную игру,   предлагаются образцы игровых заданий. 

  Использование  компьютерных игр в  работе логопеда позволяет   более эффективно устранять речевые недостатки:  значительно сокращается время формирования произносительных навыков, лучше развивается у детей фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи и связная речь, осуществляется   профилактика  нарушений  чтения и письма. Это подтверждают результаты обследования   речи  воспитанников  в конце коррекционного обучения.  Применение компьютерных  игр  в процессе коррекции речи у детей  старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития  детей.

Использование в коррекционном процессе компьютерных игр способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия.  Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности  дошкольников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие. Важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.  Занятия на компьютере  способствуют развитию произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с  дошкольниками. Выполняя компьютерные задания, в соответствии с поставленными задачами, дети  учатся нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь».  

В процессе коррекционной логопедической работы на  основе компьютерных игр у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная игра. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.     

 Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка,  развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютерных  игр  в коррекционной работе логопеда  возможно и необходимо. Они  способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивают ребенка.

Литература 

 1.Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении //Дефектология. 1994. - № 5

2.   Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13) 3.Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44 Литература

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с родителями в МБДОУ «Детский сад «Искорка» (из опыта работы)

Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагог...

Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.

Справкасовместной работы учителя-логопеда    со специалистами  МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной  программы....

Использование дидактических игр в работе логопеда на примере лексической темы «Одежда»

Использование логопедических дидактических игр помогает сделать учебный материал увлекательным, создать положительный эмоциональный настрой. В данной работе приведены примеры логопедических дидактичес...

Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»

Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...

Динаминалочки в практической работе логопеда

Всем известно, что ребенок развивается в движении, а с развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно в процессе образовательной деятельности логопеда  исполь...

Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда

Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) вкоррекционной работе логопеда...