Статья "Использование компьютерных игр в практической работе логопеда на примере МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска"
статья по теме
В статье описано практическое применение обучающих компьютерных игр в работе учителя-логопеда с детьми старшего возраста с ОНР. Статья опубликована с сборнике материалы Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные технологии образования», 2013 год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных игр в практической работе логопеда на примере МБДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска
Юношева
Ирина Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 85»
г. Бийск
А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".
В настоящее время значительно возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Поэтому в последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится компьютерным технологиям, которые выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.
В основу использования компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным. По мнению многих педагогов (Н.Н.Кулешов, О.И.Кукушкина, И.К.Воробьев) компьютерные технологии, применяемые в специальной педагогике, являются эффективным средством обучения.
В процессе коррекционной работы в специализированных группах для детей с ОНР в нашем детском саду значительная роль отведена компьютерным программам. Приобретены компьютерные развивающие и обучающие игры, которые используются на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Дети взаимодействуют с компьютером либо в начале занятия с целью развития у них психических процессов, либо на этапе закрепления полученных знаний, выполняя тренировочные упражнения по соответствующей теме и закрепляют навыки звукопроизношения. Так, например, компьютерная игра «Домашний логопед» используется на индивидуальных занятиях для закрепления правильной артикуляции и автоматизации звуков, а с помощью игр “Звуковичок” и “Угадай – ка” формируются навыки правильного произношения звуков, развивается неречевой и фонематический слух. Коррекция нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется с использованием компьютерной игры «Развитие речи». Играя, дети совершенствуют умения: выделять звуки, определять их наличие и позицию, количество звуков и слогов в слове, закрепляют умение дифференцировать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы. В занятия по развитию связной речи включаем задания типа «Подбери слово - действие», «Подбери слово - признак», «Составляем описание»; «Послушай рассказ». Обогащению словарного запаса, формированию коммуникативных умений способствуют игры "Гарфилд дошкольникам» и «Мир вокруг нас». На занятиях по обучению грамоте активно используются игры “Баба – Яга учится читать”, «Интерактивная азбука», «Супердетки», «Алфавит», «Гарфилд дошкольникам» предназначенные для того, чтобы дети познакомились с буквами и звуками и научились читать. Упражнения компьютерной программы «Игродром» включаются в индивидуальную работу по развитию мелкой моторики и психических процессов.
Перечисленные игры способствуют не только развитию умения соотносить образ со словом, которое оно обозначает, но и развивают зрительное внимание и восприятие, совершенствуют навыки чтения и правописания слов. Их можно использовать с целью выработки навыка самоконтроля за правильным произнесением поставленных звуков в самостоятельной речи детей в процессе называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера. Для профилактики и преодоления дислексии и дисграфии подходит игра "Где звучит ?", в которой формируется умение определять положение того или иного звука в слове. Эта игра способствует развитию у дошкольников фонематического анализа.
Важно помнить, что не все дети в дошкольном возрасте владеют навыками работы на компьютере, поэтому начинаем работу с простых игр из серии "Компьютер для дошкольников». Там представлены упражнения, которые учат выполнять элементарные действия с компьютером, включать и выключать компьютер, при помощи компьютерной мыши выбирать нужную игру, предлагаются образцы игровых заданий.
Использование компьютерных игр в работе логопеда позволяет более эффективно устранять речевые недостатки: значительно сокращается время формирования произносительных навыков, лучше развивается у детей фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматический строй речи и связная речь, осуществляется профилактика нарушений чтения и письма. Это подтверждают результаты обследования речи воспитанников в конце коррекционного обучения. Применение компьютерных игр в процессе коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития детей.
Использование в коррекционном процессе компьютерных игр способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой па зрительное и слуховое восприятие. Важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Занятия на компьютере способствуют развитию произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. Выполняя компьютерные задания, в соответствии с поставленными задачами, дети учатся нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь».
В процессе коррекционной логопедической работы на основе компьютерных игр у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная игра. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.
Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютерных игр в коррекционной работе логопеда возможно и необходимо. Они способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивают ребенка.
Литература
1.Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении //Дефектология. 1994. - № 5
2. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13) 3.Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44 Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с родителями в МБДОУ «Детский сад «Искорка» (из опыта работы)
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагог...
Справка совместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы.
Справкасовместной работы учителя-логопеда со специалистами МБДОУ детского сада № 50, способствующая успешному освоению воспитанниками коррекционной программы....
использование мандал в практической работе и в жизни психолога детского сада.
Мандалы в работе и жизни психолога детского сада....
Использование дидактических игр в работе логопеда на примере лексической темы «Одежда»
Использование логопедических дидактических игр помогает сделать учебный материал увлекательным, создать положительный эмоциональный настрой. В данной работе приведены примеры логопедических дидактичес...
Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»
Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...
Динаминалочки в практической работе логопеда
Всем известно, что ребенок развивается в движении, а с развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно в процессе образовательной деятельности логопеда исполь...
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в коррекционной работе логопеда
Значение использования ИКТ (информационно-компьютерных технологий) вкоррекционной работе логопеда...