Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
рабочая программа (старшая группа) по теме
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества.
Данная программа направлена на воспитание детей на идеях патриотизма, духовности, народности (уклад жизни, традиции и пр.), обращения к истокам (кто мы такие, какие мы, чем интересны).
Срок реализации программы рассчитан на два учебных года. Возраст детей – старший дошкольный 5-7 лет выбран не случайно, так как именно период 5-7 лет является наиболее сензитивным для формирования нравственных качеств личности дошкольника, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании.
Цель: создание благоприятных условий для воспитания гражданина и патриота своей малой Родины, путём привития интереса к истории и культуре казачества, его обычаям и традициям.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.
- Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.
- Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.
- Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.
- Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.
Поставленные задачи программы решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества
«Пролетарские казачата»
(1 год обучения)
№ п/п | Сроки проведения | Тема | Содержание |
1. | Сентябрь | «Кто мы, откуда. Где наши корни» | Развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам. |
«Древняя Русь» | Знакомить детей с историей нашей Родины, откуда пошло название нашей Родины. На примере былин, легенд показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа. | ||
2. | Октябрь | «Россия – Родина моя» | Формирование патриотических чувств, закрепление знаний государственных символов страны, формирование простейших географических представлений о стране. |
«Наши предки – славяне» | Расширять знания детей об истории нашей страны, познакомить с жизнью, обычаями, занятиями наших предков. | ||
3. | Ноябрь | «История белгородского казачества» | Познакомить детей с историей белгородского казачества, о том, как казаки на Белгородчине появились. Рассказать детям, что история белгородского казачества – источник силы, мужества, верности. |
«Как воспитывали казака» | Дать детям знания о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. | ||
4. | Декабрь | «Обряды и праздники в семьях казаков» | Познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией казаков. |
«Языческие праздники (Святки, Новый год) | Раскрыть нравственные основы казачьей культуры как культуры русской национальной, богатства народа. | ||
5. | Январь | «Предметы быта и творчества белгородских казаков: Казачьи мотивы» | Через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым. |
«Предметы быта и творчества белгородских казаков: Казачьи мотивы» | Познакомить детей с духовной и материальной культурой казачества, характерными чертами семейно-бытового уклада, популяризация казачьих традиций. | ||
«Казачий курень» | Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. | ||
6. | Февраль | «Казачья утварь» | Мебель, посуда – знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. |
«Одежда казака и казачки» | Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. | ||
«Казачья кухня» | Знакомить детей с традициями казачьей кухни, правильном рациональном питании. | ||
7. | Март | «Масленица» | Расширить знания о традициях, праздниках казачества |
«Пасха, Красная горка» | Познакомить детей с главным праздником православных христиан, традиции, обряды. | ||
«Живет в народе песня» | Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту казачьих напевов. | ||
8. | Апрель | «На героя и слава бежит» | Беседа о героях-казаках, старинном оружии. |
«Культура общения в семье и обществе» | Формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве. | ||
9. | Май | «Золотые имена» | Познакомить детей с выдающимися людьми белгородского казачества (Краснощеков, Ефремов, Платов, Орлов-Денисов, Бакланов). |
«Человек без Родины, что соловей без песни» | Беседа о прошлом и настоящем белгородского края. |
Календарно-тематическое планирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества
«Пролетарские казачата»
(2 год обучения)
№ п/п | Сроки проведения | Тема | Содержание |
1. | Сентябрь | «Кто мы, откуда. Где наши корни» | Продолжать развивать у детей коммуникативные умения; расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родственникам. |
«Мой район и поселок, в котором я живу» | Знакомить детей с историей возникновения Ракитянского края. Экскурсии по району (по фотографиям и иллюстрациям). | ||
2. | Октябрь | «Белгородская земля – Святое Белогорье» | Познакомить детей с множеством православных храмов, монастырей, часовен, целебных источников прославивших Белгородский край. |
«Улицы нашего района, поселка» | Уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно многое узнать об истории района, поселка. | ||
3. | Ноябрь | «История белгородского казачества» | Познакомить детей с историей белгородского казачества, о том, как казаки на Белгородчине появились. Рассказать детям, что история белгородского казачества – источник силы, мужества, верности. |
«Столица мирового казачества» | Познакомить детей с главным городом донских казаков Новочеркасском. | ||
4. | Декабрь | «Рыцарская жизнь казаков» | Дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи казаков. |
«Военные походы» | Пополнять знания детей об истории белгородского казачества. Дать понятие, что звание мирного земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении. | ||
5. | Январь | «Рождество Христово, Крещение» | Формирование у детей целостного представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников. |
«Казаки – люди вольные» | Дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди. | ||
«На казачьем кругу» | Продолжать пополнять знания детей об истории белгородского казачества. Дать понятие «казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. | ||
6. | Февраль | «Культура общения в семье и обществе» | Продолжать формировать у детей общее представление о культуре казачества, ее богатстве. |
«К худой голове своего ума не приставишь» | Беседа об уме и глупости – показать детям значение знаний, пословицы, поговорки. | ||
«Предметы быта и творчества белгородских казаков: Казачьи мотивы» | Продолжать изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым. | ||
7. | Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа об отношении казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. |
«Живет в народе песня» | Продолжать знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту казачьих напевов. | ||
8. | Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном казачьем юморе. |
«Мировозрение (развитие знаний о природе)» | Познакомить детей с религиозным мировозрением наших предков, о развитии их знаний о природе. | ||
9. | Май | «Золотые имена» | Познакомить детей с выдающимися людьми белгородского казачества (Краснощеков, Ефремов, Платов, Орлов-Денисов, Бакланов и другие). |
«Человек без Родины, что соловей без песни» | Беседа о прошлом и настоящем белгородского края. |
Приложение 2
Диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Белгородского края, культуры и традиций казачества
Фамилия, имя ребенка | Теоретические знания | Практические знания | ||||||||
Знание содержания сказок, былин, легенд. | Умение узнавать героев в произведениях изоискусства. | Знание истории казачьего костюма. | Знание подвижных казачьих игр, праздников и игрушек. | Знание русского народно-прикладного искусства. | Экологическое воспитание | Использование фольклора в разговорной речи. | Физическое воспитание | Трудовое воспитание | Продуктивные виды деятельности | |
Критерии оценки знаний детей
Высокий уровень
= использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
= знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
= знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
= имеет представление о народных промыслах, использует их элементы в своих работах.
= имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, в приготовлении салатов, украшении одежды декоративными элементами (бусинками, бисером, тесьмой и т.д.), изготовлении самодельных игрушек из соломы, ивы, камыша, ткани.
= умеет отличать строения донских казаков от современных построек.
Средний уровень
= знает потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения, использует в речи
= знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
= знает название некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
= знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.
= знает некоторые элементы казачьего костюма.
= различает и называет некоторые казачьи промыслы.
=имеет практические умения в работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень
= знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
= знает некоторые народные приметы.
= знает название некоторых народных праздников, но принимает в них пассивное участие.
= знает 2-3 подвижные народные игры и при помощи взрослого с трудом, но может объяснить правила к ним.
= при помощи взрослого различает 2-3 народных промысла.
= имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»
Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»
Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...

В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...

Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»
Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...

Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"
Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией. Поэтому, работая над фо...

Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»
Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»...

Консультация для родителей: «Кубанские казачьи сказки как основа формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
В связи со сложившейся ситуацией в мире и актуализацией культурно-цивилизационной, геополитической и религиозной концепции «Русский мир» возникла потребность в возрождении традиций русског...