Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»
методическая разработка (старшая группа)
Самообразование «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_gendernoe_vospitanie_detey.doc | 230 КБ |
prezentatsiya_k_samoobrazovaniyu_gendernoe_vospitanie_detey.ppt | 2.02 МБ |
buklet_gendernoe_vospitanie.docx | 483.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»
Материалы по самообразованию на тему:
«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края»
Выполнила воспитатель
Сокоренко Оксана Александровна
г.Пыть-Ях
2017-18 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление | стр |
Введение | 3 |
1.Актуальность самообразования | 3 |
2.Цели и задачи | 6 |
2.1 Цель работы | 6 |
2.2 Задачи работы | 6 |
2.3 Целевая группа | 7 |
3. Проектное решение | 7 |
4. Жизненный цикл и этапы работы по самообразованию | 7 |
5. Программа мероприятий | 9 |
6.Ожидаемые результаты реализации деятельности | 22 |
7.Риски реализации | 22 |
9. Основные критерии и показатели эффективности реализации | 23 |
Заключение | 24 |
Список литературы | 25 |
Интернет-ресурсы | 26 |
Приложение 1 | 27 |
Приложение 2 | 28 |
Приложение 3 | 29 |
Введение
Важнейшей задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию.
Полоролевое воспитание в детском саду должно обеспечить овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволить сформировать адекватную полу модель поведения.
Использование народных традиций в гендерном воспитании необходимо, прежде всего, потому что они неразрывно связаны со многими сторонами мировоззрения и взаимоотношения людей, в них наиболее ярко и своеобразно отражен накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость и выражается характер и душа народа, лучшие черты истории семейно-бытовой жизни общества. Национальная культура сохранила ценности, традиции гендерного воспитания, помогающие регулировать поведение людей разного пола в семье и социуме, способствующие развитию женского и мужского достоинства, формированию гуманных взаимоотношений полов, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.
- Актуальность проблемы
В условиях существенных изменений социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Современное общество характеризуется утратой нравственных критериев в оценке отношений между представителями разных полов, «размытостью» половых стереотипов, эталонов мужского и женского поведения, девальвацией традиционного для русской культуры отношения к матери и материнству как святыне. Это отнюдь не полный перечень действующих факторов, обуславливающих необходимость разработки проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста, решение которой будет способствовать успешной социализации детей, совершенствованию «мужской» («женской») индивидуальности, построению ими в будущем гармоничных семейных взаимоотношений. Многие из представительниц прекрасного пола стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
В этом аспекте закономерно происходят кардинальные изменения в содержании теоретико-методологических подходов в образовании: по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни.
Актуальность обусловлена тем, что в дошкольных образовательных организациях содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей. Отсутствует ориентир на гендерное развитие мальчиков и девочек того или иного возраста, которые различаются в физическом, интеллектуальном развитии и социальном поведении. Недостаточно используется богатый потенциал культуры родного края, как хранительницы лучших образцов человеческой сущности, эталонов мужественности и женственности, позволяющая детям легко ориентироваться в мире мужчин и женщин, познавать тайные смыслы человеческой жизни, выступающая основным средством развития индивидуальности ребенка. Дает ему возможность осваивать свое окружение, развивать нравственно-волевые качества, характерные для мальчиков и девочек.
Большинство родителей наших воспитанников, в силу нехватки времени, не имеют возможности в достаточной мере посещать вместе с детьми музеи, театры и другие исторические места, знакомиться с интересными людьми, поступки и добрые дела которых послужили бы нашим воспитанникам хорошим примером для подражания.
Наличие всех выше перечисленных факторов послужило возникновению данной темы для работы.
Наиболее полно раскрыл эту проблему в своих работах французский мыслитель и педагог Ж.Ж.Руссо, который обосновал необходимость разного подхода в воспитании мальчиков и девочек принадлежностью того или другого пола. Мужчины и женщины наделены одинаковыми качествами, но в разной степени.
В России XVI-XVIII веков, как и в странах Западной Европы, существовавшая официальная педагогическая теория и практика были также нацелены на подготовку детей разного пола к разным социальным ролям в будущем. Приоритетным в воспитании девочек считалось подготовка их к семейной жизни, а мальчиков к общественной.
Лучшие педагоги и учителя при воспитании детей всегда обращаются к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной предшествующими поколениями. Педагогический опыт многих поколений предоставляет богатейший арсенал народной воспитательной мудрости, который содержится в сказках, играх, обрядах, загадках, пословицах и т.д.
2. Основная идея самообразования заключается в создании системы работы с детьми по гендерному воспитанию на основе культурных традиций родного края.
2.1 Цель:
воспитание гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края.
Достижение поставленной цели будет возможным при решении следующих задач:
изучить современные подходы в организации гендерного воспитания детей в системе современного дошкольного образования;
формировать социально адаптированную личность ребенка дошкольного возраста с учетом гендерного подхода;
создать развивающую предметно-пространственную среду с учетом гендерного подхода;
повысить профессиональную компетентность педагога по организации системы работы гендерного воспитания дошкольников на основе культурных традиций родного края;
создать систему работы с детьми для построения целостных воспитательно-образовательных взаимоотношений по гендерному воспитанию дошкольников.
2.2. Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста и их родители, воспитатели.
- Проектное решение
Основная идея работы – разработка и использование в образовательных отношениях материалов, адаптированных для детей дошкольного возраста с целью комплексного, доступного и интересного обзора и приобщения к русской народной культуре, воспитания на основе этих материалов общечеловеческих ценностей: добра, красоты, художественного вкуса. Взаимодействие основано на интеграции художественно-эстетической, познавательной, речевой, физической и социально-коммуникативной областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Подход к приобщению детей к народной культуре на основе гендерной идентичности, как и к любой другой образовательной задаче должен быть комплексным и доступным.
4.Сроки реализации
Срок реализации самообразования рассчитан на 11 месяцев (с 1 сентября 2017 года по 30 августа 2018 года)
Этапы реализации самообразования предполагают изучение гендерных особенностей мальчиков и девочек внутри возрастной подгруппы и на протяжении всего дошкольного возраста, влияния культурных традиций родного края на воспитание у дошкольников гендерной идентичности.
Основные этапы деятельности :
1 этап – подготовительный этап (сентябрь 2017года):
изучение литературы по проблеме, ознакомление с передовым опытом;
уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач;
мероприятия по согласованию и утверждению проекта самообразования;
подбор объектов экспериментирования;
изучение роли этнокультурного наследия Пыть- Яа в гендерном воспитании детей, изучение их собственной гендерной идентичности, выявление их представлений о людях как представителях определенного пола, изучение их как носителей гендерных стереотипов;
разработка модели гендерного воспитания дошкольников по возрастам на основе культурных традиций родного края;
определение гендерных установок у педагогов в отношении детей;
подготовка методических материалов;
подготовка исследовательского инструментария.
2 этап – основной этап (октябрь 2017– апрель 2018 год):
продолжение мониторинга гендерной идентичности и гендерного взаимодействия мальчиков и девочек с миром;
апробация модели по гендерному воспитанию дошкольников на основе культурных традиций родного края;
проведение мероприятий по проблеме гендерного воспитания дошкольников;
подготовка публикаций, обобщающих опыт участников.
3 этап – итоговый этап (август 2018 год):
продолжение мониторинга гендерной идентичности мальчиков и
девочек;
коррекция модели по гендерному воспитанию дошкольников на основе культурных традиций родного края.
- План мероприятий
№ | Мероприятия с воспитанниками | Место проведения | Срок проведения | Ответственный | ||
Этап 1 подготовительный | ||||||
1 1 | Планирование основных мероприятий и праздников. | |||||
2 | Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта. | |||||
3 | Составление конспектов образовательной деятельности по теме самообразования | |||||
4 | Создание развивающей предметно-пространственной среды (оформление тематических уголков в группе, пополнение демонстрационного материала для организаций образовательной деятельности дошкольников, оформление картотек, дидактических игр и др.) | |||||
5 | Составление консультаций для родителей и педагогов по теме самообразования. | |||||
6 | Создание картотеки дидактических игр на основе гендерного воспитания. | |||||
7 | Разработка системы психолого-педагогического мониторинга
| |||||
8 8 | Диагностика особенностей гендерной идентичности дошкольников. «Методика выбора» «Метод индивидуальной беседы», «Метод творческих заданий», разработанный И.Б. Рябцевой. (Приложение 1) | Октябрь 2017г., Май 2018г. | ||||
Этап 2 основной | ||||||
1 1 | 1.НОД «Моя семья». Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям. 2.Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду. 3. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать». Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям. 4.Рисование на тему «Моя семья» Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. | Групповая комната | Октябрь 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А. . | ||
2 | 1.НОД «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях. 2.Экскурсия по Пыть-Яху на «автобусе» (по фотографиям). Цель: знакомить детей с достопримечательностями города, воспитывать любовь к родному краю. 3.Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает» Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия. 4.Конкурс чтецов «Стихи о маме». Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме. | Групповая комната | Ноябрь 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А. . | ||
3 | 1.НОД: «Что за праздник Новый год?» Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом. 2.Беседа: « Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. 3.НОД «Страна моя родная!». Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнать о России. 4.Беседа «Животный мир нашего края». Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным. | Групповая комната | Декабрь 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А. | ||
4 | 1.НОД «Народные праздники на Руси. Рождество» Цель: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. 2.НОД «Доведи дело до конца». Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат. 3.Беседа «История моего города». Цель: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее». | Групповая комната | Январь 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А. | ||
5 | 1.Слушание записи былин об Илье Муромце, Никите Кожемяке. Цель: познакомить с подвигами богатырей. 2.Беседа «Мои друзья». Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков. 3.Изготовление подарков для пап и дедушек. Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных. 4.НОД «Кто сторожит тишину?». Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как, люди чтят их память. | Групповая комната | Февраль 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А | ||
6 | 1.НОД «О мамах родных и очень важных». Цель: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. 2.Изготовление подарка мамам, бабушкам. Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек. 3.Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери». Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. 4.Игра - посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Групповая комната | Март 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А. | ||
7 | 1.НОД «Покорение космоса». Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать. 2.НОД «Славится Россия чудо – мастерами». Цель: познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. 3.Беседа «Я и моѐ имя». Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье. 4.Развлечение «Праздник Родины – России!» Цель: воспитывать любовь к нашей Родине – России, закрепить знания детей о флаге, гербе и гимне России; об истории России. | Групповая комната | Апрель 2018г. | Воспитатель Сокоренко О.А. . | ||
8 | 1.Развлечение «Веснянка». Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа. 2.НОД «Этот день Победы». Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлой России. 3.Оформление стенгазеты «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. 4.Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. | Групповая комната | Май 2018г. | Воспитатель Сокоренко О.А. | ||
9 | 1.НОД «День защиты детей» Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме. 2.Выставка детских рисунков «Мой любимый город». (Совместно с родителями). Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине. 3.Сюжетно-ролевая игра "Семья". Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре. 4.Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. Цель: воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках. | Групповая комната | Июнь 2018г | Воспитатель Сокоренко О.А. | ||
10 | 1.Беседа "Звонок на работу маме". Цель: формировать основы этикета. 2.НОД "Какими должны быть мальчики и девочки". Цель: формировать дружеские взаимоотношения между детьми. 3.Беседа "Расскажи, где ты живешь?" Цель: расширять знания детей о родной станице, развивать коммуникативные умения. | Групповая комната | Июль 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А. . | ||
11 | 1.Беседа "Моя семья". Цель: продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях. 2.Выставка рисунков "Моя воспитательница". Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать уважение к профессии воспитателя, желание помогать ему. 3.НОД "Мы все разные, но мы все равны". Цель: расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; знакомить с национальными праздниками разных народов. | Групповая комната | Август 2018 г. | Воспитатель Сокоренко О.А. | ||
Работа с родителями 1.Консультация “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста путём краеведения”. 2.Выставка семейных работ по теме "Семейные традиции". 3.Родительское собрание «Счастлив тот, кто счастлив дома»; | ||||||
1.Консультация "В музей вместе с ребенком”. 2.Фотовыставка “Мамины помощники”. |
| |||||
1.Консультация «Десять способов стать лучшим папой» 2. «Домашнее чтение детям старшего дошкольного возраста» | . | |||||
1.Консультация «Формирование Гендерного воспитания на основе нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом» | ||||||
1.Консультация «Как научить детей охранять природу» 2.Консультация «Как провести выходной с ребенком» | . | |||||
1.Беседа, рекомендации для мамы и папы. 2.Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» 3. .Консультация «Роль матери в воспитании ребенка» | . | |||||
1 | 1.Индивидуальные беседы «Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие» | . | ||||
1.Консультация «Детские игры – дело серьезное» | ||||||
1.Памятка «Сюжетно-ролевые игры как средство гендерного воспитания дошкольников» | ||||||
1.Консультация «Воспитание ребенка в семье» | . | |||||
1.Консультация «Секреты воспитания вежливого человека» | ||||||
Работа с педагогами 1.Консультация «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» | ||||||
2.Консультация «Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОо» | ||||||
3.Консультация «Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей» | ||||||
Этап 3 итоговый | ||||||
1 | Создание фотоотчета по мероприятиям | Групповая комната | Май 2018 | Воспитатель Сокоренко О.А | ||
2 2 | Мониторинг освоения материала детьми | |||||
4 3 | Коррекция модели по гендерному воспитанию дошкольников на основе культурных традиций родного края. | |||||
4 | Подготовка тем по проблемам гендерного воспитания дошкольников на основе культурных традиций родного края. | |||||
6. Ожидаемые результаты реализации самообразования
Модель гендерного воспитания дошкольников по возрастам.
Выработка алгоритма профессиональной педагогической деятельности.
Выработка системы работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края.
Социально - игровые технологии, методики гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Критерии, показатели и уровни гендерной идентичности дошкольников.
Методический и технологический инструментарий по осуществлению гендерного воспитания и развития дошкольников.
Семинары, мастер-классы по проблемам гендерного воспитания дошкольников.
Методические рекомендации.
7. Риски реализации и пути их преодоления.
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | нежелание родителей участвовать в деятельности; отсутствие наглядного материала по теме, соответствующего возрасту детей. | проводить индивидуальные консультации, профилактические беседы с целью заинтересовать родителей, разработка и создание нового материала |
Организационные | Возможность введения режима карантина во время эпидемий, проведение незапланированных мероприятий в детском саду | Перенос мероприятий на другие сроки |
8. Основные критерии и показатели эффективности реализации самообразования
Критерий эффективности | Условие | Баллы |
Методика 1 (метод выбора) | 3 балла-при первом выборе предметов национальной культуры. 2 балла- при втором выборе предметов национальной культуры. 1 балл- при третьем выборе предметов национальной культуры. | высокий уровень - 12- 9 средний уровень - 8 - 6 низкий уровень - от 5 и менее. |
Методика 2 (метод индивидуальной беседы | 3 балла - ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края 2 балла - ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах национальной культуры 1 балл - у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края | высокий уровень - 21- 18 средний уровень - 17 - 12 низкий уровень - от 11и менее. |
Методика 3 (метод творческих заданий) | 3 балла - ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа 2 балла - ребенок затрудняется в установлении связей, допускает содержательные и смысловые ошибки 1 балл - ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме | высокий уровень - 12- 8 средний уровень - 8 - 6 низкий уровень - от 5 и менее |
Заключение
Работа по самообразованию по теме «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края» должена стать хорошим подспорьем для воспитателя в приобщении дошкольников к национальной культуре. Позволит ребенку творчески развиваться и проявлять себя.
Для определения результативности проекта будут использованы следующие методы и конкретные методики исследования: метод наблюдения, эксперимент , метод беседы, метод опроса (интервью, анкетирование), метод использования продуктов человеческой деятельности, тесты и др.
В работе будет использован комплекс дополняющих друг друга методик, направленных на получение разносторонней информации об особенностях гендерного развития мальчиков и девочек дошкольного возраста. С этой целью будут использоваться следующие психодиагностические методики: частично стандартизированная беседа, направленная на получение широкой информации о знаниях детьми гендерных стереотипов, об умении детей дошкольного возраста соотносить собственные особенности и характеристики сверстников противоположного пола с гендерными стереотипами; «Методика Выбора»;метод индивидуальной беседы; метод творческих заданий: рисуночные проективные методики: «Нарисуй человека», «Нарисуй себя», «Нарисуй свою семью», «Нарисуй сверстника противоположного пола» и др.
Список литературы:
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам//Вопросы психологии, 1980, № 5. с. 60-70
- Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. – М.:Советский композитор, 1988.
- Ахмедова С. А. Приобщение старших дошкольников к традиционной культуре родного края [Текст] / С. А. Ахмедова, М. В. Стародубцова //
Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 41-43.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-В., 1995.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте М: Просвещение, 1991, с. 93
- Захарова И.В. Роль родителей в гендерной социализации ребенка // Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т. 2. — С. 140—142.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. Воронеж, 2004.
- Легенина Т.Б. Гендерная социализация в современной российской семье: социокультурный анализ // Автореферат на соис. канд.социолог. наук, — Cтаврополь., — 2004 г. С. 30.
- Коломинский Я.Л. Социально-психологическая характеристика детских коллективов (к проблеме общих и возрастных закономерностей взаимоотношений между сверстниками) // Вопр. психол. 1974. № 3.
- Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975. - с.763.
- Котырло В.К. Мотивы взаимоотношения взрослых и детей // Воспитание дошкольников в семье. - М.: Педагогика, 1979.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж, 1997.
13.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. - М., 1993.
14. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.
15.Литвинова М.Ф.. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986
- Усова А.П. Воспитание общественных качеств детей в игре. //
- Психология и педагогика игры дошкольников.-М.,1960.
- Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.. 2000.
- Интернет ресурсы
Приложение 1
МЕТОДИКА 1 («Методика Выбора»)
Для выявления особенности интереса детей к национальной культуре. Детям предлагаются следующие ситуации:
1 ситуация - выбор орнамента (детям предлагается выбрать орнамент, узор, которым бабушка украсит варежки):
·национальный орнамент
·геометрические фигуры
·однотонные (без рисунка)
2 ситуация - выбор костюма (детям предлагается выбрать одежду для куклы):
· национальная одежда
·джинсовый костюм
·спортивный костюм
3 ситуация - выбор сувенира (детям предлагается купить подарок для друга, живущего в другой стране или республике):
· игрушка - кукла в национальной одежде
· «фиксики»
·городецкая игрушка
4 ситуация - выбор занятия (детям предлагается выбрать занятие):
·родной язык
·математика
·рисование
Критерии оценки:
3 балла - при первом выборе предметов национальной культуры.
2 балла - при втором выборе предметов национальной культуры.
1 балл - при третьем выборе предметов национальной культуры.
Приложение 2
МЕТОДИКА 2 (метод индивидуальной беседы)
Для выявления особенностей представлений детей о национальной культуре применяется метод индивидуальной беседы.
Цель: выявления уровня знаний детей о национальной культуре.
Детям предлагаются следующие вопросы:
1.В какой республике ты живешь?
2.Знаешь ли ты народные праздники? Какие?
3.Назови части татарского национального костюма.
4.Какие татарские народные игры ты знаешь?
5. Какие народные считалки ты знаешь?
. Какие ты знаешь пословицы, поговорки?
7. Знаешь ли ты татарские народные песни (колыбельные
Оценка результатов
3 балла - ребенок имеет четкие представления о культурном достоянии родного края, знает много деталей народной одежды, элементов орнамента, сказок, подвижных игр ). Эмоционально воспринимает красоту предметов материальной культуры; самостоятельно аргументирует свои суждения.
2 балла - ребенок имеет дифференцированные представления о некоторых элементах национальной культуры. Стремится аргументировать свои суждения, познавательное отношение к культурному достоянию неустойчиво, связано с яркими событиями, моментами.
1 балл - у ребенка не сформированы представления о культурном достоянии родного края, дает неправильный ответ или не отвечает даже после наводящих вопросов взрослого.
Приложение 3
МЕТОДИКА 3 (метод творческих заданий)
Для выявления особенности умений отражать национальную принадлежность в практической деятельности, используется метод творческих заданий.
1 задание - составить рассказ о кукле, одетой в национальную одежду.
2 задание - украсить варежку
Критерии оценки:
1 - содержание изображения, рассказа
2 - техника исполнения, выразительность при передаче образов
- отношение ребенка к деятельности.
Оценка результатов:
3 балла - ребенок устанавливает существенные связи; пользуется разнообразными средствами выразительности, передает черты национального образа; при выполнении деятельности проявляет инициативу, творчество.
2 балла - ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки; использует средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, выделяет некоторые элементы национальной культуры; проявляет интерес при выполнении заданий.
1 балл - ребенок не устанавливает связи, результаты деятельности не соответствуют теме; не использует средства выразительности, навыки и умения для создания образа, национальный мотив отсутствует; при выполнении работы самостоятельности, инициативы и творчества не проявляет.
1.«Методика выбора», разработанная И.Б. Рябцевой
Цель - выявить уровень интереса у детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 12 .
В результате диагностики выявляются следующие уровни интереса детей к национальной культуре:
высокий уровень - 12- 9 баллов;
средний уровень - 8 - 6 баллов;
низкий уровень - от 5 и менее.
2. «Метод индивидуальной беседы», разработанный И.Б. Рябцевой.
Цель - выявить представления детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получит по этой методики, равно 21.
В результате диагностики выявляются следующие уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре:
высокий уровень - 21- 18 баллов;
средний уровень - 17 - 12 баллов;
низкий уровень - от 11и менее.
3. «Метод творческих заданий», разработанный Рябцевой И.Б.
Цель - выявить уровень умений детей старшего дошкольного возраста отражать элементы национальной культуры в практической деятельности. Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить, равно 12.
В результате диагностики выявляются следующие уровень умений отражать элементы национальной культуры в практической деятельности:
высокий уровень - 12- 8 баллов;
средний уровень - 8 - 6 баллов;
низкий уровень - от 5 и менее.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений.
Различия Пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения; Пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной. Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается; Понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Разрушение традиционных стереотипов поведения женского мужского Курение и сквернословие; Лидирующие положения среди мужчин; Стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Утрачивают способность играть правильную роль в браке; Из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей»; Все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.
Наши проблемы Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Психологические отличия девочек мальчиков Девочки более послушны. Девочки более работоспособны. Девочки большую часть информации воспринимают на слух. Мальчики больше хотят отличиться. Мальчики более изобретательны. Мальчики занимают больше места Мальчики не должны плакать Мальчики большую часть информации воспринимают зрением.
Чем мальчики отличаются от девочек Мальчики Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ; Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову; Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком; Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая; Девочки Девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх; Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх; Девочки – ладонью; Девочки поворачивают только голову;
Мальчики У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса; Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею; Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их; Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги. Девочки Девочки дышат грудью; Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец; Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их; Девочки же стараются подниматься (спускаться) боком;
Мальчики Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди; Пояс на халате завязывают ниже пупка; Уши затыкают ладонями; Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой; Девочки Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину; Пояс на халате завязывают выше пупка, на талии; Уши затыкают пальцами; Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;
Мальчики Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову; Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины. Девочки Девочки же, прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью; Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Средства игры народные сказки пословицы колыбельные песни
Методы: игры познавательно-развивающие этические беседы проблемные ситуации схемы-действия Методы: игры познавательно-развивающие этические беседы проблемные ситуации схемы-действия
Форма игровая деятельность экспериментальная проблемно- поисковая
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее: На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей 1.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. 2.Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. 3.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы. 4.Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. | 5.Помните: стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях. 6.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. 7.Мальчики медленнее осваивает грамоту, чем это делают девочки, плохо пересказывают, и небрежно пишут буквы. Не огорчайтесь - это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. При воспитании детей это нужно учитывать. |
Памятка для педагогов и родителей |
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. "Что посеешь, то и пожнёшь!" - гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле - и есть Любовь в истинном её проявлении. Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренны и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе". | Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками 1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать их надо по-разному. 2.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. 3.Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. 4.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. | 5.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно. 6.Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА» на 2013-2014 учебный год
План работы по самообразованию "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста" на 2013-2014 чебный год...
Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».
Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста на основе воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...
Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.
Гендерное воспитание детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...
Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Люби и знай, свой родной край".
В проекте раскрывается как, какими средствами , способами воспитывать духовно-нравственные, патриотические чувства у старших дошкольников....
статья "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ"
laquo;Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Россия - страна великой культуры и духовности. Духовность и нравственность...