Опыт работы "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 142.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
на основе русской культуры
Опыт работы
Воспитателя ВКК
Чепелевой Е.А.
«Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям».
Серафим Роуз
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан является актуальной задачей и должно определяться национальными интересами России, обеспечивать безопасность от внешних и внутренних угроз. (слайд 2)
Человек, лишённый исторического опыта своего народа, способен жить только сегодняшним днём. Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родной стране, об особенностях русских традиций. Не испытывают интерес к русским народным сказкам, играм. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем понять культуру другого народа, увидеть его самобытность и уникальность.
Тема патриотического воспитания на основе русской культуры очень важна для осознания любви к своей Родине, становления гражданина, патриота с активной жизненной позицией. (слайд 3)
Поэтому, работая над формированием нравственно – патриотического воспитания, учла актуальность данной темы и поставила перед собой цель педагогической деятельности: создание условий для формирования нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры.
Для реализации цели определила следующие задачи: (слайд 4)
Формировать первоначальные представления о быте наших предков, об истории, жизни, праздниках и традициях русского народа;
Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста посредством музыки, изодеятельности.
Воспитывать любовь к Родине, её историческому прошлому средствами художественно - эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
Для решения поставленных задач работу планирую на системной основе, с учётом следующих принципов: (слайд 5)
Принцип историчности помогает при подборе материала, так как абсолютно всё переносить из прошлого нет смысла – мы должны выступать как наследники лучшего в прошлом.
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – основные формы общения с детьми.
Принцип целостности. При знакомстве с народной культурой как частью культуры отечественной, постепенно учу воспринимать её как единое целое.
Принцип интегрированности использую в работе интеграции различных областей, разнообразных видов фольклора, педагогические технологии, опирающиеся на традиционную культуру и продолжение народной традиции в творческой деятельности детей.
Принцип сознательности и активности. При помощи этого принципа в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, воспитываю у детей инициативу, самостоятельность умение творчески решать поставленные перед ними задачи, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
В реализации ряда задач помогает вариативное использование комплекса методов и приёмов работы с детьми (словесный, наглядный, практический, игровой).
Вся работа по теме состоит из 3 этапов:
Первый этап: «Организационно – ознакомительный»
Второй этап: «Практический»
Третий этап: «Обобщающий»
(слайд 6)
I этап: «Организационно – ознакомительный»
На этом этапе изучила Основную образовательную программу дошкольного образования (формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу). ( слайд 7)
С целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству, создала в группе специальную предметно – пространственную среду. Оформила центр патриотического воспитания «Я – россиянин».
В подборе наглядного и методического материала придерживаюсь правила: окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты, любознательность, должны помогать его приобщению к истории русского народа.
Для реализации этой работы использую дидактические, настольно – печатные игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, иллюстративный материал к совместной, индивидуальной деятельности детей, с наглядным материалом по ознакомлению с историей Руси, с историей родного города и др; альбомы с фотографиями детей и их семей; предметы русского быта и т.д. ( слайд 8)
В группе есть библиотечка книг с русскими народными сказками, былинами, потешками, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками; оформлены папки – передвижки. (слайд 9)
Так же работает театральная студия «Капитошка», где собраны различные виды театров, театральные костюмы и многое другое, приобретённое и изготовленное совместно с детьми и родителями, необходимое для подготовки и проведения праздников и развлечений.
(слайд 10)
Среда должна побуждать детей к двигательной активности, а что может быть доступнее народных игр, сопровождаемых художественным словом? В этом помогает картотека русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр, которые формируют развитие личности. Их использование в работе с детьми даёт детям представления о традициях русского народа, создаёт эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. С помощью игр формирую нравственные качества, способствую воспитанию волевых качеств личности, развиваю у детей ловкость, гибкость, силу, моторику, воспитываю навыки общения. Содержание и рациональность материала соответствует возрасту детей.
II этап: «Практический» (слайд 11)
На этом этапе приступила к реализации работы клуба «Славяночка», целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины. (слайд 12)
Клубные занятия провожу в соответствии с перспективным планированием. Так как детям этого возраста свойственно наглядно – образное мышление, то для лучшего усвоения и закрепления знаний, использую в работе с ними «живые», наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда и т.д.).
Во время заседаний клуба знакомлю детей с историей возникновения Руси, а так же с историческим прошлым своего родного города. Для ознакомления с родным городом, природой родного края использую экскурсии (по территории д/сада, к рядом расположенным предприятиям, к памятным местам). (слайд 13).
Провожу совместные мероприятия с Центром ДОД, с детской библиотекой, с МКУ «Центром культуры и досуга», где дети выступают с чтением стихов, пословиц, поговорок о своей Родине. Организую выставки рисунков на темы «Защитники русской земли», «Моя Родина – Россия» и т.д. ( слайд 14)
Беседы, чтение художественной литературы о былинных богатырях, князьях соединяю с изучением истории Отечества и воспитанием патриотизма, готовностью защищать его, гордиться военными победами предков. Для развития познавательной активности детей, содержание знаний по истории и культуре своей Родины постоянно дополняю и обновляю.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом, поэтому провожу беседы с детьми об особенностях культуры, обычаях и традициях людей разных национальностей, которые населяют нашу страну. Это способствует формированию толерантности, уважению к культуре и религии других народов.
В работу по ознакомлению детей с народными традициями включаю различные виды детской деятельности: познавательную, исследовательскую, художественно – продуктивную, конструктивную, игровую, досуговую. Она осуществлялась в интегративной форме: на музыкальных занятиях, занятиях познавательного цикла, по изобразительной деятельности, в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности.
Использовала разнообразные формы деятельности: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы о своей семье, подготовленные детьми совместно с родителями, детско-родительские проекты, выставки, трудовую деятельность и т.д.
Работая на логопедической группе, важную роль отвожу речевому развитию. Основной путь воспитания – это продвижение ребёнка к всеобщим гуманистическим общечеловеческим нравственным ценностям, которые раскрываются через приобщение ребёнка к своей национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам. Поэтому, в работе с детьми широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). Ведь их содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык, развивают память, внимание, смекалку, речь. (слайд 15)
Сказка в моей работе – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, школа народной мудрости. При знакомстве детей с русскими народными сказками, обращаю их внимание на мелодию и ритм родного языка, обогащаю словарь детей, развиваю умение различать хорошие и плохие поступки главных героев, сопереживая или осуждая их. При чтении сказок народов мира, учу понимать их смысл, находить общность с русскими народными сказками. Таким образом, сказка является одним из важнейших нравственно – педагогических средств формирования личности.
Пословицы и поговорки оказывают огромное влияние на развитие ума, являются весьма важным в формировании воображения детей дошкольного возраста. С их помощью знакомлю детей с различными историческими событиями, с окружающим. Уделяя внимание важности физического воспитания детей, заучиваем пословицы и поговорки, которыепропагандируют здоровый образ жизни. (слайд 16, 17)
Особую роль в системе работы с детьми отвожу приобщению детей к творчеству русских умельцев. Для ознакомления с различными видами росписи использую наглядный дидактический материал. Именно декоративная роспись, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. (слайд 18, 19). В процессе работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей решаются задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому. (слайд 20)
Поэтому большое внимание в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию уделяю народным праздникам и развлечениям. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. (слайд 21, 22)
Совместно с работающей в ДОУ театральной студией «Капельки» провожу различные мероприятия: утренники, праздники, развлечения, драматизации, фрагменты русских народных сказок, былин для детей и родителей, а так же совместные детсадовские спортивно – развлекательные праздники, в подготовке к которым родители принимали активное участие.
III этап: «Обобщающий» (слайд 23)
Анализ работы за эти годы показал, что проводимая педагогическая деятельность привела к следующим результатам: у детей сформированы основы патриотизма, гражданственности, расширились знания об истории традициях своей малой родины и России. Дети стали активно принимать участие в конкурсах различного уровня, получая призовые места.
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьёй. (слайд 24)
Знакомя родителей с проводимой работой, привлекая их к участию в выставках и конкурсах различного уровня, вызываю у взрослых интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению добрых семейных связей. (слайд 25,26)
В уголках для родителей постоянно помещаю материал по народному календарю, по народным праздникам, обмениваемся рецептами русской кухни. Для родителей подготовила и провела консультации, беседы, родительские собрания; советую для прочтения литературу, брошюры; оформляю рекомендации, памятки; предлагаю папки – передвижки, провожу анкетирования, по результатам которых планирую свою работу. (слайд 27)
В ходе моей работы были реализованы проекты: кратковременный («Русская изба») и долгосрочные («70 лет Великой победе»).Был разработан и реализован, совместно с коллегой, проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры», за который мы были награждены серебряными медалями за участие во Всероссийском конкурсе «Патриот России», в Международном конкурсе – выставке «METHODIGE». (слайд 28, 29)
Прошло открытое заседание клуба совместно с детьми старших групп «Русская изба» с использованием ИКТ, на котором был презентован мини – музей «Русская изба», созданный семьёй моего воспитанника. Организованы выставка семейных работ (рисунки) с презентацией: «Русские избы. Добрые избы», (слайд 30), «Мой папа – солдат», «Новогодняя композиция», «Моя мамочка, мамуля!», «Досуг в семье» и т.п.; (слайд 31) защита детско – семейных проектов:«Я и моя семья», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи». (слайд 32,33)
К 70-летию Победы ВОВ, совместно с родителями созданы альбомы: «Герои ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Символика и оружие ВОВ», «Города – герои», «Наши герои – земляки»,которые использую в работе с детьми и для просвещения родителей. Вместе с детьми сделали макет мемориала погибшему герою, выполнены и презентованы макеты военной техники времён ВОВ. Организовывали выставки детских работ к 9 Мая; изготавливали поделки, открытки для родных к праздникам.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: у родителей повысился интерес к историческому прошлому, к возрождению народной культуры своего народа, возросло чувство ответственности за духовно – нравственное становление своих детей. (слайд 34,35)
Но на этом работа не закончена. Постоянно повышаю уровень своего самообразования: изучаю литературу по теме, читаю журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду» и другие. Своевременно повышала уровень своей квалификации, была участником webinarow, участвую в семинарах, семинарах - практикумах, выступаю на педсоветах, на РМО, делюсь различными рекомендациями и консультирую по теоретическим и практическим вопросам нравственно – патриотического воспитания детей, оказываю помощь молодым специалистам. На базе МКДОУ организовала мастер – класс с детьмиподготовительной группы с приглашением учителей начальных классов СОШ №1 «Путешествие в прошлое», на РМО выступила с обобщением опыта работы, провожу мастер – класс с педагогами. Так же принимаю активное участие в профессиональных конкурсах различного уровня. ( слайд 36)
Таким образом, вся работа, выстроенная в определённую систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данному направлению, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, помогающая воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими вырастут наши дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе традиций казачества
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.Будущее любой страны всегда зависит от т...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе православной культуры в рамках дополнительного образования «Светлячок» (из опыта работы)
Отчёт оработе кружка по духовно-нравственному воспитанию детей на основе православной культуры, традиций и обычаев. В данной статье показан опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста....
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ. Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры". Руководители проекта:заведующий Афонина Р.М., воспитатель Чепелева Е.А.
Проблема «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. МихалковВ старшей и под...
Проект «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе русской культуры»
Паспорт проектаВид проекта: познавательно-творческий.Тип проекта: долгосрочный.Участники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели.Ожидаемый результатРеализация данного пр...
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа
Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...
Методическая идея «Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (на основе культурного наследия севера Омского Прииртышья)
Методическая идея к презентации .Тема: "Основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...
Опыт работы по теме "Семья как основа организации и реализации идей патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлен обобщенный педагогический опыт по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с родным городом, как малой Родиной в тесном взаимодействии с семьями во...